Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо

В детстве мне очень не нравилось, когда меня просили сделать что-то по дому: помыть посуду, вынести мусор, убрать разбросанные игрушки. Эти просьбы удивительным образом всегда были не ко времени — у меня были другие планы, очень важные и срочные, а тут — на тебе: мусор выносить! Но что было делать? Выносить мусор было моей обязанностью в семье, приходилось откладывать важнейшее дело типа построения из конструктора башни до потолка и идти выносить мусор.

Как правильно воспитывать ребенка

  1. Не кричи на ребенка Старый и затертый совет, но невероятно полезный. Когда ты кричишь на свое дитя, всю агрессию он впитывает как губка и со временем просто выплеснет ее наружу.

    Успокойся, вдохни поглубже, и подумай о том, к чему ты так плохо относишься. Теперь мысленно подготовься к неприятной ситуации, а когда придет время, вырази недовольство обычным тоном. Это намного облегчает воспитание.

    Не получается сдерживать себя? Да, это сложно, бесспорно! Вот бесценная рекомендация, которая помогла уже многим взрослым совладать с собой. Во-первых, разберись, что именно вызывает у тебя раздражение и крик. Будь готов к такой ситуации всегда. Громкая музыка? Плохие оценки? Ты не раз уже проходил это и, по идее, должен быть готов к подобной неприятности. Из вас двоих взрослый именно ты!

    Посчитай до 10. Если ты проделаешь эту нехитрую манипуляцию, сорваться на крик будет уже просто стыдно!

  2. Не требуй слишком многого Твой ребенок обязательно будет для тебя лучшим, даже если он не завоевывает медали по плаванию или не учится лучше всех.

    Не стоит считать, что твой отпрыск должен быть похож на тебя в таком же возрасте, или перекладывать на него осуществление всех своих нереализованных амбиций. Просто ищи то, что у него получается лучше всего, и развивай это!

  3. Создавай хорошее впечатление Дети — зеркало родителей, и они будут оценивать всё, что вы делаете и даже повторять.

    Удивляй свое чадо неожиданными навыками, показывай свои знания, силу, характер. Таким образом можно не только завоевать авторитет, но и вложить в ребенка всё лучшее, что есть в тебе.

  4. Обсуждай, помогай, убеждай Между вами должно быть полное взаимопонимание. Обсуждай со своим ребенком повседневную жизнь, будь ему не только воспитателем, но и другом. Помоги почувствовать, что от тебя в любой момент можно дождаться помощи и совета, сделай так, чтобы семейный дом был для него крепостью, в которой его выслушают и помогут.

    Убеди своего отпрыска в том, что именно он — кузнец своей жизни, своих неудач и успехов. В атмосфере любви и взаимопонимания взрастают великие люди.

  5. Проводите больше времени вместе Даже если в твоем графике невозможно выкроить много времени на ребенка, используй его максимально эффективно. Чтение книг, походы в театр, отдых на природе — невероятно позитивно влияют на ваши отношения и приучают твое дитя к полезным занятиям.

    Если ребенку будет недостаточно внимания, он начнет искать его у других. И нет никаких гарантий, что в итоге всё будет хорошо.

  6. Не уклоняйся от вопросов Если даже ребенок задал вопрос на щекотливую тему, не пытайся избежать ответа. Некоторую информацию дети еще не готовы принять, но любая неуверенность в ответе исказит восприятие ребенка. Отвечай прямо, но лаконично, если тема тебе неприятна.
  7. Не оберегай от трудностей Твоя задача как родителя — подготовить неокрепшее и беззаботное детское сознание к взрослой жизни. Тщательно оберегая от всех проблем, сделать это не получится.

    Смерть родных, проблемы в семье, даже банальный отказ в покупке «той красивой игрушки» закаляют твое дитя, помогают личности сформироваться.

  8. Признавай свои ошибки Когда понимаешь, что в итоге был не прав, например, в дискуссии с сыном или дочкой, не бойся признаться в этом ребенку. Твой авторитет не упадет, наоборот, ты поднимешь его, восстановив справедливость или грамотно признав поражение.

