Как повысить самооценку ребенку: советы по психологии

Самооценка младшего школьника — это важная составляющая его формирующейся личности. Ее уровень оказывает существенное влияние на мотивацию ребенка к учебе, на его способность усваивать новые материалы и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность в себе.

Классификация

Существует три типа самооценки. Заниженная, как и завышенная негативно сказываются на развитии и будущем ребенка.

  1. Завышенная самооценка. Ребенок уверен, что он всегда прав, не считается с мнением других людей, пытается контролировать окружающих, указывая на их недочеты. Такой малыш не видит свои недостатки, он считает себя самым лучшим, заявляет об этом вслух.
  2. Заниженная. Человек ведет себя неуверенно, боится делать первый шаг, принимать решение, брать на себя ответственность. Такой малыш убежден, что хуже других, он переоценивает достижения других ребят, не замечает свои успехи. Ребенок застенчив и обидчив.
  3. Адекватная самооценка. Присутствует вера в свои силы, правильное оценивание своих возможностей. Если у такого ребенка что-то не получается, он не расстраивается, терпя неудачу. Промахи его закаляют, позволяют двигаться дальше, приложив еще чуть-чуть усилий. Малыш не боится обращаться к ровесникам или взрослым за помощью, сам помогает окружающим.
Классификация

Наличие адекватной самооценки способствует нормальному общению со сверстниками, осваиванию новых навыков, высокой успеваемости в школе, умению себя защищать, отстаивать свои права, выбирать любимое дело.

Хвалите за достижения

Подростка важно хвалить за то, что действительно достойно внимания. Это могут быть материальные и нематериальные достижения, для которых ребёнку пришлось поработать над собой. Например, написать контрольную на 8, выиграть соревнование или уступить старшему место в общественном транспорте. Если подросток не знает, в каком деле проявить себя, предложите ему выбрать музыку, танцы, спорт, волонтёрство, робототехнику или другие занятия. То, в чём он сможет показать себя с лучшей стороны и от чего поднимется самооценка.

Действия родителей подростка

Если у вашего ребёнка заниженное самомнение, необходимо задуматься, как увеличить его самооценку. Чтобы помочь ему приобрести уверенность в себе, необходимо следовать некоторым советам:

  1. Не критикуйте внешность ребёнка. Поскольку такой подросток не чувствует собственной красоты, родители неосторожным замечанием о его внешних особенностях могут окончательно уронить его самомнение. Даже если критика высказана из благих намерений, ребёнок будет воспринимать её как подтверждение своей непривлекательности.
  2. Помогите подростку решить проблемы с внешностью. К примеру, если у него имеются лишние килограммы, нужно создать мотивацию для занятий спортом, а при проблемах с кожей отвести ребёнка к дерматологу.
  3. Следите за чистотой и опрятностью подростка. Необходимо помочь найти ему свой стиль в одежде, научить правильному сочетанию вещей, подобрать причёску по душе и своевременно стирать и чистить его гардероб.
  4. Проявляйте уважение к его мнению. С подростком нужно разговаривать как с равным себе и не унижать его.
  5. Говорите комплименты и хвалите ребёнка, но только конструктивно и по делу. Если же поводов для подобных слов нет, можно сказать подростку, что вы видите его потенциал, считаете способным и верите в него.
  6. Не сравнивайте своих детей с другими людьми. Подобные замечания не помогут улучшить самомнение подростка — он начнёт чувствовать превосходство сверстников над собой.
  7. Помогите найти увлечение. Взрослым нужно прийти на помощь ребёнку, чтобы раскрыть его способности, таланты и помочь добиться успеха в каком-то занятии. Это поможет ему найти собственное положение в обществе.

Не меньшее значение для повышения самооценки имеет борьба со страхами, которые в большом количестве появляются у подростков. Часто они боятся быть смешными или нелепыми в глазах других.

Читайте также:  Как быстро и без проблем научить ребенка говорить букву «р»?

