Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

Шесть лет – это волнительный возраст как для ребёнка, так и для его родителей.

Физическое развитие. Что учесть при составлении программы

В значительной степени на показатели влияет наследственный фактор. Если родители ребенка низкого роста и миниатюрной комплекции, то чадо будет иметь рост и вес ниже среднего. На телосложение влияет наследственность, питание, образ жизни. Недостаток физической активности негативно сказывается на самочувствии и поведении. Вот почему так важно следить за рационом питания, режима дня и не забывать про физическую культуру. И эта задача возлагается на родителей. Если показатели роста или веса выходят за пределы нормы, то необходимо обратиться к специалисту: педиатру, эндокринологу или диетологу. Он поможет выяснить причину физического развития ребенка определяется по нескольким критериям:

  • Рост;
  • Вес;
  • Окружность грудной клетки (нужно измерить);
  • Показатели внутренних органов;
  • Показатели костной системы;
  • Состояние мышц;
  • Уровень развития мелкой моторики;
Физическое развитие. Что учесть при составлении программы

Важно

Начинать следует с простых упражнений. А только потом увеличивать сложность. Тогда ребенок не будет испытывать стресса. Развитие должно проходить в комфортном для него режиме. Давать сразу слишком сложные задания не стоит. Если у ребенка не будет получаться их выполнять, то он потеряет к ним интерес. Перенагрузка не сделает малыша здоровее, а привести к недугам ― запросто.

Особенности физического развития ребенка

Большую часть времени дети до 3 лет проводят в постоянном движении, занимаясь активными видами деятельности. Им трудно усидеть на месте, малыши бегают, прыгают, постоянно куда-то карабкаются.

Важно грамотно подбирать занятия в младшем дошкольном возрасте и обеспечить безопасное игровое пространство.

Что должен уметь малыш к 1 году:

  • сидеть;
  • стоять самостоятельно или с поддержкой;
  • активно ползать;
  • начинать делать первые шаги.

Малыши любят передвигаться, держа за руку взрослых, поднимаются и спускаются по лестнице, передвигаются вдоль стены, используя ее в качестве опоры. Чтобы малыш как можно раньше пошел самостоятельно – не навязывайте ему свою помощь.

Что должен уметь малыш в 2 года:

  • уверенно ходить;
  • передвигаться боком, задом;
  • бегать, быстро останавливаться и менять направление;
  • подпрыгивать;
  • подниматься и спускаться по лестнице.

В возрасте 2 лет начинает формироваться вестибулярный аппарат, малыш, начиная бегать, еще часто падает, набивает шишки и синяки. Двухлеток интересует все, что связано с активным движением. Ребенок учится владеть и управлять своим телом.

Что должны уметь дети в 3-5 лет:

  • быстро бегать, резко останавливаться, менять направление;
  • перешагивать и перепрыгивать через препятствия;
  • прыгать на одной и двух ногах;
  • ходить на цыпочках;
  • одновременно выполнять разными частями тела движения (например, подпрыгивать и хлопать в ладоши).

К 3 годам происходит скачек в развитии. Малыш практически полностью умеет управлять своим телом, его движения становятся точными, целенаправленными, реакция становится более быстрой, повышается способность ориентирования в пространстве.

В возрасте 3-5 лет ребенка смело можно отдавать на занятия в спортивную секцию. Малышу будут полезны и интересны танцы, гимнастика, плавание, фигурное катание, боевые искусства, катание на трехколесном велосипеде.

Подбор физических упражнений и организация занятий с детьми раннего возраста

Движения у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и с возрастом изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения.

Однако следует помнить, что-то или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. На втором году жизни дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

Читайте также:  Воспитание ребенка родителями: что действительно нужно детям?

Занятия по физической культуре в группе раннего возраста (1 — 3 года) предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые детям, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений. Воспитатель делает упражнения вместе с детьми при этом, помогая им выполнять задание, так как в этом возрасте самостоятельная двигательная активность ребенка развита слабо.

Дети этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе с взрослым и по его показу. Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег, прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

В начале на занятиях дети ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом [8].

Виды движений для детей от двух до трех лет практически одни и те же. Усложняются они на протяжении раннего дошкольного возраста незначительно, в основном за счет разнообразия способов и условии выполнения. Предусматривается лишь различие в дозировке и в требованиях к качественным показателям выполнения упражнений.

Во вводной части занятия, как правило, планируются одинаковые задания для детей всех возрастных групп, проводятся упражнения в ходьбе и беге со сменой направления и темпа движения. Младшие дети могут идти обычным шагом, а старшие на носках или с высоким подниманием коленей.