Вот так нужно воспитывать ребенка, чтобы вырос настоящий человек! Понравились советы? Оставляй свое мнение в комментариях. И не забудь поделиться с друзьями, им тоже пригодится.

Почему ребенок ябедничает

Само по себе ябедничество имеет настолько различную природу, что порой сам факт жалобы намного важнее, чем вызвавший ее повод.

Проверка границ

Маленькие дети часто обращают внимание, что кто-то (обычно ребята постарше) нарушают запрет родителей или воспитателей. К примеру, мама запрещает уходить в соседний двор, есть конфеты перед обедом или смотреть какие-то передачи, но старший брат или сестра все равно делают это. Младший ребенок пытается выяснить, действительно ли запрет актуален и нет ли у него каких-то дополнительных условий (вот исполнится пять лет и смогу есть сколько угодно конфет!). В поисках истины малыш может обратиться к старшему ребенку (и тот, увы, завербует его «на сторону зла, где есть печеньки»), либо к родителям, что вполне может разжечь братскую войну.

” Первый случай психологически проще для родителя и воспитателя. Обнаружив, что дети гурьбой нарушают запрет, можно их наказать соответственно проступку.

Если же один из детей невольно «заложил» другого – будьте осторожнее с наказаниями. Поговорите со старшим ребенком, напомните об ответственности, о том, что он подает пример младшему.

Сторонник честной игры

Зачастую у детей более обостренное чувство справедливости, чем у взрослых. Сторонник фейр-плей не ищет ни выгоды для себя, ни наказания для другого, не склонен жалеть ни своих, ни чужих. Dura lex, sed lex — вот его девиз. Малыш просто хочет, чтобы все было «по правилам», а за соблюдением правил должен следить арбитр, то есть мама или воспитательница. Именно эти дети наиболее болезненно воспринимают обвинения в ябедничестве и игнорирование жалоб – еще бы, весь мир рушится!

” Такого ребенка важно учить, что не в каждой ситуации необходимо прибегать к помощи третейского судьи. Сторонники «честной игры» могут быть очень харизматичны и вполне справляются с задачей убедить всех играть по правилам.

Место под солнцем

Дети постарше – в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – часто используют ябедничество в корыстных целях. Одним это кажется удобным способом добиться внимания и одобрения учителя – стать его помощником, правой рукой, связующим звеном между ним и остальными детьми.

” Родителям стоит задуматься, почему ребенок ищет одобрения именно этим способом? Достаточно ли внимания, поощрения, уважения он получает в семье, если добивается его на стороне всеми возможными способами?

Другой случай – ребенок, который пытается «расправиться с врагом» чужими руками. В особо сложных случаях он буквально наслаждается тайной властью над другими, возможностью «казнить и миловать» по собственному желанию. Бывает, что педагог сам (вольно или невольно) поощряет такое наушничество. Здоровой атмосферы в коллективе ждать не приходится, да и дисциплины добиться не удается (а ведь именно она объявляется целью, которая оправдывает средства!) Зато психологическую травму получают все: и ябеда, и его жертвы, и даже сторонние наблюдатели.

” Столь серьезную ситуацию невозможно решить без реабилитации всего коллектива – психолог должен кропотливо работать с каждым ребенком из группы. Ну и, конечно, что-то надо решать с учителем или воспитателем; это самая сложная часть процесса, поскольку взрослый-то как раз часто считает, что все идет просто отлично. Ну, разве что парочка неугомонных хулиганов, изгоев класса, нарушают благостную картину…

Как помочь ребенку, если он плохо учится

  • Иногда родители считают нужным воспитывать ребенка «ремнем», вспоминая о том, как в их собственном детстве на страхе перед физическим наказанием удавалось добиться успехов в учебе. Психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и мотивации к учебе:

«Если родитель эмпатично воспринимает ребенка, он просто не сможет осознанно и планомерно причинять ему боль, психологическую ли, физическую. Он может сорваться, в раздражении шлёпнуть, больно дернуть и даже ударить в ситуации опасности для жизни – сможет. Но у него не получится заранее решить, а потом взять ремень и «воспитывать». Потому что когда ребенку больно и страшно, родитель чувствует напрямую и сразу, всем существом.

