В каком возрасте ребёнку нужна своя комната?

В этой статье поговорим о том, как обустроить личное пространство ребенка — его детскую комнату. Если таковой нет — его личный «угол».

Как родителям не нарушать личное пространство ребенка

Психологи дают советы, как правильно организовать детское воспитание и обучение максимально без стресса и дискомфорта.

Дистанция с ребенком должна появиться с трехлетнего возраста, когда малыш уже понимает, что он – отдельный человек, что игрушки, комната и даже рисунки принадлежат ему. Поэтому только он имеет на право на свои вещи и никто другой. Родителям нужно научиться спрашивать отпрыска разрешения, чтобы войти в его комнату, заглянуть в шкаф или в ящик с его вещами, просмотреть рисунки. Бесцеремонное поведение старших может поставить малыша в неловкое состояние, когда что-то сделают против его желания.

Родители нарушают личное пространство ребенка

Если родители нарушают личное пространство ребенка, такое напористое отношение может привести к следующим негативным моментам  в его поведении:

  •  замкнутости;
  • обиде;
  • агрессии;
  •  тревожности.

В воспитании детей важен принцип не сделать хуже. Поэтому, если ребенок имеет строгие границы личной зоны, ни в коем случае нельзя их ломать. Они с легкостью могут быть скорректированы совместными усилиями родных и психолога.

Родители не должны нарушать личное пространство ребенка

Воспитатели и психологи утверждают, что родители не должны нарушать личное пространство ребенка и ограничивать себя следующими действиями:

  • спрашивать разрешения, если взрослые хотят посмотреть рисунки, игрушки малыша;
  • разрешать иметь маленькие секреты;
  • дать малышу почувствовать себя хозяином своих вещей и разграничить понятия «мое-чужое»;
  • не заставлять выполнять ребенка действия, которые нарушают его личную зону, например, поцеловать тетю или бабушку;
  •  оставлять малыша, чтобы он мог делать что-то наедине, без присмотра взрослых.

Следует различать «здравое» личное пространство. Например, если ребенок не хочет ехать в автобусе рядом с незнакомым дядей или не желает, чтобы родители стирали его одежду, это явный перебор. Поэтому, нужно поучить малыша нормам личных границ. Знакомы с теми, кто не знает, как родителям не нарушать личное пространство ребенка? Порекомендуйте нашу статью.

Реально ли воплотить в жизнь эти рекомендации?

В конце июня министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что учебный год начнется по плану. Его заместитель, Дмитрий Глушко, добавил, что, скорее всего, календарные рамки останутся без изменений, и школьникам не придется учиться летом. При этом подчеркивается, что организация занятий будет адаптирована под условия пандемии. Так, например, глава ведомства отметил, что школьные линейки 1 сентября не будут проходить в обычном формате. Подробности пока неизвестны. Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова сообщала, что окончательное решение по этому поводу будет принято к концу августа.

Реально ли воплотить в жизнь эти рекомендации?

Министерство просвещения еще дорабатывает список мер по профилактике распространения инфекции, опираясь при этом на опыт проведения ЕГЭ. По словам Сергея Кравцова, в течение первых недель в каждой школе будет дежурить медицинский работник. Кроме того, будут приняты во внимание рекомендации Роспотребнадзора. Те из них, что касаются дезинфекции помещений, точно будут реализованы.

Однако профессиональное сообщество неоднозначно оценивает реальность выполнения некоторых рекомендаций. Так, например, директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина считает, что ограничить контакты школьников во время перемен и прогулок очень сложно. Даже если организовать отдельные звонки для разных классов каждые 10-15 минут, чтобы ученики не сталкивались в коридорах, это будет мешать учебе остальных.

Реально ли воплотить в жизнь эти рекомендации?

Помочь сначала себе, потом – ребенку

Границы помогают человеку определить свое место в мире. И здесь очень важно понимать, что выстроить границы для ребенка могут только те родители, которые имеют свои собственные. Последите за собой и за остальными членами семьи: уважают ли у вас чужое мнение? Умеют ли говорить «нет», не обижая другого? Научились ли определять, где общая территория, а куда лучше не лезть, пусть даже с благими целями? Если да, проблем с границами у ребенка может и не возникнуть. Но в помощь родителям сообщаем несколько простых и полезных правил, которые помогут обозначить их для детей.

