Возрастные особенности детей 2-3 лет (ясельная группа)

Ребята уже умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдиться и разочаровываться в людях – такова психология ребенка 4 5 лет.

Какое чувство малыша при родах

В утробе матери, ребенку было очень комфортно и привычно, он слышал доносящиеся звуки разговоров своих близких, находился в теплом месте и наблюдал равномерные удары маминого сердца. Долгих 9 месяцев жизнь была однообразной и комфортной.

Резко начинаются схватки, ребенка сдавливает, а уровень кислорода падает. Затем его голову тянут через таз матери, где она немного деформируется.

Какое чувство малыша при родах

Как только он появляется на свет, температура резко падает с 37 градусов до 20.

Все время малыш плавал в жидкости, которая не давала возможности почувствовать его вес, но теперь все иначе – он чувствует то, что космонавт, когда сходит на землю – свой настоящий вес, чему очень пугается. Переживания и испуг проходит, когда мать опять прижимает его к сердцу!

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей, которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Читайте также:  А Течении Какого Срока У Новорожденного Выравнивается Голова

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия. В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Как развивать ребенка?

Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.

Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:

Как развивать ребенка?
  1. музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
  2. посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
  3. шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
  4. двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
  5. сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
  6. полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.

Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.

Особенности поведения

Активно занимается изучением качества предметов и действий, которых с ними можно осуществлять. Он меньше времени уделяет рассматриванию предметов, и в основном его энергия направлена на познание их сути (в доме появляются первые разобранные игрушки).

Возраст 2-3 лет – это период развития воображения, ребенок начинает фантазировать. Поощряйте его в этот, присоединяйтесь к его игре. Считается, чем ярче разнообразнее фантазии у детей в этом возрасте, тем выше их уровень развития.

Просмотр телевизионных передач и мультфильмов становится более осознанным, он уже не просто созерцает, а наблюдает и анализирует, а также может повторять наиболее понравившиеся моменты в своей жизни (поэтому в этот период имеет особое значение просмотр «правильных» мультфильмов).

Сроки

Многие ошибочно полагают, что если это кризис 7 лет, то он и начинается ровно в тот день, когда ребёнку исполняется семь лет. Или 1 сентября, когда он идёт в школу и сталкивается с суровой реальностью. На самом деле в психологии всё далеко не так просто.

Во-первых, данный возрастной кризис наблюдается у детей 6-7 лет. Это связано с тем, что родители пытаются подготовить их к учёбе заранее. Начинаются посещения Школы первоклассника. В детском саду занятия становятся серьёзнее и требовательнее, максимально приближенными к школьным. Ребёнок чувствует предстоящие изменения, и, если они слишком резкие и неожиданные для него, психические новообразования могут начать формироваться за несколько месяцев до 1 сентября. Есть и такие детки, которые осознают трудности спустя какое-то время после этого. Не нужно искать в этом отклонений. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда психика оказывается к нему готовой.

Во-вторых, кризис не случается в один день. Трудности и проблемы нарастают постепенно, подобно снежному кому. Сначала формируется одно новообразование и появляются связанные с ним симптомы. Через какое-то время обнаруживается второе и т. д.

Как утверждают психологи, возрастной кризис 7 лет длится от 6 до 9 месяцев, в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Читайте также:  Диета для кормящих мам: мнение специалиста

Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,лет

Малыш сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования, бывает веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный. Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.

Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.

Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др.

Увлекается интересной игрой и его трудно отвлечь.

Ребенок 2,5 лет неинтересные непонятные игры отвергает, его трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать. Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия. Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.

Малыш испытывает эмоциональное удовольствие, слушая знакомые музыкальные произведения, песни. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения один и с группой детей. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.

Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев, агрессия, боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.

Ребенок в 2,5 года нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке. Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях. Способен понять радость или печаль или огорчение другого ребенка. Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается). Не всегда может оценить доброту или понять наказание.

Малыш настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении. Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Занятия с ребенком в лет

Дети, которым исполнилось 5 лет, умеют и знают многое. Они хорошо говорят, анализируют, фантазируют, умеют считать. Необходимо понимать, что они познают окружающую жизнь через игру, общение с родителями и сверстниками.

Развитие речи

Следует, прежде всего, понаблюдать за ребёнком, правильно ли он произносит буквы и звуки.

Для улучшения произношения можно проводить простые логопедические занятия, доступные в домашних условиях:

  • гимнастика для языка;
  • воздушный футбол (логопедическое упражнение);
  • упражнения для языка «мостик» и «балалайка».
Занятия с ребенком в лет

Речь и окружающий мир тесно связаны, поэтому наилучший способ освоения речи – чтение книг. После чтения с ребёнком необходимо беседовать, просить рассказать, что ему понравилось больше и почему.

