"Мой ребенок не понимает математику"

Советы родителям: как и нужно ли помогать школьнику с уроками.

Что такое ментальная арифметика

Ментальная математика – программа по развитию обоих полушарий мозга у детей с 4 до 16 лет. В процессе занятий ребенок учится считать на счетах абакус, соробан, потом решает арифметические задачи в уме. Одновременно с математическими навыками развивается моторика, воображение, логика.

По мнению разработчиков программы, педагогов ментальных школ, такая арифметика открывает малышу путь к успеху. Он учится мыслить нестандартно, находить выход из любых ситуаций, держать самооценку на нормальном или высоком уровне.

Во время занятий тренируются нейронные связи в головном мозге школьника, улучшается качество мышления и скорость реакций. Левое и правое полушарие начинают взаимодействовать активнее. Это сказывается на успеваемости в школе по всем предметам. Отличные знания по стандартной учебной программе дают возможность будущему выпускнику сдать ЕГЭ на высокие баллы, поступить в престижный вуз.

Таким образом, ментальная арифметика – это не обучение быстрому счету, а тренировка мозга, подготовка его к решению жизненных задач, раскрытие потенциала малыша и пропуск к большим успехам.

Как помочь ребенку привыкнуть к школе?

Первый раз в школу дети шагают с энтузиазмом. Новая форма, красивая канцелярия, праздничное настроение очень способствуют детской заинтересованности. Но уже через месяц школьной жизни запал куда-то исчезает. Звучат вопросы: «И что, так теперь одиннадцать лет?!».

Чтобы помочь детям адаптироваться, родители могут:

— соблюдать режим до школы;

Особенно это касается детей, не посещавших сад. Если всю жизнь никакого режима не было, то внезапно начать просыпаться по будильнику – это стресс. Переходить на новое расписание лучше за 1-3 месяца до начала обучения.

Как помочь ребенку привыкнуть к школе?

— читать книги про школу;

Детская литература поможет понять, как все устроено: уроки, перемены, столовая и т.д.

— обсудить важные вопросы;

Как отпроситься в туалет при всем классе? Что делать, если не отпустили? Как поступить, если обидели? К кому идти, если что-то болит? Испачкал/порвал одежду в школе – как справиться? Обо всем этом надо поговорить заранее.

— рассказывать о своем обучении;

Не нужно врать про медаль, если ее не случилось. Покажите ребенку свою школу, поделитесь приятными воспоминаниями: о первой пятерке, любимой учительнице или выступлении в самодеятельности.

— купить удобную форму и красивые тетради;

Новая одежда должна нравиться ребенку. А выбор тетрадей – и вовсе превратиться в любый ритуал на ближайшие десять лет. Если есть возможность, не экономьте на этом.

Как помочь ребенку привыкнуть к школе?

— не грузить кружками.

Первые 2-3 месяца дополнительные занятия вообще не нужны. В дальнейшем все активности – по желанию ребенка. Но обязательно должно быть свободное время, когда можно играть или не делать вообще ничего.

Нет, ребенок не «превращается в лентяя» и не «теряет драгоценное время». В эти периоды он думает, учится слушать себя и находить себе дело самостоятельно. И отдыхает, конечно же.

Начало

Кто неправильно застегнул первую пуговицу уже не застегнется как следует Гете

Я узнал о его методике спустя много лет после окончания школы. И не обнаружил в ней ничего, что не было бы мне известно и понятно. Как и любому образованному и, при этом, нормальному взрослому человеку.

Более того.

Меня в начальной школе учила самая обыкновенная учительница начальных классов, без высшего образования. Дочь железнодорожника, Шеломенцева Виктория Викторовна (видите, даже имя запомнил, потому, что связанные с ней воспоминания – только приятные). Она использовала те самые, простые и понятные методы обучения, которые, как я узнал позже, являются Методами.

В нашем классе даже парочка отъявленных балбесов – и те «понимали математику». «Неблагополучная семья», дурное влияние улицы и все такое … Но в начальной школе я никогда — просто никогда — не слышал: «Мне это совсем непонятно…», со слезами отчаяния.

