Ребёнок 1 год — развитие: что должен уметь и что есть

Появление ребенка в семье – это большие перемены для родителей, означающие новый этап их жизни. Оба родителя должны понимать, что воспитание ребенка начинается с самых первых дней его жизни. Именно в первые годы жизни формируется характер, именно ранние воспоминания закладывают фундамент будущей личности. Поэтому так важно знать, как воспитывать ребенка до года.

Аннотация к книге «Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет»

Развитие ребенка и уход за ним — неразделимый процесс. В книге даны подробные рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию с первых минут жизни и до трех узнаете о том, как правильно заботиться о малыше: планировать его режим дня, проводить ежедневные гигиенические процедуры, купать, делать массаж, играть, гулять и многое другое. Научитесь понимать желания и потребности своего крохи. Найдете ответы на вопросы о психическом и физическом развитии ребенка, о формировании у него полезных навыков и о том, как справиться с вредными раздел книги посвящен раннему развитию детей. Вы познакомитесь с лучшими развивающими методиками (М. Ибуки, С. Лупан, Г. Домана, М. Монтессори, Н. А. Зайцева и др.) и сможете выбрать то, что подходит именно вам и вашему издание, исправленное.

Общие принципы воспитания

Еще педагог Макаренко утверждал, что 90% воспитательного процесса происходит до 5-ти лет жизни. Современные психологи и педагоги шагнули еще дальше и считают, что, чем младше ребенок, тем проще в него вложить те или иные нормы, установки, и, таким образом, то, каким будет человек в будущем, определяется самым первым годом его жизни.

Главным принципом того воспитания должна стать систематичность. Это значит, что необходимо разработать четкий план развития малыша, как умственного, так и физического.

Родители, которые воспитывают ребенка до года правильно, имеют меньше проблем с детьми в старшем возрасте. Развитые дети всегда более самостоятельны, сообразительны, обладают лучшей, чем у сверстников, памятью, аккуратны и выносливы. Но все это достигается путем ежедневных усилий по воспитанию, последовательным развитием и работой над формированием правильных привычек ребенка.

Воспитание ребенка до года

Не существует методики воспитания детей до года, которая подошла бы всем родителям и их детям без исключения. Каждый новорожденный ребенок имеет свой личный, уникальный опыт внутриутробного развития. Этот опыт  напрямую связан с тем, какие чувства испытывала его мама будучи беременной. Поэтому и подход к воспитанию ребенка до года должен быть только индивидуальным.

В общении с  младенцем нужно целиком полагаться на его поведение.

Плачет — выяснить причину. Может быть голоден, может замерз, а может быть просто захотелось к маме на ручки.

Часто родителям не советуют приучать ребенка к рукам. Пугают тем, что «подрастет и совсем на шею сядет». Но поставьте себя на место ребенка. Малыш все девять месяцев был с мамой одним целым. Издавна, у всех народов самым большим несчастьем, которое могло постигнуть маленького ребенка считалась потеря матери. Хорошо себя чувствовать  младенец может только рядом с любимой мамой. Так зачем же его лишать этой радости?

Давно замечено, что дети с младенчества оставшиеся без родителей и выросшие в детских домах, встав взрослыми имеют трудности с социализацией. Им сложно завести свою семью, сложно проявлять любовь. Лишенные любви и внимания во младенчестве ,они просто этому не научились.

И наоборот, человек получивший много любви в детстве, встав взрослым с радостью поделится своей любовью с окружающими, создаст семью и станет заботливым и любящим отцом или матерью своим детям.

Читайте также:  Вызов скорой помощи ребенку: что нужно знать родителям

Конечно, время от времени стоит оставлять ребенка одного. Дать ему игрушки и позволить заниматься своими делами, но только до тех пор, пока он не попросится снова к маме. Не нужно игнорировать крики и плач малыша. Ведь это пока единственный способ которым он может сообщить взрослым о том, что с ним что-то не так. Представьте что вам плохо, вы нуждаетесь в помощи, а на вас не обращают внимание. Вам такое понравится?

Также много споров возникает по поводу совместного сна с ребенком. Тут тоже подход должен быть индивидуальным. Иногда совместный сон может принести пользу, а иногда стать опасным для ребенка. Спать вместе с мамой для малыша совершенно естественно. В обнимку с мамой дети и засыпают лучше и спят крепче. Но тем не менее следует руководствоваться прежде всего безопасностью ребенка. Нельзя спать вместе с ним на мягкой кровати. Малыш может просто задохнуться, зарывшись в складках постельного белья.

