Как воспитать ребенка лидером и не переусердствовать

Некоторые стили воспитания оказывают особенно сильное негативное воздействие на воспитание детей и уровень их адаптации во взрослом возрасте.  Эта статья рассказывает о последствиях родительского ОБЕСЦЕНИВАНИЯ ребенка, и предназначена она не для того, чтобы вы, читатели, обвиняли родителей или приписали им образ «злодеев», а, скорее, для того, чтобы вы распознали то, что может причинять вам сегодня беды и дискомфорт, чтобы вы могли с этим что-нибудь поделать.

Общие понятия психологии

Ребенок, как и его система ценностей, — кусок глины, из которой родителям необходимо вылепить прекрасную скульптуру здорового и умного человека. Поэтому не стоит волноваться, когда чадо начинает вести себя не по всем правилам, а иногда даже показывая ту сторону, которая считается неприемлемой. Необходимо просто вовремя и правильно реагировать, чтобы своим поведением и словом направить ребенка в нужную сторону и дать ему понять, что считается хорошим поведением, а что — плохим.

Основными показателями родительской реакции до сих пор остается похвала и наказание. Но чтобы использовать какой-то из этих методов, нужно знать некоторые простые правила. Похвалить можно так, что ребенок взлетит выше облаков и будет стремиться делать лишь положительные поступки. А ведь можно совершить одно неправильное действие или похвалить не так, как того требует ситуация, и чадо начнет еще сильнее стремиться к проявлению негативных качеств. Особенно это касается детей в подростковом возрасте, поэтому ограничиться одним словом «молодец» в этом возрасте нельзя, ребенок воспримет это как обиду.

Общие понятия психологии

Хвалить ребенка нужно так, чтобы от похвалы у него не появилось недоверие к родителям, тревога и тем более неуверенность в себе. Для этого нельзя использовать односложные, ничего не значащие фразы: «Замечательно!», «Умница!», «Ты лучший!». Не следует перегибать палку, иначе ребенок поймет, что похвала сказана для того, чтобы он быстрее отстал. От этого малыш перестает хотеть стать лучше, у него падает самооценка, мотивация и работоспособность.

Можно ли избаловать грудного ребенка?

Современные книги по детской психологии утверждают, что в возрасте до 9-12 месяцев избаловать малыша невозможно, а ведь более ранние источники часто предостерегали родителей и уверяли, что частое времяпрепровождение с собственным чадом, может стать причиной детской избалованности. Кто же прав в этой ситуации?

Во-первых, следует знать, что груднички не умеют манипулировать, а своим плачем и криком, они сообщают окружающему миру, что им страшно, неуютно, хочется пить или кушать. На такие просьбы мама должно реагировать всегда, именно благодаря поведению мамы в этот период, у ребенка формируется стойкость нервной системы. В дальнейшем, малыш растет более спокойным, меньше болеет или капризничает. Избаловать грудничка лаской и заботой – невозможно. Не бойтесь проводить с ребенком как можно больше времени, играть, вместе спать, развлекать.

Но существует и ряд опасностей, которым подвергаются мамы и сами того не желая, они провоцируют детские капризы и первые признаки избалованности:

  1. Привыкают быть 24 часа в сутки вместе с ребенком. Привязанность мамы к малышу – это абсолютно нормально, но за период грудного вскармливания, когда мама находится все время рядом с ребенком, многие матери привязываются к малышу настолько сильно, что сами начинают испытывать зависимость от ребенка. Они уже не могут доверить уход за ним отцу, бабушкам или другим родственникам, желающим помочь и «разгрузить» маму. Ведь свято уверены, что никто не справится лучше их. Видя, как мама находится рядом и готова бежать по первому зову, дети в возрасте старше 9 месяцев уже способны использовать материнскую зависимость себе во благо. Это и может стать причиной эгоистичного желания не разделять маму ни с кем, а как следствие – избалованности.
  2. Не могут оставить малыша в покое, даже когда он не нуждается в вашем внимании. Даже в период грудного вскармливания, мама может выделить некоторое время на свои нужды. К счастью, не все время груднички страдают от боли, не всегда нуждаются в питании и не все время беспокойно спят ночью. Маленькие дети много спят днем, спокойно и безмятежно лежат в кроватке и наблюдают за движением мобиля, проводят время с отцом и другими родными. Но даже в эти счастливые часы, когда мама может спокойно погрузится в свои дела, некоторые дамы считают необходимым вмешиваться: поправить одеяло, погладить, проверить подгузник, вытереть несуществующие сопли и многое другое. Но поверьте – нет необходимости вмешиваться в жизнь чада ежесекундно. Уже с младенческого возраста ребенок имеет право на свое пространство.
Читайте также:  Гендерное воспитание детей: различия в воспитании девочек и мальчиков

Адекватное отношение к своему ребенку и принятие собственного «Я» отдельно от него – залог гармоничного развития малыша и мамы. Если с грудного возраста ребенок усвоит, что мама всегда поможет, когда ему что-то необходимо, но она не может непрерывно быть рядом – это поможет сформировать крепкую нервную систему, но не приведет к появлению эгоистичного, властного капризного типа поведения.

