Как воспитать ребенка самостоятельным: что умеют дети делать сами.

Для того чтобы ваш малыш  рос в любви, гармонии и в уютной атмосфере, вы должны додерживаться некоторых правил в его воспитании.

Как воспитать счастливого ребенка

В конце прошлого века в России при воспитании детей упор делался на гендерные различия. Девочкам старались привить скромность, послушание, терпение, хозяйственность. Мальчиков учили не проявлять эмоции, быть сильными, умелыми, работящими. Никого не заботило, что половая принадлежность человека не должна определять стиль жизни. В XXI веке большинство родителей это наконец-то осознали и захотели растить детей счастливыми. Чтобы они могли быть свободными в выборе жизненного пути и делать то, что действительно любят.

Нужно стремиться воспитать счастливого ребенка

Точного рецепта, что же нужно сделать, чтобы ребенок однажды проснулся с мыслью: «Я счастлив!», не придумано. Но есть непреложная истина, что начинать нужно с себя. Ведь малыш не только слушает, что говорят мама и папа, но как губка впитывает их поведение. В воспитании необходимо обращать максимум внимания на свои ошибки, и пытаться их исправлять, а ребенок скопирует все без лишних напоминаний.

Что делать:

  • Брать на себя ответственность. Всем знакомы ситуации, когда родители ругают малыша за какой-нибудь пустяк. Это следствие не плохого поведения отпрыска, а отсутствие ответственности за действия у взрослых. Раздраженность и усталость нужно сбрасывать другими путями, не пытаясь переложить проблемы на детские плечи. Если осознавать свои действия именно как свои, а не спровоцированные ребенком, то их будет гораздо проще взять под контроль.
  • Не вовлекать ребенка во взрослые переживания. Особенно таким грешат одинокие родители после расставания со второй половинкой. В ход идут рассказы про плохого партнера и людей в целом, сложности в работе, различные тяготы жизни. Мама или папа облегчают душу, совершенно не осознавая, что должно быть наоборот. Не ребенок должен быть психотерапевтом для взрослых, а они обязаны понимать, сочувствовать и помогать.
  • Анализировать свои поступки. Злость, гнев, обиду, раздражение, ненависть и остальные негативные эмоции не в силах вызвать крохотный родной человек. Мама кричит на малыша, случайно разлившего суп, не потому что он совершил проступок века, а потому что устала от постоянной уборки. Папа грозится наказать за разрисованные обои, не потому что их жалко, а потому что принято жить в идеальной квартире, и ему придется зарабатывать на дальнейший ремонт. Нужно подумать, что провоцирует гнев, и сдержаться в несправедливом обрушивании его на ребенка.
  • Учится выстраивать доверительные отношения. Наказать, отшлепать, поставить в угол, прикрикнуть, а при случае поощрить конфеткой – проще простого. Но это путь дрессировки, применяемый к животным, а не к людям. Ребенок при такой системе воспитания всего лишь научится при родителях казаться паинькой. Только постоянными разговорами, объяснениями, совместным времяпровождением можно добиться взаимопонимания и уважения, когда мать и дитя – друзья, а не враги.
  • Воспитывать себя. Если выбрасывать мусор на газон, а не в урну, то ребенок не станет бережно относиться к окружающей среде. Если играть в компьютерные игры ночами напролет, то малыш не воспылает страстью к чтению. Походы в Макдональдс однозначно не спровоцируют любовь к здоровому образу жизни. Поэтому, если хочется спортивного и подтянутого отпрыска – добро пожаловать на пробежку. Хочется умеющего готовить – берем фартук и вместе идем к плите. И так абсолютно во всем.
  • Не судить себя слишком строго. Все мы люди, и каждому свойственно уставать, не высыпаться, болеть или хандрить. Никто после рождения ребенка не превращается в супер-родителя, способного безошибочно следовать выбранной линии поведения. Нужно разрешать себе нарушать правила, но при необходимости обсуждать это с ребенком. Нет ничего страшного в горе грязной посуды или куче мятого белья. Главное, донести до малыша, что так происходит из-за усталости мамы, а не лени.
  • Видеть в ребенке лучшую версию себя. Нужно верить в малыша, поддерживать в начинаниях, не высмеивать смелые идеи и не сравнивать с остальными детьми. Изначально он любит родителей и старается их радовать. Но ребенку не всегда понятно, что хорошо, а что плохо, поэтому указать верный жизненный путь – первостепенная задача родителей. При этом нужно воздержаться от воплощения своих стремлений через ребенка. Например, если мать мечтала стать балериной, то вовсе не обязательно, что дочь тоже этого захочет. Задача состоит не в том, чтобы сделать свою улучшенную копию, а в раскрытии потенциал малыша.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев.  В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.
Читайте также:  Запрещенные и разрешенные продукты при кормлении грудью