Родителям следует объяснить, что все люди попадают в странные ситуации, выглядя при этом забавно, но ничего страшного в этом нет. С таким страхом можно бороться и с помощью игровой модели — к примеру, предложить ребёнку поучаствовать в юмористическом спектакле, облачившись в смешной наряд.

Как помочь подростку повысить самовосприятие ↑

Итак, если вы заметили у своего чада склонность к низкой самооценке, постарайтесь исправить ситуацию самостоятельно. Родители должны понимать, что их влияние на оценку личности ребёнка огромно.

Если близкие люди не видят в подростке достоинств, постоянно критикуют и ругают – он становится замкнутым, стеснительным, нелюдимым.

И наоборот, когда родители постоянно поддерживают подростка, внимательны к нему, обращают внимание на его успехи, одобряют хорошие поступки – подросток ощущает свою личностную значимость, его самооценка приходит в норму.

В переходном возрасте на оценку личности ребёнка оказывают определённое влияние его друзья и сверстники. Родители должны это учитывать и прилагать все усилия, чтобы формирование самооценки у подростка проходило в положительном ключе.

Как помочь подростку повысить самовосприятие ↑

Чтобы помочь ребёнку увеличить свою самооценку, взрослые должны следовать таким рекомендациям:

  • ни в коем случае не критиковать внешность ребёнка, но обязательно постараться помочь ему в решении проблем: если у подростка имеется лишний вес, родители должны мотивировать его на совместные занятия спортом, при появлении у ребёнка прыщей на лице необходимо помочь ему подобрать правильные средства для ухода за кожей;
  • родители должны уважать своего ребёнка, прислушиваться к его мнению, не унижать его и разговаривать с подростком на равных;
  • подростка нужно постоянно хвалить, но только по делу и конструктивно;
  • не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми, ставить ему кого-то из друзей в пример;
  • за внешним видом подростка необходимо тщательно следить: ребёнок должен ходить в чистой одежде, выбрать свой стиль в одежде, родители должны научить подростка правильно сочетать элементы одежды;
  • взрослым необходимо помочь подростку достичь успеха в каком-то деле, правильно развивать его скрытые способности и таланты;
  • подросток должен уметь говорить «нет», это поможет ему закрепить своё положение в обществе и повысить самооценку.

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

причины низкой самооценки

Крайне сложно указать все факторы, влияющие на отношение личности к самой себе. Психологи относят к ним врождённые особенности, внешность и положение в обществе. Дальше мы рассмотрим четыре самые распространённые причины низкой самооценки у человека.

Причина № 1.

причины низкой самооценки

Слышали фразу, гласящую, что каждая проблема «растёт» из детства? В нашей ситуации она подходит на все сто процентов. В раннем возрасте прослеживается прямая зависимость самооценки ребёнка от отношения к нему родителей и других значимых взрослых. Если мать с отцом постоянно ругают и сравнивают детей с ровесниками, у них не будет веры в собственные способности.

Психологическая наука утверждает, что именно семья – центр вселенной для ребёнка. В ячейке общества формируются абсолютно все черты характера будущего взрослого человека. Безынициативность, неуверенность, пассивность – последствия родительских установок.

Причина № 2. Детские неудачи

Все мы сталкиваемся с неуспехом, самое важное – наша реакция на них. Психологические травмы в детстве могут стать причиной низкой самооценки. К примеру, ребёнок начинает обвинять себя в разводе матери с отцом или семейных скандалах. Постоянной чувство вины превращается в неуверенность и нежелание принимать решения.

причины низкой самооценки

Кроме того, дети остро реагируют на любую безобидную неудачу. Занял второе место в конкурсе? Человек постарше просто удвоит усилия по достижению цели, а маленький человечек может вообще отказаться от деятельности, особенно если значимый взрослый травмировал его насмешкой или неосторожным замечанием.

Причина № 3. «Нездоровое» окружение

Адекватная самооценка и притязание возникают лишь в той среде, где ценится успешность и достижение результатов.

