Как развить память? 12 секретов, которые улучшат Вашу память

Чаще всего вопросом о том, как развить память, задаются те, кто хочет развить свое воображение, научиться эффективно использовать знания и предотвратить возрастные изменения мышления. Развить и улучшить память возможно, главное – определить, какие инструменты лучше всего подойдут для этого.

Память человека и ее виды

Человечески мозг – удивительный орган, который отвечает за всю информацию, проходящую через нас. Что-то глубоко отпечатывается в нашем сознании, а какая-то информация исчезает бесследно. Память – это вид умственной деятельности организма, который ведет работу с информацией: накапливает, структурирует, сохраняет или стирает бесследно.

Но информация – не единственное, с чем работает наш мозг, различают несколько видов памяти.

Память человека и ее виды
  • Двигательная память. Этот вид памяти отвечает за движения человека. Некоторые действия мы совершаем как будто на автомате, не задумываясь над их исполнением. Например, когда мы пишем ручкой, мы не вспоминаем каждый раз правописание той или иной буквы, все происходит на подсознательном уровне, об этом уже позаботилась двигательная память.
  • Образная память. Она отвечает за нашу память на звуки, запахи, образы. Большое значение имеет зрительная и слуховая память, без них жизнь человека была бы совершенно другой. Однако бывают исключения, например, у слепых образная память развита слабо, однако другой ее вид, осязание, у слабовидящих людей развита намного лучше.
  • Эмоциональная память. Эта память отвечает за пережитые эмоции. После повторения какого-либо яркого эмоционального эпизода, у человека вырабатывается ассоциация, позволяющая в дальнейшем принимать решения на основе своего опыта.
  • Вербальная память. С помощью нее человек запоминает и систематизирует всю поступающую извне информацию для дальнейшего использования.

Помимо этого, различают еще несколько видов памяти, исходя из целей действия: произвольная и непроизвольная, сенсорная, кратковременная и долговременная.

Виды памяти

Память, наравне со вниманием и мышлением, относится к высшим психическим функциям. Под ней понимают способность накапливать и воспроизводить полученную информацию.

Выделяют следующие виды памяти:

  1. Непроизвольная, то есть процесс запоминания происходит без приложения нами усилий.
  2. Произвольная, наоборот, требуется проявить осознанность, чтобы запомнить информацию.
  3. Кратковременная. Это то, что мы помним пока это нам нужно или интересно.
  4. Долговременная. Под ней понимается все то, что наш мозг хранит в течение всей жизни. Этой информацией мы можем воспользоваться в любой подходящий момент.
  5. Оперативная. По аналогии с процессором, в ней хранится только необходимая на данный момент информация для решения конкретной задачи.
Виды памяти

Потому как мы запоминаем, выделяют – зрительную, слуховую, эмоциональную или двигательную память. У каждого человека один из типов развит чуть лучше.

Если присмотреться к ребенку, можно определить, как ему легче воспринять и запомнить новое. Один малыш прекрасно запоминает сказки на слух, другой в процессе проигрывания мини-спектаклей, а третий – по картинкам в книге.

Как только вы определите, как вашему ребенку проще усваивать информацию, вы сможете подобрать методы для развития хорошей памяти у него.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Читайте также:  Безопасность в сети интернет для детей, школьников.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Выбирайте игры и задания по возрасту

детям 4-5 лет | 6-8 лет | 9-10 лет

Как развить рабочую память?

Если вы помните, что должны зайти в химчистку по пути домой, то используете кратковременную память. Когда вы находите в телефонной книге нужный номер и помните его, пока не сделаете звонок, вы тоже применяете ее. Если супруг просит вас что-то сделать, а вы отвечаете: «Сейчас, помою посуду и сделаю» — а потом не забываете об этом, значит, у вас хорошая кратковременная память. И скорее всего, у вас с ней проблемы, если вы не можете запомнить дни рождения, возвращаетесь домой, выполнив только половину запланированного, но не записанного, и стараетесь не представлять друг другу людей на вечеринке, потому что не можете вспомнить их имен.

Развитие кратковременной памяти

Кратковременная память начинает развиваться еще в раннем детстве. Если вы, играя с ребенком, прячете его любимую игрушку под одеялом, малыш использует рабочую память, когда поднимает одеяло, чтобы достать ее. Он уже способен удерживать в памяти и изображение игрушки, и ваше действие.

Невербальная кратковременная память у детей развивается раньше вербальной, этот навык появляется до того, как ребенок учится понимать речь. Когда у детей появляется речь, рабочая память увеличивается, потому что теперь они могут опираться на визуальные образы и язык.

Естественно, мы не ожидаем многого от рабочей памяти совсем маленьких детей. Когда детям меньше трех лет, они помнят только о том, что находится в непосредственной близости (в пространстве или во времени). Если мы хотим, чтобы они что-то сделали, мы им не скажем: «Ты бы не мог убрать свои игрушки после того, как посмотришь мультфильм?» (если только мы не собираемся напомнить им об этом, когда мультфильм закончится). Мы можем попросить их сложить все кубики в коробку, когда сами находимся в их комнате, но обычно не требуем пойти в комнату и выполнить аналогичное задание самостоятельно.