Как проявляется родительское обесценивание

Ваши мнения и мысли могли быть высмеяны или отброшены как бессмыслица. Эти шаблоны затрудняют развитие ясного чувства «я». Вы могли начать чувствовать себя глупо или что у вас не будет друзей, если вы будете собой, так что вы начали приобретать привычки, симпатии и антипатии и мнения других, которые, похоже, «вписываются».

Возможно, с годами вы накопили много гнева из-за того, что вас не выслушивали, а, возможно, у вас развилась депрессия или тревожное расстройство. Утверждения, которые можно услышать в этих семьях, включают:

  • Не чувствуй себя плохо; ты должен быть счастлив.
  • Это не больно; Ты большой мальчик.
  • Хватит плакать; перестань устраивать драму.
  • Ты не можешь сделать это правильно.
  • Давай я это сделаю.
  • Тебе не нужно носить то, что носят все. Я одену тебя получше.

Даже здоровые родители могут время от времени говорить такие вещи. Это постоянный критический и контролирующий тип родителей, которые наносят ущерб ребенку такими комментариями.  Такие родители даже могут брать на себя выполнение домашнего задания или  работы, которую ребенок должен делать сам. Если это случалось с вами в детстве, вы, возможно, помните, что чувствовали себя так, как будто вы вообще не могли ничего сделать правильно.

Если вы из этого, обесценивающего типа семьи, вам может быть трудно доверять себе или планировать и воплощать свои собственные жизненные цели и мечты. Вы можете позволять другим принимать все важные решения за вас, в том числе и о том, какую работу нужно иметь. Вы не можете смело рисковать, опасаясь определенного провала. Возможно, вы оказались на такой работе, где вас прямо контролируют, поскольку вы считаете, что вам это нужно. К сожалению, это приводит к неудовлетворенности, поскольку выбор, который другие делают за вас, не всегда хорош.

Как проявляется родительское обесценивание

Здоровые отношения могут быть трудны для вас. У вас может быть управляющий вами партнер или тот, кто эмоционально недоступен. Поначалу вы не можете распознать его, поскольку вы воспринимаете такое его поведение как «нормальное». Вас не утешают, когда вы в беде и, к сожалению, вы также можете считать это нормальным. Ваши мысли, потребности и желания по-прежнему игнорируются или сводятся к минимуму.   Со временем вы начинаете возмущаться этим. Обида, когда вы чувствуете себя беспомощным, обычно приводит к гневу и депрессии, а также увеличивает вероятность развития некоторых неудачных копинг-стратегиий (стратегий преодоления). Ниже приведены несколько наиболее распространенных личных трудностей, с которыми сталкиваются взрослые дети обесценивающих родителей:

  • Абьюзивные отношения;
  • Проблемы управления гневом, вызванным негодованием и фрустрацией;
  • Тревожные расстройства;
  • Зависимые отношения;
  • Депрессия;
  • Сложность с уверенностью в себе и установлением границ;
  • Низкая самооценка;
  • Неудачные стратегии преодоления;
  • Трудности с  принятием решений;
  • Проблемы взаимоотношений;
  • Неуспеваемость и неуспешность.

Если вы считаете, что этот обесценивающий тип воспитания повлиял на вас и вашу жизнь, еще не слишком поздно переучиваться, чтобы доверять себе и ценить себя. Никогда не поздно.

©

Здоровье малыша Водолея

Маленькие Водолеи совершенно не приемлют спорт. Порой, ребенка приходится чуть ли не силой выгонять из дома, чтобы он хоть немного размялся на свежем воздухе. В этом плане важно проявлять настойчивость, ведь если чадо все время будет проводить за любимыми книжками — велика вероятность, что мальчик отстанет в физическом развитии от сверстников. Говоря о девочках Водолеях, можно отметить, что найти им занятие по душе гораздо проще. Главное — подобрать то, что действительно понравится юной леди, например танцы или плавание.

