Как развить память и внимательность ребенка

Развитие памяти и внимания у детей следует начинать как можно раньше. Важно подбирать задания, подходящие ребенку по возрасту: если сразу начать использовать слишком сложные методики, ребенку станет скучно, что может отбить интерес к занятиям.

Обязательно ли тренировать память и внимание у ребенка лет

Разумеется, обязательно. Конечно же, вам кажется, что ребёнок и так всё схватывает на лету, это и естественно в его возрасте, когда мозг очень восприимчив ко всему новому и способен освоить такие объёмы новых данных, которые взрослым уже не по плечу. Однако, без тренировки эта способность детского мозга в определённом возрасте быстро сойдёт на нет, чего не случится при выполнении нужных упражнений.

Также не стоит полагать, что ребёнка научат всему в детском саду. Действительно, программа детского сада подразумевает занятия с детьми и подготовку их к школе, но подумайте сами над двумя вещами. Во-первых, полностью ли вы уверены в том, что воспитатель, работающий за копейки, относится к своей задаче добросовестно. И во-вторых, достаточно ли для ребёнка этих занятий, которые проводятся для группы детей с разными данными, а значит, воспитатель неизбежно равняется на самых отстающих детей.

Как развить рабочую память?

Если вы помните, что должны зайти в химчистку по пути домой, то используете кратковременную память. Когда вы находите в телефонной книге нужный номер и помните его, пока не сделаете звонок, вы тоже применяете ее. Если супруг просит вас что-то сделать, а вы отвечаете: «Сейчас, помою посуду и сделаю» — а потом не забываете об этом, значит, у вас хорошая кратковременная память. И скорее всего, у вас с ней проблемы, если вы не можете запомнить дни рождения, возвращаетесь домой, выполнив только половину запланированного, но не записанного, и стараетесь не представлять друг другу людей на вечеринке, потому что не можете вспомнить их имен.

Развитие кратковременной памяти

Кратковременная память начинает развиваться еще в раннем детстве. Если вы, играя с ребенком, прячете его любимую игрушку под одеялом, малыш использует рабочую память, когда поднимает одеяло, чтобы достать ее. Он уже способен удерживать в памяти и изображение игрушки, и ваше действие.

Невербальная кратковременная память у детей развивается раньше вербальной, этот навык появляется до того, как ребенок учится понимать речь. Когда у детей появляется речь, рабочая память увеличивается, потому что теперь они могут опираться на визуальные образы и язык.

Естественно, мы не ожидаем многого от рабочей памяти совсем маленьких детей. Когда детям меньше трех лет, они помнят только о том, что находится в непосредственной близости (в пространстве или во времени). Если мы хотим, чтобы они что-то сделали, мы им не скажем: «Ты бы не мог убрать свои игрушки после того, как посмотришь мультфильм?» (если только мы не собираемся напомнить им об этом, когда мультфильм закончится). Мы можем попросить их сложить все кубики в коробку, когда сами находимся в их комнате, но обычно не требуем пойти в комнату и выполнить аналогичное задание самостоятельно.

Постепенно можно увеличить как время, так и расстояние для заданий чтобы развить рабочую память ребенка. Воспользовавшись опросником, основанным на заданиях, которые дети способны выполнять независимо в различные периоды детства, вы можете оценить, на какой ступени развития вашего ребенка могут ожидать сложности. Эта шкала поможет вам лучше оценить, как ваш ребенок использует рабочую память.

