Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить

В этой статье мы не будем рассуждать на тему наказаний, хорошо это или плохо.

Цели наказания

Воспитание предполагает формирование определенных личностных особенностей у детей, адаптацию к социуму, корректировку поведения, а также развитие других жизненно необходимых качеств, что невозможно сделать без конструктивного наказания. При этом важно правильно трактовать понятие наказания для детей. Оно не должно быть связано с агрессивным физическим воздействием, унижением и оскорблением.

Цель наказания заключается в объяснении неправильности поступка, донесении, что повторные такие действия недопустимы, они могут привести к серьезным, в том числе непоправимым последствиям. Важно понимание ребенком, что так делать не нужно, это неприлично, опасно, некультурно и так далее. Задача родителей выбрать такие способы, чтобы они не влияли отрицательно на психику ребенка, физическое состояние, не стали причинами «детских травм».

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Дети с кожным вектором очень подвижные — они обожают бегать, прыгать, забираться на высокие поверхности, стрелять из игрушечных пистолетов, соревноваться  и т.д. Такое поведение часто вызывает раздражение у родителей с анальным вектором, свойства которых совершенно иные: они медлительны, усидчивы, предпочитают отдыхать, уютно устроившись в любимом кресле, читая книги, пересматривая старые фильмы или занимаясь рукоделием.

У таких родителей возникает сильное желание шлёпнуть шустрика, чтобы успокоить его. Но делать это категорически нельзя. Кожа – особо чувствительная зона у людей с кожным вектором, нельзя делать им больно.

Ловко прыгать, быстро бегать, точно передвигаться в пространстве — это то, что приносит кожному ребёнку удовольствие, при этом он развивает свои свойства. Боль приносит стресс и замедляет развитие свойств. Кожный ребёнок обязательно должен ходить в спортивные секции, гулять на улице, где можно побегать, полазать по детским спортивным снарядам. Также ему очень нужен детский коллектив, где будет с кем соревноваться.

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Ещё одной особенностью таких детей является исследование неизведанных пространств: тумбочек, шкафов, полок, кладовок. Вы можете запирать дверцы, прикреплять устройства защиты шкафов от детей, но ребёнок будет расти, развиваться и его врожденный инженерный ум обязательно придумает, как открыть все ваши замки. Это неизбежно.

Но воспитывая такого ребёнка, мы должны научить его соблюдать законы внутри нашего дома. Закон как таковой, это проявление кожного вектора. За несоблюдение закона полагается наказание. Для кожного ребёнка наказание может быть в виде ограничения: во времени — ограничение на просмотр мультиков, компьютерных игр или ограничения в пространстве – сидеть в своей комнате и не выходить или какое-то время не заходить в другую комнату. Более старшим детям можно пригрозить отказом в покупке желанной вещи или отказом в уже запланированном походе в кино, в зоопарк и т.п.

Как правильно наказывать медлительных детей (с анальным вектором)

Дети с анальным вектором, как правило, самые послушные. Им доставляет удовольствие всё делать правильно, выполнять указания взрослых. Они хорошие помощники в домашней работе, любят наводить порядок. Они очень усидчивые, доводят начатые дела до конца.

Проблема может возникнуть в том случае, если родитель окажется с кожным вектором, тогда он будет поторапливать такого ребёнка, сердиться из-за его медлительности.  Заставлять спешить ребёнка с анальным вектором как раз нельзя, он будет только испытывать стресс, что плохо скажется на его развитии.

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Ребенок станет упрямиться и обижаться. Ему будет сложо начать любое действие и, чтобы помочь ему выйти из этого состояния, ему нужны будут ваши понимание и поддержка, а никак не наказание, которое лишь усугубит ситуацию. В целом при правильном подходе это послушные дети, и если и понадобится наказать, то для этого достаточно легкого осуждения.

