Куда деть ребенка летом – 6 лучших вариантов

Чем разнообразнее ребенок проведет отдых, тем лучше для его здоровья!

«Советская школа действительно была одной из лучших в мире»

— Что, на ваш взгляд, представляла собой советская школа? И что мы унаследовали от нее?

— Когда разговор заходит о наследии, то сегодня пытаются говорить, мол, в Беларуси мы унаследовали всю систему советской школы. На самом деле, это мягкое лукавство. Советская школа действительно была одной из лучших в мире. Но только по единственному из важнейших критериев: она соответствовала запросам внешней среды. Школа полностью была встроена в систему жизни страны и поддерживала ее. Хотя, если честно сказать, в этом и есть назначение общего среднего образования.

Вообще, образование появилось тогда, когда в течение жизни одного поколения передать опыт прошлых поколений стало невозможно. Возникло разделение труда, отдельные виды работ, связанные с управлением в обществе, — «думу думать». Тогда появились педагоги — люди, которые по заданию патриция за руку переводили ребенка из пункта А в пункт Б. Потом под влиянием великого протестантского философа Яна Амоса Коменского, который очень хорошо понимал, что «великий путь» связан с доступом к знанию, умением читать, возникли школы. Через 200 лет после его изысканий появилась система, связанная с подготовкой человека к жизни, сейчас у нас в стране она называется «общее среднее образование». Но особенность современной системы — в том, что это не только подготовка школьника к жизни, это и есть сама его жизнь.

Часто говорят: «Семья — главный источник, двигатель и так далее». Бесспорно. Но для каждого человека семья — это источник его личных ценностей и практик, родовых традиций, которые передаются из поколения в поколение в естественном режиме. А вот социально приемлемые нормы, уклад общества, в котором мы хотим жить, — передает школа. И создает школа.

Советская школа оказалась очень хорошим инструментом в воспроизводстве социально приемлемых норм.

«Советская школа действительно была одной из лучших в мире»

— То есть это поверхностный взгляд на вещи — говорить, что советская школа была хороша тем, что дети отлично знали физику, математику, черчение?

— Во-первых, далеко не все знали. Больше того, как раз таки математика, физика, черчение зачастую оказывались в советской школе самыми «гуманитарными» дисциплинами, потому что их знали глубоко только те люди, которым это зачем-то было нужно.

Во-вторых, изучение этих предметов базировалось на фундаментальных исследованиях и четком понимании оснований математического, физического, химического знания. Сейчас, насколько я понимаю, из предметного знания в белорусской школе ушли основания: теоремы не доказываются, а заучиваются «наизусть и в рамочку»; в геометрии — серия внешне видимых вещей без анализа «почему так?». Концептуализация и теоретизирование у нас считается лишней тратой времени. Советская школа предусматривала серьезное теоретизирование.

Во всяком случае, я могу так судить о моей любимой 19-й школе Минска, выпускницей которой являюсь. Математик Александр Маркович Фельдман до сих пор работает в нашей школе, и, насколько я знаю его позицию, для него принципиально, сколько его выпускников получают на ЦТ отметки не ниже 80 без использования услуг репетиторов. Это очень важный момент.

Вариант 2: традиционные летние лагеря

Можно доверить организацию каникул профессиональным педагогам, отправив ребенка в лагерь. Желательно собрать о выбранном лагере максимум сведений – на форумах, среди знакомых, у сотрудников. Если отзывы хорошие, то дайте ребенку возможность провести время с ровесниками, под присмотром педагогов, с качественным питанием, медицинской помощью, организованным досугом.

Выбор лагерей сейчас очень разнообразен – от зарубежных, с изучением иностранных языков, до школьных, работающих только в дневное время.

Оздоровительные лагеря, пришедшие на смену пионерским, дадут ребенку возможность привыкнуть к самостоятельному уходу за собой, научат адаптации в коллективе сверстников, привьют новые умения – и все это под контролем педагогов. Жизнь в лагере насыщена событиями: походы, соревнования, кружки, смотры, дискотеки и т.д. Общительные дети комфортно чувствуют себя в лагере с первых дней.