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Важная статья: гигиена новорожденного ребенка

ИТАК, основные советы и рекомендации которых нужно придерживаться:

  • Для нормального развития детской психики необходимо постоянно разговаривать с крохой, петь песенки, рассказывать потешки, включать для прослушивания музыку. Для первых игр с крохой стоит подобрать игрушки, способствующие развитию сенсорного восприятия;
  • По достижении малышом возраста полтора месяца для укрепления физического здоровья необходимо ежедневно выкладывать малыша на живот, делать зарядку и массаж;
  • Важным воспитательным моментом является необходимость приучать ребенка спать в собственной кроватке и проводить в ней самостоятельно некоторое время. (См. полезный материал как приучить ребенка спать отдельно);
  • Для того чтобы в будущем у малыша не закрепилась вредная привычка, не позволяйте ему сосать пальчики.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов, которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). См статью о музыкальных мобилях на кроватку;
  • Браслет с колокольчиком, который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик, который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица. Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от  глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Ребенок Весы

С 24 сентября по 23 октября рождаются дети, знак Зодиака которых весы.

Стихия весов – воздух, из планет солнечной системы им покровительствует Венера, любимый цвет – фиолетовый с синим оттенком, камни весов – лазурит, опал.

Весов отличает такая основная черта характера, как справедливость.

Дети-весы очень обаятельны, в детстве их все любят, они всем нравятся, потому что с ними легко общаться, у них тактичный неконфликтный характер. Они пытаются найти золотую середину в любом деле. Наряду с такими положительными чертами характера дети-весы нерешительны, трудно делают выбор в сложных ситуациях, их настроение может быстро меняться, они то радуются, то плачут. Дети-весы могут давать любые советы, как друзьям, так и взрослым, суетятся по любому поводу и очень переживают от одиночества.

С самого рождения ребенок-весы требует к себе внимания. Дело в том, что они не любят находиться в помещении одни. Даже младенцу важно присутствие матери или другого с ним человека. Когда они становятся старше, это проявляется ярче. Дети-весы имеют приятную внешность, они правильно и хорошо сложены, имеют красивую осанку, часто на щеках детей можно увидеть ямочки.

В детстве таким детям необязательно покупать яркие игрушки, наоборот они предпочитают спокойные пастельные тона. Их успокаивает тихая приятная музыка, и они не любят ничего гремящего. Нервная система весов неустойчива. Они очень переживают возникающие в семье конфликты, не стоит ссориться при них, кричать, это отрицательно сказывается на их здоровье.

Характер весов таков, что он может веселиться и тут же начать плакать. Какая-то мелочь может послужить огорчением для него. Главное в таком состоянии ребенок не должен отходить ко сну. Его надо успокоить и решить все проблемы.

Ребенок Весы

Если не ограничивать ребенка в просмотре телевизионных передач, то он будет смотреть все подряд, так как не умеет выбирать нужное ему.