Как правильно наказывать ребёнка, если он бьёт других детей

Одной из основных причин детских драк является ранжирование. Маленькие мальчики ранжируются между собой также как и взрослые мужчины, только с помощью драки. Кто сильнее, тот и главнее. Да, совсем исключить драки не получится, но необходимо учить ребенка иным — цивилизованным способам договариваться. Со временем ребенок повзрослеет и драки отойдут на второй план, появятся другие способы соревнования и борьбы за лидерство.

Другой возможной причиной детских драк, когда ребёнок намеренно делает больно другим детям, без причин дёргает, бьёт, толкает их, может быть неудачное воспитание анального малыша. В этом случае наказание только усилит обиду ребенка и увеличит тот дискомфорт, который толкает его, ради выправления внутреннего состояния, делать больно другим. Здесь необходимо серьёзно пересмотреть отношения матери и такого ребёнка.

Мамина забота, внимание, похвала – это то, что очень важно для него. Этот ребёнок очень обидчив, нужно уметь правильно реагировать на его обиды и не стесняться просить прощения, когда вы оказались не правы. Нужно относиться к нему со справедливостью: хвалить, когда он гордится своими маленькими свершениями, но не перехваливать.

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Нужно ли наказывать детей

Когда родители очень тонко понимают и чувствуют своих детей, их желания, особенности, тогда происходит правильное взаимодействие, и необходимость наказывать ребёнка сводится к минимуму. Узнать, кто ваш ребёнок и кто вы сами по врожденным свойствам, можно на ближайшем тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Читайте также:  Какие книги нужно обязательно читать детям 4-5 лет, и почему

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно- векторной психологии Юрия Бурлана.

Как правильно наказывать ребенка, статья, раздел «Работа с родителями»

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай». За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. НАКАЗАНИЕ НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. Что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, НИКОГДА не отнимайте подаренного.

Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.

Наказан – прощен.

Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

Без унижения.

Что бы ни было, какая бы не была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Ребенок не должен бояться нашего наказания.

Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Нельзя наказывать и ругать:

Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).

Помните о внушаемости!

Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Всякое утверждение им воспринимается однозначно, никакого переносного смысла ребенок не понимает. Оценивая – внушаем.

Соблюдайте неприкосновенность личности!

Выражая неодобрение, определяйте только поступки, только конкретные действия, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «мы огорчены твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».

Осторожнее с насмешками.

Острое оружее. Применимо только к тем, кто обладает чувством юмора. А ваш ребенок?

Косвенное неодобрение.

Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок. Маленькому можно в виде сказки. При этом можно сгустить краски, что бы все было ясно. Если ребенок даже не подаст вида – не беда, поймет, хорошие шансы.

Опасайтесь двойственности!

Ругаем страшными словами, а в глазах, а в интонации: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, что в конце концов я тебе все позволю». Одна рука гладит, другая бьет… Прямой путь к воспитанию лицемерия. Мы хотим, чтобы наш ребенок обладал этим качеством?

По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами!

И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и прекрасные, и ужасные результаты. Все решает индивидуальность. Ваш ребенок – не ваша собственность. Он личность, один единственный такой, неповторимый.

Не забудем же слова, давно сказанные: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем и другим его делает только доза».

Скачать статью «Как правильно наказывать ребенка»

Как нельзя наказывать?

Метод наказаний имеет свои правила и запреты. Если вы решились применить метод «кнута», то по совету психологов, следует учитывать следующие моменты:

