Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Выводы по главе.

Одна из важнейших сторон, характеризующих правильную речь ребенка — это звукопроизношение, которое представляет собой основу речи человека.

Период дошкольного возраста — это сенситивный период для интенсивного становления и развития речи ребенка и, в частности, овладения правильным звукопроизношением. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

У большинства детей звукопроизношение концу дошкольного периода достигает языковой нормы, ребенок овладевает уже развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.

Дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стабильность неправильных форм произношения характерны для случаев патологии. Такие нарушения проявляются в искаженном произношении звуков речи, заменах одних звуков другими, смешении звуков, а также их пропусками. Это зависит от вида речевого нарушения (дислалия, дизартрия).

В настоящее время возникновение неправильного звуко-произношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Знание законов развития речи детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и выбора соответствующей коррекционно-воспитательной работы по преодолению данной речевой патологии.

Читайте также:  Как сформировать границы в поведении у ребенка

При благоприятных условиях обучения и коррекции дети способны приобретать определенные навыки самоконтроля и самокоррекции в области звукопроизношения, и помочь им в этом могут различные педагогические средства, современные усовершенствованные методы логопедического воздействия, вырабатывающие устойчивые навыки правильного звукопроизношения и повышающие эффективность коррек-ционной работы.

При этом, логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. Для дошкольников с нарушением звукопроизношения эффективным средством являются дидактические игры.

Логопедические распевки

Они являются одним из главных методов работы с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Для работы с ними используют комплекс упражнений, предложенный Новиковой-Иванцовой. Малышам проще воспринимать зарифмованные фразы, а музыка благотворно влияет на нервную систему. Это все повышает эффективность занятий.

Логопедические распевки

Вся работа строится на онтогенетическом принципе появления звуков в детской речи. Для алаликов характерно нарушение произношения гласных, и их пропевание помогает сформировать правильный акустический образ. На этих упражнениях удобно отрабатывать умение управлять высотой голоса. Также оно формирует правильное речевое дыхание.

Важно! Кроме структуры дефекта, при подборе речевого материала учитывают возраст ребенка.

Особенности работы с детьми 3–4 лет

В этот период речь характеризуется сформированностью следующих групп звуков:

Логопедические распевки
  • губно-губных;
  • губно-зубных;
  • заднеязычных;
  • переднеязычных.

Ребенок начинает осваивать произношение свистящих и шипящих. У детей с речевыми нарушениями может быть нарушено произношение этих групп звуков.

Примеры логопедических распевок для детей 3–4 лет  для заднеязычных фонем:

  • КУ-КУ-КУ – спел петух кукареку;
  • ГУ-ГУ-ГУ – ходят гуси на лугу;
  • ГИ-ГИ-ГИ – на лужок скорей беги;
  • КИ-КИ-КИ – ходят кони и быки.

Примеры пропевок для свистящих:

  • ЗА-ЗА-ЗА – у меня живет коза;
  • СА-СА-СА – залетела к нам оса;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – я привел домой козу;
  • СО-СО-СО – накачали колесо.

Примеры пропевок для шипящих:

  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на жука я погляжу;
  • ШУ-ШУ-ШУ – подойду я к малышу;
  • ЖА-ЖА-ЖА – принесли домой ежа;
  • ША-ША-ША – как погода хороша.
Читайте также:  Густой стул у грудничка при грудном вскармливании

Методика развития речи у неговорящих детей

Обратите внимание! Эти распевки можно использовать на занятиях с детьми 3–4 лет. Для большей эффективности обязательно применяют игрушки, картинки.

Особенности работы с детьми 5–6 лет

Звукопроизносительная сторона речи в этом возрасте характеризуется сформированностью шипящих и сонорных групп. Упражнения усложняют, добавляя чередование парных согласных и увеличивая размер материала до коротких стихотворений.

Примеры пропевок для сонорной группы:

Логопедические распевки
  • РА-РА-РА – детям уже пора;
  • РО-РО-РО – потерял петух перо;
  • РУ-РУ-РУ – ягоды все соберу;
  • ЛО-ЛО-ЛО – все дороги замело;
  • ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли.

Примеры пропевок с чередованием:

  • ЛА-РА-ЛА-РА – Лара Роме помогла;
  • ЖИ-ШИ-ЖИ-ШИ – все конфеты хороши.

Важно! Следует помнить, что логопедические распевки – это лишь один из способов автоматизации и формирования просодики. Подобный вид работы является приоритетным у детей с заиканием. Это связано с особенностью дефекта: нарушением темпоритмической стороны речи. Логоритмика помогает ее скорректировать.

Логоритмическое занятие в детском саду

Комплексы для детей 2-лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:
Читайте также:  Как привлечь ребенка к занятиям физкультурой?

Солим капусту. Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем, Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим, Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Комплексы для детей 2-лет

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Автобус

-content/uploads/2018/03/

Я еду-еду-еду

-content/uploads/2018/03/

Ну-ка повторяйте

-content/uploads/2018/03/

Тук-ток

-content/uploads/2018/03/

Мишка пляшет

-content/uploads/2018/03/

Паучок

-content/uploads/2018/03/

Ослик

-content/uploads/2018/03/

Для чего нужны Игровые приемы и ситуации

Игровые приемы и ситуации помогают создать игровую форму. Они выступают инструментом побуждения, стимулирования.

Игровые приемы и ситуации в ходе урока реализуются следующим образом: учащимся обозначается дидактическая цель (выглядит как игровая задача); обучение ведут в рамках правил игры; в качестве основы для деятельности используют обучающий материал; добавляют элемент соревнования, превращающий дидактическую задачу в игру; успехи в игре отождествляются с достижением поставленных целей.

Педагог должен разбираться в функциях и классификации педагогических игр, чтобы игровая технология занимала должное место и выполняла свою роль в учебном процессе.