Но даже если ваш ребенок чувствует дискомфорт, не торопитесь его забирать. Постарайтесь его уговорить, мотивировать, дайте ему время на адаптацию. Умение общаться очень пригодится ему в дальнейшей жизни, и именно лагерь научит его выстраивать отношения с людьми. А родители могут быть спокойны за свое чадо, зная, что его вовремя накормят, уложат спать, обеспечат развлечения и научат новому.

Практику летних лагерей применяют многие спортивные секции и школы. Поэтому, если ваш ребенок занимается спортом, используйте эту возможность. Ко всем плюсам лагерей прибавятся и регулярные тренировки.

Если по каким-либо причинам поездка в лагерь недоступна, воспользуйтесь помощью школьного лагеря. Отправив ребенка туда утром, вы сможете спокойно работать весь день, зная, что ребенок под надежным присмотром. А вечером он расскажет вам, чем занимался.

Что делать

На вопрос о том, что делать, если родителей вызывают в школу, единственный ответ — идти. Вы можете предварительно поговорить с учителем по телефону, уточнить причину вызова и детали предстоящей встречи: о чем пойдет речь, кто еще из педагогов присоединится к разговору и т. д. Но не пытайтесь звонком заменить сам визит в школу. Раз вызвали, значит, дело серьезное и важное для ребенка.

Читайте также:  Имена девочек 2021. Счастливые женские имена в 2021 году

Главное, что необходимо сделать, — успокоиться. Продумайте заранее (и запишите) список вопросов к классному руководителю. Это поможет не забыть о важном, и в критический момент не позволит беседе съехать в неконструктивное русло. Не начинайте заранее ругать своего школьника. «Я так и знала!», «Дождался?!» и т. д. — худшее, что вы можете сказать. Но и не оправдывайте, не разобравшись в причинах: «Не переживай, я все улажу» — тоже не выход. Просто выясните его версию событий и примите к сведению.

Как говорить с учителем

Советы:

  1. Выслушайте. Приятного мало, но выслушайте все до конца.
  2. В случае, когда родителей вызывают в школу из-за проблем с успеваемостью, поговорите с учителем-предметником, уточните, какие темы «просели» и как помочь ребенку.
  3. В случае конфликтной ситуации выясните, в чем причина. Постарайтесь спокойно, «по-взрослому», донести до педагога мнение ребенка о ситуации.
  4. Если ваши сын или дочь виноваты, не пытайтесь оправдываться собственной занятостью, работой и т. д. Вы только утвердите педагога во мнении, что вам не до ребенка.
  5. Не «сдавайте» свое чадо, не говорите «Не знаю я, что с ним делать», «Пусть Вася (Петя, Гриша, Степа) даст ему сдачи» и т. д., спокойно и твердо пообещайте разобраться и уладить ситуацию.
  6. Не обвиняйте педагога, тем более не грубите и не срывайтесь на эмоции. Даже если вы считаете, что к вашему ребенку в школе несправедливы, выскажите свое мнение спокойно. Донесите до учителя, что вы его услышали, — так больше шансов, что услышат вас.

Как говорить с директором

А если предстоит официальный разговор, что делать, если родителей вызвали к директору, — предварительно поговорить с классным руководителем, хотя бы по телефону, а уже потом идти к начальству. Тактика та же: успокоиться, выслушать, найти конструктивный путь.

Худшее, что вы можете сделать, — начать жаловаться директору на учителей или классного руководителя. И дело не только в педагогическом корпоративном единстве, и не в том, что у вас в школе «заложник», которому еще учиться и учиться. Важнее то, что такая позиция — путь в никуда.

Если ваша классная, половина учителей и одноклассники — чудовища, то выход возможен только в буквальном смысле, через дверь: переводите свое чадо в другую школу. В некоторых случаях это помогает, но не во всех: попытайтесь решить проблему, а не убежать от нее.