  1. Головомойка бесполезна за то, чего кроха еще не знает. Например, ваш карапуз взял без спросу чужую вещь. Если воспитательные разъяснения по этому поводу еще проводились, то ругать его нельзя. При повторном подобном проступке наказание просто необходимо.
  2. Не используйте физическое наказание. О подобном запрете в воспитании говорят уже не один десяток лет. Мальчики, к которым применялись телесные наказания, вырастают либо агрессорами, либо неспособными отражать чужие нападки. А девочки подсознательно ищут себе подобного спутника жизни, чтобы постоянно ощущать себя жертвой. У таких женщин занижена самооценка, проявляется огромное количество комплексов. Кроме того, жестокие родители могут понести уголовное наказание за насилие над детьми. Ведь подобными варварскими методами пользовались только в старину.
  3. Запрет на эмоциональное насилие. Последствия от подобного подхода такие же, как и от битья ремнем по попе. Поэтому воспитывайте детей без крика, оскорблений и унижений, особенно на людях. Воздержитесь от обидных прозвищ и кличек. Этого же мнения придерживается и доктор Комаровский. Наказание сразу после преступления. Если вы решили провести головомойку через день после того, как крошка совершил проступок, например, соврал, но воспитательного эффекта от такого воздействия не будет. Не оттягивайте санкции, хуже всего, когда карапуз будет испытывать страх от надвигающегося наказания.
  4. Адекватность педагогического воздействия. Не стоит грозить малютке запретом просмотра телевизора на все лето. Вы же не сможете целых три месяца выдерживать характер и не подпускать кроху к экрану. Не наказывайте уроками, учеба должна приносить радость. Не опускайтесь до уровня неадекватных участников форумов в Интернете, которые практикуют садистские наказания крапивой, розгами и даже клизмой.
  5. Пообещали – выполните. Не бросайтесь угрозами зря. Если уж с ваших губ слетела угроза, найдите в себе силы выполнить ее. Либо сдерживайтесь в обещаниях наказания.
  6. Я тоже «за»! Когда папа наказывает маленького ребенка за непослушание, мама не должна проявлять слабость и снимать санкции с чада. Требования всех членов семьи, в том числе бабушки, должны быть одинаковыми. Нарушение этого принципа приведет к тому, что в вашей семье вырастет настоящий манипулятор.
Читайте также:  Занятия с ребенком для развития речи 3 года родителям

За что можно наказывать, а за что — нет?

Конкретный список того, за что ребенок должен нести дисциплинарную ответственность, зависит от семьи, ее принципов, уклада, отношений между членами ячейки общества. Ведь то, что принято в одном доме, может считаться абсолютно неприемлемым в другом.

  • возрастные и физиологические особенности, например, промахи в процессе приучения к горшку, страхи, повышенная активность, не слишком хорошая память и т.д.;
  • стремление изучить окружающий мир. Например, если ребенок разобрал на части какой-то прибор, он просто хотел узнать, из чего он состоит. А провалившись в лужу после дождя, скорее всего, пытался выявить ее глубину;
  • за неосторожность. Если юный член семьи пришел с улицы грязный или разлил на кухне чай, например;
  • за эмоции. Если ребенок ревнует маму к новорожденному брату или сестре или хочет получить такую же машинку, как у соседского мальчишки, это нормальные проявления, наказывать за которые — неправильно;
  • за все, что связано с болезнью. Если ребенок отравился, и рвота попала на дорогой диван или малыш страдает от нервоза, побороть который — не в силах, едва ли можно применять за это какие-либо дисциплинарные меры;
  • за то, что первоначально имело добрый умысел. Например, ребенок решил помочь маме и пропылесосить дом, а в процессе разбил дорогую вазу, стоявшую на полу.

Также не стоит наказывать в следующих случаях: утром или перед сном, во время болезни, при наличии плохого настроения у родителей, в момент трапезы юного члена семьи.

Что делать, если ребенок ведет себя неправильно и его невозможно остановить?

Я рекомендую методику динамического наблюдения. Это практика прогнозирования собственной реакции и реакции ребенка. Стоит понаблюдать за собой и в течение двух недель записывать, в каких ситуациях, в какое время суток, в какие дни недели возникает нежелательная реакция? Какие существуют нормативные, то есть повторяющиеся, конфликты? Что их провоцирует? В какие моменты вы делаете то, что делать не хотели бы? Я рекомендую отмечать в календаре периодичность собственных вспышек гнева.

Есть родители, которые очень сложно «переносят» определенный детский возраст, и это специфично: кто-то трехлеток обожает, а кто-то от тех же трехлеток сходит с ума; кто-то договаривается с подростками на раз-два-три, а у кого-то с подростками постоянно режим «белого каления».

