Как привить ребенку искренний интерес к учебе: советы родителям

Современные дети всё чаще становятся заложниками телевизора и компьютера. На это жалуются и родители, и учителя. Почему малыши, которые в детстве так любили читать сказки, став старше, теряют интерес к этому занятию? Вернуть любовь к чтению, конечно, можно, но процесс этот крайне сложный и длительный.

Комментарии: 8

  1. натаната: 8 января 2014 в 14:56

    Согласна, что надо помогать делать уроки ребенку в начальной школе. Но иногда ребенок привыкает к тому, что родители всегда помогут.И уже в средней школе ждет помощи , а сам не старается что то сделать. надо знать когда вовремя свести помощь к минимуму. Ну и учителя не должны пускать на самотек это дело. Тоже должны контролировать выполнение домашних заданий.

  2. Losso: 10 января 2014 в 10:37

    К сожалению, детям не объяснишь, что все знания однажды пригодятся. Но если такая ситуация вдруг получится, то эффект не заставит себя долго ждать! Думаю, не стоит требовать у ребёнка знаний по всем школьным предметам. Нужно определить к чему у него есть склонности, и постараться их развить. А с остальными уроками все как-то справляются, особенно те, у кого развито чувство ответственности.

  3. Светлана: 10 января 2014 в 19:05

    И, правда, очень важно не ругать сильно детей за плохие оценки. Потому что ребенок ребенку рознь, один — послушает и забудет, а другой — будет все очень сильно переживать внутри себя. В школе, где учится сын, шестиклассница выпрыгнула с балкона, боясь реакции мамы на двойку. Девочку не спасли.

  4. chernika: 10 января 2014 в 23:15

    Трудно не перейти грань помощи и наблюдения, а не вмешивания процесс обучения. Иногда просто нет времени сидеть с школьником в 3-4 классе и делать уроки. Часто детям преподают для галочки (хоть и не хочется ругать систему образования, но что есть, то есть) Но с автором статьи согласна полностью — необходимо по возможности уделять обучению ребенка максимум внимания без ругани, а с участием.

  5. Элен: 11 января 2014 в 19:31

    Необходимо, чтобы родителями стали для ребенка помощниками, а не начальниками. Изначально нужно привить ему здоровое отношение к учебе, чтобы она не была для него наказанием. Терпение и настойчивость помогут вам воспитать отличника.

  6. Наталья Смагина: 12 января 2014 в 23:36

    Не могу поспорить с тем, что ребенку нужно прививать желание учиться, но могу сказать одно, если ребенок не хочет учиться так, как хочется родителям, то увы и ах, сделать что-либо будет очень тяжело. Говорю на своем примере, я вот совсем не любила школу, но это не помешало мне сдавать экзамены на отлично.

  7. Вечерний бриз: 20 января 2014 в 5:12

    Главное, чтобы ребенок не запустил материал. Иначе это уже будет снежный ком, который будет нарастать и все сносить на своем пути. Когда все равно непонятно, все равно будет двойка, тогда и учиться не хочется. А еще неплохо стимулировать ребенка. Хоть хомяка за успехи пообещать, хоть желанную игрушку. Даже если это непедагогично. Мы же работаем не только за идею, но и за премию.

  8. Татьяна Леонова: 16 марта 2015 в 20:23

    Проблема зачастую начинается с неумения привить интерес к учебе. Недостаточная мотивация ребенка к опрятности и ответственности может быть вызвана как детскими страхами, так и прочими причинами. Страхи — очень распространенное явление. Они появляются в момент, когда взрослый дает слабину и показывает свое явное превосходство и командирские замашки. Ребенок просто начинает бояться ошибиться и отказывается вообще что-либо делать.

Зачем приобщать детей к науке?

Менталитет, ценности и условия жизни постоянно меняются. Новые правила игры требуют новых знаний и подходов к обучению. Интернет сделал информацию доступной и повысил скорость её распространения, и это работает не только во благо доступной и «вирусной» становится и ложная информация. Чтобы принимать верные решения в жизни и не попадаться на уловки мошенников, нам постоянно приходится разбираться, где миф, а где правда. И учиться этому нужно с детства.