Финансовые отношения

Большинство школьников (90%) не имеют представления, что такое баланс расходов и доходов, и в этом вина не детей, а их родителей, которые не учат элементарным жизненным навыкам своих детей.

Начиная с 14-летнего возраста и позже, предлагайте ребенку варианты подработки, чтобы у него были собственные деньги, и он знал, что они достаются не бесплатно. Подработка – это не оплата за хорошие оценки, помощь бабушке или по дому. Вещи, подобные этим, должны быть нормой. Варианты подработки: курьером (перевозить документы), раздавать флаера, промоутером и т.д. Деньги, которые он заработает, его собственные, не предлагайте ему каких их потратить лучше, пусть учится их грамотно тратить путем проб и ошибок

Также доверяйте оплачивать ребенку различные счета (коммунальные, например) и самостоятельно совершать покупки, чтобы сформировать у него представление об обязательных расходах, а зная ваши доходы, ребенок самостоятельно сделает вывод, что на его сиюминутные прихоти лишних денег нет.

Времяпровождение школьников на летних каникулах

Когда школьные дни заканчиваются и наступают летние каникулы, родители начинают активно думать о том, что делать дома ребенку, 10, 11 лет это такой возраст, когда чадо можно оставить одно в квартире, но при этом не быть на сто процентов уверенным в его безопасности. Это самый возраст, когда с моментом ухода мамы и папы на работу, просыпается школа, а еще никто ничего не контролирует и можно делать все, что захочется. Особенно количество времени, проведенное за компьютером.

Конечно же, отлично, если есть возможность отправить ребенка в деревню, под бдительный присмотр бабушек и дедушек.

Хорошим вариантом и интересным летним путешествием для чада будет поездка в лагерь. Особенно если нет конкретных планов по поводу того, что делать детям дома, 12 лет прекрасный возраст для походов отрядами, различных соревнований и незатейливых, но веселых кричалок. Для девочек это первые медленные танцы и подмигивания глазками мальчикам. Увлекательные посиделки у костра или вечерние дискотеке, точно будут оценены дитем. К тому же, контроль родителей минимальный и можно окунуться в некую свободу, особенно если повезло с молодым и не очень строгим вожатым. Такие летние каникулы обязательно запомнятся ребенку.

Если же дите остается на летние каникулы дома, можно придумать ему различные увлекательные занятия, дабы он не скучал на диване в одиночестве или не портил глаза у телевизора и компьютера. Можно рассказывать любимому чаду об уникальных и красивых местах родного города, подарить ребенку познавательную книгу с историями о достопримечательностях, а на выходных съездить туда всей семьей и так сказать на практике ознакомится с изучаемым материалом. Возможно, сам ребенок захочет провести для родителей экскурсию и поделится приобретенными знаниями.

Если ребенок любит рисовать, можно приобрести для него набор хороших красок, ведь лето это такая красочная пора, которая дарит отличные виды и настроение для творчества. А если дитю больше нравиться фотография, можно предложить ему сделать фотодневник о лете. Таким образом дать возможность проявить творческий потенциал и воображение, и обрести увлекательное занятие на все лето. Позже, каким-нибудь холодным, дождливым осенним вечером, достать альбом и всей семьей окунуться в летние краски и воспоминания. Таким образом, это может стать отличной традицией переходящей из года в год.

Кроме наполнения фотографиями семейного альбома можно предложить ребенку записывать различные истории, где главным героем будет он сам или друзья-товарищи. А ко дню рождению сделать дитю подарок в виде напечатанной книги с его рассказами, в твердом переплете и с красочной обложкой. Вот так вот в семье получится юный писатель. Возможно, чадо больше дружит с рифмой, и в семейной библиотеке появится новый сборник стихотворений маленького автора.

Во всяком случае, следует уделить должное внимание и придумать интересное занятия для ребенка на лето, будь-то совсем малыш или самостоятельный школьник. От внимания родителей целиком и полностью зависит летнее настроение любимого чада.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

Читайте также:  Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

Что положить в ранец первоклашке?