Отказ родителя от эмпатии (а порка невозможна без такого отказа) с очень большой вероятностью приводит к неэмпатичности ребенка, к тому, что он, например, став постарше, может уйти гулять на ночь, а потом искренне удивится, чего это все так переполошились.

То есть, вынуждая ребенка испытывать боль и страх, – чувства сильные и грубые, мы не оставляем никакого шанса для чувств тонких – раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, как ты дорог».

  • Покажите ребенку, что предмет действительно интересный! Сейчас открыто очень много интерактивных музеев — экспериментариумов, красочных выставок, увлекательных книг даже по самым «скучным» предметам. Малышей особенно важно заинтересовать предметом. Конечно, не все в учебе обязательно будет интересным, но мотивация узнать больше о любимом деле поможет справиться с трудностями.
  • Поговорите с ребенком. Удивительно, но этот простой выход не всегда первым приходит на ум. Может быть, подросток давно ждал этого момента. Но говорить тоже надо правильно. Важно научиться слушать и слышать ребенка, не унижая его и принимая в расчет его мнение. Если подросток говорит «учитель унижает меня» или «одноклассники меня травят», надо прислушаться к нему, а не отвечать «не выдумывай, тебе лишь бы ничего не делать», так вы потеряете доверие. В ситуацией с травлей, вы должны встать на защиту ребенка и противостоять ей. Не стоит предлагать подростку решить проблему самостоятельно, травля иногда оборачивается настоящей трагедией, особенно, если ее сопровождает бездействие учителей.
  • Позволить ребенку плохо учиться. Иногда это действительно действенный метод. Здесь мы возвращаемся к проблеме неадекватных требований. Плохие оценки ребенку иногда выставляют за неправильное оформление работы.

Психолог Людмила Петрановская предлагает не тратить детство маленького ребенка на парадоксальные требования:

«Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так. И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!

Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно».

Заключение

Воспитание ребенка может показаться настоящим вызовом.

Но помните, что счастье от того, что ваш ребенок научился ползать, сделал первые шаги, первый раз сказал новое слово, стал сам есть ложкой, научился кататься на велосипеде или стал осваивать навык игры на гитаре, в сотни раз перекрывает ваш шок от его проделок.

Не мешайте своим детям творчески развиваться ☺ а лучше помогайте!

И помните, никакой чужой опыт или умные книги не заменят вашу интуицию, ведь именно вы любите своего ребенка, желаете ему счастья больше, чем кто бы то ни было и знаете, как лучше поступить в данный момент. Поэтому слушайте советы, но выбор каждый раз делайте своим разумом и сердцем.

Счастливого родительства!

Напоследок: видео родителям о воспитании детей в семье. Знания, которыми делится рассказчик — бомба. Видео длинное, но, если вы осилите его…

Машина времени: как воспитывали детей в Советском Союзе и как сейчас Первый семейный портал Казахстана

Как однажды сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери – все мы родом из детства.

Вот только детство у тех, кто был ребенком до начала 90-х и после, разное.

Редакция Pandaland собрала 12 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания! Интересно? Читаем!

№1. ИГРУШКИ НАВЕКА

Советские игрушки отличались советской суровостью, простотой и незамысловатостью.

Игрушки изготавливались из качественных материалов (за этим в СССР следили строго: лозунг «Все лучшее – детям!» был не просто красивой фразой) и стоили недорого. Так что даже в многодетных семьях с небольшим достатком игрушек было много.

Совковые игрушки выдерживали любые экзекуции, а потому жили долго и оставались любимыми навсегда.

№2. ДРУЖБА БЕЗ ГРАНИЦ

Советские ребята, независимо от национальной принадлежности, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Вся окружающая советская действительность прививала детворе «нужные» понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Детвора собиралась шумной гурьбой у ближайшего телеприемника, что бы посмотреть любимое «Ну, погоди». Зато дети умели дружить и дорожить друзьями.

Сейчас всё чаще стал наблюдаться буллинг среди детей, который «набирает обороты» конфликта.