Хорошо развивают детей настольные игры, в процессе которых он знакомится:

  • с профессиями;
  • названиями марок автомобилей;
  • животными;
  • птицами;
  • странами;
  • кулинарными продуктами;
  • растениями.

Следует предлагать словесные игры, помогающие освоить художественный образ языка. Например, придумать рифму, противоположное значение слова, подобрать несколько похожих слов. Обучая речи, не стоит забывать о сложных предлогах, которые есть в русском языке: из-под, из-за и других, подобных. Ребёнок должен знать, что такие конструкции имеются в языке и для чего они применяются.

Хорошо развивают речь словесные игры:

  1. Опиши одним словом (лапа собаки, чашка для чая).
  2. Кому что нужно (почтальону, продавцу).
  3. Как можно узнать (холодно ли на улице, интересная ли книга).
  4. Часть – целое (лепесток – цветок).
  5. Лишние слова (сортировка предметов по назначению).
  6. Скажи по-другому (употребляя синонимы)
  7. Скажи наоборот (употребляя антонимы).

Постепенно надо расширять тематику игр и подкреплять знания конкретными примерами.

Мышление и память

Образное и пространственное мышление развивается с помощью конструкторов, пазлов, строительных игровых материалов.

Игры на развитие памяти:

Занятия с ребенком в лет
  • запоминаем фигуры;
  • что изменилось (игра с карточками);
  • найди пару;
  • продолжи логический ряд;
  • подбери узор;
  • определи на ощупь.

Творческое развитие

Фантазии детей в этом возрасте – обычное явление, но её надо направить в творческое русло.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет:

  • лепить из пластилина, теста, пластической массы;
  • делать аппликации из бумаги;
  • составлять мозаики;
  • рисовать всеми доступными средствами.
Читайте также:  Воспитание у детей ценности семьи и семейной жизни

Занятия математикой

Поскольку ребёнок в этом возрасте умеет и с удовольствием пользуется счётом, то занятия математические будут нелишними.

Его надо учить в игровой форме:

  • знать цифры в правильном порядке;
  • складывать и отнимать;
  • решать простейшие математические задачи;
  • знакомить с геометрическими фигурами;
  • узнавать маленькие и большие числа.

Ознакомление с окружающим миром

Занятия с ребенком в лет

Игры на знакомство с окружающим миром развивают логическое мышление, память, знакомят с повседневностью, формируют взаимоотношения:

  1. Кто где живёт.
  2. Кто чем питается.
  3. Магазин.
  4. Библиотека.
  5. Строитель.
  6. Продавец.
  7. Путешествие по городам.

Благодаря играм, ребёнок в этом возрасте может:

  1. Различать фрукты, овощи, знать, где они растут и когда.
  2. Знать названия многих насекомых, способы их передвижения.
  3. Угадывать по картинкам времена года, описывать присущие им явления.
  4. Различать домашних и диких животных, их повадки, уметь их классифицировать.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Эмоциональная и познавательная стороны развития

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В целом на протяжении этого периода у детей активно развивается познавательная сфера. Способен ребенок и накапливать знания о тех объектах окружающего мира, которых никогда не видел воочию. Например, об определенных животных, странах, автомобилях и т.д. Эти знания формируют у него конкретное отношение к миру (любовь к домашним питомцам, страх диких животных и т.д.). Этим багажом знаний и впечатлений малыш стремится поделиться со сверстниками.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

Возраст почемучек – 5-6 лет

Речь ребенка в год и месяц

После 12 месяцев у детей идет быстрое развитие речи. Малыши быстро совершенствуют свои навыки в этой сфере, экспериментируют со звуками. Словарный запас пополняется очень быстро. Если в годик карапуз знал около 10-15 слов, то уже к 2 годам в его арсенале будет приблизительно 250-300 слов. Вместе с этим совершенствуется мимика и жестикуляция.

Если вы хотите помочь своему чаду в развитии речи, можно провести такие простые занятия:

Речь ребенка в год и месяц
  • Во время чтения книжки показывать карапузу картинки и задавать элементарные вопросы, например, «где кошечка»?
  • Старайтесь чаще разговаривать с малышом, читайте ему потешки, сказки, стихи.
  • Ни в коем случае не «сюсюкайте». Мальчик или девочка должны слышать четкую и внятную речь.
  • Для хорошего развития речи играйте в игры, подразумевающие артикуляционную гимнастику (надувание шарика, произношение различных звуков, показывание языка, складывание губ в трубочку и прочее).
  • Ежедневно делайте крохе массаж пальчиков.
  • Выполняя различные вещи по хозяйству, озвучивайте свои действия. Например, «я мою посуду», «я вытираю пыль», «я накрываю на стол».

Возможно, вам будет интересно: Как научить ребенка быстро и правильно читать

Если вы видите, что сын или дочка чем-то заинтересованы, рассказывайте об этом как можно больше, неважно, машины это, природа, животные или что-то другое.