Важно формировать критическое мышление: нужно учить детей сомневаться и искать доказательства. Популяризация науки позволяет это сделать. Алмас Ордабаев уверен, что формирование научного мышления с детства позволит выработать критическое мышление и развить сознательность, а благодаря этому воспитать достойных членов общества.

Как происходит подмена понятий

Мотивация — это стремление, идущее изнутри. Это то, чего хочу я. А то, что большинство родителей считает способом мотивировать ребенка, выражается в слове «надо». Старшие заставляют, убеждают, взывают к совести, рисуя мрачные перспективы. Но это не рождает истинной мотивации.

Когда педагоги и родители говорят об интересной подаче материала и увлекательном и комфортном процессе учебы, то это тоже не про саму мотивацию, а о способах ее поддержки. Все это создает условия, чтобы мотивация не исчезла. Но она должна вообще быть и идти изнутри. Чем больше мы пытаемся мотивировать снаружи, заставляя и убеждая, тем меньше у нас шансов, что «вырастет» что-то изнутри. 

Когда взрослые пытаются ребенка замотивировать (а делается это часто посредством угроз, обвинений и навязывания тревоги), мотивацией это можно назвать с большой натяжкой. В итоге происходит сдвиг мотива на цель. Ребенок начинает учиться не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы от него отвязались. Это случается в любых школах и семьях, даже в самых лучших. Когда ребенка о чем-то спрашивают, он не думает о смысле вопроса, он начинает судорожно пытаться понять, какой ответ устроит задающего этот вопрос. 

  • Ему ничего не интересно! Что делать с подростком, который зависает в соцсетях

Мотивация — это внутренний процесс. Чем больше кто-то озабочен нашей мотивацией, тем меньше вероятность того, что она появится. Но ребенок ничего не хочет не просто так. Это пассивная агрессия, способ сказать: «Отстаньте от меня, перестаньте распоряжаться мной и относиться ко мне как к инвестиционному проекту, который вам что-то должен». Дети редко решаются сообщить об этом словами. Поэтому они выражают это своим поведением. Часто дети, например, уходят в болезнь или в депрессию. У них нет никакого шанса хоть чего-то захотеть, потому что за них уже все распланировано на годы вперед. Все уже продумано: что ребенку интересно, что ему нужно, где он будет учиться. У него нет шанса вклиниться куда-то со своими желаниями. Если его желания с этим планом не совпадают, он слышит следующее: «Почему тебя ничего не интересует?» или «Ты занимаешься какой-то ерундой!».

Какие ошибки, способные отбить желание читать, совершают родители?

Принуждение

Когда на личность пытаются давить, в ответ она протестует. Если родители постоянно твердят ребёнку, чтобы он что-нибудь почитал, не дают ему покоя, жалуются на его бездарность и намекают на неясное грядущее, которое ребёнку пока ещё просто неинтересно, читать он вряд ли начнёт. Хотя бы назло пристающим. Или всё же спустя какое-то время будет читать, но постарается скрыть это от родителей как один из недостатков. Никто не любит, когда его заставляют что-то делать.

Лучше оставить ребёнка в покое на какое-то время. Пусть он привыкнет к тому, что никто не принуждает его поступаться своими мечтами. Когда он снова начнёт немного доверять родителям, они могут использовать какой-либо способ и взглянуть на реакцию ребёнка. И так неизменно, пока не будет достигнут результат: или читающий подросток, или нет. Единственное, ребёнок должен знать — любит он читать или нет, успешен он в учёбе или нет — родители любят его всякого — и кончено!

Литература не по возрасту

Когда родители знают, что их ребёнок уже давным-давно мыслит свободно, умеет подвергать анализу прочитанное, прекрасно рассуждает, не следует принуждать его читать простые книги, даже если это обусловлено программой школы. Ребёнку просто станет неинтересно. По возможности стоит обсудить этот вопрос с педагогом, а малышу пересказать необходимую для прочтения книгу, чтобы он знал, о чём в ней идёт речь. Пусть ребёнок не расходует своё время на то, что ему и так известно.

То же самое с крохой, который читает неторопливо и обстоятельно. Если ему задали прочитать большую по объёму книгу, в которой непростой сюжет и немало непонятных слов, ребёнку потребуется помощь. В этом случае можно найти и обозначить в тексте основное и дать прочитать эти отрывки малышу, а остальное родители перескажут.

