Развитие младенца: что должен уметь ребенок в 1 месяц?

Беременность, многочасовые схватки, болезненные роды – все это осталось позади; несколько секунд назад кто-то из врачей произнес заветную фразу: «Поздравляем, вы стали мамой!». И вот вам на грудь кладут слабо попискивающего младенца с еще сморщенным личиком и плотно сжатыми кулачками. Это ваш сынок или дочка, ваш маленький комочек счастья. Что же с ним теперь делать?

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Обработка пупочной ранки

Чаще всего ребенок выписывается домой с пупочным остатком, поэтому родителям приходится самостоятельно обрабатывать пупочную рану до ее заживления. Процедуру рекомендуют проводить после купания.

Для обработки пупочной раны понадобятся:

  • перекись водорода (3%);
  • зеленка или 5% раствор марганцовки;
  • ватные палочки и пипетка.
Читайте также:  8 книг, которые можно почитать малышу на ночь

— Перед процедурой помойте руки. Затем капните с помощью пипетки несколько капель перекиси водорода на ранку, удалите ватной палочкой корочки. Промокните остатки средства с помощью ватной палочки. Обработайте зеленкой или 5%-раствором марганцовки от центра ранки к краю. Во время обработки пупочной раны разговаривайте с ребенком, он знает ваш голос, чувствует эмоции и будет спокойно воспринимать эти манипуляции, — советует специалист.

Воспитание малыша: основные моменты

Что бы воспитывать малыша до года, нужно определиться с самим понятием воспитания. Что для вас есть воспитание?

  • научение малыша навыкам самообслуживания и гигиены (к году должен сам есть ложкой и проситься на горшок);
  • применение различных интеллектуальных развивающих методик (обучение буквам, цифрам, азам чтения и др.);
  • применение методик физического развития и закаливания (разнообразные гимнастики, йога для новорожденных, обливание водой, обучение плаванью с первых дней и др.)
  • формирование у ребенка положительных привычек и предупреждение вредных (следить, чтоб не сосал пальцы, не разбрасывал вещи, засыпал самостоятельно, без укачивания и др.)
  • поиск сферы, в которой «у него есть способности» (малышам дают краски, чтобы они рисовали, сажают за музыкальные инструменты, чтобы они играли, дают пластичные массы для лепки и др.)
  • постоянное нахождение рядом с малышом и исполнение всех его желаний;
  • стремление как можно раньше сделать из ребенка «самостоятельную личность», которая будет развиваться и расти и без
  • присутствия рядом родителей (таких малышей родители никогда не берут к себе в кровать, не держат на руках, чтобы «не приучить к рукам», оставляют подолгу в манеже или кроватке, реагируют на крик и плач малыша тогда, когда могут, а не сразу).

Конечно, список толкований понятия «воспитание ребенка до года» можно продолжать и далее. Главное чтобы вы, как родитель, нашли свое толкование, поняли, зачем и почему вам нужно воспитывать ребенка, чего вы хотите добиться в процессе воспитания?

Каждый родитель преследует конкретную цель: кто-то хочет, чтобы ребенок стал к году самостоятельным, и его можно было быстрее отдать в садик, кто-то хочет видеть своего ребенка гением и готов сутками напролет возиться с ним, чтобы раскрыть его талант и способности.

Есть родители, которые прививают малышу свои пищевые и мировоззренческие привычки (например, кормят вегетарианской едой, каждую неделю посещают с малышом церковь, или не вводят естественный прикорм, выдерживая малыша полностью на грудном питании и др.).

Ответив себе на вопрос, какого результата я хочу добиться в результате воспитания, сразу ответьте и на ряд других вопросов:

Воспитание малыша: основные моменты
  1. полезно ли самому малышу такое воспитание?
  2. Не вредит ли оно его развитию?
  3. Не является ли это вымещением своих подсознательных желаний? (Вдруг, не добившись больших высот в жизни, вы будете насильно заставлять малыша добиваться высоких целей, чтобы реализовать свои желания и нереализованные потребности?)
  4. Востребован ли в обществе такой результат?