Воспитание ребенка до года

Нельзя укладывать маленького ребенка  спать между мамой и папой.  Спящие все вместе отец, мать, и грудной младенец между ними, красиво выглядят только на рекламной картинке. В жизни же неловким движением сделанным во сне, взрослый может просто задавить ребенка. Если решите спать вместе с малышом, то обязательно отгородите ему место на своей кровати, и спите немножко отодвинувшись. Следите за тем, чтобы не заснуть с ребенком на руках. Сначала дождитесь пока ребенок заснет, уложите его, а потом уж ложитесь спать сами.

Общаясь с младенцем помните — ваша основная задача сделать его счастливым. Встав взрослым и напитавшись вашей любовью, он сделает счастливыми вас.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА

РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ДО ГОДА

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ

ПУТЕШЕСТВИЕ С МЕСЯЧНЫМ РЕБЕНКОМ

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ РУК

Особенности детей раннего возраста

Понимание отличий этого периода позволяет наладить эффективное обучение и развитие детей раннего возраста. Именно на этих базовых понятиях строится работа в дошкольном учреждении.

Особенности возраста:

  1. Физическое развитие. Двигательные навыки оттачиваются. К 3 годам малыши быстро передвигаются, скачут, и залезают на небольшую высоту. Головной мозг пока сохраняет низкий предел работоспособности, утомление происходит быстро.
  2. Речь и общение. Главное достижение – первые слова и фразы. Они используются для общения со взрослыми, а передача речевого опыта происходит путем подражания. Словарный запас активно пополняется, складываются осмысленные предложения. Малыши способны воспринимать музыку, детскую литературу и отзываться на них.
  3. Эмоциональное и личностное развитие. Оно полностью зависит от отношения взрослого. Дошкольники доверчивы, легко отзываются за ласку и внимание. Тонко чувствуют, когда родители довольны их поведением, а когда нет. Охотно помогают, усваивают правила поведения в социуме.
Особенности детей раннего возраста

Раннее детство – период активного развития познавательных процессов:

Познавательный процесс Его особенности в раннем возрасте
Восприятие
  • Пока еще несовершенно, малыши не могут сами исследовать предметы.
  • Узнают привычные предметы, если они изменили характеристики (например, цвет).
  • Находят по просьбе взрослого нужные вещи.
  • Назвать форму и цвет пока еще затруднительно.
Внимание
  • Непроизвольное.
  • Сосредоточенное занятие до 10 минут.
  • Трудно переключают и распределяют внимание.
  • Слушают небольшие сказки без картинок.
  • Следуют словам взрослого для организации внимания.
Память
  • Образная.
  • Оперативная память становится лучше.
  • Улучшается долговременная память, могут узнавать людей через 1-2 месяца их отсутствия, предметы, которые видели давно.
Воображение
  • Непроизвольное.
  • Могут представлять события из рассказа взрослого и эмоционально на него реагировать.
  • Вместо отсутствующего предмета используют похожий.
  • Игровая деятельность развивается.
  • Повторяют в игре ранее виденные действия спустя время.
Мышление
  • Наглядно-действенное.
  • Развивается наглядно-образное.
  • Группируют предметы со сходными характеристиками.
  • Развивается знаковая функция мышления.

Ключевые моменты в воспитании ребенка

Есть несколько основных моментов, которые крайне важны в процессе воспитания:

  • В воспитании малыша должны быть задействованы и мама, и папа.
  • Основа воспитания – систематичность. Не будет толку, если что-то делать один раз, только ежедневная практика принесет результат.
  • Режим – это не только возможность для мамы отдохнуть и получить несколько свободных часов, но и приучение крохи к порядку и систематичности.
  • Спокойствие и уверенность мамы – залог грамотного воспитания и хороший пример для малыша. Постоянно раздраженная, кричащая мама может воспитать только нервного, непослушного ребенка с неустойчивой психикой.
  • Близость мамы очень важна, но и давать ребенку время побыть наедине с собой, сделать что-то самому нужно обязательно. Так с младенчества воспитывается самостоятельность.

Специалисты сегодня дают некоторые рекомендации, но по большому счету, позволяют мамочке самой решать, как воспитывать ребенка до года и после. Никто не может знать малыша лучше, чем его собственная мать. Именно на этом должно быть основано воспитание крохи.