Не всегда заданное ребёнку школой для чтения летом соответствует развитию его психологии и эмоций. Поэтому если можно не читать такую книгу, пусть ребёнок отложит её. Иначе вместо удовольствия он получит страх, скуку или непонимание сюжета.

Нет чёткой программы по чтению

Когда у ребёнка составлен режим занятий, ему легче следить за своими успехами в достижении цели. Скажем, на лето задано прочитать 10 книг. Сначала следует составить график, который бы учитывал скорость чтения ребёнка, перерывы, выходные, а также форс-мажорные обстоятельства. Можно распределить чтение книг по месяцам или неделям. Пусть ребёнок сам отмечает прочитанное и придерживается этого расписания.

Собственный пример

Многие вещи ребенок повторяет вслед за родителями. Поэтому, в первую очередь, необходимо самому полюбить учиться. Глядя на то, как родители узнают что-то новое, решают задачки, логические примеры и развивают новые навыки, ребенок тоже начинает проявлять интерес и со временем к нему приходит любовь к новым знаниям. Главное не забывать показывать восторг от проделанной работы и новых открытий. Нужно рассказывать ребенку о том, как удалось достигнуть успеха и решить задачу, а также позволить ему наблюдать за своими усилиями.

Способы мотивации дошкольников

Родителям дошкольников следует придерживаться нескольких рекомендаций, чтобы привить малышу искренний интерес к школе:

  • Быть примером. Ни одна лекция о пользе учебы не сыграет такой значимой роли, как личный пример. Дети подражают поведению взрослых. Так, чтобы ребенок любил читать, он должен видеть, как читают его родители. Полезно устраивать семейные чтения и читать вслух, а также конкурсы на стихосложение или вечера загадок.
  • Иметь общие интересы. Дошкольник – уже личности, имеющие свои наклонности и интересы. Важно, чтобы родители знали, что нравится малышу, проявляли участие. Интерес к рисованию станет базой для изучения геометрии, логическое мышление поможет на уроках математики и т. д.
  • Обеспечить полезное общение. Родители должны знать, с кем их чадо проводит время в песочнице, и что из этого общения ребенок может вынести. Чтобы окружение было хорошим, стоит подобрать для ребенка кружок, секцию или детски центр. Такая среда будет интересной, познавательной, сформирует стремление к учебе и достижению цели.
  • Правильно распределить время. Важно не переусердствовать, накладывая на ребенка нагрузку полезных занятий. Малыш еще не в состоянии самостоятельно составлять расписание. Поэтому взрослые должны выделять время для игры и отдыха, помогать сориентировать в том, какие задачи нужно выполнить в первую очередь.

Для ребенка подготовка к школе является важным этапом в жизни, определяющим дальнейшую учебу и получение профессии. Большую роль в этом процессе играют родители, однако, лучших результатов в формировании мотивации малыша к учебе можно достичь с помощью опытных педагогов.

Как выучить стихотворение

Для начала предлагаем вашему вниманию способы заучивания стихотворения с дошкольниками:

Способ 1. Учите с выражением, громко, эмоционально

Погрузите малыша в красоту стихотворной формы, и он вряд ли вам откажет.

Способ 2. Рисуйте стихи

Сделайте вашу личную иллюстрацию стихотворения, укажите авторов и возраст. Заведите для таких рисунков отдельную папку, подписывайте все работы. Затем, просматривая картинки, пытайтесь по памяти воспроизвести заученные ранее стишки.

Способ 3. Магнитофончик

Скажите ребёнку, что книжку нужно отдать соседке Маше, а сейчас пока она у нас, мы давай-ка с тобой включим в голове наш магнитофончик и  запишем стихотворение. Прочитывайте фразы по несколько раз – записывайте на магнитофончик. И так куплет за куплетом.

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

Специалисты предлагают несколько способов, как мотивировать школьника учиться:

1. Обучение в игровой форме. Этот педагогический инструмент знаком всем воспитателям и учителям. Он помогает ненавязчиво доносить информацию до детей, а те, в свою очередь, гораздо легче её воспринимают. Если ребёнок не желает учиться, или испытывает трудности, можно придумать квест, для прохождения которого нужно выполнять ваши задания. Форма игр может быть разной. Соревнования, тренинги, упражнения иллюстрируют школьникам их уровень, и они сами видят пробелы в знаниях. Такая совместная деятельность побуждает к познавательной активности. При этом в игре не должно быть стандартной оценки знаний ребёнка. Такая форма занятий способна заинтересовать даже тех, кто не успевает в учёбе.

