Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

Все родители слышали про важность развития моторики малыша, но мало кто знает, для чего это нужно. Какие упражнения, как правильно проводить, на что обращать особое внимание – об это мы сегодня поговорим. Так что такое детская моторика?

Массаж

Массируя тело малыша, уделите внимание ладошке и пальчикам. Нежно нажимайте на кончики пальцев, круговыми движениями разминайте ладонь.

Пальчиковые игры – самый простой способ развивать мелкую моторику. Играть в них можно где угодно: в гостях, дома, на улице, в дороге. «Сорока», «Ладушки» и другие традиционные потешки вы, наверняка, помните со времен своего детства. Огромный репертуар пальчиковых музыкальных игр есть у Железновых – например,  диск  «10 мышек» очень популярен у малышей. А вот одна из  любимых пальчиковых игр – «Кошка»:

Вот кулак (загибаем свой кулак), А вот – ладошка (показываем на  ладошку малыша).На ладошку села кошка (кладем кулак на ладошку ребенка).И пошла, пошла, пошла ( шагаем по руке ребенка своими пальцами)Мышку там она нашла (щекочем).

Значение мелкой моторики для полноценного развития ребенка

Максимально ранее развитие мелкой моторики поможет ребенку быстрее освоить навык письма

В школьном возрасте развитию мелкой моторики уделяют меньше времени, чем в детских садах, но отказываться в младших классах от совершенствования двигательных навыков не стоит. Резкое увеличение нагрузки на кисти и пальцы рук может привести к трудностям в дальнейшем обучении, что, в свою очередь, может спровоцировать сложности в освоении учебных навыков, развитии органов артикуляции, внимания, памяти, мышления и произвольной деятельности. Для того, чтобы этого избежать, родители могут самостоятельно проводить со своим ребёнком дополнительные упражнения.

Значение мелкой моторики для полноценного развития ребенка

Любые занятия, связанные с обучением детей, должны быть тщательно продуманы и грамотно выполнены. Существует множество пособий с разнообразными методиками, там же можно найти целый перечень способов разнообразить дополнительные занятия с помощью игр для мелкой моторики, что немаловажно в работе с детьми. Стоит обратить внимание на то, с кем вы имеете дело – со школьником или дошкольником. От этого зависит уровень сложности упражнений и набор инвентаря.

Упражняясь в пальчиковой гимнастике попутно полезно заучивать и произносить стихи. Это помогает развить речемыслительную деятельность, понимание и воспроизведение ритма, контроль над движением пальцев рук. Любой профессиональный логопед использует в своей практике упражнения, связанные с мелкой моторикой.

Почему оно столь важно?

  • Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
  • Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
  • По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

Этапы развития графических навыков

  1. Подготовительный этап (возраст детей 2-4лет)
  2. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (возраст детей 4- -5 лет)
  3. Творческий (возраст детей 5- 6 лет)
  4. Подготовка руки к письму (возраст детей 6 – 7 лет)
Читайте также:  8 базовых правил проведения массажа для новорожденных

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладонь ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, еще не достигнув высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективней происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

В 4 — 4,5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап — этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта.

С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца — ребёнок отводит его при схватывании.

В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

7 — 10 месяцев — это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве.

С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.

С 10 месяцев до 1года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук. Тонкая моторика становится еще более совершенной, ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимать между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.

В 1 год 2 месяца — 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, частично самостоятельно раздеваются. В своих действиях начинают подражать взрослым — «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных. В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бросать мяч двумя руками, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет развивается правильная координация движений рук.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети научились застегивать и расстегивать одежду, некоторые освоили навык завязывания шнурков.

Читайте также:  Ребенок в поисках игры \ Что нужно знать родителям?

В итоге можно сделать вывод: началу развития мышления даёт рука.

Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Особенности развития мелкой моторики у детей

Каждому периоду жизни ребенка, начиная с 1 года и до 5 лет, соответствуют свои характерные особенности развития мелкой моторики. Для того чтобы понимать, правильно ли происходит процесс развития и необходимость в корректировке навыков, рекомендуется обратить внимание на приблизительные нормы для каждого возраста.