Постепенно можно увеличить как время, так и расстояние для заданий чтобы развить рабочую память ребенка. Воспользовавшись опросником, основанным на заданиях, которые дети способны выполнять независимо в различные периоды детства, вы можете оценить, на какой ступени развития вашего ребенка могут ожидать сложности. Эта шкала поможет вам лучше оценить, как ваш ребенок использует рабочую память.

Тест: насколько хорошо развита рабочая память у вашего ребенка?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

Шкала

0 — Никогда или редко

1 — Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 — Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 — Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа — детский сад

  • Выполняет простые задания (например, приносит обувь, когда попросят)
  • Помнит указания, которые получил только что
  • Выполняет простые задания после одного напоминания на каждый шаг (например, почистить зубы после завтрака)

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может выполнять задания, состоящие из 2-3 шагов
  • Помнит указания, которые получил несколько минут назад
  • Выполняет пару этапов простых заданий после одного напоминания

Начальные — младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Не забывает выполнять повседневные задания после школы без напоминания
  • Не забывает брать в школу все нужные учебники, тетради и задания и приносить их домой
  • Может отслеживать изменение своего расписания (например, мероприятия после школы)

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен помнить и выполнять задания и требования нескольких учителей
  • Помнит события или обязанности, которые нужно делать не каждый день (например, получить разрешение для поездки на экскурсию, специальные инструкции для внеклассных мероприятий и т. д.)
  • Помнит многоэтапные инструкции, если у него достаточно времени на запоминание и опыта

Как развить слуховую память у детей?

Для детей лучшей формой упражнений на развитие слуховой памяти является игра. Именно во время игры дети воспринимают намного лучше и больше информации. Для улучшения слуховой памяти нужно выполнять следующие упражнения:

Как развить слуховую память у детей?
  1. Упражнение «10 пар» — для его выполнения нужно заранее подготовить десять пар слов, которые связаны по смыслу, к примеру: кровать — подушка, кошка — мышка, солнце — лучик, день — ночь, ботинки — шнурки, конфеты — фантики, дерево — листик, тетрадь — ручка, лисичка — норка, книга — знание. Затем нужно выразительно, эмоционально и в медленном темпе трижды прочитать ребенку все словосочетания. На четвертый раз прочесть только первые слова, а малышу нужно вспомнить подходящие к ним.
  2. Упражнение «сделай как я» — для этого нужно взять несколько предметов (бумага, 2 стакана воды, скотч, ручка, ложки) и попросить ребенка закрыть глаза. Затем проделать действия с предметами издавая при этом характерные шумы. Ребенку нужно будет повторить эти звуки с нужными предметами.
  3. «Что это было?» — упражнение проводят в игровой форме. Для выполнения нужно заранее подготовить запись на диктофоне или скачать в интернете звуки дождя, прибоя, птиц, грома, потрескивания горящих дров и другие. Включать ребенку поочередно каждую запись и попросить угадать, что это было, показать это в маленькой сценке-рассказе.
  4. «Ощути ритм» — наиболее элементарное упражнение. Нужно при помощи пальцев, палочки или карандаша выстукивать определенный ритм, а затем попросить ребенка повторить его.
  5. «Жук» — для данной игры понадобится игровое шахматное поле и фигурки жуков. В нее можно играть небольшой компанией, объяснить детям, что каждому звуку соответствует определенный ход (две клетки вперед, одна клетка вправо и т.д.). Каждому игроку требуется определить специфические звуки жужжания, и проделать соответствующий ход.
Читайте также:  Выбираем комнатные растения в детскую по Фен-Шуй

Как улучшить кратковременную память

Как улучшить кратковременную память? Для этого разработаны различные упражнения. Для чего нам нужна объемная рабочая память? Для того, чтобы более успешно решать свои профессиональные и бытовые задачи. В целом, краткосрочной или рабочей ячейкой своих воспоминаний человек пользуется постоянно: когда варит борщ, делает уборку в квартире, разрабатывает чертеж сложной детали.

Конечно, если в процессе рабочего дня вы пользуетесь большим объемом информации, находящимся под рукой, тем быстрее вы выполняете свои задания. Естественно, если зарплата зависит от количества выполненных заданий, каждый сотрудник будет стремиться выполнять работу быстрее. Большое количество знаний, хранящееся в оперативной ячейке, улучшит выполнение работы, ускорит ее.

Поэтому даже взрослые люди заинтересованы увеличивать количество своих оперативных знаний.

Оперативный резервуар знаний помогает нам отсекать ненужную, отвлекающую информацию, фокусировать внимание на выполнении одного дела. Это повышает производительность труда.