Строим логические цепочки

Логические построения помогают полюбить математику. Задачки на логику хорошо начинать давать детям уже с трех лет. Несложные, совсем простые и наглядные. Я делала так: ставила в ряд несколько мягких игрушек и одну пластмассовую и просила определить лишнюю. Не беда, если не получится сразу. Дайте малышу подсказку пощупать все предметы и сказать, какие они на ощупь. Понимание придет как озарение. Эту игру можно разнообразить, например, машинками, среди которых «затесался» трактор или мотоцикл или плюшевыми мишками, подсадив к ним мягкого кота.

А еще мы рисовали и лепили. Например, я рисовала на одном листочке одну птичку, на другом – три и просила малыша нарисовать на своем листике столько птичек, сколько должно быть между одной и тремя. Во время занятий лепкой катали шарики разных цветов. Я – синие – пять штук, малыш красные – три. Вопрос звучал так: сколько между ними надо скатать желтых шариков? Или вот еще задание: скатать один синий, два зеленых, три желтых. Сколько надо будет скатать красных, чтобы продолжить счет?

Строим логические цепочки

Вообще вариантов логических задачек для двух-и трехлеток огромное множество, и использовать, как наглядное пособие, у нас получалось все, что под руки попадет. Мы даже лабиринты простейшие сами придумывали и делали из кубиков, игрушек и веревочек. Лабиринты – это вообще отдельный момент в логике. Помочь зайцу избежать притаившихся в кустах хищников и непроходимых колючих кустов и благополучно вернуться домой к зайчатам с мешком яблок – что может быть интересней?

Читайте также:  Аллергия у грудничков: лечение и профилактика

Поиск предметов – еще одна задачка на логику и на развитие памяти. Это не совсем прятки, но похоже. Мелкие предметы (в основном, игрушки из ЛЕГО) прятались под разноцветные пластмассовые баночки (баночки были разных цветов). Ребенок должен был запомнить, под каким цветом лежит та или иная игрушка. Потом он отворачивался, и я меняла две из них и прятала под баночками других цветов. Задача – найти игрушки, которые были перепрятаны и вернуть их на свои места. Со временем задача усложнялась, и «перепутывались» уже три или четыре предмета.

Казалось бы, при чем тут память и математика? Но не скажите, уметь запоминать последовательность очень даже пригодиться при запоминании таблицы умножений и формул.

Строим логические цепочки

Кстати, о делении и дробях

Эти вещи просто объясняются на наглядных примерах. Раскатайте пластилиновую колбаску и нарезайте ее на столько частей, сколько требуется, и попутно объясняйте малышу ,как происходит деление и что есть дроби. Сначала на две части, одна из которых ½ и вторая – ½ А вместе сложить – одно целое или 1. И так дальше по нарастающей. Детям интересны такие наглядные примеры на плиточном шоколаде или на виноградной кисти, особенно когда 2/3 или ½ разрешают съесть. А это уже сложное действие – это вычитание дробей. Но как просто и вкусно!

Вообще же математика и логика не всегда взаимосвязаны, и не обязательно ребенок, умеющий хорошо мыслить логически, будет отличным математиком. Но, по крайней мере, после таких занятий, в школе он не будет испытывать ненависть к этой сложной для его гуманитарного восприятия науке, а будет стараться постичь ее.

Строим логические цепочки

Идеальный возраст для обучения

Система обучения ясна, но как нам определить, когда наш ребенок готов к обучению?

3.1. С рождения до трех месяцев

Как только ребенок открывает глаза и видит этот мир, он начинает учиться. Это не значит, что он сразу может считать сложные уравнения в уме. В это время происходит развитие визуальных функций его головного мозга. Мы не можем начинать «шаг один» без предварительной подготовки. Назовем это «шаг ноль».

Это будет скорее не обучение математике, а стимуляция визуального восприятия. Ребенок не сразу начинает видеть детали предметов. Занятия с ребенком математикой по системе Домана стимулируют эту способность. Это легко и даже логично. Мы же разговариваем с ребенком с самого рождения, и даже в течение девяти месяцев до него.

«Шаг ноль» заключается в том, чтобы показывать ребенку карточки с красными точками от одного до семи. Сами карточки должны быть раза в полтора больше, чем обычные, и сами точки — тоже больше. Место для занятий должно быть хорошо освещено. Покажите ребенку карточку, громко и отчетливо произнесите цифру и подождите. В этот момент ребенок будет искать глазами карточку. Его внимание в этом возрасте хорошее, а вот зрение плохое. Однако не старайтесь поймать его внимание карточкой. Он отвлечется на движущийся объект и забудет про то, что вы ему сказали.