Собственно, для начала необходимо приобрести сам ранец — удобный рюкзак на два плеча. Понадобятся также набор цветных ручек, фломастеры, карандаши, ластик, точилка, обложки для тетрадей и книг, пенал, линейка, краски — гуашь или акварель, набор кисточек, альбом для рисования. Это минимальный набор, он может быть расширен в зависимости от специфики учреждения образования. Необходимые для 1-го класса учебники и тетради выдаются в школе. Что касается школьной формы, то Минобразования рекомендует деловой стиль одежды, в том числе и для первоклашек, но окончательно внешний вид определяет общеобразовательное учреждение. Для маленьких школьников она должна быть удобна, выполнена из натуральных тканей.

P. S. Свой вопрос психологу школьники, их родители могут задать по телефону доверия 315-00-00 Минского городского детского психоневрологического диспансера.

Инна ЮРЧИК

Готов – не готов?

Как же понять, готов ли ребёнок к школе?

Если уж мы начали говорить начистоту и заниматься самокопанием, то давайте и продолжать в том же духе. Большинство современных родителей – люди довольно образованные, прочитавшие несколько (пару, много – нужное подчеркнуть) книг по детской психологии, а потому они могут и сами довольно ясно понимать, что представляет из себя их ребёнок. Если, конечно, слепая родительская любовь не застит глаза. Поэтому для начала честно ответьте себе, готов ли конкретно этот ребёнок, на ваш взгляд, к школе. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, если была секундная заминка перед жизнеутверждающим «да!», то не полагайтесь только на своё мнение, посоветуйтесь со специалистами.

Для начала переговорите с воспитателями, они часто и подолгу видят наших детей, имеют возможность наблюдать за ними в разных ситуациях, а если к этому прибавить беспристрастность (им-то ведь слепая любовь глаза не застит) и опыт, то их точка зрения будет очень важна.

Сомневаетесь в объективности или хотите услышать мнение других специалистов? Тогда вам прямая дорога к психологам, неврологам и нейропсихологам. Попросите их провести диагностику. Возможно, её результаты будут неожиданными или даже малоприятными для вас. Но в этом случае стоит прислушаться.

С одним из наших сыновей мы ходили на занятия к нейропсихологу. Их же посещала девочка, которой на тот момент было шесть лет, в сентябре мама собиралась отдавать её в школу. Наблюдая за девочкой и мамой, я пришла к двум выводам. Первый: малышка к школе не готова. Второй: мама понимает это, но боится, что отдавать дочку в первый класс почти в восемь лет (день рождения у девочки в октябре) будет уж слишком поздно.

В разговоре мы как-то коснулись этой темы, и в ответ на просьбу собеседницы я мягко высказала свою позицию. И к своему удивлению увидела в глазах женщины не обиду, а облегчение. Оказалось, что она тоже так думала, но ни у мужа, ни среди родных и друзей поддержки не находила. Все настаивали на том, что в школу девочке нужно срочно. Ведь она же не больна, задержки развития нет, умеет читать и считать. И никто не понимал, что, несмотря на эти бесспорные факты, девочка к школе не готова. Я стала первым человеком, кто понял то, о чём интуитивно догадывалась внимательная мама.

Нейропсихолог, проведя диагностику, тоже согласилась с нами. По моему совету мама поговорила с воспитателями, их выводы были такими же: учиться рано, и точка. В итоге ребёнок пошёл в школу почти в восемь лет. Чему родители (в том числе и папа, который до беседы с нейропсихологом настаивал на своей точке зрения), теперь только рады.

У вас нет возможности проконсультироваться со специалистами? Воспользуйтесь тестами, которые определяют школьную зрелость, их можно найти в специальной литературе или даже в Интернете. Существуют списки знаний, умений и навыков, которыми должен владеть ребёнок, всесторонне готовый к школе. Не поленитесь, внимательно изучите их и честно признайтесь сами себе, всё ли под силу вашему ребёнку.