В целом, здоровье Водолеев можно назвать средним. У таких детей повышенная склонность к анемии, варикозному расширению вен, малокровию и различным заболеваниям со стороны нервной системы. Родители должны знать, что ребенку Водолею необходимо грамотно сбалансированное питание, с необходимым содержанием витаминов, минералов и железа. К сожалению, маленькие Водолеи подвержены частым пищевым отравлениям.

Ответственность

Многие люди, совершая неверные поступки, пытаются переложить ответственность на других людей.

Читайте также:  Какие развивающие игрушки нужны ребёнку?

И дети часто поступают точно так же. Настоящие лидеры же умеют брать на себя ответственность не только за свои поступки, но и за поступки своих последователей.

Научение ребенка ответственному поведению – достаточно сложный процесс, требующий от родителя большого количества времени и усилий.

Для этого родителю необходимо вместе с ребенком анализировать его поступки и всячески подкреплять появляющееся в ребенке чувство ответственности.

Ответственность

Для ребенка, особенно для маленького, самым главным примером ответственного поведения являются его родители. Поэтому не стоит ожидать от ребенка исполнения правил или своих обещаний, если сами взрослые часто про них забывают.

Для того чтобы научить ребенка ответственности, необходимо:

  1. Предоставить ему как можно больше возможностей для ответственного поведения.
  2. Четко проговаривать ребенку позитивные и негативные последствия его поведения.
  3. Придерживаться установленных в доме правил.
  4. Наглядно демонстрировать прогресс и хвалить его.
  5. Дать возможность ребенку понять, что он уже становится взрослым.
  6. Не спешить помогать, а, наоборот, предоставить ребенку возможность самому помогать взрослым.

Хвалим правильно

  • Хвалить надо с искренностью, с полной серьезностью, не использовать насмешек и говорить четко, понятными для ребенка словами.
  • Хвалить за то, чего он действительно заслужил, за то, что он сумел сделать приложив при этом усилия.
  • Ни в коем случае никогда и ни с кем не сравнивать успехи своего ребенка.
  • Не перебарщивать с хвальбой, ее не должно быть очень много. Но и совсем не хвалить нельзя, может развиться комплекс неполноценности.

Важно помнить, что это для вас сложить вещи, выбросить мусор — это очень легко, а для ребенка это настоящее достижение, он заслуживает похвалы даже за небольшие достижения, но все нужно делать в меру, не перебарщивать.

Главное, никогда не забывайте, что хвалить своего ребенка очень важно. Именно благодаря оценкам поступков вашего ребенка, должна формироваться его дальнейшая оценка личности. Такой способ хвальбы по мнению профессионалов является наиболее правильным. Допустим, если ребенок научился правильно застегивать пуговки, одевать шапку, завязывать на кроссовках шнурки, обязательно похвалите его, за то, что он старался, был настойчив, а в конце обязательно скажите ему какой он умничка. Такое отношение позволит идти ребенку правильным путем, разбираться в том какие поступки хорошие, а какие делать не стоит.

Важно еще, конечно, чтобы родители сами понимали, что хорошо, а что плохо, когда ребенок заслуживает хвальбы, а когда хвалить его не стоит. Умение правильно похвалить, очень важная часть процесса в воспитании ребенка и формировании его личности.

Если все делать правильно, то ребенок обязательно вырастет человеком самостоятельным, уверенным в себе и способным радоваться жизни, даже по мелочам. Главное – это найти правильный подход к его воспитанию.

Вам должно быть так-же интересно:

  • Основные особенности общения с трудными и неподатливыми детьми
  • Дети Индиго — подарок судьбы или испытание?
  • Как подготовить ребенка к школе: полезные советы и рекомендации
  • Если ваш ребенок стеснительный: причины и как помочь
  • Основные возрастные кризисы у детей
  • Что делать, если ребенка обижают в школе
  • Маменькин сынок, как с этим бороться
  • Что делать если ребенок избалованный
  • Если ребенок врет: что делать и как быть
  • Если ребенок грызет ногти: причины, чем это опасно и что делать
  • Влияние социальных сетей на психику подростков
  • Как нельзя разговаривать с ребенком
  • Опубликовано в
  • Детская психология

Как хвалить ребенка

Хвалить ребенка нужно обязательно, и делать это как можно чаще. Это стимулирует его к дальнейшим открытиям и достижениям, укрепляет веру в свои силы. Все, что ребенок знает о себе, складывается из слов взрослых, они в прямом смысле слова формируют его видение себя. Однако не всем родителям удается конструктивно хвалить своего малыша. Правильная похвала обладает несколькими признаками.

