Мой ребенок – левша: особенности развития

В современном мире у большинства людей ведущей является правая рука. Однако ни в одной стране леворукость не считается отклонением от нормы. Ребенок левша сейчас встречается почти в каждом детском коллективе. Леворуких людей в мире около пятисот миллионов. Среди них есть знаменитые исторические личности, талантливые ученые, музыканты, спортсмены, писатели, актеры.

Стоит ли переучивать леворукого ребенка?

В прошлом многие придерживались позиции, что малыша, у которого левая рука является ведущей, непременно необходимо переучить. Только это напрямую влияло на уровень развития личности.

Да, переучить человека действительно возможно. Но повлиять на функционирование полушарий мозга люди все-таки не в силах. Именно поэтому у детей, которых пытались переучить, очень часто развивается нервоз. Это происходит из-за того, что мозг напрягается гораздо сильнее, чем обычно. Подобное может повлечь за собой мигрень, повышенную возбудимость, страхи, разрушение иммунной системы.

Как определить левшу?

По статистике, лишь каждый седьмой человек на Земле является левшой. Первые признаки леворукости проявляются у ребенка уже на 1−2 году жизни, когда становится заметно, какой рукой малыш пользуется чаще — держит ложку, карандаш, берет игрушку. Специалисты полагают, что эта особенность является врожденной и нередко объясняется наследственными причинами. К примеру, если хотя бы один из родителей — левша, в 20% случаев ребенок тоже рождается леворуким, если левая рука — ведущая у обоих родителей, шансы появления такого же признака у ребенка увеличиваются до 50%.

Учитывая, что с 2 до 4 лет у детей, как правило, активны обе руки, и предпочтение одной из них формируется позже, определять, является ли ваш ребенок левшой, целесообразно после 4 лет. Для этого можно провести несколько несложных тестов. Понаблюдайте, как ваш сын или дочь выполняет следующие действия:

  • строит башню из конструктора;
  • собирает игрушки, кубики или мелкие предметы с пола;
  • чистит зубы;
  • рисует;
  • подметает;
  • расчесывается;
  • откручивает крышку от бутылки;
  • чистит мандарин.

Если большинство этих действий он выполняет левой рукой, перед нами левша. Для чистоты эксперимента можете еще предложить ребенку посмотреть в калейдоскоп или послушать, как тикают часы. Если он будет смотреть левым глазом и поднесет часы к левому уху, ваша догадка верна.

Левша ли ребенок?

В семьях, в детских садах иногда встречаешь малышей, у которых проявляется склонность к предпочтительному пользованию левой рукой. Ею они заводят игрушку, кормят куклу, берут отдельные вещи, рисуют, кушают и т. д. Во время игры, движений левая рука у них бывает более активной. Возникает вопрос: Левша ли ребенок?

Читайте также:  10 правил безопасности, которые родители обязаны рассказать ребенку

У большинства детей такая склонность вначале имеет нестойкий характер. Так, во время еды ребенок может взять ложку в левую руку, но после замечания он перекладывает ее и продолжает есть уже правой рукой. Это вовсе не означает, что ребенок левша.

В раннем возрасте леворукость ребенка – явление непостоянное и формируемое!

В раннем возрасте на пользование той или другой рукой влияет самое положение предмета. Когда ложка лежит слева, ребенок берет ее левой, рукой. Но если ложка лежит справа, то дети едят правой рукой. Лишь в отдельных случаях у ребенка уже в раннем возрасте проявляется устойчивая склонность к леворукости.

Как быть с такими детьми? Развивать ли им правую руку или предоставить им возможность пользоваться лишь левой рукой?

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах и пример самого ученого (в детстве он был левшой) показывают, что у детей, склонных к леворукости, можно выработать умение успешно действовать и правой рукой. Это важно, так как управление многими орудиями производства и машинами требует хорошего развития правой руки. Того же требуют некоторые предметы повседневного употребления, удобное положение за столом и т. д.

Как определить признаки леворукости

В 2-3 года малыши обычно легко управляют обеими руками. Это связано с тем, что процесс доминантности полушарий еще не завершен, а все мы рождаемся амбидекстрами (в одинаковой мере пользуемся обеими руками). Среди взрослого населения Земли лишь 1% «амбидекстров».

До 4 лет ребенка можно ненавязчивыми методами склонить к праворукости, но если чувствуете сопротивление, то оставьте эту затею. Окончательно доминантность левого или правого полушария формируется у малыша в 4-5 лет.

Понаблюдайте за своим чадом, какой рукой он ест, пишет, рисует. Проведя несколько простых тестов, родители должны удостовериться, какая рука является доминирующей, ведь впереди вас ждет активная подготовка к школе.

  • Попросите у ребенка сложить руки на груди, если сверху левая – он левша.
  • Путь откроет/закроет несколько крышек у флаконов ( шампунь, к примеру).
  • Предложите вытереть пыль или стул тряпкой. Какой рукой он держит её?
  • Поиграйте в мяч, поставьте задачу: ловить мяч одной рукой.
  • Расставьте несколько коробочек, в одной из них положите что-то (спичку, бусинку), пусть ребенок найдет этот предмет.