Тест: насколько хорошо развита рабочая память у вашего ребенка?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

Шкала

0 — Никогда или редко

1 — Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 — Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 — Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа — детский сад

  • Выполняет простые задания (например, приносит обувь, когда попросят)
  • Помнит указания, которые получил только что
  • Выполняет простые задания после одного напоминания на каждый шаг (например, почистить зубы после завтрака)

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может выполнять задания, состоящие из 2-3 шагов
  • Помнит указания, которые получил несколько минут назад
  • Выполняет пару этапов простых заданий после одного напоминания

Начальные — младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Не забывает выполнять повседневные задания после школы без напоминания
  • Не забывает брать в школу все нужные учебники, тетради и задания и приносить их домой
  • Может отслеживать изменение своего расписания (например, мероприятия после школы)
Читайте также:  Автокресло для новорожденных

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен помнить и выполнять задания и требования нескольких учителей
  • Помнит события или обязанности, которые нужно делать не каждый день (например, получить разрешение для поездки на экскурсию, специальные инструкции для внеклассных мероприятий и т. д.)
  • Помнит многоэтапные инструкции, если у него достаточно времени на запоминание и опыта

Домашний видеоархив

Да, наша память несовершенна. Но, к счастью, нам на помощь приходят современные помощники — фото- и видеокамеры. Фотографии — это своего рода остановившиеся мгновения, и останавливать их стоит как можно чаще. Ведь малыш меняется буквально каждую неделю, и таким, как сейчас, он не будет уже никогда. Здорово, если вам удалось запечатлеть малыша в первые минуты его жизни. Эти фотографии обычно становятся самыми любимыми и трогательными. Старайтесь делать не только портретные снимки и крупные планы своего малыша, не злоупотребляйте постановочными фотографиями.

Фотографируйте кроху за обычными, повседневными занятиями, подсматривайте смешные бытовые сценки. Ведь именно такие детские фотографии по-настоящему ценны, потому что естественны и передают характер малыша. Видеозаписи, пожалуй, одни из самых любимых составляющих семейного архива. Благодаря им мы и через годы сможем вновь и вновь не только увидеть своего крошку в месячном или годовалом возрасте, но и услышать его мелодичное агуканье, смешной лепет, первые осознанные слова и выступление на первом новогоднем утреннике. А как любят смотреть на себя «по телевизору» подросшие малыши! Для них такое кино сродни изучению истории.

Не забывайте почаще брать в руки камеру, иначе потом вы будете жалеть, что так мало снимали своего кроху. Снимайте все важные и интересные события: выписку из роддома, первое купание, гимнастику, кормление, улыбки, кряхтение лежащего на животе человечка, игры и игрушки, прогулки, веселый хохот на коленках у папы, нежные объятия с бабушкой, погоню на четвереньках за кошкой, первые шаги… Из такого видеоматериала можно смонтировать замечательный фильм, добавив титры, музыку, ваши комментарии. Это может стать подарком для папы и всех близких к первому дню рождения крохи: двенадцатисерийный фильм, где каждая коротенькая серия — самые интересные моменты каждого месяца жизни. А можно представить весь первый год в виде яркого видеоколлажа, где каждая новая сцена длится всего 3—4 секунды, добавив к видео подходящую музыку или детскую песенку. Такие домашние видеошедевры вам захочется смотреть снова и снова. Их будет приятно показывать друзьям и близким.

Особенности запоминания

Основное отличие детской памяти от взрослой состоит в том, что она является непроизвольной и кратковременной. Дети в первые годы жизни не прикладывают осознанных усилий для запоминания чего-либо и забывают информацию через несколько часов или дней. Из-за этого информация о происходящем сохраняется у них в памяти фрагментами.

В процессе запоминания большую роль играют эмоции. При непроизвольном запоминании сохраняются эмоционально окрашенные события. Поэтому люди помнят из раннего детства только некоторые моменты, которые больше всего удивили, порадовали, расстроили или смутили их.

Долговременная память функционирует благодаря части мозга, которая называется гиппокамп. Он формируется у ребенка только к 2-3 годам, поэтому большинство людей не помнит того, что было с ними в первые годы жизни.

