Плохой почерк: как научить ребёнка писать красиво?

Здравствуйте! Это я снова из Белоруссии. Мой сын учится в 5 классе, но пишет очень плохо.

Залог красивого письма

Чтобы малыш красиво и аккуратно писал, у него должны быть развиты мелкие мышцы рук, он должен быть терпеливым и усидчивым. Поэтому изначально стоит уделить заострить свое внимание именно на развитии данных навыков. Только после этого можно начать процесс обучения письму. Чем лучше будет подготовлен ребенок, тем быстрее он освоит процесс написания. Помочь в этом могут регулярные и увлекательные занятия – лепка, гимнастика для пальцев (Наши пальчики устали и пр.), оригами, аппликация, прописи, занятия с конструктором, вырезание ножницами и многое другое. Подобная тренировка должна проходить ежедневно, хотя бы по 15-20 минут.

Думая о том, как научить ребенка писать, родителям стоит подробно изучить положительное влияние вышеописанных занятий.

  1. Лепка – способствует укреплению кисти рук, развивая в малыше терпеливость и творчество. Можно использовать не только пластилин, но и соленое тесто. А кроме изготовления фигурок, можно предложить ребенку формирование пластилиновых букв.
  2. Оригами – если вы не знаете, как научить ребенка писать, то рассмотрите возможность занятия этим искусством. Оно не только безумно нравится детям, но и помогает развитию зрительной памяти, формированию абстрактного мышления, точных движений и аккуратности.
  3. Ножницы – красиво писать, можно научиться и благодаря занятиям с цветной бумагой или картоном и ножницами. Вырезание фигурок или простое кромсание бумаги поможет ребенку натренировать руку.
  4. Веселые занятия с бусинками, пуговками или камешками также позволяют развивать мелкую моторику. С помощью них можно заодно освоить счет.
  5. Вопрос – как научить ребенка правильно держать ручку, поможет разрешить «художество». Кисти, мелки, карандаши и фломастеры учат ребенка правильному захвату.

Первые шаги — подготовка

Подготавливать ребенка к письму можно с трехлетнего возраста. Конечно, писать буквы он не сможет, но в это время можно развивать мелкую моторику пальцев. Это значительно облегчит процесс обучения именно каллиграфическому письму, которое дети могут освоить только в 5 – 6 лет.

Существует большое количество занятий, которые хорошо развивают мелкую моторику рук и позволяют сделать первые шаги к обучению. Обычно они нравятся маленьким детям. К таким упражнениям относится:

  1. Лепка из пластилина или глины. Она хорошо укрепляет кисти рук и развивает усидчивость ребенка. Лепите вместе с ним всевозможные фигурки. Ничего страшного, если у него не будет получаться, ведь главное, чтобы ребенок работал пальчиками.
  2. Создание аппликаций. Делать это можно из цветной бумаги. В данном упражнении понадобятся ножницы. При этом ребенок сам должен разрезать бумагу. Покажите, как это нужно делать, давая легкие задание разрезать лист по прямой, вырезать треугольник и т.д. Только не оставляйте малыша одного с ножницами.
  3. Игра с мелкими предметами. Мелкую моторику помогут развить всевозможные бусинки, пуговицы, камушки, фасоль, горох и т.д. Их можно насыпать в глубокую посуду, а на дно спрятать небольшие игрушки. Ребенок должен доставать игрушку, при этом перебирать своими пальчиками. Смотрите, чтобы он не взял маленькие предметы в рот. Обычно в 3 годика дети уже понимают, что этого делать не надо.
  4. Игры с конструктором также хорошо развивают моторику рук.
  5. Рисование с применением различных техник. Здесь малыш сможет научиться правильно держать в руках карандаш, а в дальнейшем и ручку. Когда будете учить этому, учтите, что ручка должна лежать так, чтобы находилась на верхней фаланге на среднем пальце, а большим и указательным фиксировалась. Также большой палец должен располагаться выше указательного.

После трех уже поздно?

«Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». Сильно сказано, правда?

А вот Глен Доман: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!» Ненамного отстает и : «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. «Дальних» результатов пока нет, поскольку в Россию оно пришло в течение последнего десятилетия. Однако первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.

Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.

Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трех уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

  • сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
  • нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
  • вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
  • мозг подает команду руке;
  • применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Определить, ребенок ленится и не учит или у него дисграфия, можно по следующим признакам этого нарушения:

  • ошибки в ударных словах, когда написание очевидно: «корава» вместо «корова»;
  • пропуски одной или нескольких букв;
  • недописывание слогов, букв, окончаний слов: «сумк» вместо «сумка»;
  • перестановка слогов и отдельных букв: «собака» вместо «сокаба»;
  • дублирование букв: «домкрад» вместо «домкрат»
  • зеркально перевернутые буквы и цифры;
  • замена одних звуков другими, близкими по звучанию: «дорашка» вместо «дорожка»;
  • пропуск букв, которые используются сравнительно редко – «ъ», «э», «ь»;
  • неаккуратное грязное письмо, ребенок «не видит» полей, строчек и пр;
  • он не понимает принципов переноса слова, пишет слова без пробелов;
  • не ставит точки и большие буквы в конце и начале предложения.