Он левой рукой закрывает/открывает коробочки, флаконы, ловит мяч и т.д.? Чтобы услышать тиканье наручных часов малыш подносит их к левому уху? Привычные движения, не требующие умственных усилий, инстинктивно выбирают удобный вариант. Если родители сделали логичное умозаключение, то сразу возникает вопрос: надо ли переучивать левшу?

Как воспитывать ребенка левшу 

Поскольку переучивать левшу нет смысла, то в его воспитании необходимо следовать определенным правилам:

  1. в семье никто не должен раздражаться или выражать свое недовольство по поводу леворукости ребенка;
  2. обязательно предупреждать об особенностях ученика педагогов, которые работают с ним;
  3. важно не допускать выделения ребенка в коллективе, чтобы не нанести вред становлению его личности;
  4. надо помнить о природной медлительности таких детей при обучении чтению и письму, поэтому не выбирать для обучения ребенка левши группы интенсивного обучения.

Важно развить в будущем человеке уверенность в себе, поддержать его стремление к успеху. Для этого необходимо сдерживать негативные эмоции, замечания, упреки в медлительности.

Когда ваш ученик пойдет в первый класс, он столкнется с определенными трудностями. Важно, чтобы первоклассник научился не смазывать рукой текст, который написал.

Постарайтесь поначалу приобретать карандаши и ручки трехгранные. Следите, чтобы грифель карандаша и шарик ручки легко скользили по бумаге.

При чтении ребенку сложно воспринимать текст, ему трудно научиться читать по слогам. В первом классе левши отстают в скорости чтения. Но постепенно они все наверстают.

Важно!

Как воспитывать ребенка левшу 
  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими.
  • Дайте понять ребенку, что вы на его стороне.
  • Постарайтесь объяснить преимущества владения левой рукой.
  • Отрабатывайте вместе навыки мелкой и крупной моторики.
  • Не предъявляйте к левше завышенных требований.
  • Любите своего малыша таким, каким он пришел в этот мир, и он оправдает ваши надежды.

Похожие публикации: Возрастные кризисы Суицид среди подростков – как помочь проблеме. Агрессия у детей Если ребенок постоянно плачет

Как воспитывать ребенка левшу 

Сильные стороны ребенка-левши

Не так давно считалось, что правое полушарие отвечает за творческие способности и образное восприятие. А левое полушарие — это царство логики, математики и аналитики. Но это не значит, что ребенок-левша будет не способен к точным наукам, а правша не сможет петь. Последние исследования в этой области показали, что различия между левшой и правшой не такие глобальные. Они больше сосредоточены в эмоциональном русле.

Читайте также:  Развивающие игры для детей 9 лет

Леворуких детей отличают такие черты:

  • они более чувствительны, исследует мир интуитивно и легко адаптируются к новым условиям;
  • информация усваивается образно, склонность фантазировать дает возможность находить нестандартные решения (в будущем это помогает легче справиться как с профессиональными, так и бытовыми задачами);
  • обладает способностью контролировать свои действия и направить их в требуемое направление.

Дети-левши часто начинают говорить позже, но при этом речь формируется не поэтапно, а начинается резко и целыми предложениями. Часто, по сравнению со сверстниками, леворукие малыши отличаются большим словарным запасом, более эрудированны и развиты. Они молниеносно запоминают новые слова и легко изучают новые языки.

Совет: среди леворуких людей много известных людей, среди которых есть философы, писатели, политики, актеры и ученые: Леонардо да Винчи, Юлий Цезарь, Альберт Эйнштейн, Фредерик Шопен, Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро и многие другие.

Советы родителям

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:

  • дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
  • сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;
  • разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
  • упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;
  • обучать навыкам в конкретных ситуациях;
  • вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;
  • организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
  • оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Как повысить эффективность обучения у леворуких детей?

Об особенностях взаимодействия с детьми, имеющими разные стили обучения, смотрите в нашей инфографике в социальных сетях .Можно попробовать педагогические игры, способствующие самовыражению: 1. Игра «Я протестую» (7 — 8 лет)

Попросите детей плотно сжать губы и нахмурить лоб, чтобы появилось ощущение напряженности. В таком состоянии они перебрасывают друг-другу мяч, заканчивая фразу «Я протестую…». Например: «Я протестую против двоек!», «Я протестую против неудобной формы». При этом ребенок должен активно артикулировать и произносить фразу громко, чтобы высвободить негатив и эмоции.

2. Игры «Фыр-фыр» (от 6 лет)

Заранее подготовьте карточки с простыми слогами: «му-му», «ух-ух», «фыр-фыр» или «бу-бу». Ребенок берет карточку и произносит написанный на ней слог с определенным чувством, которое вы ему сообщаете. Например: «бу-бу» — радостно, «фыр-фыр» недовольно, «му-му» задумчиво.

3. Игра «Сложи картинку» (от 5 лет)

Эта игра имеет целью развитие умения сотрудничать в группе, используя для этого наглядные материалы. Воспитатель или учитель берут несколько картинок животных, разрезая их на части: можно квадратиками, как в пазлах и на кубиках, можно — по частям тела (от головы до хвоста). Дети получают каждый одну часть, после чего необходимо восстановить исходную картинку. Важно, чтобы «руководство» не взял на себя один ребенок, а каждый положил свою часть самостоятельно.

1. Учимся высказывать свою точку зрения и выходим на значимые переживания.