Плач у ребенка от одного года

В возрасте от одного года до двух лет психология ребенка еще такова, что он еще не располагает средствами взаимодействия с родителями и единственным способом привлечь к себе внимание у него остается плач. Как правило, он может обозначать и жалобу на физическое состояние (когда у него болит живот, беспокоит неудобное положение в кровати и т.д.), и потребность во внимании, и фрустрация какой-либо потребности (голод, жажда и т.д.).

После первого года возможности ребенка взаимодействия с родителями несколько расширяются. Но, тем не менее, он предпочитает общаться с ними при помощи простых проявлений эмоций.

Плач у ребенка от одного года

Плач у ребенка – способ заявить о себе Как реагировать на детский плач? Чаще всего родителям в таких ситуация характерны две нездоровые крайности: одни бегут успокаивать своих детей сразу же, позабыв обо всех домашних делах. Другие предпочитают игнорировать его эмоциональные проявления, считая, что таким образом он просто пытается привлечь к себе внимание, а излишняя опека может испортить ребенка, разбаловав его.

Как правило, первой точки зрения придерживаются сторонники детоцентристского подхода. Они считают абсолютно нормальным и естественным близкий контакт ребенка одного года и предпочитают не ограничивать ребенка в совместном времяпрепровождении. Второй, более традиционный подход, более строг. Его сторонники видят необходимость с самого раннего возраста отучать его требовать свое плачем и криком, переходя к более зрелым способам общения.

Когнитивное (познавательное) развитие

К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.

С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.

Ребенок играет с предметами

Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.

Когнитивное (познавательное) развитие

Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.

Читайте также:  Причины возникновения и направления в лечении ОРВИ у детей

К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.

Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.

Игры для развития мальчиков и девочек в год

Кроха подрос и научился выстраивать в своем воображении настоящие сценки. А отсюда и изменение игр для годовасика:

  • Уместны игры с сюжетом. Обыграть можно все, что угодно: прочитанную сказку, то, что малыш наблюдал дома, в гостях, на прогулке.
  • Придумать игру с героем: машинкой, куклой и т.д.
  • Музыкальные игры: танцевать, петь под музыку.
  • Малыши очень любят игры в мячик.
  • Можно поиграть с кубиками, выстраивая дома и города.
  • Игры в песочнице можно разнообразить построением песочных гор.
  • Учим, играя, ребенка рисовать. Можно пользоваться безопасными пальчиковыми красками.
Игры для развития мальчиков и девочек в год

Чтобы ребенку было интересно играть, можно менять игры каждые 15 минут. И очень важно выбрать те игры, которые крохе на самом деле интересны.

  • Какие игрушки нужны ребенку в 1 год и помогают маме быть свободной
  • Бизиборд своими руками — пошаговая инструкция
Игры для развития мальчиков и девочек в год

Уход за ногтями

Пока младенец развивается внутриутробно, у него отрастают ноготки. Поэтому у новорожденного ребеночка ногти бывают очень даже длинные. Но врачи не советуют их обрезать в первые же дни, так как кожа ребенка после рождения слишком ранимая. В эти дни на ручки ребенку надевают специальные хлопковые рукавички, чтобы малыш не поцарапался. Но настанет день, когда вам придется набраться храбрости и подстричь ногти малышу.

Для этой процедуры вам понадобятся маникюрные ножницы или щипчики. На многих сайтах советуют купить специальные детские ножницы с закругленными концами. Из собственной практики выяснилось, что они слишком неудобные, слишком тупые, слишком маленькие, и с толстыми лезвиями. Стричь такими ножницами малюсенькие детские ноготки просто неудобно. Лучше использовать тот инструмент, которым вы привыкли пользоваться. Зачем экспериментировать?

Используйте тот «инвентарь» (маникюрные ножницы или щипчики), который уже давно уверенно держите в руках. Единственное, что нужно сделать обязательно – это простерилизовать (или прокипятить, или обработать спиртосодержащей жидкостью или салфеткой).

Уход за ногтями

Лучше всего выбрать время для стрижки ногтей, когда ребенок спит. При процедуре стоит крепко держать ручку и пальчик малыша в своей руке. Даже если ребенок дернет ручкой, вы не должны его поранить. Чтобы избежать неприятных заусенцев, запомните правило: на ручках ногти стригутся закругляясь на уголках ногтей, а на ножках ногти стригутся строго ровно.

Если вы случайно поранили кожу малыша — не впадайте в отчаяние, просто смажьте порез йодом, зеленкой, или аналогичным средством. Чем физически малыш более расслаблен (максимальное расслабление достигается во сне), тем легче подстричь ему ногти.