Конечно, коррекция такого серьезного нарушения, как дисграфия, должно проходить под контролем логопеда, но кое-что вы можете сделать и в домашних условиях. Вот что советуют логопеды центра развития «Каркуша»:

Комментарии

2018-11-06 21:59:22 Команда Ольги Узоровой # Кому: Лина, , #5335415 Да, все верно! Старый сайт не был адаптирован для мобильных устройств. Сейчас все в порядке)

Ответить / Цитировать

Кому: Команда Ольги Узоровой, , #62416152018-10-07 19:28:36 Лина # Хорошая статья, но читать ее целое испытание! Сайт не адаптирован для телефона, постоянно надо прокручивать сначала вправо потом влево — ужас, а когда пытаешься уменьшить, возвращает вверх страницы!!! Издевательство!

Читайте также:  7 Советов родителям — Неудача ребенка как помочь пережить?

Ответить / Цитировать

Кому: Лина, , #53354152018-01-06 02:45:42 Инна # Стократное спасибо! Лучше и не придумаешь. Выручили. А то мы просто уже задергали нашего первоклассника.

Ответить / Цитировать

Кому: Инна, [email protected], #29220152017-12-14 18:21:34 Айка # Спасибо за советы. Попробуем…

Ответить / Цитировать

Кому: Айка, , #28130152017-04-05 10:48:17 Евгения # Спасибо , за советы , попробуем их применить , вообще не знаю что делать с ребенком , пишет ужасно 2 класс , ничего не разберу.

Ответить / Цитировать

Кому: Евгения, , #10496152017-02-18 13:04:20 Алия # Я там всё понила я когда читала зохателась красиво писать спасибо большое кто это всё написал или написала как красива писать

Ответить / Цитировать

Кому: Алия, , #209786412017-01-26 23:15:01 Ajam # СПС за сайт

Ответить / Цитировать

Кому: Ajam, , #19959241

2017-01-07 12:53:10 Марина # Каждая буква, которая не получалась, становилась у нас "любимицей", т.е. каждый раз встречая ее в тексте мы уделяли ей особое внимание, приветствовали ее, вспоминали из каких запчастей она состоит и вырисовывали, постепенно таких букв становилось все больше и больше. Если какая-то буква "подводила" во время диктанта в школе, потом мы вместе принимали решение принять ее в ряды "любимиц", также разбирали на запчасти и т.д.

Ответить / Цитировать

Кому: Марина, , #189738412016-12-14 21:03:55 Зульфия # А у нас буквы в словах разговаривают между собой. Если все красиво написаны, то они хором ликуют и радуются, что получилось слово красивое. Если прописываем одну букву в строке, то они все спорят кто самая красивая. Дочке весело и она не хочет никого обижать и обещает им всех красиво написать. Вот такая игра

Ответить / Цитировать

Кому: Зульфия, , #180402412016-10-05 23:15:05 Наталья # Огромное спасибо за статью!!! Очень дельный совет с фразами про бабушек и дедушке, которые сидят род столом. Завтра обязательно опробую. Нервы сдают, ребёнок в 1 классе

Ответить / Цитировать

Кому: Наталья, , #153142412016-03-04 14:27:59 Амина # очень нужная статья

Ответить / Цитировать

Кому: Амина, , #85332412016-02-24 09:41:45 Людмила # Ольга Васильевна , каждый раз зачитываюсь вашими советами! Спасибо Вам!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ответить / Цитировать

Кому: Людмила, [email protected], #81056412016-02-15 16:43:45 Юлия # Большое спасибо за советы! Буду стараться!

Ответить / Цитировать

Кому: Юлия, , #78556412015-01-17 16:24:46 Людмила # Здравствуйте Ольга! А может мне в 5 классе с ребенком воспользоваться вашей книжкой "" Мои первые прописи". Начать с крючков и палочек.

Ответить / Цитировать

Кому: Людмила, , #9210221

Как научить ребёнка писать – начинаем с печатных букв

Ошибка многих родителей – обучение навыкам письма сразу с прописных букв. Это очень сложно для неокрепшей руки ребенка. Начинайте с печатных букв. Приобретите специальные прописи для начинающих осваивать письмо. В продаже огромное разнообразие интересных и занимательных обучающих навыкам письма прописей для любого возраста. В таких альбомах буквы прорисовываются черточками, точками или пунктирными линиями, которые значительно облегчает малышу задачу. Начиная с самых простых палочек, кружочков и завитушек малыш постепенно освоит письмо и перейдет к самостоятельному написанию букв и первых слов. Слова для написания букв используйте простые, состоящие из 3-4 букв, должны быть понятны и знакомы ребенку. Помните, что обучение должно нести в себе игровой характер, чтобы ребенок понимал, что письмо – это увлекательно и интересно.