В первый день занятий ожидание его внимания к карточке займет секунд пятнадцать, но в каждый последующий раз все меньше и меньше. Начните с того, что вы покажете ему карточку с одной точкой до десяти раз в первый день.

Во второй день — карточку с двумя точками и т. д. Итак, скажем, в понедельник ребенок будет видеть карточку «один», в воскресенье — «семь». На следующей неделе повторите процесс.

И так три недели. Не забывайте, что ребенок должен быть в хорошем расположении духа. На четвертую неделю возьмите новые карточки от восьми до четырнадцати. Еще через три недели ваш ребенок будет готов перейти к «шагу один».

3.2. От трех до шести месяцев

В этом возрасте хорошо воспринимаются первые два шага. Сосредоточьтесь на них. Ребенок уже хорошо узнает детали и умеет на них концентрироваться. Он буквально заглатывает всю информацию, которую ему говорят громко и отчетливо. Сам он при этом общается с нами звуками. Как же можно заниматься с ребенком математикой, если он и говорить-то не умеет? Это и не нужно. Глаза и уши — основные в это время органы восприятия. Основные правила — показывайте карточки быстро и чаще обновляйте материал.

3.3. От семи до двенадцати месяцев

Частота сеансов и еще большая скорость показа карточек — то, что стоит запомнить на этом этапе. Большой объем новой информации обернется катастрофой. В этом возрасте ребенок начинает двигаться, потом ползать и, наконец, ходить, и огромная часть его внимания уходит на процесс движения. Это уже не трехмесячный ребенок, который сидит на одном месте и которому вы можете показывать все новые карточки. Сейчас крайне важно не отвлекать ребенка от важного занятия надолго. Он не сможет просмотреть пятьдесят карточек за раз. Пяти будет достаточно.

3.4. От двенадцати до восемнадцати месяцев

На этом этапе важно не забывать про краткость сеансов и необходимость остановиться до того, как ребенок сам этого захочет. Прислушивайтесь к своему малышу. В этом возрасте он готов легко воспринимать первый, второй и третий шаги программы. С другой стороны это время еще больших открытий. Он все больше ходит и бегает – и меньше сидит на месте. Именно поэтому все сеансы должны быть максимально короткими.

3.5. От восемнадцати до тридцати месяцев

В восемнадцать месяцев и старше ребенку становится все труднее запоминать новую информацию, поэтому, если вы начинаете программу обучения с этого этапа, то постарайтесь перейти к пятому шагу как можно быстрее. Первые этапы могут показаться ребенку слишком скучными. В этом возрасте пропадает непредвзятое отношение к новой информации. Теперь ему может что-то нравиться, а что-то нет. Ребенок начинает говорить, осознает, что его понимают, и формирует миллион требований. В данной ситуации стоит преподать материал таким образом, чтобы сначала заинтересовать его, а затем оставить немного «голодным».

3.6. Старше тридцати месяцев

Разница между новорожденным ребенком и ребенком в возрасте тридцати месяцев колоссальна. Это уже не ребенок, и ему гораздо сложнее освоить карточки с количеством. Вы все еще можете попробовать поработать с карточками с красными точками, но шанс их усвоения невысок. Однако это еще не конец света. Не вся математика состоит из умения мгновенно решать в уме сложные арифметические задачки. Сосредоточьтесь на карточках с цифрами и уравнениях.

Как научить ребенка учиться

Начальные классы

6-7-летние дети быстро утомляются и нуждаются в отдыхе как минимум 1.5 часа: поиграть или поспать. В младшем школьном возрасте творчество и инициативу ребенка развивает игра. К тому же играть с соблюдением правил говорит о готовности к обучению в школе.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых

Важно обустройство рабочего места школьника, разместить канцелярские принадлежности. В дальнейшем эта привычка поспособствует выработке позитивного отношения к школе, одноклассникам, учителю.

Требуется добиться от учащимся 1-4 классов соблюдения правила чистого рабочего стола, на котором находятся только тетрадь, учебное пособие, дневник и канцелярские принадлежности. Наблюдая за ребенком, делают акцент на мелочах. Не забывают похвалить, если малыш поместил закладку в книгу: «Молодец, что поместил закладку. Не нужно тратить зря время на поиски!»