  • Будьте последовательны. Граница создана, и ее нельзя отменить. Ни в коем случае запреты не должны быть «плавающими»: сегодня нельзя, а завтра можно (например, если ребенок заболел, и хочется его порадовать, разрешив делать то, что обычно запрещено).
  • Будьте тверды. Если малыш капризничает, требует чего-то, а вы уверены в своей правоте — не отменяйте решения. Жалейте ребенка, сочувствуйте ему, но не соглашайтесь уступать только из-за его протеста и капризов. Например, если надо уходить из гостей домой, но малыш бурно сопротивляется — проявите вежливую настойчивость.
  • Действуйте согласованно. Обсуждайте установление границ с членами семьи. Все должны поддерживать одно решение. Например, если мама запрещает делать что-то, пап тоже не должен этого разрешать.
  • Объясняйте ребенку причину того или иного правила — но лишь в том объеме, который он может понять в силу своего возраста. Например, если двухлетний ребенок отказывается мыть руки после прогулки, не стоит читать ему лекцию про гепатит и различные виды бактерий. Но рассказать, что немытые руки могут привести к тому, что животик заболит — вполне уместно.

Выстраивание границ для маленького человека — процесс долгий и не всегда легкий. Но если вы любите своего ребенка, позаботьтесь о том, чтобы они у него были.

Как находить с ребенком общий язык: особенности общения родителей с детьми

В общении с детьми необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Позитив. Без критики не обойтись. Но стоит научиться делать это без перехода на личности и сравнений с другими детьми. Критикуем поступок, а не человека. Подбираем слова, чтобы доносить информацию в позитивном ключе.
  • Создаем ситуацию выбора. Это настолько просто, что даже странно видеть повсеместно ультимативные заявления взрослых. Достаточно предложить несколько вариантов, удобных для всех, чтобы конфликт разрядился. Иногда это можно делать в паре «удобный и неудобный» вариант, тогда выбор будет всегда в пользу удобного.
Как находить с ребенком общий язык: особенности общения родителей с детьми
  • Ценим дела ребенка. Бесконечные игры, болтовня по телефону, зависание в социальных сетях – по-настоящему важны детям. Не стоит обесценивать их увлечения! Необходимо искать компромиссы или находить альтернативы. Если речь идет о компьютерной зависимости, то интересный вариант решения проблемы уже обсуждался. Но в целом, помним, что личное пространство должно быть у каждого, и нужно уметь ценить это. Хочется отвлечь ребенка от его дел – попросите!
  • Правила важны не всегда. Взрослые привыкли жить по правилам. Хоть в реальности, хоть в настольных играх. Игровое общение с ребенком подразумевает мобильность. Используйте креатив, инициативу или хотя бы не отторгайте идеи малыша. Пусть в играх меняются правила – появляются новые сюжеты, персонажи, действия: интересно, и отлично объединяет играющих. Если правила не понравятся, то всегда можно вернуться к каноническим инструкциям.
  • Помощь полезна не всегда. Нельзя все делать за ребенка. У него должны быть свои ошибки, свой опыт. Иначе самостоятельности не добиться никогда… Но можно слегка корректировать реальность. Если, например, медлительность – причина постоянных опозданий, стоит начать раньше вставать или планировать день с учетом особенностей малыша.
  • Включаем ребенка в дела семьи – советуемся и прислушиваемся. Мнение всех домашних обитателей одинаково важно. И то, что кто-то старше, не делает его центром локальной вселенной. С ребенком нужно и можно советоваться, искать удобные для всех решения, обсуждать проблемы. Конечно, не стоит вывалить на голову малыша все неурядицы и сложности, но дозировано и согласно возрасту – нужно и можно.
  • Переживаем и сопереживаем. Часто речь о проблемах малыша вызывает у взрослых негативную или агрессивную реакцию. Или же смех. И то, и другое недопустимо. Ребенок переживает и обесценивать его проблемы не стоит. Необходимо показать, что любые чувства малыша важны – выслушать, поддержать, проговорить ситуацию и найти выход. Это основа качественного общения ребенка с мамой, залог дружбы и понимания в семье.
  • Гипотетические ситуации как ключ решения проблем. Придуманные ситуации, а также обсуждение сюжетов книг или фильмов – отличный способ общения. Так можно воспитывать эмоции, подталкивать к осознанию каких-то моментов, высказывать недовольство, искать решения. Важно сохранять «гипотетичность» ситуации до конца, особенно при наличии реальной проблемы, взятой за основу. Выводы ребенок сделает сам.
  • Юмор всегда и везде. Смех – залог хорошей атмосферы в доме. Умение слышать и понимать шутки, высмеивать ситуации и себя – пригодятся всегда. Не стоит использовать сарказм, идеи циничного и черного юмора – это обижает малышей и подходит только для взрослого общения.

Интересно почитать:

Правила успеха в жизни и бизнесе: 12 секретов успешных людей Методы и способы самомотивации: 8 способов эффективной самомотивации Осенняя хандра: как с ней бороться – советы Почему современные дети не умеют ждать и не любят учиться, не переносят скуку и не играют сами

Как находить с ребенком общий язык: особенности общения родителей с детьми

Адрес электронной почты *

Личное пространство ребенка в доме и обществе

В идеале у ребенка старше 5 лет должна быть своя комната, свое личное пространство в доме. Причем, несмотря на возраст, с ним придется считаться:

  • стучать в дверь перед тем, как войти,
  • ограничить доступ гостей,
  • не брать личные вещи ребенка без разрешения.