Особенностью весов является быстрая утомляемость организма. У школьников это особенно заметно, хотя имеют большое стремление к знаниям. Дети-весы с удовольствием интересуются искусством, особенно музыкой и рисованием. Оно благотворно влияет на развитие ребенка. Девочки-весы известные модницы, они очень любят в детстве наряжаться и менять наряды своим куклам.

Читайте также:  Как научить ребенка сохранять свои границы и уважать чужие

Дети-весы стараются найти себе друзей, любят приглашать их к себе и сами с удовольствием пойдут к ним, только бы не оставаться одним дома. Из-за этого часто возникает проблема не выученных уроков и плохих оценок в дневниках.

Многие болезни детей-весов связаны с нервной системой. На этом фоне у них могут проявляться головные боли, проблемы с желудочно-кишечным трактом, инфекции мочеполовых путей. В целом дети имеют умеренную жизнеспособность.

Дети-весы требуют повышенного внимания со стороны родителей, они не могут без общения. Нужно находить время для их воспитания и учить детей делать правильный вывод и принимать правильные решения.

Детский гороскоп — выберите свой знак зодиака

Почему не надо делать и решать за ребенка?

* На самом деле, взрослым только кажется, что они лучше знают, как надо. Но, может быть, действуя по-своему, маленький человек изобретет революционный метод решения стандартных задач. И вообще, то, что хорошо для мам и пап, может совсем не подходить для него.

* Даже если родители и правда знают, как лучше, не стоит лишать ребенка права на бесценный опыт. Права пробовать, ошибаться и учиться на ошибках. Права проживать свою жизнь самостоятельно и уважать себя за это.

* Часто, делая выбор, детки пользуются помощью родителей, чтобы потом переложить на них ответственность за последствия: «Вы же сами мне велели надеть эту кофту (написать так в сочинении / поступить на эту специальность), а теперь мне жарко (я получил «двойку» / мне не интересно учиться)». В итоге дети привыкают манипулировать и всегда находить «виноватого» на стороне. Это удобно, и желание что-то делать самостоятельно пропадает напрочь.

* Родители, которые регулярно поправляют своих детей, советуют, помогают в простых вещах, хотят проявить любовь и заботу. Но на самом деле, они каждый день дают ребенку понять: «Сам ты не справишься!», «Без меня ты мало что можешь», «Это тебе не по силам», «Тебе нельзя полагаться на себя», «Ты не можешь о себе позаботиться!», «Ничего не решай сам, ориентируйся на более взрослых и сильных!».

Почему не надо делать и решать за ребенка?

Ничего из этого может не произноситься вслух. Достаточно действий мамы, чуть что — спешащей на помощь, всякий раз желающей проконтролировать. Раз мама так поступает — значит, не верит. Ребенку остается поверить в то же самое. И вот «я не справлюсь» идет уже изнутри…

* Мамы и папы навязывают помощь, потому что боятся, что ребенок ошибется и расстроится. Но на самом деле от этого страх ошибки только усиливается. Ребенку кажется, что малейший огрех или неверное движение приведет к каким-то ужасным последствиям. В таких условиях надежнее вообще ничего не делать, не пробовать и не решать. Зато никаких рисков. Потом взрослые недоумевают: «Почему он у нас ничего не хочет?!»

* Рано или поздно родителю станет невыносимо тяжело тащить на себе огромный груз ответственности за растущее дитя. Не трудно во всем помогать младенцу. С трехлеткой, то и дело заявляющим «Я сам!», уже придется преодолевать сопротивление. Каково же это — непрерывно участвовать «словом и делом» в многообразной жизни подростка или совершеннолетнего ребенка?

Как правильно воспитывать мальчика

Заниматься воспитанием ребенка нужно с самого раннего возраста. Отец и мать должны принимать одинаковое участие в процессе воспитания. Только тогда будут хорошие результаты.

Как правильно воспитывать мальчика с рождения

Каждая возрастная стадия развития ребенка имеет свои особенности. В возрасте до 3 лет ребенок чаще находится с мамой и сильно к ней привязан. В это время пол малыша не имеет особого значения.