У взрослых людей

Тренировать способность запоминания взрослым людям можно, не потратив на это лишнего времени. К примеру, достаточно во время длительной поездки в троллейбусе, закрыв глаза, стараться вспомнить, какого цвета шапка у соседа.

Читать книги, учить стихи, изучать иностранные языки, разгадывать ребусы – все это укрепляет способность запоминать новую информацию. При этом включается не только слуховая память, но и визуальная. Это еще больше усиливает эффект. Ведь известно, что зрительный нерв гораздо толще слухового. Значит в процессе образного мышления принимает участие большее число нейронов.

Существует специальный тренинг, позволяющий натренировать оперативную память. В процессе тренировки человеку предлагается следить за рядом образов, определяя, какой появился раньше. Улучшение наступит, если ежедневно заниматься по 25 минут.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Ребенку с большим запасом знаний легко учиться и понимать взрослых. Он меньше подвержен стрессам, у него хорошие оценки и довольные родители.

Как развить у ребенка объемный запас текущих воспоминаний? Все дело в развивающих игрушках и играх. Купите ему современное чудо – конструктор ЛЕГО. Собирая все новые и новые модели машин, самолетов, звездопланов, ребенок учится запоминать текущий творческий процесс и развивает свои ручки.

Легкая гимнастика с простыми движениями рук и ног, наклоны и приседания включают работу мозга. Упражнения физические и логические улучшают мышление малыша.

Если с возрастом у мальчика наблюдается ухудшение оперативного запоминания, это следует лечить. Сбоя в учебе можно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Часто у мальчиков встречается повышенное внутричерепное давление в возрасте 13-16 лет, по причине слишком быстрого роста.

Препараты остановят обострение. Подросток быстро восстанавливается, если хорошо питается, достаточное время спит. Он еще успеет натренировать свои способности.  Дальнейших расстройств можно избежать, если вести правильный образ жизни: не курить, не пробовать спиртных напитков и читать. Обычное чтение укрепляет образное мышление и увеличивает объем воспоминаний.

Читайте также:  Схема лечения пневмонии у новорожденных

Восстановление памяти у школьника происходит постепенно, если он учит уроки, придерживается правильного режима дня и питания.

Какие есть методы для развития памяти?

Пока ребёнок запоминает материал непроизвольно бесполезно насильно заставлять его сидеть над сборниками стихов. Чтобы занятия были увлекательными и полезными, найдите подходящий игровой метод тренировки памяти.

В дошкольном и младшем школьном возрасте развивать память нужно через образы и ассоциации. Можно разделить типы запоминания информации на двигательный и тактильный, образный и слуховой.

Самые маленькие учат буквы, слова и цифры, переворачивая и расставляя кубики с изображениями. Или запоминают названия геометрических форм с помощью игрушек-фигур. Или попробуйте тактильную игру, когда ребёнок с завязанными глазами трогает предмет или материал и старается его распознать.

Двигательный метод развивает у ребёнка трудовые навыки. В этом помогают различные кружки и секции дополнительного образования. Раньше популярными были кружки шашек и шахмат, сегодня — это робототехника. Уже с шести лет дети через тактильный и двигательный методы понимают, что такое 3D пространство. Могут самостоятельно собрать шагающего робота и начинают разбираться в основах электроники.

Какие есть методы для развития памяти?

Приходите заниматься в IT-школу АдукарУ нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры. На занятиях дети тренируют память и развивают природную любознательность. Записаться на пробное занятие

Образный метод эффективно помогает в запоминании стихов и других литературных произведений. Например, вы можете разыгрывать по ролям пьесы, придумывать дополнительные обстоятельства, в которых происходят события. Также для развития воображения и запоминания необходимо ежедневно читать вместе с детьми и рассматривать иллюстрации.

Слуховой метод помогает в закреплении полученной информации. Например, можно слушать аудиокниги и обсуждать сюжет или отрывки диалогов с ребёнком. Также, полезным будет записать на диктофон школьный урок и дома переслушать его.

Способствуют развитию памяти и запоминанию слов функциональные настольные игры. Например, Activity (12+) и Scrabble (10+) развивают образное мышление и навык запоминания слов. Игра Все на борт (4+) помогает в развитии зрительной памяти. Мобильные приложения также могут стать удобными тренажерами памяти. Попробуйте развивающий набор мини-игр Peak (3+), подборку нетипичных задач в приложении Математические хитрости (3+) или аналог Скрабл — Эрудит (3+).

Чтобы держать память ребёнка в тонусе, почаще задавайте ему вопросы в повседневной жизни. Так он будет рассказывать, как прошёл его день или какая тема была на уроке географии. Покажите, что вы увлечены рассказом и хотите узнать подробности. Тогда ваше общение станет первым шагом к закреплению пройденного материала в школе и на кружках.

***

Подписывайся на уведомления , чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Какие есть методы для развития памяти?

Перепечатка материалов с сайта возможна только с письменного разрешения редакции.

Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти. А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою жизнь. Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек. Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим. Поэтому не игнорируйте этого процесса.