В этом возрасте не переусердствуют развивать воображение. Главное — научить учиться. Усвоение правил, подчинение логике и принятие задачи преподавателя — уже умница.

Как научить ребенка учиться

Средние классы — поощрение исследования

Часто в 5 классе наблюдается снижение мотивации к обучению. Отметки в дневнике снижаются, а количество замечаний повышается. Возможно причина кроется в неумении учиться и мыслить по-другому. Если в начальных классах достаточно желать учиться и опираться на механическую память, чтобы быть хорошим учащимся, то при переходе на следующую ступень требования возрастают. Это касается объема изучаемого материала и приемов работы над ним.

Дети должны уяснить: ежедневное выполнение домашнего задания — прямая обязанность. Родителям не следует стремится выполнять письменные упражнения и решать задачки вместо ребенка. Папа или мама — это проводник в организации образовательного процесса. Для детей полезно рассказать о прочитанном и поделиться своими впечатлениями, составить опорные схемы, чтобы воспроизвести прочитанный параграф.

Принесет пользу начало домашней работы с предметов, что интересуют ребенка: меньшие траты времени на их выполнение, быстрый результат работы.

Зарубежные педагоги советуют составить график работы для подростков согласно темперамента. Перед погружением в домашнюю работу флегматику требуется отдых. Для холерика ценится своевременное переключение на другой предмет. Главное для сангвиника — заставить сесть за уроки, чтобы отвлечь от иных дел. А меланхолика нужно простимулировать, пообещав посещение всей семьей кафе на уикенд или парка развлечений за прилежание. По мнению наших ученых, отличительные особенности темперамента нельзя не учитывать, однако  их не ставят превыше всего.

Когда не знаете, как ответить на вопрос сына или дочери, психологи не советуют звонить знакомым, учителям, самому заниматься поисками в интернете. Позвольте ученику найти ответ самостоятельно. Зачастую брошенное под горячую руку резкое высказывание в адрес школы и программы по учебным предметам снижает стимул к обучению.

Контролировать домашние задания потребуется разумно. При нахождении ошибок указывают школьнику, где она примерно допущена. Ценно ее самостоятельное исправление, будьте уверены: ее повторения не последует.

Развитие мотивации происходит в двух направлениях: сверху вниз, а также снизу вверх. Для первого явления характерны престиж и ценность учебы для индивидуума. Во втором случае стараются поддерживать удовлетворение и интерес к учебе. И понемногу изменяется отношение к учению. В младшем школьном возрасте большую значимость приобретает для ребенка тактика «снизу вверх».

Старшие классы — пора диалога

Как научить ребенка учиться

Старшеклассники иногда не готовятся к урокам. Они не волнуются из-за замечаний, считая, что знание предмета не понадобится при поступлении в высшее учебное заведение. Со старшими классами связывают многочисленные стрессы относительно ближайшего будущего. Чтобы получить высокие отметки, назидания, крики, проповеди неуместны и бессильны.

В старшем школьном возрасте  у тинейджеров развито абстрактное мышление, что связано с мироощущением. Актуально для школьников дискутировать, критически размышлять.

Читайте также:  5 истин о детях, которые трудно принять родителям, выросшим в СССР

Для юношества типично желание вступить в дискуссию и доказать свою правоту. Для родителей немаловажно быть в курсе увлечений ребенка.

Родители способны заинтересовать дисциплинами, что игнорируют дети. Вступление в полемику, приведение контраргументов обозначит родительскую позицию.

Что мешает ребенку самостоятельно учиться

Если первый (второй, пятый) класс давно позади, а ваш школьник по-прежнему не может сесть за уроки без вас, ищите причину. Это может быть все, что угодно:

  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипертонус;
  • синдром дефицита внимания, с гиперактивностью или без;
  • психологические проблемы дома или в школе;
  • неудобный или захламленный рабочий стол;
  • шумная обстановка в доме;
  • сильная критика со стороны мамы или папы за непонимание, ошибки и помарки;
  • привычка полагаться на маму, которая покажет, как правильно решать задачу;
  • высокая загруженность внешкольными занятиями.

Возможно, стоит потратить время не на совместное сидение над учебниками, а на поиск причин неуспеха — и на их устранение.

Как помочь школьникам справиться с весенней усталостью?