Папа остается на второстепенных ролях. Малыш защищен родительской любовью и заботой, ему спокойно и комфортно. Психологи советуют до 3 лет не отдавать детей в детский сад, чтобы они не чувствовали себя брошенными.

Если малыш хочет помогать маме, то надо поощрять его интерес и приучать к домашнему труду. Нужно следить за развитием детской речи, прививать сынишке навыки общения. Больше разговаривать с ним, играть, не ограничивать в выборе игрушек. С помощью игр можно научить ребенка быть аккуратным, чистоплотным, организованным, трудолюбивым.

Как воспитать мальчика в 3-4 года

В 3-4 года дети уже полностью осознают свою половую принадлежность.

Мальчики становятся очень активными, много бегают и прыгают. Их нужно начинать учить смелости, ловкости, силе. Не лишним будет создать дополнительные условия для физических занятий. И обязательно хвалить за успехи, мужские качества характера, стремление быть похожим на папу.

В таком возрасте с детьми надо больше находиться на свежем воздухе, совершать с ними небольшие путешествия. Изучение окружающего мира поможет развитию кругозора, а взрослые должны будут отвечать на все вопросы любознательного малыша.

Как воспитывать мальчика в 5-7 лет: советы психолога

Как правильно воспитывать мальчика

Этот период похож на предыдущий. Ребенку также нужна ласка, забота, ощущение безопасности. Он должен учиться проявлять свои эмоции, становиться уверенным. К семи годам мальчики начинают еще больше тянуться к отцу.

Мама для мальчика становится самой лучшей и красивой женщиной. Она должна научить сына быть джентльменом, уважительно относиться к девочкам.

Как воспитать мальчика в 8-10 лет

На этапе 8-10 лет папа играет активную роль в воспитании ребенка. Очень важны доверительные отношения с сыном, не нужна излишняя строгость, чтобы он не начал побаиваться отца.

Мальчик должен принимать посильное участие в мужских занятиях. Подрастающий сын уже может иметь свое мнение и отстаивать его. Если проявляются сильные негативные эмоции, то необходимо объяснить, что есть другие методы «выпустить пар».

Читайте также:  Выбор коляски для новорожденного: как не купить кота в мешке?

Правильное воспитание мальчика-подростка

Идет время, и милые послушные мальчики вдруг резко меняются. Их поведение становится агрессивным и вызывающим. Родители не признаются авторитетными людьми. Юный сын чувствует себя мужчиной, перенимает модели поведения у других взрослых.

Трудный подростковый период ребенок переживает очень болезненно. Происходят сложные изменения в организме, мальчик начинает превращаться в юношу. Неустойчивая детская психика с трудом справляется с таким бурным физическим созреванием. Начинаются конфликты с родителями из-за постоянной опеки, растет влияние друзей.

Взрослые должны научиться общаться с сыном на равных, без одергиваний и поучений, относиться к нему достойно и уважительно. Оказывать доверие подростку и предоставить определенную долю свободы. Необходимо дать возможность самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, но всегда быть рядом, чтобы помочь в трудную минуту советом или делом.

Что нужно добавить к воспитанию, чтобы ребенок стал успешным?

Любой родитель должен знать, как воспитать успешного ребенка. На самом деле, вашему ребенку нужно даже меньше, чем вы приготовились дать. По исследованиям психологов и социологов, большинство людей, родители которых хотели, чтобы их дети попали в высшее учебное заведение, сделали это. Причем результат не зависел от благосостояния семьи, уровня развития ребенка или его талантов.

Специалисты уверены, что в этом случае работает очень интересный психологический феномен – Эффект Розенталя (Пигмалиона).

«Ожидания во многом определяют действия личности и интерпретацию этих действий окружающими» – так звучит краткое определение эффекта.