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

2. Поддержка увлечений ребёнка. Не нужно навязывать свои интересы, занятия. Важно позволить детям заниматься своим хобби. Задача родителей — раскрыть таланты или развить те, что уже начали пробуждаться. Пусть ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения важнее больших наград. За хороший результат нужно хвалить, замечать успехи, но не нужно делать это в форме дорогостоящих презентов и денежных сумм. Родители совершают ошибку, когда вводят денежный тариф на разные оценки. Лучше заменить их сладостями или совместными развлечениями.

4. Нужно интересоваться тем, что ребёнок узнал, а не только тем, какие он получил оценки. Для детей важно понимать, что полученные знания могут пригодиться, а родители должны это показать.

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

5. Сведите эмоциональное напряжение к минимуму. Правильная мотивация к учёбе включает участие родителей. Можно рассказать ребёнку о своих трудностях в детстве, это повысит уровень доверия.

То, что влияет на интерес к учёбе, имеет отношение к жизни в целом. Если ребёнок испытывает неуверенность, страх, подавленность, он не сможет успешно учиться. Информация о том, как мотивировать ребёнка учиться, советы психолога, могут лишь служить руководством, но всё зависит от доверия между вами, и вашей готовности помогать ребёнку в этом нелёгком труде.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни. В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

Скука — эпидемия в среде подростков

В идеальной ситуации, в процессе обучения ребенком движет природная любознательность и стремление познавать окружающий мир. Чтобы получить ответ, ребенок должен сначала задать вопрос; чтобы найти истину — пуститься на ее поиски; прежде, чем прийти к верному заключению — провести эксперимент. Но любознательность не является врожденной чертой характера: это результат процесса становления. Иными словами, любознательность — это следствие процесса развития, который обеспечивает жизнеспособность ребенка как отдельного самостоятельного существа, готового действовать независимо от привязанности.

Дети, обладающие энергией дерзновения, обычно проявляют живой интерес к отдельным областям знаний и действительно стремятся учиться. Они получают огромное удовольствие, познавая что-то и вникая в суть вещей. Такие дети сами ставят задачи в обучении, стараются мыслить творчески и учатся владеть собой. Такие ученики с радостью берут на себя ответственность и сами стремятся реализовать свой потенциал.

Для учителей, которые ценят любознательность, поощряют вопросы и ставят интересы ученика превыше всего, работать с такими детьми — одно удовольствие. Для учеников, в свою очередь, лучшими учителями являются те, которые выступают в роли наставников, подпитывают заинтересованность и стимулируют интерес к учебе, позволяя ребенку самому руководить процессом обучения. Если эти дети не всегда хорошо успевают в школе, то, скорее всего, потому, что имеют собственное представление о том, что они хотят изучать, и воспринимают предложенный учебный план как нечто навязанное.

С точки зрения развития, любознательность — черта полезная, но не жизненно необходимая. Привязанность — вот что важнее всего.

До тех пор, пока не высвободится хоть капля энергии, уходящей на поиск безопасной и надежной привязанности, движение вперед, к новым открытиям, невозможно. По этой причине, ориентация на ровесников убивает любознательность и интерес к учебе. Ученики, ориентированные на ровесников, полностью поглощены проблемами привязанности.

Познавать неизведанное им не интересно, скуку наводит все, что не связано с их привязанностью к ровесникам. Скука — настоящая эпидемия в среде ориентированных на ровесников подростков.

Есть и еще одна проблема, связанная с любознательностью: она делает ребенка крайне уязвимым в мире “крутых” сверстников. За наивное изумление и увлечение предметом, за вопрос о том “как это работает” и оригинальность идей его могут обозвать умником и поднять на смех. “Бегство от уязвимости” ориентированных на ровесников детей подавляет не только их собственную любознательность, но и любознательность окружающих. Таким образом, ориентация на ровесников ставит под угрозу само явление любознательности.

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.
Читайте также:  Детская психология — как узнать мысли и характер ребенка