До 1 года

В период до 4 месяцев малыш пытается научиться справляться с движениями рук, дотягиваться до предметов, которые ему интересны, может отодвигать большой палец на 90 градусов. В таком возрасте ребенок одинаково контролирует как правую, так и левую руку. Многие ищут ответ на вопрос: как повысить иммунитет ребенку, как организовать правильный распорядок дня, как правильно закаливать ребенка, а также как адаптировать ребенка к детскому саду.

У ребенка может быть ярко выраженный рефлекс захватывания чего-либо рукой, но данный процесс происходит неосознанно. Начиная с годовалого возраста, малыш начинает лучше контролировать руки.

Ранее сложные задачи, для выполнения которых задействовались обе руки, теперь даются ему более легко, для их выполнения необходима только одна рука. К примеру, он уже может вполне осознанно схватить игрушку одной рукой, причем чем старше ребенок становится, тем более мелкие игрушки его привлекают.

Важно! К годовалому возрасту в разы возрастает риск обструкции дыхательных путей, так как ребенок старается попробовать все на «зуб», а особенный интерес у него вызывают мелкие детали.

В возрасте 1 года малыши могут перекладывать игрушки из руки в руку, пинают мячик, пытаются переворачивать страницы в книжке.

До 2 лет

Руки ребенку в таком возрасте нужны уже только для того, чтобы играть, так как держаться ими, чтобы ровно сидеть, или удерживаться за опору во время хождения больше не нужно. До 1,5 лет детки также одинаково пользуются обеими руками, а ближе к двум годам определяют доминантную.

Двигать пальчиками ребенок может уже достаточно хорошо, большим пальцем пытается лопать пузыри, рисует, захватывая карандаш всей рукой, может брать кубик сверху пятью пальцами. К двум годам у малыша просыпается интерес к рисованию, но рисует он в основном кружочки, со временем у него начинают получаться вертикальные и горизонтальные линии. Узнайте больше о развивающих играх для двухлетних детей.

До 3 лет

В этом периоде жизни малыша ребенок уже хорошо контролирует туловище и выполняемые движения, для совершения необходимых задач активно пользуется кистью и пальчиками, последние становятся еще более послушными. Ребенок для захватывания кубика пользуется уже не пятью, а тремя пальчиками.

После двухлетнего возраста манера рисования меняется, он держит карандаш перпендикулярно листу, у него хорошо получается рисовать круги, линии, пытается сложить из них какой-то рисунок.

К трем годам ребенок уже может использовать ножницы и разрезать лист бумаги на несколько частей. Большой интерес у малыша вызывают игры в песке, он уже способен аккуратно насыпать его в ведерко, лепить куличики.

До 4 лет

В этом возрасте малыш в процессе работы использует обе руки, к примеру, основной рисует, вспомогательной придерживает листик. Малыш пытается рисовать более сложные рисунки, может перерисовывать простейшие фигурки, которые увидел в книжке, у него получаются практически ровные вертикальные и горизонтальные линии. Ему удается лучше справляться с ножницами — резать по нарисованным линиям. Малыш может строить небольшие башни из 3-5 кубиков. В этот период ребенок уже уверено пользуется пальчиками, может взять указательным и большим пальцами мелкую крошку или бусинку со стола.

Читайте также:  7 мифов об опасности 5G, которым не стоит верить

До 5 лет

Выполнение необходимых движений осуществляется уже исключительно кистью, ребенок отлично раскрашивает рисунки, не выходит за контур, ножницами ребенок пользуется уже достаточно уверено, может без труда вырезать простые геометрические фигуры.

К 5-летнему возрасту ребенок уже уверено удерживает карандаш, как взрослый — тремя пальцами, это является признаком готовности к освоению письменных навыков, рисунки становятся более понятными, ребенок уже достаточно хорошо рисует людей, деревья, тучки, солнышко и другие простые элементы. Рекомендуем почитать о том, что делать при кризисе одного, трех и семи лет, а также о том, что должен знать и уметь ребенок в 1, 2, 3, 4, 5 и 6 лет.