Календарь хорош тем, что можно познакомиться с собой настоящим и в сложных ситуациях перестать реагировать в обычной манере. «Я не выношу детское нытье, или какой-то определенный властный тон, или беспорядок в ванной». Любую ерунду можно не выносить вплоть до состояния потери контроля. Но это всегда имеет предысторию, и если ее раскрутить, вы перестанете попадаться в одну и ту же ловушку.

Обсуждать вслух эти ситуации с членами семьи — еще одна страховка. Когда мама или папа обдумывают случившееся, мощно растет зона осознанности, и тогда появляется запас времени от происшествия до тяжелой реакции на него. Обычно для нормальных, адекватных родителей двух недель достаточно, чтобы сделать далекоидущие выводы и начать избегать ситуаций, в которых они применяют наказания.

Конечно, невозможно сохранять спокойствие семь дней в неделю, 24 часа в сутки, но можно быть в основном спокойным. Важно, чтобы в голове не было идеала, как, например, параметры женской фигуры 90-60-90, со стремлением к которым некоторые женщины довели себя до анорексии. Это должно быть мотивирующим, а не дезориентирующим фактором, потому что слишком высоко поднятая планка демотивирует.

Что делать, если ребенок ведет себя неправильно и его невозможно остановить?

И еще: чтобы дети слышали, с ними надо говорить спокойным, твердым тоном, я называю это «твердый знак». Не голосом «Марьи Ивановны», кричащей воспитательницы из детского сада. В интонации не должно быть агрессии. Это должно быть спокойное, волевое утверждение, за которым стоит уверенность в том, что именно родители могут устанавливать правила и у них есть силы сделать это уважительно.

Этот текст — отрывок из книги Е. Бурмистровой «НЕ едет НЕ красная НЕ машина! Как понять дошкольника».

Почему ваш малыш так себя ведет и как на это реагировать? Ребенок слишком застенчивый или, наоборот, чересчур агрессивный, устраивает истерики или его мучают страхи, вдруг начал врать или воровать, и вам не удается справиться с этой проблемой? А всегда ли «сложное» поведение детей — это действительно проблема? Зачастую это признаки глубоких изменений, через которые проходит малыш на каждом этапе взросления.

Книга известного семейного психолога и мамы одиннадцати детей Екатерины Бурмистровой поможет родителям понять специфику каждого возраста дошкольника и стать более чуткими к изменениям, которые с ним происходят.

М.: Никея, 2021. — 272 с

Как не надо наказывать детей.

До 2 лет ребенка наказывать бесполезно, как воспитательный процесс это не приведет ни к каким результатам. Дело в том что в этом возрасте дети не могут связать наказание со своими действиями. И только на третьем году жизни отдел мозга отвечающий за биографическую память начинает работать, ребенок может сопоставить свои поступки и наказание за них.

Читайте также:  "Мой ребенок не понимает математику"

Физическое наказание детей.

Многие родители считают, что нет ничего плохого в том, чтобы ударить своего ребенка, если он не слушается (подзатыльник, шлепнуть по попке).

Морально этическая сторона вопроса физического наказания детей состоит в том, что родители бьют потому, что это останется безнаказанным, ведь не секрет, что есть множество людей, которые раздражают нас больше, чем собственные дети и никому в голову не приходит подойти и ударить этого человека, так как без последствий это не останется. Получается, что родители, применяя к своему ребенку физическое насилие, ведут себя подло по отношению к нему, а теперь подумайте, как будут впоследствии, вести себя дети по отношению к вам.

Конечно, физическое наказание детей на первых порах очень эффективно, но от него нужно отказаться по нескольким причинам: это морально этические нормы, которые мы разобрали, во вторых это наказание перестанет работать, когда ваш ребенок подрастет, и третье используя физическое наказание детей в раннем возрасте, отношения были разрушены и как воздействовать на него в подростковом возрасте не понятно. Подросток остается предоставленным сам себе, потому что близких отношений нет и методов влияния на него у родителей тоже нет.