Количество общеразвивающих упражнений также может быть одинаковым для всех возрастных групп, структура их должна быть одной и той же, а усложняются они за счет изменения исходного положения ног и рук, включения дополнительных движений руками и ногами, дозировки и качества выполнения.

С до месяцев

В 4 месяца малыш активно реагирует на разные звуки, тянется к игрушкам и пробует переворачиваться со спины на живот. В полгода он овладевает этими умениями в совершенстве. Сейчас самое время поощрять его настойчивые попытки хватать и удерживать в руках окружающие объекты. Для этого рядом с кроваткой в зоне его досягаемости достаточно всего лишь развесить игрушки. В качестве упражнения можно раскладывать перед крохой погремушки и мячики и просить его брать каждый предмет по очереди. Запастись стоит и модулями с игрушками, нанизанными на кольца или цепочки. Перебирая их, малыш будет развивать мелкую моторику.

Что должны уметь делать?

Мальчик

Мальчики чаще чем девочки страдают от гиперактивности и дефицита внимания, поэтому осваивают письмо и чтение чуть медленнее важно, чтобы у маленького непоседы был ориентир, от которого он будет получать представления о правильном поведении.

Шесть лет – это самое подходящее время, чтобы научить малыша убирать за собой, быть внимательным и усидчивым. Также мальчик уже начинает понимать свою гендерную принадлежность и начинает примерять на себя шаблоны, свойственные мужскому поведению: отвага, мужество, умение брать на себя ответственность, заступаться за более слабых.

Девочка

Что должны уметь делать?

Девочкам больше нравятся ролевые и подражательные игры с выполнением чётко сформированных функций и задач.

Игра в «дочки-матери», «школу», «кухню» способствует более ускоренному развитию коммуникационных способностей, усидчивости и аккуратности.

В стремлении быть похожей на маму или сестру девочка примеряет на себя женские роли, проявляет интерес к кухонному мастерству, уборке и нарядам.

Справка! Нет ничего страшного в том, что девочка любит более «мальчишеские» занятия или мальчик предпочитает «девичьи игры». Дети в этом возрасте познают мир и интересуются всем, что их окружает.

Тренируемся дома

Как правило, в детских дошкольных учреждениях детям дают хорошую физическую подготовку, направленную на формирование базовых спортивных навыков и качеств. Дома вы также можете с помощью несложных упражнений подготовиться к школьным нагрузкам. Главное, помнить, что дети выполняют задание с большим интересом и желанием, если привнести в занятия игровой элемент.

Мягкий коврик с весёлым рисунком также привлечёт внимание малыша к физкультуре.

Многие упражнения, предлагаемые детям на занятиях гимнастикой, уже имеют весёлые игровые названия, например:

  • «Бабочка»: сидя на полу, ребёнок сгибает ноги в коленях и разводит в стороны.
  • «Книжка»: стоя на ногах, ребёнок наклоняет-ся вперёд, стараясь руками достать до пола.
  • «Колечко»: лёжа на животе, ребёнок сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками.
  • «Пенёк»: лёжа на спине, ребёнок закидывает прямые ноги за голову.
  • «Кошка»: стоя на четвереньках, ребёнок выгибает спину вверх и вниз.
  • «Велосипед»: лёжа на спине, ребёнок делает движения ногами, имитирующие езду на велосипеде.

Кроме гимнастических упражнений в закрытом помещении, существуют игры на свежем воздухе, полезные и для детей и для родителей: игры с мячом – волейбол, баскетбол, футбол, зимой – хоккей с мячом; бадминтон, теннис, прыжки со скакалкой.

Для активного времяпрепровождения на прогулках, улучшающего физическое развитие малыша, пригодится умение кататься на самокате, роликах, велосипеде, а зимой – на лыжах и коньках.

Родителям следует знать, что для полноценного и гармоничного физического развития ребёнка не обязательно отдавать малыша в спортивные секции, достаточно активных спортивных игр на свежем воздухе, гимнастических упражнений и зарядки дома.

Софья Рогозинская

Время проведения

Зарядка с малышами, как правило, проводится с утра, сразу после пробуждения. Если по каким-то причинам утренние часы заняты, то можно выбрать другое время для проведения физических упражнений.

Важно не проводить занятия сразу же после еды. После кормления должен пройти 1 час. Общая продолжительность тренировки зависит от возраста:

  • 1-2 года – 4-5 минут;
  • 3-4 года – 5-8 минут;
  • 5-6 лет – 8-10 минут.

Физические упражнения для детей младшего школьного возраста может продолжаться 10-15 минут.

Сенсорное развитие ребенка

К данному развитию относятся органы чувств малыша: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Ребенок улучшает чувствительность, а значит и качество восприятия окружающего мира.