К сожалению, очень часто, родители начинают воспитывать своих детей в угоду новомодным течениям, в угоду своим комплексам и нереализованным желаниям, в стремлении воспитать «супер-человека будущего века» и т.д.

Нередко слепо действуя чужим советам и рекомендациям, родители забывают об элементарных понятиях «любовь», «нежность», «забота».

Разбираясь в вопросах воспитания малышей до года, нужно, прежде всего, отталкиваться от своих взглядов и предпочтений, опираясь на особенности и индивидуальность вашего малыша.

Ошибочно предполагать, что ребенок до года ничего не понимает, так же, как ошибочно во всем ориентироваться только на его желания и требования.

Уход за новорожденным по месяцам

режим ухода за новорожденным

  • Обработка пупочка.
  • Умывание.

Ежедневный уход за новорожденным

  • Уход за глазками.
  • Очищение носика.

ВАЖНО! Новорожденный не умеет дышать ртом, поэтому своевременное очищение носовых проходов  крайне необходимо.

  • Обработка ушек.
  • Подстригание ногтей.
  • Гимнастика и массаж.

уход за новорожденным до годаВАЖНО! Проводите массаж в хорошо проветренном помещении! Отложите сеанс, если малыш болен или в плохом настроении.

  • Подмывание и замена подгузника.
  • Водные процедуры.

Правильный уход за новорожденным 

  • Уход за складочками.
  • Увлажнение кожи тела.
  • Воздушные ванны.
  • Кормление.

смесь

  • Прогулки.
  • Чистка зубов.

ВНИМАНИЕ! Зачем же чистить молочные зубы, если они все равно выпадут? Возникновение кариеса чревато воспалительными процессами и ранним выпадением молочных зубов. Кроме того, повышается риск возникновения проблемы с прикусом и других патологий.

  • Сон.

Как организовать процесс естественного и искусственного вскармливания?

Лучшее питание для младенца — это грудное молоко. Однако ситуации бывают разными, иногда родителям приходится сделать выбор в пользу смешанного или искусственного питания новорожденного.

Читайте также:  4 метода развития навыков самостоятельного засыпания и крепкого сна

Как правильно организовать тот или иной тип вскармливания, рассказывает педиатр Полина Кизино: «Если ребенок на груди, рекомендовано кормление по требованию. В период новорожденности, чем чаще малыш прикладывается к груди, тем лучше. Таким образом, стимулируется лактация. Но, тем не менее, к концу первого месяца жизни желательно установить более-менее понятный режим. Это значит, что мы не тянем до истечения трех часов, если ребенок голоден, но и не кормим его каждые 30 минут.

Это касается грудного вскармливания. Если говорить про питание исключительно смесями, то кормление проводят раз в три часа или реже — этот вопрос решается с наблюдающим ребенка педиатром».

Заметим, что при выборе смеси для искусственного вскармливания нужно обязательно советоваться с врачом, а после наблюдать, как малыш реагирует на питание.

Однако для пищеварения новорожденного замена смеси — это стресс, поэтому лучше сразу выбрать надежный вариант, менять который не придется. Это должна быть смесь, исключающая все возможные «а если…», то есть она подходит и склонным к аллергии детям, и детям с чувствительным пищеварением, и малышам с лактазной недостаточностью, она должна легко усваиваться и быть вкусной.

Этим критериям соответствует современная детская смесь на козьем молоке Kabrita.

Даже самые привередливые дети не отказываются от этой смеси. Секрет — в сливочном вкусе, адаптированном белковом составе и уникальном комплексе жиров, пребиотиков и пробиотиков. Смеси Kabrita по составу максимально приближены к грудному молоку, поэтому нормализуют пищеварение ребенка и способствуют правильному и гармоничному развитию малыша.