Родители, которые пытаются решить проблемы с воспитанием путем насилия, должны понимать, что у ребенка формируется модель поведения, как решать уже свои проблемы с другими людьми, а может быть и с родителями.

Эмоциональное наказание.

Некоторые родители считают, что если они не бьют детей, просто ругают, то воспитание проходит правильно, так можно наказывать ребенка, но иногда можно так поговорить с ребенком, унизить его и оскорбить, что у него может сформироваться образ собственной никчемности и нанести вред психике. Его самоиндификации  будет нанесено вреда больше, чем при физическом наказании детей.

Давайте представим себе, что каждый день и не по разу, когда ребенок провинился, родители рассказывают ему какой он плохой, оскорбляют его и это продолжается несколько лет.  Результатом такого эмоционального воздействия станет то, что ребенок поверит, что он такой и есть, а это и заниженная самооценка и не уверенность в себе.

Читайте:

Сколько можно смотреть телевизор ребенку?

Вредные привычки у детей.

Правила наказания детей

  1. Наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку ни психологического ни физического вреда.
  2. Нельзя откладывать наказание на потом, оно должно идти сразу же за проступком.
  3. Наказывать стоит тому родителю, с которым случился конфликт у малыша.
  4. Если ребенок наделал много шкоды, наказание должно быть одно и сразу за все.
  5. Если Вы пообещали наказать ребенка, то обязательно сделайте это, так как пустые угрозы приводят к тому, что у ребенка возникает чувство вседозволенности.

Воспитание ребенка

Можно ли наказывать детей?

«Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней». Притчи 23:13-14.

Как нужно наказывать ребёнка? Это очень важный вопрос. Запрещается подвергать наказанию ребенка, когда ты разгневан. Ты не имеешь право изливать свой гнев на ребенка. Плохое настроение, гнев – это уже «красный свет», чтобы не приближаться к ребенку, что бы он ни натворил.

Я, например, в подобных ситуациях захожу в свою комнату, успокаиваюсь и молюсь. Ребенка нужно наказывать не во гневе.

Ты должен дать понять, что ты его наказываешь, чтобы он «больше так не делал», а не потому, что тебе нужно излить на него свой гнев. Наказывать розгою ребенка нужно с учетом возраста и пола.

 Позволительно физически наказывать ребенка до того возраста, пока он способен забывать.

Родитель должен знать, когда смеяться над проделками ребенка, когда наказывать розгою, и когда назидать словом, избегая розги.

Можно ли наказывать детей?

Иногда, сами родители провоцируют детей на нехорошие поступки. Например, отец говорит: «Ну-ка, обругай этого дядю». Ребенок неприлично выражается, и родитель смеется.

Повзрослев, для ребенка сквернословие становится обычным делом, затем и курение, и пьянство. А к восемнадцати годам он и вовсе может оказаться за решеткой. Потом родители задаются вопросом: «Почему так случилось? Все, что могли, мы для него сделали, ни в чем не отказывали». Люди не понимают, что забота о пище и одежде – это еще не воспитание.

Однажды я стал очевидцем случая, который меня потряс. Отец попросил свою восемнадцатилетнюю дочь принести стакан воды. Дочка, неся воду, немного пролила на пол. «Дебилка», – сказал отец и слегка ударил дочь по голове.

Он не понял, что этим унизил достоинство своей дочери. Разве можно так относиться к юной девушке? Для многих родителей ударить или накричать – обычное дело.

Твой ребенок должен быть так воспитан, чтобы малейшее изменение твоего голоса его насторожило, дало бы ему понять, что он совершил оплошность.

Есть дети, которые не помнят, чтобы родители их наказывали. Но когда беседуешь с родителями, то они говорят, что в детстве они их подвергали наказанию. Знаешь, почему дети не помнят? Потому что родители их наказывали розгою в правильное время. Но встречаются дети, которые, кроме физического наказания, ничего другого не помнят.

Отрывок из книги «Семья»