В 3-6 лет у детей появляются первые осознанные воспоминания. В этот период информация хранится преимущественно в кратковременной памяти, но при некоторых усилиях и регулярных повторениях воспоминания можно сделать долговременными. Для облегчения запоминания в этом возрасте важно не только то, чтобы информация была эмоционально окрашенной и стимулировала воображение, но и чтобы факты подавались в виде сюжета, а не в разрозненном виде. Поэтому существует много развивающих игр для детей дошкольного возраста.

Главная особенность памяти детей младшего школьного возраста — появление и развитие произвольного запоминания. С 6-7 лет ребенок может прилагать целенаправленные усилия для того, чтобы запомнить текст, движения, объекты. Как и у более маленьких детей, лучшему запоминанию способствует эмоциональная окраска информации и заинтересованность в материале. При постоянных повторениях воспоминания легко переходят из кратковременной памяти в категорию долговременных.

Как укрепить память ребенка

Психологи утверждают, что в большинстве своем дети обладают хорошей памятью, развить же ее – задача взрослых. Если родители стали замечать, что ребенок плохо запоминает информацию, следует разобраться в причинах:

  1. Нет интереса к запоминанию или отсутствуют способности сохранять информацию. Развивать память у ребенка следует, используя приемы и методы, индивидуальные для каждого возраста.
  2. Заболевания, связанные с перенесенными стрессовыми ситуациями (переезд, развод или смерть близкого человека), недосыпанием и переутомлением, серьезным умственным перенапряжением.
  3. Гипоксия мозга из-за нарушения мозгового кровообращения. Это бывает связано не только с серьезными заболеваниями, но и с неправильным или неполноценным питанием, анемией, авитаминозом, отсутствием прогулок на свежем воздухе.

Если существуют значительные проблемы с концентрацией внимания, ребенок не запоминает даже недавно произошедшие события, следует как можно раньше показать его врачу (психологу, неврологу). Проведя определенные тесты, врач даст заключение и рекомендации родителям. Возможно, понадобится прием витаминных препаратов или медикаментозное лечение.

Читайте также:  Как говорить с детьми о Боге: 5 ошибок родителей

Какие есть методы для развития памяти?

Пока ребёнок запоминает материал непроизвольно бесполезно насильно заставлять его сидеть над сборниками стихов. Чтобы занятия были увлекательными и полезными, найдите подходящий игровой метод тренировки памяти.

В дошкольном и младшем школьном возрасте развивать память нужно через образы и ассоциации. Можно разделить типы запоминания информации на двигательный и тактильный, образный и слуховой.

Самые маленькие учат буквы, слова и цифры, переворачивая и расставляя кубики с изображениями. Или запоминают названия геометрических форм с помощью игрушек-фигур. Или попробуйте тактильную игру, когда ребёнок с завязанными глазами трогает предмет или материал и старается его распознать.

Двигательный метод развивает у ребёнка трудовые навыки. В этом помогают различные кружки и секции дополнительного образования. Раньше популярными были кружки шашек и шахмат, сегодня — это робототехника. Уже с шести лет дети через тактильный и двигательный методы понимают, что такое 3D пространство. Могут самостоятельно собрать шагающего робота и начинают разбираться в основах электроники.

Приходите заниматься в IT-школу АдукарУ нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры. На занятиях дети тренируют память и развивают природную любознательность. Записаться на пробное занятие

Образный метод эффективно помогает в запоминании стихов и других литературных произведений. Например, вы можете разыгрывать по ролям пьесы, придумывать дополнительные обстоятельства, в которых происходят события. Также для развития воображения и запоминания необходимо ежедневно читать вместе с детьми и рассматривать иллюстрации.

Слуховой метод помогает в закреплении полученной информации. Например, можно слушать аудиокниги и обсуждать сюжет или отрывки диалогов с ребёнком. Также, полезным будет записать на диктофон школьный урок и дома переслушать его.