 

№3. ГУЛЯЛИ БЕЗ ТЕЛЕФОНА

Тогда мобильных ещё не было, и узнать, где пропадает ребенок, было нелегко. Нет-нет подсказывали соседи: «Видела твоего с мальчишками, около школы играют…» И это было нормально.

Сегодня редкость увидеть детей во дворе, играющих хотя бы в «Казаки разбойники», теперь каждый ребенок сидит у себя дома и играет с виртуальными друзьями в плейстешн.

№4. ТЕРПЕНИЕ

Если советские родители воспринимали плач ребенка от прививки как капризы, то современные родители стараются облегчить страдания малыша. Такую чуткость в воспитании одобряют не только родители, но и детские психологи.

№5. ДЕВОЧКИ ДОЛЖНЫ ХОДИТЬ В ПЛАТЮШКАХ

Родители девочек прививали своим дочерям быть аккуратными, опрятными, ходить в платье или юбочке, заплетать длинные волосы в косичку. Не разрешалось одевать девочкам спортивные штаны и обрезать шикарные косы.

 

№6. НЕ «ТЕПЛИЧНЫЕ» ДЕТИ

Детей Советского союза было принято закалять холодной водой.

Машина времени: как воспитывали детей в Советском Союзе и как сейчас Первый семейный портал Казахстана

Современные мамы и папы не только побаиваются лишний раз обдать ребенка летней водой, но и болезни своим чадам придумывают гораздо раньше, чем они на самом деле появляются.

Хотя уже давно доказано, что ребенок гораздо легче переносит холод, нежели жару. Но это вовсе не означает, что стоит бросаться из крайности в крайность и одевать ребенка не по погоде, держать температуру воздуха в комнате ниже 19 градусов.

№7. ШКОЛА БОЛЬШЕ ДАВАЛА

Большинство современных родителей при неуспеваемости в знаниях нанимают своему ребенку репетитора. В свое время советские ребятишки такого не видели.

Спросите своих родителей или дедушек с бабушками, они перескажут вам любое стихотворение Чехова, Есенина, Достоевского.

Любой советский человек, в каком бы возрасте не был, всегда напишет без ошибок.

А теперь зайдите в популярный месенджер вацап – сколько ежедневно ошибок в тексте делаете?

«Щас», «чё», «спс», «плиз» и т.д. Думаете там написали, и в голове это не отложилось?

№8. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Сходить в магазин, в пекарню за хлебом, вынести мусор, погулять с собакой – дети того времени делали сами.

А сейчас даже под диктовку учителя, дети умудряются непонятно записывать домашнее задание в дневник. После чего, бедный преподаватель тратит свой вечер с семьей на то, что бы каждому родителю (а их приблизительно от 25 до 40 человек) снова объяснить что задали на завтра. Стыдно!

№9. НЕ БЫЛО МОТИВАЦИИ

Если раньше детишки делали то, что казалось “правильно”, стандартно, шаблоно, то сейчас родители стараются мотивировать детей, чтобы не нарушать детскую психику и не отбивать желание к своей мечте, совершенству.

№10. НЕТ МЕСТА МНЕНИЮ!

В СССР взрослые не допускали мысли, что у ребенка может быть свое личное мнение. Зато теперь родители не только подбадривают и поддерживают интерес, но помогают чувствовать свою значимость в этом мире. Это важно!

№11. ХОДИТЬ В ШКОЛУ ОДНОМУ

Раньше, всё же, было спокойнее на улице, что даже первоклашки спокойно возвращались домой со школы. На сегодняшний день обезопасить своего ребенка от неприятностей – это значит находиться рядом с ним, по крайней мере до подросткового возраста.

№12. ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Почти у каждого ребенка сейчас своя комната, свой личный ноутбук, даже своя страничка в соцсетях.

Во времена Советсвкого союза любой взрослый считал своей обязанностью контролировать круг общения своего ребенка.

Многое, что было хорошим в советском воспитании, но мир не стоит на месте, и нынешние родители могут сделать больше и лучше для своего ребенка.

Главное не переусердствовать заботой!

Читайте также:  Интенсивная терапия септических состояний у новорожденных