В отношении пяти-шестилетнего малыша такое поведение может показаться смешным, но именно сейчас ребенок учится защищать свое личное пространство и уважать чужое. Видя, что границы его приватной территории не соблюдаются, он не будет соблюдать их и в отношении других людей.

Нужно ли выделять приватную территорию для ребенка, если он делит комнату с кем-то из близких? Обязательно!

    1. Купите кровать-чердак, двухъярусную кровать или разделите комнату стеллажом, ширмой.
    2. Разрешите ребенку иметь собственный ящик, стеллаж, постеры, полку, шкаф для вещей. Соблюдайте и помогайте ему отстаивать право исключительного доступа к своим вещам.
    3. Контролируйте соблюдение чистоты и аккуратности на его территории.

Что касается детского сада, то личной территорией каждого ребенка здесь является шкафчик в раздевалке. Он помечен особым значком, и открывать его может только сам ребенок, его родители и воспитатель, если это необходимо. Детям, чувствительным к нарушению границ комфорта, такая политика помогают ощущать себя в безопасности.

Вообще, в рамках одной публикации невозможно в деталях разобрать такую сложную и многогранную тему, как личное пространство. Но, резюмируя рекомендации психологов и опыт педагогов Sun School, мы можем с уверенностью говорить, что собственный пример самый эффективный способ научить ребенка вежливо защищать свои границы и уважать чужие.

Читайте также:  Имена для девочек и мальчиков на 2019 год

Что необходимо в детской комнате?

Покупайте большую кровать. Большая часть детей спит с родителями. Если квартира маленькая, купите хороший матрас, и пусть он лежит на полу. Днем малыш на нем сможет прыгать, а ночью спать. Идея без кровати очень хорошая, и только на первый взгляд шокирует. Отличным решением является и двухэтажная кровать.

Детское пространство может расти вверх. Идеальным будет детский спортивный комплекс. С возрастом можно делать его выше к потолку. Если ребенок освоит верхние ярусы пространства, это сильно меняет его мировоззрение. Дети все любят лазить по верху, чтобы все увидеть.

Наличие столика и стульчика, за которым ребенок сидит, очень важно, особенно если малышу 2-3 года. Но это не для игры, а для занятий и творчества. Для более взрослого чада нужен полноценный письменный стол. Если нет возможности личного стола, то подойдет кухонный стол. Но индивидуальный угол должен быть у каждого малыша.

Что необходимо в детской комнате?

Должны быть в детской комнате детские вещи и игрушки в ограниченном количестве. Ребенок не в состоянии выбрать из большого объема то, что надо ему, и убраться он тоже не сможет. Этот минимальный набор надо просто менять. Если много вещей, требовать от ребенка порядка нельзя.

Категорически не нужен в детской комнате огромный шкаф, за исключением встроенных шкафов. Если пространство не эстетично, то оно портит ребенку художественный вкус. Для ребенка этот шкаф просто огромный и довлеет над ним. Ребенку с ним не справиться, он даже вещи оттуда достать не сможет. Мягкие игрушки должны быть в ограниченном количестве, много их не надо.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество. Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах.

Метод игры

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

  • Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
  • Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
  • Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
  • Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
  • Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.

Метод вовлечения

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».

Метод переключения внимания

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Метод объяснения

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Метод естественных образцов

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.

Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Кого нужно бояться и как защититься

В обязательном порядке и российские, и западные эксперты рекомендуют обсуждать с детьми потенциальные опасности соцсетей. Травля и тролли — это очевидные и, пожалуй, самые безобидные проблемы. Куда больше специалисты переживают из-за наркоторговцев, людей с сексуальными девиациями и сообществ, навязывающих деструктивный образ жизни вроде экстремального похудения, блатной романтики или опасных «социальных» игр, таких как «Синий кит».

Читайте также:  За что нельзя наказывать ребенка?

Одним из простых, но действенных способов защиты от нежелательных контактов, считают специалисты, являются настройки конфиденциальности. Не стоит светить данными ребёнка на весь «ВКонтакте». Нужно настроить страницу так, чтобы людям вне круга общения ребёнка было видно как можно меньше информации. Психолог Татьяна Семенко считает, что плохим людям всегда проще найти подход к наивному ребёнку, про которого сразу всё известно.

Кого нужно бояться и как защититься

Павел Красновид тоже разделяет мнение о том, что знакомство ребёнка с соцсетями требует подготовки.