Примерные упражнения:

  • игры в пальчиковом бассейне (бассейн представляет собой конструкцию с ячейками, в которые насыпаются различные крупы или другие сыпучие материалы, в том числе камешки, пуговицы и другое)
  • распознавание неречевых звуков (запись голосов животных, звуков насекомых, звуков музыкальных инструментов…)
  • на ощупь определяем предметы, или игрушки;
  • угадываем продукты на вкус или по запаху.
Читайте также:  Возрастные особенности психического развития детей

Три года самый благоприятный период для развития детей. Ребенок воспринимает положительное влияние как губка, быстро запоминает и усваивает информацию. Занимайтесь с крохой, проявляйте любовь, и результат вашего труда не заставит ждать!

Развитие силы у детей некоторые аспекты

В последние годы все большую популярность приобретает тенденция вести активный спортивный образ жизни, внедрять занятия спортом в повседневную жизнь всех членов семьи. Этим значительно повышается степень физической подготовки, у детей начинают развиваться основные физические свойства, такие как сила, скорость, пластичность, ловкость и выносливость.

Наиболее благоприятным возрастом для развития силы считается период с 13 до 16 лет, однако, занятия на общее физическое развитие следует начинать с самого раннего детства, укреплять мускулатуру гимнастикой для детей.

Сила — это способность организма человека соответственно реагировать на внешнее воздействие и оказывать ему противодействие, напрягая мышечную массу. Размер силы зависит от нескольких взаимосвязанных физических характеристик: количества мышечной массы, нервно-координационных отношений, степени освоения техники движения, волевых качеств.

Упражнения, направленные на развитие силы для детей

Занятия для развития силы родители могут организовать в домашних условиях. Для того чтобы тренировки проходили с наибольшей пользой для ребенка, необходимо подбирать упражнения, которые ребенку под силу выполнить и которые будут ему интересны.

Популярные начальные упражнения на развитие силы:

исходное положение – стоя, опираясь на стену руками. Выполняется сгибание и разгибание рук;

ребенок принимает упор лежа и выполняет аналогичные сгибания и разгибания рук;

в упоре лежа ребенок ставит ноги на небольшое возвышение, выполняя отжимания.

Дети старшего дошкольного и школьного возрастов вполне справятся с выполнением следующих упражнений:

Подтягивание на брусьях.

Упражнение на канате.

Броски мяча весом от 2 до 3 кг. Вес мяча должен обязательно соответствовать физическим параметрам ребенка и особенностям его организма. Броски выполняются снизу вверх, горизонтально на уровне груди, броски из-за головы и через стороны влево и вправо.

Подъем гантелей небольшой массы, вращение кистями с удержанием гантелей, попеременное сгибание рук в локтях, выполнение круговых движений прямыми руками с гантелями.

Упражнения с эластичным жгутом: растягивание и удержание эспандера в разные стороны двумя руками, растягивание и удержание эспандера одной ногой и рукой.

Упражнения с шестом или гимнастической палкой. Ребенок должен поднять шест правой рукой вверх, переложить его в левую руку и опустить вниз. Упражнение повторяется несколько раз. Другое упражнение с шестом заключается в том, чтобы, держа шест двумя руками, встать и сесть на пол, не отпуская шест. Повторить несколько раз.

У всех вышеперечисленных упражнений множество вариаций. Например, броски мяча можно выполнять параллельно с шагами или приседаниями.

Эффект от выполнения упражнений будет при условии регулярных тренировок. Комплексы должны состоять из упражнений, направленных на работу разных групп мышц. Поочередно должны работать мышцы спины, плечевого пояса, ног и живота.

Умеренность в тренировках

Во время тренировок родители либо преподаватели в учебных заведениях обязаны учитывать возрастные особенности каждого ребенка.

Нагрузка во время занятий должна быть умеренной, разумно распределенной между разными группами мышц, иначе, вместо положительного эффекта на взрослеющий организм, можно нанести большой вред здоровью ребенка.

Основными задачами силовых тренировок в школе являются оздоровление взрослеющего ребенка, общее развитие и укрепление организма, при помощи умеренных упражнений с утяжелителями.

Совет!

Не стоит ускорять развитие силовых качеств детей младшего и среднего школьного возраста.

Упор в упражнениях должен делаться на скоростно-силовые элементы с добавлением минимального количества статических компонентов, которые оказывают положительное воздействие на формирование правильной осанки.

На выработку здоровой осанки у ребенка также влияет развитие крупных мышц спины и живота, некоторых других групп мышц, которые активно не используются в повседневной жизни, например, косые мышцы пресса, мышцы задней поверхности бедра и др.