Как научить ребенка говорить — лучшие способы и игры

08.08.2015 ,  Нормы развития речи, Статьи  комментария 2

Как происходит развитие речи?

В период от новорожденного до дошкольника речь вашего ребенка развивается с невероятной скоростью. До двух лет ваш малыш составляет свой «репертуар» звуков и слов. К 24 месяцам у него в запасе может быть до 200 слов, с помощью которых он может выражать свои желания и наблюдения.

Возраст Речевые навыки
новорожденный Общается с помощью плача
3 месяца Гулит и произносит простые звуки, такие, как «ох» и «ах»
6 месяцев Произносит согласные звуки «б», «м» и «ма-ма»
9 месяцев Соединяет звуки
12 месяцев Произносит сложные согласные, например, «в», и может сказать «мама»
18 месяцев Знает около 30 простых слов и каждый день произносит новые
2 года Знает около 200 слов и начинает их соединять
3 года Знает сотни слов и объединяет их в предложении

Это всего лишь усредненные данные. Каждый ребенок индивидуален и развивается согласно программе, заложенной мамой с папой. Но что делать, если очень хочется поскорее поговорить с малышом? Приведем несколько универсальных советов, следуя которым, родители помогут ребенку постепенно и своевременно освоить родной язык.

Почему развитие навыков речи так важно для малыша?

Своевременное овладение речевыми навыками очень важно для развития ребенка в целом. Речь способствует совершенствованию мыслительной деятельности малыша, расширяет его возможности в познании мира, положительно влияет на психическое состояние ребенка, играет важную роль в регуляции поведения крохи.

Кроме того, в достаточном объеме развитая речь делает успешными акты коммуникации между ребенком и любым близким взрослым и уменьшает риск агрессивных реакций малыша на непонимание со стороны взрослых.

Многие родители полагают, что этот навык сформируется сам собой и никаких дополнительных усилий прилагать не нужно. Однако это мнение ошибочно. Развивать речь ребенка – задача мамы и папы, которые должны в первую очередь постоянно разговаривать с ним уже с младенческого возраста.

Кроме того, родителям важно постоянно инициировать коммуникативные ситуации. Если не заниматься с малышом родной речью, как минимум он заговорит довольно поздно, а в худшем случае можно упустить неврологические проблемы и задержку развития.

Этапы развития речи

Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

  • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
  • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
  • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
  • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
  • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
  • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

Читайте также:  8 книг, которые можно почитать малышу на ночь

Нормы речевого развития ребенка в возрасте 1-года

Сразу отметим, что вопрос «норм» спорный. С одной стороны, существующие нормы развития позволяют маме вовремя заметить, если что-то идет не так. Но с другой стороны, невозможно привести в систему такой сложный и многогранный процесс, как развитие психики и, в частности, становление речи ребенка.

Считается, что первое слово малыш произносит в возрасте около года, а к полутора годам он использует уже около 8-20 слов. При этом словами в данном случае считаются не только «полноценные» слова, но и лепетные, такие как «би-би», «буль-буль», «бух» и т.д.

Ключевым критерием «слова» здесь является его устойчивый характер и осознанное употребление малышом по отношению к определенному предмету, действию, человеку.

У моего сына, примерно в 1,1, кроме необходимых коротеньких слов (мама, папа, на, та и т.д.), первыми словами были «бабочка», «обувь» и «экскаватор». Причем, говорил он их четко и друг за другом по очереди. Наверное, просто звучание нравилось. — Наталья Мунгалова.

В период между 18 и 24 месяцами активный словарь малыша стремительно увеличивается и к 2-м годам он не только использует в речи около 50 слов, но и начинает строить из них первые фразы из двух слов. Ребенок уже понимает значение предлогов и глаголов в знакомых фразах.

За следующее полугодие ребенок еще больше осваивает грамматику родного языка, начинает использовать в речи все больше глаголов и местоимения. К 2,5 годам ребенок уже говорит предложениями из 3-4 слов, легко запоминает простые песенки и стихи.

Дальнейшее развитие речи ребенка вплоть до достижения им трехлетнего возраста идет по пути усвоения более сложных грамматических конструкций, накопления активного словаря и совершенствования звуковой стороны речи. Как правило, трехлетний ребенок становится для своих родителей вполне понятным и приятным собеседником. Чего не скажешь о посторонних людях, для которых некоторые слова и фразы трехлетки все еще могут представлять настоящую абракадабру.

