Как научить ребенка читать: быстро, по слогам, в домашних условиях

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Почему-то долгое время было принято думать, что начинать детей учить читать нужно около семи лет. Объясняли это тем, что он уже многое понимает, у него формируется произвольное внимание и сохраняется активное восприятие уже около 10 минут. Все это так, только в 7 лет дети поступают в школу, а программа сейчас не предусматривает постепенное обучение чтению с нуля.

Читайте также

Детям и родителям Не только сказки: чем занять ребенка дома? Читаем, играем и готовим угощение вместе с Изадорой Мун Жизненно 12 сборников сказок для современных детей Тренды Зачем нужна «Маленькая злая книга» Рассказываем о волшебном способе приучить ребенка к чтению Жизненно 5 детских нон-фикшн книг Или что почитать тем, кто хочет передохнуть от сказок Детям и родителям Больше никакого крика: как жить с ребенком легко Книги-помощники для тех, кто устал быть родителем Тренды Кто такой Стив и почему детям стоит познакомиться с его «Дневниками» Жизненно Порноместь и травля: как реагировать на преступления в интернете И почему в непростой ситуации может оказаться каждый Познавательно От исследований к литературе: русские писатели-ученые Рассказываем об авторах, получивших научную степень

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание:

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.
Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Быстрое чтение: дань моде или необходимость?

Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения — неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.

НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков.

Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.

В статье «Ребенок читает медленно: что делать?«, мы подробно останавливались на возможных причинах медленного чтения и усредненных нормах для каждого конкретного класса начальной школы. Основная причина медленного чтения — неправильный СПОСОБ чтения. Устранив кое-какие технические ошибки, увеличив объем памяти и концентрацию внимания, мы получим ощутимые результаты. Ребенок в 1 классе начнет читать быстрее, ПРИВЫКНЕТ делать это правильно и в дальнейшем будет совершенствовать скорость и осознанность чтения. Улучшить технику чтения никогда не поздно! Даже ученики старшей школы и взрослые могут ходить на курсы быстрого чтения или заниматься этим дома.

У каждого ребенка индивидуальные особенности развития.

Это не значит, что процесс обучения чтению нужно пустить на самотек и не заниматься чтением с ребенком до школы. Это значить – слышать и видеть СВОЕГО ребенка, не сравнивать его успехи в чтении с Машей, которая в пять лет читает по слогам или с Ваней, которому шесть, и он читает бегло. Ваш ребенок – это не Маша и не Ваня, ему нужно равняться на самого себя и стараться научиться читать не просто быстро, а осознанно и правильно. К этим понятиям мы еще вернемся.

Читайте также:  Как познает мир и что умеет ребенок в 10 месяцев

Не стоит ждать, когда у ребенка возникнут проблемы с техникой чтения, нужно начинать ее улучшать, как только ребенок начал учиться читать.

Второй важный момент, который должны понимать родители первоклассника. Научиться читать ребенку не так просто, как кажется нам, взрослым. Это у нас этот процесс доведен до автоматизма, это мы четко видим и знаем разницу между буквой и звуком, понимаем, как «жи» «ши» на письме звучат в реальности и т.п.

Важна мотивация. Если ребенку неинтересно, читать он не захочет.

Поэтому любое обучение детей 6 лет должно основываться на интересе, вовлеченности самого ребенка, игре. Никакого принуждения, иначе охота ходить в школу пропадет в одночасье. К детям более младшего возраста тем более нужно проявлять лояльность в плане раннего обучения их чтению: им достаточно игр на узнавание букв, умение слышать и выделять отдельные звуки. Не торопитесь учить читать ребенка 3-4 лет: физически и психологически, он к этому еще не готов. Подробно вопросы готовности мы рассматривали в статье «Как научить ребенка читать? Определяем готовность детей».

Готовим руку к письму

Существуют различные подготовительные упражнения, помогающие подготовить руку будущего первоклассника и научить его в дальнейшем данному навыку. Важно, чтобы в упражнениях присутствовали следующие элементы:

Готовим руку к письму
  • Рисование по точкам. Необходимо соединить точки и нарисовать определенный предмет. Это необходимо для дальнейшего написания букв в прописях, где подобные занятия часто используются.
  • Задания на проведение ровных линий различной длины в различных положениях (вертикально, горизонтально или по диагонали). При этом, не стоит применять линейку, как подручное средство.
  • Упражнения, помогающие освоить простые геометрические фигуры: круг, овал, волнистые и прерывистые линии. Это также тренирует руки будущего школьника.