Если люди из ближайшего окружения не стремятся к инициативе, трудно ожидать уверенности от отдельной личности.

причины низкой самооценки

Мы не утверждаем, что необходимо вообще отказаться от общения с такими людьми (особенно если это близкие родственники). Однако стоит, как минимум, задуматься, не захватило ли и вас подобное наплевательское отношение к самореализации.

Читайте также:  Диета при кормлении грудью: что можно есть кормящим мамочкам

Причина № 4. Особенности внешнего вида и здоровья

Довольно часто низкое самовосприятие появляется у детей и подростков, обладающих нестандартной внешностью или врождёнными болезнями. Да, родные правильно относятся к своему «нестандартному» ребёнку, но тот не застрахован от мнения сверстников, которые, к сожалению, безжалостны, как и все дети.

Распространённый пример – толстые ребятишки, которые в дошкольных и школьных учреждениях становятся обладателями самых неприятных и обидных прозвищ. Низкая самооценка не заставит себя долго ждать в подобных ситуациях.

причины низкой самооценки

Виды самооценки у ребенка

Как повысить самооценку и уверенность в себе женщине — психология

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

Виды самооценки у ребенка
  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

Чего делать нельзя?

Повысить самооценку и вернуть уверенность ребенку не получится, если:

  • Говорить, что другие дети сильнее, умнее, успешнее него. Этим вы занижаете его значимость как личности.
  • Хвалить за то, к чему ребенок не прилагал усилий, а также из жалости.
  • Критиковать его поделки, рисунки или оценки в школе, если он старается, но результат вам не нравится.
  • Запугивать в воспитательных целях «Сейчас достану ремень!», «Ты у меня получишь!» и т. д.
  • Наказывать за проступки физически и унижать словесно.

Воспитать из малыша гармонично развитую личность можно – главное, не переусердствовать с критикой и похвалой. Неуверенность в себе, как и излишняя самоуверенность не приносят человеку пользы в любом возрасте.

Что такое детская самооценка

До того как пойдет в школу, его характер и личность проходят путь становления. Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе мнения человека о самом себе. С раннего детства индивид дает оценку своим физическим возможностям и внешности. По мере взросления человека, в поле зрения попадают навыки, полученные на практике. Дети начинают придавать больше значения моральным качествам.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста состоят в том, что все поступки ребенка отпечатываются в его подсознании. Для индивида важно восприятие самого себя и то, как его действия воспринимают другие люди. Здесь играют роль взаимоотношения ребенка с его наставниками и сверстниками.

Для дошкольника важно, что думают о нем окружающие, какое мнение сложилось у детей такого же возраста, как оцениваются поступки взрослыми. На этом пути школьник либо начинает подчиняться стереотипам, либо вырабатывает свои собственные нормы поведения.

Что такое детская самооценка

Самооценка дошкольника формируется на основе навыков и координации собственных желаний. Ученик имеет намерения, пытается их реализовать, соотносит действия со своими собственными возможностями и возможностями других людей. Ребенок стремится найти общий язык со своими одногодками, ищет одобрения у взрослых.

В психологии самооценка младшего школьника формируется на основе его ключевых видов деятельности. Важно то, кто окружает ребенка, насколько взаимодействие становится качественным. Ведущая деятельность может быть связана с достижениями в школе, детском садике. Здесь школьник должен учиться контролировать свое собственное поведение. Оно закладывает адекватную оценку личности. На каждом из этапов детям стоит стремиться к сохранению внимания, аккуратности и терпению. Как только такие качества развиваются, сразу же появляются положительные результаты. Это залог положительной самооценки в младшем школьном возрасте.

Читайте также:  Как долго можно гулять с малышом осенью и весной?

Коррекция самооценки младшего школьника

Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.

Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде. Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики.

Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление. Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.

Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.

Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок. Для ребенка это очень важно.

Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.

Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.

Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.

Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.

Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.