Читайте также:  Ребенок плохо ест. Что делать?

Хвалите действия ребенка, а не самого ребенка

«Ты чудесная дочка», «Ты самый умный на свете», — такая похвала вызовет тревогу: а действительно ли я такой, а как мне теперь не ударить лицом в грязь? Помимо прочего такая похвала может привести к нарциссизму. Разумеется, каждая мама периодически обнимает своего малыша и говорит: «Ты у меня самый лучший на свете» и пр., но такая похвала не должна быть систематической.

Хвалите то, что достойно похвалы

Хвалить надо то, что действительно заслуживает похвалы. Допустим, малыш только-только учится рисовать, вот его первые каракули — в таком случае, разумеется, мы можем сказать: «Какой замечательный рисунок у тебя получился!». Но если речь идет о трехлетке, который способен на куда более художественное творение, не стоит восхищаться такой мазней.

В этом случае делайте акцент на самом действии ребенка, а не на его результате: «Ты так стараешься! Так выводишь линии!».

Во всех случаях, когда результат как таковой не вполне заслуживает похвалы, хвалите действие и намерение ребенка: это не создаст у него ненужных иллюзий, послужит мотивом к дальнейшим достижениям и не обесценит вашу похвалу — ведь как правило детки и сами чувствуют, насколько хорошо им удалось то, что они сделали.

Если вы будете преувеличивать ценность тех или иных действий ребенка, это помешает ему развить здоровую самооценку. Кроме того, даже в самой непримечательной работе можно найти то, что достойно похвалы: «Посмотри, вот здесь ты так отлично подобрал цвета! А какие ровные штрихи у тебя вышли!».

Будьте изобретательны

Если постоянно повторять «молодец» или «умничка», ваша похвала будет больше похожа на нечто обыденное, на отговорку.

«Молодец, садись, пять» — всем знакома эта фраза… Малышей гораздо больше вдохновляет что-то типа: «Какой же ты у меня ловкий!», «Как здорово у тебя получается, посмотри-ка!», «Ну ничего себе, вот это да!». Используйте как можно больше эпитетов, описывающих достижения вашего чада.

Во-первых, вы не будете предсказуемы, во-вторых, это научит малыша чувствовать разные оттенки эмоций, познакомит с широким спектром чувств, и, в-третьих, пополнит его словарный запас.

Как хвалить ребенка

Будьте искренни

Лучшая похвала — это искренняя похвала. Не стоит придумывать что-то сверхъестественное, просто присмотритесь к малышу, что у него, на ваш взгляд, получилось хорошо? Какие его действия действительно значимы? Возможно, он был исключительно аккуратен, ловок, сообразителен, смел, чуток, изобретателен?

Я-сообщения

Как можно чаще используйте Я-сообщения. Когда мы говорим: «ты хороший (умный, добрый и т.д.)», мы констатируем сам факт, т.е.

ребенок усваивает следующее: мои родители видят, что я делаю это хорошо.

Когда мы говорим: «Мне так нравится, как ты рисуешь!», «Я в восторге от того, как ловко ты справился!», малыш это воспринимает как: мои родители видят, что я делаю это хорошо, и это для них значимо.

Будьте как можно более конкретны: проговаривайте, какие именно действия вас порадовали: вместо «Молодец! Ты навел порядок!», скажите: «Я так рада! У тебя так быстро получилось собрать все игрушки и ты так аккуратно сложил их на полку! Спасибо тебе!». Такая похвала необходима для того, чтобы малыш мог сделать правильный вывод о том, какие именно его поступки вы оценили. Расплывчатые «умничка» и «молодчинка» не сообщают ребенку ничего о том, какие именно действия значимы для вас.

Конечно, сложно удержать в голове все эти моменты. Поначалу вам даже может казаться неестественным такой стиль общения. Не расстраивайтесь! Начав его использовать, вы очень быстро убедитесь в его эффективности, он станет для вас привычным, и вы не будете каждый раз задумываться над тем, какие слова подобрать.

Здесь многие могут возразить: о какой искренности может идти речь, если каждый раз надо задумываться и подбирать слова? Ответ несложен: искренни ваши чувства, а слова, которыми вы можете их выразить, очень разнообразны.

В наших головах столько стереотипов, что не счесть, и, в основном, мы воспроизводим модель общения, которую применяли по отношению к нам в детстве.

Она, как правило, не самая удачная, а с другой мы не знакомы, и тем не менее, всем нам хотелось бы сделать общение со своими детьми максимально эффективным. Надеюсь, мои советы помогут вам в этом не всегда легком, но приятном деле!