Способствуют развитию памяти и запоминанию слов функциональные настольные игры. Например, Activity (12+) и Scrabble (10+) развивают образное мышление и навык запоминания слов. Игра Все на борт (4+) помогает в развитии зрительной памяти. Мобильные приложения также могут стать удобными тренажерами памяти. Попробуйте развивающий набор мини-игр Peak (3+), подборку нетипичных задач в приложении Математические хитрости (3+) или аналог Скрабл — Эрудит (3+).

Чтобы держать память ребёнка в тонусе, почаще задавайте ему вопросы в повседневной жизни. Так он будет рассказывать, как прошёл его день или какая тема была на уроке географии. Покажите, что вы увлечены рассказом и хотите узнать подробности. Тогда ваше общение станет первым шагом к закреплению пройденного материала в школе и на кружках.

***

Подписывайся на уведомления , чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта возможна только с письменного разрешения редакции.

Развитие памяти у детей

С момента рождения способность ребенка запоминать является важной частью его развития. Вот несколько простых способов развить его память.

Дети до 2-х лет:

· Читайте ребенку детские стишки и песенки. Стихотворения, особенно сопровождаемые действиями, помогут ребенку быстрее запоминать слова.

· Позвольте ребенку самому выполнять какие-то действия. То, что было сделано своими руками, лучше сохранится в памяти.

· Просматривайте фотографии. Если ребенок давно не видел кого-то из родственников, можно напомнить ему о нем с помощью фотографий.

Дети от 2-х до 5-ти лет:

· Задавайте вопросы о прошлых событиях. Если вы были в цирке, вы можете спросить его: "Что тебе понравилось больше всего?", "Что делал клоун?" и т.д.

· Воспроизводите прошлые действия. Так, например если ребенок потерял любимую игрушку перед обедом, помогите ему воссоздать историю, когда он начал играть с игрушкой, как он играл и как он мог ее потерять.

· Используйте знания о цветах, буквах в повседневной жизни. Например, вы можете попросить его определить буквы алфавита в названиях вывесок или коробке печенья. Позвольте ему использовать телефон, чтобы позвонить домой и т.д.

Дети от 5-ти лет и старше:

· Позвольте ребёнку составлять списки и вести календарь событий, которые важны для него.

· Создайте соответствующую обстановку. Так если вы хотите развить его музыкальную память, играйте музыку дома, давайте простые уроки игры на инструментах, водите на концерты.

· Разделяйте и сортируйте. Можно помочь ребенку выучить стихотворение, разбив его на небольшие отрывки и выучив сначала самую сложную часть.

Курсы Умназии по памяти

На нашем сайте ваш ребёнок сможет не только заниматься на тренажере или участвовать в олимпиадах, но и прокачать такой важный навык, как «ПАМЯТЬ». Программа состоит из четырех курсов: 1. «Как быстро и хорошо учить стихи»; 2. «Как запоминать иностранные слова, имена и лица»; 3. «Как быстро и правильно запоминать информацию»; 4. «Практическая мнемотехника».

Курсы Умназии по памяти

Выбирайте наиболее интересный или прокачайте все виды памяти! (при покупке набора из 2-х или 4-х курсов вас будет ждать приятный подарок)

Читайте также:  Все, что нужно знать будущей маме о новорожденном

Развитие памяти у детей 6-13 лет Развиваем способность быстро запоминать и надолго удерживать большое количество нужной информации узнать подробнее

Курсы Умназии по памяти

Развитие ассоциативной памяти

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Развитие ассоциативной памяти

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Народные средства, которые улучшат память

Нередко проблемы с запоминанием вызваны дефицитом каких-либо витаминов. Чтобы восполнить их, простимулировать развитие когнитивной функции, можно применять натуральные средства на основе лекарственных растений, специальную диету. Поможет и массаж: он обеспечит лучший приток крови к голове, улучшит кровоснабжение головного мозга.

Массаж мозга

Массаж головы – это методика, при которой воздействие оказывается не только на поверхностные сосуды, но и на расположенные глубоко. Нормализуется артериальное давление. Благодаря воздействию на биологически активные точки, улучшается общее состояние. Лучше, если массаж будет производиться специалистом, чтобы не навредить здоровью ребенка неправильным воздействием.