Как развивать новорожденного?

На первом месяце происходит формирование сенсорных ощущений: слуха, зрения, осязания. Именно на их совершенствование и должна быть направлена деятельность родителей.

Развитие зрения

  1. Прикрепите над детской кроваткой (на высоте 20–30 см) яркую подвижную игрушку. Малыш научится задерживать взгляд на подвижном объекте и начнет проявлять интерес к окружающему миру.
  2. Поводите светящимся фонариком над кроваткой малыша (свет должен быть тусклым, чтобы ребенок не испортил зрение). Сначала кроха будет лишь ненадолго задерживать взгляд, но через несколько дней сможет следить глазами за передвижениями света и фокусироваться на объекте.
  3. Подвесьте над кроваткой рейку с привязанными к ней яркими лентами. Откройте окно, чтобы ветерок привел их в движение. Крохе будет интересно наблюдать за развевающимися ленточками, и он научится сосредотачивать внимание на объекте.
  4. Почаще приближайтесь к кроватке малыша, чтобы ребенок смог вдоволь налюбоваться материнским лицом. Стройте младенцу рожицы, высовывайте язык, улыбайтесь. Совсем скоро кроха начнет не только наблюдать за вами, но и копировать ваши движения.

Развитие слуха

  1. Повесьте над кроваткой малыша музыкальную игрушку или яркий колокольчик. Ребенок будет видеть красивую вещицу и слышать мелодичный звук: это активизирует развитие слуха и научит соотносить зрительные и звуковые образы.
  2. Танцуйте с малышом. Включите негромкую плавную музыку, возьмите младенца на руки и, покачивая его, покружитесь по комнате.
  3. Потрясите перед лицом малыша погремушкой, а затем уведите ее в сторону. Сделайте так несколько раз, чтобы ребенок понял, что источник шума находится где-то вне его кроватки. Такое упражнение не только усовершенствует умение фокусировать взгляд, но и разовьет способность связывать зрительные и звуковые образы.
  4. Включайте в комнате малыша музыку (композиции Вивальди, Моцарта, Гайдна). Не бойтесь, что «музыкальное сопровождение» помешает крохе спать: напротив, оно успокоит и расслабит ребенка.
  5. Разговаривайте с крохой, рассказывайте ему интересные истории и сказки. Да, младенец пока не понимает слов, но он реагирует на умиротворяющий звук материнского голоса, учится слушать и прислушиваться. Это закладывает основу дальнейшего обучения и развития.

Развитие осязания

Ребенок должен получать и тактильные ощущения. Почаще прикасайтесь к нему, гладьте, ласкайте. И не мешайте ему ощупывать вас или окружающие предметы: кладите в его ручку игрушки, погремушки, давайте подержаться за пальцы или волосы.

Новорожденный проходит длительный период адаптации к новым условиям существования. Постарайтесь, чтобы это время принесло ему только приятные ощущения: реагируйте на каждое его желание, чаще общайтесь с ним, держите на руках, ласкайте и балуйте. Малыши, получившие в детстве достаточно материнского внимания и любви, вырастают не эгоистами, а спокойными, добрыми и уравновешенными людьми.   

← Что должен уметь ребенок в 1 годЧто должен уметь ребенок в 2 месяца → comments powered by HyperCommentsДругие материалы рубрики Что должен уметь ребенок в 7 месяцев Что должен уметь ребенок в 5 месяцев Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

Читайте также:  Как научить ребенка рано говорить: эффективные методики

Кризис первого года

В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.

Общие рекомендации

Ребенок во всем берет пример с нас — и в части ухода за собой, и в части поведения, и в части общения, поэтому в первую очередь для нормального развития малыша вам нужно поддерживать в семье спокойную доброжелательную атмосферу.