Давайте устраним то, что мешает благополучной и продуктивной жизни и учебе, особенно весной. Ведь в нормальных здоровых условиях и человеческий организм работает хорошо и здорово, а память и способность к концентрации неразрывно связаны с общим состоянием здоровья физического и психического.

Читать дальше

Игры и упражнения, обучающие счету дошкольников

Как научить ребенка считать играючи? Существует много различных обучающих игр для детей дошкольного возраста. Все они имеют свой смысл и жанр, но суть одна – обучить детей счету. Вот некоторые их них:

  1. Положи столько же – думаю, название говорит само за себя;
  2. Покажи столько же;
  3. Найди себе место – для игры понадобится много места и детей. Кладутся обручи на пол, а внутри них – листочки с цифрами. Игроки двигаются по комнате, а по сигналу становятся вокруг обруча в том количестве, какая цифра лежит в обруче;
  4. Пазлы, на которых написаны цифры. Необходимо их выложить в правильном порядке.
Игры и упражнения, обучающие счету дошкольников

В любом случае, самым банальным и легким упражнением будет использование счета с малышом в повседневной жизни. Видите цветы на клумбе – посчитайте. Считать можно абсолютно все, даже пальчики на руках.

Советы психолога

На самом деле, никто не может предугадать реакцию ребенка на школу и весь процесс обучения. Так что родители просто должны быть рядом, чтобы поддержать своего сына или дочь. А советы психолога призваны предотвратить наиболее распространенные проблемы в том или ином возрасте:

Для школьников начальных классов

Родители должны заранее подготовить малыша к новой жизни, знакомству с ровесниками и учителями. На этом этапе важно интересоваться мнением ребенка, его страхами и переживаниями.

Для школьников средних классов

После первой «адаптации» школьник сталкивается с первыми трудностями в обучении. Здесь следует проявить терпение, не кричать и не ругаться, а день за днем поддерживать малыша и делиться с ним собственными знаниями.

Для школьников старших классов

Чем ближе окончание школы, тем больше свободы нужно подростку. Не давите на него – предложите пройти дополнительные курсы, чтобы он смог определиться с будущей профессией и сделать первый шаг во взрослую жизнь.

Успешная учеба – многолетний труд не только учителей, но и родителей. Семья должна быть рядом, поддерживать и направлять школьника, мотивировать его и верить в него даже в самые трудные времена.

Что делать, чтобы ребенок стал учиться лучше?

Самый главный совет – побольше общаться с ребенком! Правильные родители знают, что происходит в его жизни, какие неприятности случились недавно, и что думают о нем окружающие его помнить, что своего ребенка нужно хвалить, нужно ценить его хорошие стороны. Для начала следует организовать разговор с вашим школьником, объяснить ему, что родители хотели бы, чтобы он учился хорошо. Сказать, что плохие оценки расстраивают маму, ей грустно, когда малыш демонстрирует плохое отношение к учебе. Каждый ребенок очень хочет радовать старших, и, вероятно, он просто не ведает, как это по какому-то предмету ваш ученик получил хорошую оценку, нужно показать, что этот момент чрезвычайно радует вас. Похвалить ребенка и сделать так, чтобы похвала была более значимой, нежели порицание. Пусть он запомнит хорошее мамино настроение и захочет повторить «фокус».Не нужно бояться пообещать ребенку поощрение за хорошую учебу. Правильным шагом будет постараться сделать малышу праздник, который проявит радость близких от того, что ребенок выучил домашнее задание. Можно повести его в игровой центр, где есть лабиринт и карусели, парк с аттракционами или зоопарк. Прекрасно, если получится провести день в обществе папы, пусть даже просто на лучшим способом порадовать ученика, похвалить его за хорошие оценки, является праздник дома. Можно приготовить любимые блюда ребенка, украсить их с выдумкой и просто посидеть с ним вместе. Что бы ни было выбрано в качестве подарка, читателям МирСоветов стоит понимать, что в поощрение родители должны побыть вместе с малышом, а не наградить его купленными машинкой или конструктором. Нужно постараться не ругать ребенка за мелкие проступки, дать понять, что сегодня вы не сердитесь на него, всячески показывать свое .Важно постараться, чтобы ваш школьник запомнил этот праздник. Пусть он понимает, что хорошая учеба приносит радость.