Пользу принесет и длительное полоскание языка. Продолжительность процедуры должна занимать от 5 до 10 минут. При полоскании активизируются процессы возбуждения. Мозговая деятельность улучшается.

Питание

Чтобы улучшить память, человек должен употреблять в пищу продукты, содержащие большое количество магния, витаминов группы В и Е, Омега-3 жирных кислот. В рацион питания нужно добавить жирные сорта рыбы, брокколи, бананы, грецкие орехи, шпинат, морковь, молочную продукцию. В меню регулярно должны присутствовать сухофрукты, запеченные яблоки и картофель, овощные салаты с заправкой из оливкового масла, бананы, орехи. В качестве перекусов следует использовать свежие фрукты. Разрешается употребление 2 долек горького шоколада с содержанием какао от 70%.

Народные средства, которые улучшат память

Клевер

Бутылку объемом 0,5 л доверху наполнить цветками клевера, залить водкой и на 14 дней убрать настаиваться в темное место. Процедить, употреблять по 1 ст.л. в сутки. Курс терапии составляет 3 месяца, потом на 3 недели делают перерыв, после чего еще 3 месяца принимают препарат. Весь курс повторить можно через 3 года. Методика не только укрепит память, но и понизит внутричерепное давление.

Свежие сосновые почки

Подойдут почки, появляющиеся ранней весной. Следует употреблять в пищу по несколько штук 2-3 раза в сутки перед приемом пищи. Пользу принесет не только детям, но и взрослым, поскольку оказывает омолаживающее воздействие.

Девясил

Для приготовления натурального лекарственного средства нужно взять 1 ст.л. корней растения, залить 500 мл водки, после чего на месяц убрать настаиваться в затемненное помещение. Периодически следует встряхивать стеклянную емкость. Нужно выпивать по 1 ст.л. настойки 3 раза в сутки за полчаса до приема пищи. Длительность курса терапии составляет 1 месяц.

Кора рябины

Пользу принесет отвар, употреблять который лучше всего курсами 2-3 раза за год. 1 ст.л. измельченного сырья заливают стаканом (250 мл) крутого кипятка, после чего 10 минут кипятят на медленном огне. Затем отвар убирают с плиты, дают ему настояться в течение 6 часов. Процеживают. Принимают по 1 ст.л. 3 раза в сутки. Длительность курса составляет 3-4 недели. Рекомендуется проводить весной, когда особенно часто наблюдается нехватка витаминов; осенью и зимой, в период эпидемий.

Черника

Данная ягода полезна в свежем виде. Употреблять ее можно по стакану в сутки. Зимой, когда свежей ягоды нет, можно добавлять в кашу, творог либо чай по 1-2 ч.л. варенья. Подойдут и замороженные ягоды: в них сохраняется большая часть полезных веществ.

Имбирь

Народные средства, которые улучшат память

Пользу принесет имбирный чай. Для его изготовления следует несколько ломтиков предварительно очищенного корня (масса должна равняться 10 г) залить стаканом кипятка и дать настояться на протяжении 15 минут. Разрешается добавить несколько листков мелиссы либо мяты. Употреблять по 1-2 чашки ежедневно. Пользу принесет и добавление специи в блюда.

Шалфей

Нужно использовать по 1 ст.л. шалфея и мяты: перемешать, загрузить в термос, залить 2 стаканами кипятка и оставить на ночь настояться. Утром напиток процеживают, принимают 4 раза в сутки по 50 мл перед приемом пищи.

Золотая вода

Налить в емкость из стекла 2 стакана воды. Положить в нее золотое украшение без драгоценных камней. Кипятить, пока объем не уменьшится в 2 раза. Употреблять 2-3 раза за сутки по 1 ч.л. Курс составляет 14 суток, потом следует сделать перерыв.