  • При общении с малышом сдерживайте свое раздражение;
  • разговаривайте с близкими и малышом спокойным голосом;
  • вы должны быть уверенны в себе, тогда любые ваши решения и запреты будут безоговорочно приниматься малышом;
  • важно, чтобы все ваши домочадцы придерживались избранной вами линии, как воспитывать ребенка в 1 год жизни, ведь если папа и бабушка дадут ребенку вещь, которую вы запрещаете ему брать, малыш поймет, что вы не авторитет, а близкими можно манипулировать;
  • в процессе воспитания учитывайте проявления возрастных кризисов, если вы приучили малыша спать в своей кроватке, но он неожиданно стал проситься к вам, возможно, нужно на время уступить крохе.

Уход за ногтями

Пока младенец развивается внутриутробно, у него отрастают ноготки. Поэтому у новорожденного ребеночка ногти бывают очень даже длинные. Но врачи не советуют их обрезать в первые же дни, так как кожа ребенка после рождения слишком ранимая. В эти дни на ручки ребенку надевают специальные хлопковые рукавички, чтобы малыш не поцарапался. Но настанет день, когда вам придется набраться храбрости и подстричь ногти малышу.

Для этой процедуры вам понадобятся маникюрные ножницы или щипчики. На многих сайтах советуют купить специальные детские ножницы с закругленными концами. Из собственной практики выяснилось, что они слишком неудобные, слишком тупые, слишком маленькие, и с толстыми лезвиями. Стричь такими ножницами малюсенькие детские ноготки просто неудобно. Лучше использовать тот инструмент, которым вы привыкли пользоваться. Зачем экспериментировать?

Используйте тот «инвентарь» (маникюрные ножницы или щипчики), который уже давно уверенно держите в руках. Единственное, что нужно сделать обязательно – это простерилизовать (или прокипятить, или обработать спиртосодержащей жидкостью или салфеткой).

Уход за ногтями

Лучше всего выбрать время для стрижки ногтей, когда ребенок спит. При процедуре стоит крепко держать ручку и пальчик малыша в своей руке. Даже если ребенок дернет ручкой, вы не должны его поранить. Чтобы избежать неприятных заусенцев, запомните правило: на ручках ногти стригутся закругляясь на уголках ногтей, а на ножках ногти стригутся строго ровно.

Если вы случайно поранили кожу малыша — не впадайте в отчаяние, просто смажьте порез йодом, зеленкой, или аналогичным средством. Чем физически малыш более расслаблен (максимальное расслабление достигается во сне), тем легче подстричь ему ногти.

Базовый гардероб малютки

Одежда новорожденного должна быть сезонной, то есть, не на вырост. Если малыш родился в теплый период года, список необходимых вещей для новорожденного будет отличаться наличием легкой одежды. Для теплых дней надо покупать:

  • маечки;
  • слипы;
  • пинеточки;
  • слюнявчики;
  • носочки х/б;
  • тонкие бязевые распашонки;
  • ползунки из ситца/трикотажа;
  • чепчики бязевые/ситцевые тонкие;
  • боди с коротким/длинным рукавчиком;
  • костюмчики/комбинезончики для прогулок легкие.

В холодные дни одежда должна подбираться с учетом климата.

Особенностью гардероба новорожденного ребенка является наличие большого количества тоненьких распашонок для создания эффекта многослойности.

Особенно это важно в прохладные дни: между слоями образуется воздушный люфт, сохраняющий тепло тела.

Одежда для зимних дней состоит из теплых вещичек: шерстяных, трикотажных, байковых, велюровых и флисовых. Также приобретается обувка по сезону при необходимости. Чтобы одеть грудничка в холодные дни тепло, нужно купить прогулочный конверт для зимы. В доме малышей одевайте в многослойную одежду из нескольких распашонок (если холодно).

Следует ли надевать чепчик в доме? Это зависит от тепла/холода в комнатке. В начальные дни жизни следует беречь кроху от перегрева/переохлаждения. Уход за девочкой/мальчиком в этот период состоит в обеспечении комфортного микроклимата в комнатке.