Польза или вред раннего обучения

Способность читать в раннем возрасте пойдет только на пользу. Если он пришел в школу, уже обладая навыком чтения, то только будет более любознательным, что поспособствует быстрому усваиванию нового материала. Однако работать над этим надо систематически и постепенно.

Не гоните малыша поспешно вперед, и тогда все получится. Он полюбит литературу на всю свою жизнь. Конечно, только родителям решать, когда следует начинать учить чтению. Главное, следует усвоить и понять, что будущее ученика, а именно его достижения в школе, будут зависеть от его любви к чтению, а значит и скорости.

Дело в том, что, когда дети только осваивают чтение по слогам и складывают слоги в слова медленно, они плохо понимают, что именно читают и очень устают. Чтобы развить интерес и любовь к чтению, нужно:

  1. Тренировать навык технического чтения.
  2. Много читать самим родителям, пока ребенок плохо читает сам, чтобы развивать чувство родной речи и воображение.

Как же точно определить момент, во сколько лет начинать, когда дошкольник готов к обучению чтению?

Изучение с помощью игр

Навык чтения требует постоянных тренировок. Чтобы запомнить прочитанное было проще, нужно рассматривать в книгах картинки, обсуждать ситуации. Чтобы показать ребенку что такое книги, и как это интересно, нужно играть:

  1. Игра на освоение букв. Вместе с ребенком придумать буквам образы, с которыми он будет играть. Все образы должны быть запоминающимися и яркими. Возможно самому сделать карточки с буквами с изображением животных.
  2. Игры на сложение слогов. В основе сделать круги с написанными слогами и картинки, которые показывают малышу, какое слово необходимо сложить. Например, можно сделать картинку с изображением реки. Малыш выбирает два круга. В одном написано РЕ, а в другом КА. Либо картинка, где нарисована каша. Также есть две картинки, где на одной КА, а на другой ША.
  3. Игры на развитие навыка чтения. Есть игра «Слово», которая подразумевает составление слов из перепутанных местами слогов и букв. можно придумать ситуации, например, Ира хотела подарить бабуле подарки и записала их. Но резко наскочил ураган и все перемешал. Нужно помочь Ирочке вспомнить, что нужно было подарить бабуле, составив и перепутанных слогов слова.

Рекомендации родителям

Перед тем как перейти к главным способам обучения, невозможно пропустить важные рекомендации для родителей.

Читая своим детям, родители должны сосредоточиться на следующем:

  • Ограниченный опыт. Читая маленьким детям, родители должны помнить об образе строительных лесов — одна часть помещается поверх другой, чтобы сделать что-то большее и более сильное. Если нижняя часть лесов слабая и шаткая, все рухнет. Маленькие дети имеют ограниченный опыт, поэтому родители должны опираться на то, что они уже знают. Читать книгу о бабочках ребенку, который никогда не видел бабочку, в значительной степени бессмысленно. Тем не менее, чтение книги о бабочках для юноши, который провел полдня, наблюдая, как они летают по саду, невероятно мощно.
  • Опирайтесь на предыдущие знания. Перед чтением родители должны использовать предварительные знания своих детей, чтобы подготовить их к более глубокому обучению. Например, читая книгу «Гадкий утенок», мама может вспомнить день, когда она и ее дочь пошли в парк, чтобы покормить уток, а далее спросить у дитя: «Что ты помнишь об этих утках?» Перед тем, как прочитать сказки о тракторе и других машинах, папа мог бы вспомнить о том времени, когда он и его сын наблюдали за тяжелой техникой на строительной площадке возле их дома, спрашивая: «Какие машины ты помнишь, и чем они занимались?»
  • Сделайте чтение теплым и уютным. Многие родители попадают в ловушку чтения своим детям перед сном, когда они устали от долгого дня. Это часто приводит к неудовлетворительным ощущениям как для родителей, так и для детей. Для родителей гораздо лучше выбрать время, когда они чувствуют себя свежими, энергичными и вовлеченными в процесс. Что наиболее важно, им следует сделать чтение теплым и уютным: сидя под тенью дерева, потягивая горячее какао, перед теплым огнем или обнимаясь в постели ленивым воскресным утром. Вывод: выбирайте время, когда у вас будут силы и желание, иначе ребенок интерпретирует это как ленивое занятие и зачем мне это делать, если родителям не хочется.
  • Читаем сами. Родители, которые читают и для удовольствия, и для знаний, являются мощным примером для подражания своих детей. Мамы и папы, которые хотят больше узнать о теме – будь то садоводство, насекомые или породы собак – читают дома или пользуются библиотекой, тем самым учат своих детей о ценности чтения.
  • Делайте прогнозы. Читая ребенку, родители должны попросить их сделать предсказания о том, что будет дальше в истории. Они должны начать с обложки и спросить: «Как ты думаешь, о чем эта книга?». Это вовлекает детей в сюжет, планирует сюжет и улучшает понимание.
  • Свяжите историю с опытом ребенка. Родитель должен направлять ребенка в создании значимых связей. Например, читая «Три медведя», один из родителей может спросить: «Как бы ты себя чувствовал, если бы кто-нибудь вошел в наш дом и сел на ваш стул и сломал его?».
  • Всегда следуйте истории с обсуждением. Исследования показывают, что понимание значительно возрастает, когда за чтением следует обсуждение книги или выполнение задания. Родители могут спросить: «Какая твоя любимая роль?» или «Кто был твоим любимым персонажем и почему?». Они могут попросить своего ребенка нарисовать альтернативное окончание или помочь написать историю с похожим сюжетом или темой.
  • Проводите занятия ежедневно. Если вы заметили, что ребенок ранее читал слова, а теперь сложить воедино не может, дайте ему перерыв в 1 или 2 дня.
  • С раннего возраста обзаводитесь огромным количеством детской литературы. Различные сказки будут вызывать интерес у малыша и он обязательно попросит прочитать книгу перед сном или в течение дня. А такая привычка, будьте уверенны, пойдет с ним во взрослую жизнь.
  • Не торопите ребенка. Если он не может прочитать слово, возможно вы или педагоги пропустили важные этапы, которым следовало обучить малыша ранее. Итак, вспомним: сначала звуки, чтение по слогам, соединяем слоги. Если один из этапов упущен, к результату трудно будет прийти.
  • Позвольте выбирать. Ребенок к 3,5 годам способен сам определить, что он хочет читать, а что нет. Не ограничивайте его в выборе, не говорите «Нет, эту сказку мы не будем читать, давай вот эту». Читайте то, что ему в данный момент по душе. Научно доказано, что если детей ущемлять в выборе, то во взрослой жизни маловероятно, что они будут интересоваться многим, и это касается не только чтения. Пойдите своему ребенку навстречу, покажите ему, что он тоже личность и вы его уважаете.
  • Чтение вслух. Отечественные и зарубежные учителя с многолетним опытом утверждают, что чем больше родители читают вслух дома, тем выше развитие ребенка! Самый большой бонус — это объединение. Ничто не сравнится с мамой или папой, один на один, читающим книгу.
Читайте также:  В помощь мамам: список необходимых покупок для новорожденного

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
Читайте также:  БаловАть или бАловать – говорим правильно

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение. Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

Присоединяйтесь к нам на канале !

Превратите учение в игру

Приготовьте карточки со словами, в которых ребёнок делает ошибки. Условия игры могут быть разными: вытянуть карту и объяснить написание слова; разложить карточки по стопкам «Слова с буквой А», «Слова с буквой О» и так далее. Или попросите школьника на время побыть учителем и объяснить вам определённое правило, продиктовать текст. Варианты могут быть разными, главное, чтобы у ребёнка был интерес и это помогало ему писать без ошибок.

Маленькие дети подобны чистым сосудам. Их легко наполнить, они всё прекрасно понимают и запоминают! Я работала со второклашками и в качестве эксперимента давала им понятия причастий и деепричастий, бессоюзных предложений. И знаете, великолепно! Поэтому не стоит недооценивать наших детей! А уж когда материал облекается в шутливую игровую форму, тут вообще нет границ. Занятие, сопровождающееся мультиками, песнями, красочными презентациями, не может не запомниться.

Марина Семёнова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар

Школа работает над тем, чтобы научить ребёнка писать без ошибок. Но зачастую не все ребята могут запомнить правило даже с третьего раза. На это влияют личные особенности школьника (память, внимание, концентрация), количество отведённых на правило уроков и обстановка в классе. Поэтому если ваш ребёнок что-то недоучил, а школьная программа движется дальше, помогите ему запомнить пройденное правило. Ведь в будущем абитуриенту необходимо сдавать школьные экзамены, готовиться к сдаче ЦТ. Вот тогда и напомнят о себе недоученные правила и темы. Заботьтесь о будущем заранее!

***

Превратите учение в игру

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Перепечатка материалов с сайта возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.