Особое место в данном возрасте занимает конструктор и пазлы. Если раньше соединять элементы в одну картинку не совсем получалось, к пяти годам ребенок уже может сложить небольшую картинку самостоятельно.

Как развивать мелкую моторику рук?

Выбор средств достаточно широк. Чем больше способов вы задействуете, тем более полноценными будут ваши занятия, а результат – более ощутимым.

В первый год жизни это и уже упомянутые массаж и вкладывание в ручку малыша разных предметов, и занятия с мягкими книжками и развивающими ковриками, и пальчиковые игры.

Начиная с года сюда прибавляются пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов (круп, пуговиц, бусин, складывание мозаики), творческие занятия (рисование пальчиковыми красками, лепка из теста, поделки из бумаги и природного материала), шнуровки Монтессори, конструкторы.

В 4-5 лет задействуются рукоделие (пришивание пуговиц, вышивка) и новые виды творчества (лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок, пальчиковый театр, театр теней), завязывание шнурков.

В целом, развитию мелкой моторики рук нужно уделять особое внимание в раннем и дошкольном возрасте ребенка.

Креатив с мелкой моторикой

Мелкую моторику дошкольников можно практиковать разными способами. Творческий подход к организации развивающих заданий поможет вам преодолеть все трудности и возможное сопротивление ребенка.

Креатив с мелкой моторикой

Например, используйте игру с такими материалами, как ключи, помпоны, палочки для еды, резинки, пинцеты, прищепки, молнии и шнурки.

Креатив с мелкой моторикой

Игра с веревочкой для развития мелкой моторики

Креатив с мелкой моторикой

Такая игра с веревочкой развивает мелкую моторику, помогает подготовить руку к письму, а также способствует развитию воображения.

Креатив с мелкой моторикой

Для игры понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это могут быть шнурок от обуви или отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму.

Креатив с мелкой моторикой

Техника занятия заключается в выкладывании узоров. Для образца можно выбрать любой рисунок. Сначала это могут быть просто волны, узоры из петелек. Позже можно брать более сложные рисунки, а затем дать волю фантазии и придумать свои узоры и фигурки.

Креатив с мелкой моторикой
Креатив с мелкой моторикой

Графомоторика

Креатив с мелкой моторикой

Первые задания по графомоторике детям можно предлагать в возрасте от 2 лет. Самые простые занятия — нарисовать линии, круги, зигзаги и т.д. Постепенно усложняя задания, ребенок начнет выполнять более сложные прописи по точкам и пунктиру, штриховку. А затем — рисование петелек и крючочков. Что знаменует начальный этап письма.

Креатив с мелкой моторикой
Креатив с мелкой моторикой

Задания для развития мелкой моторики

Креатив с мелкой моторикой

Какие задания для развития мелкой моторики дошкольника вы можете найти на нашем сайте:

Креатив с мелкой моторикой

Задания Дорисуй половину картинки и просто креативные Дорисуй картинку.

Креатив с мелкой моторикой

Рисование ватными палочками

Креатив с мелкой моторикой

Рисование пластилином

Креатив с мелкой моторикой

Шаблоны аппликаций для детей

Креатив с мелкой моторикой

Аппликация Рыбка и Осьминог, Монстрики

Креатив с мелкой моторикой

Большие раскраски на стену или на пол

Креатив с мелкой моторикой

Пиксельные раскраски — закрашивание клеточек по образцу

Креатив с мелкой моторикой

Задания Найди и раскрась

Креатив с мелкой моторикой

Красивые раскраски для детей

Креатив с мелкой моторикой

Игрушки-шнуровки своими руками

Креатив с мелкой моторикой

Схемы лего для повторения по образцу

Распечатать картинки-лабиринты

Прописи для дошкольников по пунктиру

Изображения с сайта pixabay. com