— Техника безопасности должна быть и в Интернете. Поэтому мы каждый месяц проводим общешкольные уроки по безопасному Интернету, на которых рассказываем детям как о потенциальных опасностях соцсетей, так и Интернета в целом, — рассказал он. Одна из идей, которую учителя пытаются донести до молодёжи в рамках открытых уроков, — в Интернете, как и в жизни, нельзя открывать дверь взрослым незнакомцам.

Вместе или врозь: нужно ли выделять каждому ребенку по комнате?

Мало кто из нынешних взрослых, выросший в семье с братьями и сестрами, помнит такую великую роскошь, как собственная комната. Сегодня, решая вопрос, нужно ли каждому ребенку выделять по комнате, родители задумываются:каковы плюсы и минусы совместного проживания детей в одной комнате?

Кира Юрьева

Узнав пол второго ребенка и поняв, что он такой же, как и у малыша уже родившегося, многие папы-мамы «выдыхают» – ура, нас не выселят из спальни. Статистика – в обычной семье России – двое детей. В среднестатистической квартире – три комнаты. Если повезет.

Расклад простой: расселение детей – либо отъём родительской спальни и таким образом родители спят в гостиной, либо, соответственно, гостиной и тогда встает вопрос, а где, собственно, размещать гостей.

Лучший выход, разумеется, наличие еще одной комнаты, которую планируют для второго ребёнка, однако далеко не все семьи располагают такой жилплощадью.

А вопрос расселения детей по индивидуальным комнатам до определённого возраста определяет вовсе не пол ребёнка, а кучей факторов – от разницы в возрасте до того, чем именно приходится жертвовать ради их личного пространства.

Плюсы общей детской комнаты

Когда речь идет о дружных детях с небольшой разницей в возрасте, даже если они разнополые, родители часто не видят смысла их расселять.

Итак, аргументы в пользу общей детской:

– Детям веселее вместе.– Дети учатся договариваться, решать конфликтные ситуации. – Они ближе друг к другу, больше разговаривают и общаются (а не сидят каждый в своём планшете, как это сейчас чаще всего и бывает).– Младший быстрее учится всему, что умеет старший.– Старший приглядывает за младшим и может позвать родителей, в случае чего.

Самым весомым из перечисленных считают момент социализации, однако для того, чтобы «подружить» детей усилия надо приложить и родителям. Нужно научить их взаимодействовать, показать примеры выхода из конфликтных ситуаций, а главное – очевидные плюсы сосуществования, то есть взаимопомощь, совместные игры и так далее.

Минусы общей детской комнаты

Постоянная борьба за жизненное пространство, игрушки и одежду порой может на года рассорить даже вроде бы неконфликтных детей, считают опытные родители.

Вместе или врозь: нужно ли выделять каждому ребенку по комнате?

Аргументы в пользу отдельных детских:

– У каждого ребенка есть столь необходимое ему личное пространство.– Индивидуальную комнату гораздо проще зонировать, выделив в ней места для игр, отдыха и учёбы. – Ребенку, который делает домашнее задание к школе, не мешает всякая мелкотня. – Не возникает проблем, когда у детей разные режимы дня – каждый укладывается и встаёт в свое время. – Ребенок может привести в гости своих друзей в свою комнату, и ему не будет докучать брат или сестра.

Риски отдельных комнат, как писалось выше, в том, что дети могут слишком погрузиться в свой мир, особенно – в виртуальный, и упустить возможность оттачивания коммуникативных навыков на сестрах-братьях.

Некоторые считают, что, повзрослев, такие дети с большей вероятностью будут раздражаться бытовым особенностям партнеров.

Действительно, у кого из взрослых есть роскошь иметь собственную, отдельную от мужа/жены/детей комнату?

В каком возрасте разнополых детей нужно расселять?

На этот счет родители и эксперты, конечно, тоже ломают копья. Одни считают, что расселение неизбежно, даже, если при этом страдают интересы родителей, как только один из детей дорастает до школьного возраста. Аргументы понятны: это учёба, а не игра.

Другие полагают, что выделить время и место для учебы так, чтобы младшие не мешались, можно всегда, а настоящая потребность в уединении появляется на этапе взросления, то есть в 10-12 лет. То есть тогда, когда гормоны бушуют, а половые признаки не дают покоя.

Впрочем, у разных детей это также может проявляться по-своему, кто-то умудряется переносить половое созревание совершенно налегке, а привычка заботиться о малышах важнее, чем все прочее.

Напоследок интерьерный вопрос: считается, что зонировать общую детскую грамотно можно, если её метраж достигает хотя бы 18 метров. В этом случае проще придумать, как выделить каждому ребёнку свою зону ответственности. Иногда вопрос решают цветовым разделением комнаты, а то и вполне физическим – ширмами, раздвижными перегородками и стеллажами.

Интересное по теме:

Кухня-гостиная: плюсы и минусы открытой планировки

Беспорядок в детской – как исправить поросёнка