Здесь приведены лишь опорные точки, которые служат показателями развития речи ребенка раннего возраста наряду с другими факторами, такими как понимание им обращенной речи, речевая активность, адекватное проявление эмоций в процессе общения, использование интонации, мимики и жестов, наличие потребности в общении.

Развитие речи в домашних условиях

Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.

Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.

Формируем правильное дыхание

Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:

  • сдувание перьев и лёгких предметов;
  • игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • надувание воздушных шаров и так далее.

Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.

Работаем над артикуляцией

Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга. Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.

  1. «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
  2. «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
  3. «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
  4. «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.
Читайте также:  Тревожность у подростков: на что обратить внимание?

Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.

Пополняем словарный запас

  1. «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
  2. «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
  3. «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.

Развиваем речевые навыки

Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.

  1. «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
  2. «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
  3. «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».

Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.

Развиваем речь ребенка 1,5-лет: рекомендации

  • Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
  • Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
  • В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова.  Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить.  Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
  • Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова.  Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет  обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.
Развиваем речь ребенка 1,5-лет: рекомендации
  • Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.
  • Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.

Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!

Развивающие игры

Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:

  • где мама?
  • повторение за ребенком слогов;
  • изучение новых предметов пальчиками;
  • пение песенок малышу.
Читайте также:  Как видят воспитателя дети родители и сами воспитатели

Игра “Где мама?” научает ребенка осознанно произносить слово “мама”. Спросите малютку: “Где мама?” и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: “Вот мама!”. Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово “мама” с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.

Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:

  • круглые;
  • квадратные;
  • гладкие;
  • из ткани;
  • шуршащие.

Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

Как разговорить молчуна?

Хочется предостеречь родителей от распространенной ошибки. Известно, что молчунами называют детей, которые все понимают, но ничего не говорят. Однако, когда такие малыши просят дать им что-либо и показывают на предмет, родители делают вид, что не понимают, и просят объяснить словами. Такое поведение ранит малыша. Он перестает доверять родителям и воспринимать их как «своих».

Нужно понимать, что ребенок молчит не из «вредности», а потому, что говорить ему мешает какая-то проблема (например, неправильное восприятие звуков). Специалисты рекомендуют другой прием.

Нужно читать хорошо известные ребенку стихи и петь детские песенки, не договаривая концовки. Мозг устроен таким образом, что всегда стремится завершить мелодию или стихотворение, если они заканчиваются на неустойчивой ноте. Поэтому у малыша непременно возникнет потребность закончить услышанное.

Очень полезны для развития речи мелодии, заканчивающиеся на открытых слогах. Например, известная песенка «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко…», где родитель будет петь в слове «далеко» только два первых слога, а ребёнок — заканчивать.

Малышу два года — подводим итоги речевого развития

Поводы для беспокойства родителей двухлетнего карапуза:

— невнятность речи, которую родители понимают на 50%;

— словарный запас составляет менее 20 слов;

— отсутствие желания общения и совместных игр со сверстниками;

— не называет членов семьи;

— простые вопросы вызывают непонимание и невозможность ответа;

— незнание названий окружающих предметов.

У ребенка могут присутствовать один или несколько признаков из этого списка, но это весомая причина обратиться к доктору. Вполне возможно, что существует проблема со слухом, или имеет место отставание в развитии. Мамочке нужно как можно больше уделять внимания речевому общению — рассказывать сказки, читать книжки, петь песенки, знакомить с новыми предметами с использованием глаголов и прилагательных — мячик красный, кошечка мяукает, братик смеется. Немножко утешительных слов — мальчики, как правило, начинают разговаривать чуть позже. Может быть, у вас сын, и незначительная задержка речевого развития связана именно с этим?

Чем может помочь «Артель»?

Театральное искусство и занятия вокалом – это не только интересное времяпрепровождение, но и профессиональная постановка речи. Наши педагоги раскроют творческий потенциал Вашего ребенка, сделают его более открытым и коммуникативным. Профессиональный взгляд на речевые ошибки поможет ему говорить четко и красиво. Это также способствует тому, чтобы ребенок научился ясно выражать свои мысли. Расширение кругозора и словарного запаса – еще один способ улучшить дикцию в наших студиях.

Любой логопед подтвердит, что занятия искусством – это прежде всего эффективное развитие речи. Мы занимаемся с детками от 3 до 14 лет, организуя их в небольшие группы. Так создается индивидуальный подход к каждому ребенку.

Пусть Ваше чадо вырастет всесторонне развитой личностью с красивой речью, а мы ему в этом поможем!