Учиться надо весело

Ребенок во всем подражает взрослым. Если родители любят читать, то и чадо впоследствии будет книголюбом. Детское стремление к подражанию можно использовать для обучения письму. Вечером выбрать время, сесть за стол, взять тетрадь и начать выводить красивые линии разноцветными ручками. Ребенок обязательно заинтересуется процессом и попросит дать и ему тетрадь и ручку.

Если занятия начаты, они должны быть регулярными, а не от случая к случаю. Время занятий увеличивается постепенно. Стоит практиковать смену видов деятельности. После письма или рисования поиграть в развивающую игру, а закончить занятие рисованием или раскрашиванием. Можно буквы не писать, а лепить из пластилина или складывать из конструктора. В любом случае идет укрепление мышц и развитие мелкой моторики. А это – залог успеха обучения в школе.

Занятия не должны быть навязчивыми для ребенка. По возможности стоит организовывать обучение совместно с друзьями ребенка. В кругу ровесников ребенок становится более усидчивым и лучше усваивает материал.

Развитие грамотности

Теперь остановимся на освещении вопроса «Как научить ребёнка писать грамотно?»

1. С раннего возраста развивайте речь малыша, призывая его к диалогу. Следите за правильностью построения собственной речи и речи других членов семьи. Старайтесь не употреблять неверные лексические конструкции, жаргонные слова и диалекты.

2. Научите дошкольника читать до достижения 5-летнего возраста. Регулярно занимайтесь, совершенствуя технику чтения.

3. Читайте ребёнку вслух, не обязательно перед сном и не только сказки. Продолжайте это делать и после того, как он научится читать самостоятельно.

4. Убедитесь, что малыш не страдает дислексией, дисграфией, дизорфография и прочими врожденными нарушениями. И если диагноз «дизорфография» обычно ставят лишь в 3-м классе, то дислексию и дисграфию важно выявить до школы. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем больше в запасе времени на ее устранение. Дети, у которых выявлена «группа риска» по нарушениям чтения и письма , или учащиеся, страдающие расстройствами письменной речи, должны посещать специальные логопедические занятия.

5. Обращайте внимание ребёнка на слова со сложным правописанием, постепенно знакомьте это с правилами, использованием проверочных слов и т. д. Заведите специальную тетрадь-словарь и записывайте туда слова со сложной для запоминания орфографией.

6. Регулярно устраивайте словарные диктанты. По мере овладения навыком письма под диктовку слов и словосочетаний, переходите к предложениям.

7. Давайте задания на переписывания текста из учебника. Затем пусть ребёнок вычитает переписанный текст и только после самопроверки передает на проверку вам.

Научить ребёнка писать красиво и грамотно — не самая простая задача. Это упорный систематический труд. Зато результат, несомненно, стоит затраченных усилий. Успеха вам!

Как научить ребенка писать без ошибок?

  • Если ребенок пропускает буквы в словах. Причина кроется в недостаточной отработке фонематического слуха, звукобуквенного анализа слова. Ребенку необходимо при письме вполголоса проговаривать слово по слогам. Полезно больше писать под диктовку, при этом важна систематичность занятий: пусть это будут маленькие диктанты в два-три предложения, но каждый день
  • Если ребенок допускает ошибки на орфограммы, которые ему хорошо знакомы. Это значит, ребенок не умеет применять правило, требуется доведение навыков применения правила до автоматизма: разбирать слова с орфограммами, писать словарные диктанты на то или иное правило или выполнять тренировочные задания, например, вставлять в слова пропущенные буквы и суметь объяснить свой выбор

Особого внимания требуют дети с нарушениями звукопроизношения. Если на письме проявляются дефекты проговаривания, без помощи логопеда не обойтись.

Как лечить и корректировать дисграфию?

Лечение дисграфии и дисорфорграфии прежде всего должно основываться на устранении причин нарушений, а также содержать в себе правильную и своевременную коррекцию письма. Нужно обязательно проконсультироваться с неврологом и логопедом. При выявлении сопутствующих заболеваний необходимо пройти реабилитационный курс, который может состоять из лечебной физкультуры и физиотерапии. Все нарушения в письме исправляет логопед. Разработанные методики позволяют:

  • развить навыки зрительного различения букв и символов;
  • научить навыкам анализа и синтеза информации, иными словами сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности;
  • развить зрительную и слуховую память;
  • научить основным морфологическим принципам;
  • помочь ребенку выговаривать звуки и понимать фонетические процессы;
  • обогатить словарный запас;
  • формировать связную речь у ребенка.