Чтобы ваш ребенок стал успешнее и счастливее, достаточно:

– стимулировать и поддерживать его;

– заботиться о его здоровье и здоровье всей семьи;

– постоянно знакомить с миром и окружающими явлениями;

– обеспечивать возможности для саморазвития.

Если эти формулировки кажутся слишком размытыми или объемными, то мы можем предложить понятный план, выполняя каждый пункт которого, вы увеличите шансы своего ребенка на счастливую и успешную жизнь.

Что умеет ребенок делать самостоятельно: второй год жизни

1год-1год 3 месяца

Ребенок начинает есть самостоятельно, пора учить его пользоваться ложкой! В два года учить этому уже поздновато, малыш может отказаться есть сам, если привык что его кормят.

К 1 году 3 месяцам нормально развивающийся малыш может самостоятельно есть густую пищу ложкой, если его к этому приучили. Он активно принимает участие в одевании или раздевании – протягивает маме ручки.

1год 3 месяца – 1год 6 месяцев

Ребенок активно помогает маме при одевании или раздевании – подает руки, поднимает голову при надевании шапочки, подает маме вещи. Может есть уже не только густую, но и жидкую пищу ложкой (суп ест сам ложкой к 1 году 6 месяцам). Малыш учится пользоваться салфеткой с помощью взрослого.

1год 6 месяцев – 2 года

Малыш ест ложкой, ничего при этом не теряя, и самостоятельно без посторонней помощи пьет из чашки, не проливая жидкость.

Ребенок активно помогает взрослому при одевании и раздевании – поднимает ручки вверх пи надевании платья или джемпера, просовывает руки в рукава пальто, ноги – в рейтузы или комбинезон. Может снять шапку или развязанный мамой платок, может снять носки или гольфы (но ему еще это дается с трудом – малыш стягивает носки, а не снимает их). К 1 году 7 месяцам малыш сам снимает валеночки, расстегнутые туфли, а также шорты и колготки. Умеет расстегивать и застегивать застежку «молния». Малыш может самостоятельно снять пальто (расстегнутое мамой). Ребенок сам просится в туалет, в течение дня отстается сухим. Вытирает нос, когда ему дают платочек.

Малыш начинает умываться сам с помощью взрослых. При умывании разговаривайте с ребенком, попросите его умыть щечки, подбородок, лоб, нос. Так малыш усвоит и части лица. При мытье малыша в ванной называйте все части тела: «вымоем коленочки, ножки, шею, животик, плечи». Это также поможет ребенку познакомиться с устройством своего тела и запомнить название частей тела.

Ребенок может «помочь маме» сделать дома уборку – убрать вещи на место. Сначала ребенок это делает по просьбе – «отнеси (указать конкретно куда)… положи (назвать конкретное место)». Обязательно похвалите малыша за помощь! Затем можно просто попросить ребенка поставить вещь на ее место, не указывая где это место (для хорошо знакомых предметов и игрушек)

Полезные советы:

, если сначала ребенок научится пить из пластмассовой чашки, которая только на четверть наполнена жидкостью.

2. Поддерживайте при этом руки ребенка, пока не убедитесь в том, что малыш крепко держит чашку. Затем уберите свои руки. Так постепенно уменьшайте количество Вашей помощи.

есть ребенку легче из мисочки с присасывающимся дном. Тогда она не будет скользить по столу. Когда малыш освоит это действие, научите его есть из обычной посуды. (Если посуда скользит по столу, и ребенку поэтому трудно есть из нее, то можно на первых порах подкладывать под посуду влажное полотенце)

Не мотивировать деньгами отказ от вредных привычек у подростков

Эту идею можно перевести во взрослую жизнь: представьте, что вам будут платить за то, чтобы вы не курили. Это сработает? Вы не будете курить не потому, что это вредно и плохо и вы сами этого не хотите, а потому, что вам за это платят? Конечно, нет! При отказе от вредных привычек важна исключительно внутренняя мотивация. Человек должен понимать, почему от чего-то стоит отказаться, и причиной отказа не может быть денежное вознаграждение.