Как научить детей разговаривать правильно

Источник:

Наталья, двое детей: «В первом классе у дочери не умел читать только один ребенок»

— Старшую дочь я плавно стала учить чтению с 4 лет. Начали с изучения букв, выучили гласные и согласные, потом стали соединять буквы и учились читать по слогам. В итоге к 6 годам она уже хорошо умела читать.

Учила дочку я осознанно, поскольку хотела отправить ее в гимназию. А мне сказали, что там в первом классе почти все умеют читать. Так и было: из 26 человек только один ребенок в нашем классе пришел не очень подготовленным. И с ним особо никто не занимался.

У нашей дочки не было проблем с чтением, но учительница сказала: «Хорошо, что она умеет читать. Но могла бы и лучше!».

С трехлетним сыном я тоже потихоньку занимаюсь. Он знает буквы. Теперь учим сочетания букв. Занимаемся только тогда, когда ему хочется самому. Не отказываю, если он сам приходит с книжкой, но не заставляю, потому что он слишком маленький еще для долгих занятий.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи детей происходит постепенно, поэтому выделяют несколько стадий этого важного процесса. Родителям обязательно нужно знать, что должен произносить ребенок в том или ином возрасте. Это позволит своевременно обратиться к врачу и предотвратить возникновения проблем с речью.

Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому если первый малыш начал разговаривать в 1 год, это не значит, что второй обязательно должен начать говорить в этом же возрасте.

Но отставание не должно превышать больше, чем на один возрастной период (скажем если кроха не заговорил к трем годам, то следует бить тревогу и срочно искать опытного логопеда). Перед тем, как быстро научить ребенка говорить, следует знать, что должен произносить малыш в первые 3 года жизни.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи в первый год

В течение первых месяцев жизни дети уже способны произносить некоторые звуки, реагируя, когда к ним обращаются родители. Даже обычный крик младенца является своеобразным сочетанием гласных букв.

Когда малышу исполняется около 1,5 месяцев, он начинает воспроизводить такие согласные звуки, как к, г, х. При этом он сочетает их с гласными звуками, вследствие чего возникает слово агу.

В 6 месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте уже можно заметить, как малыш произносит слоги: ба, па, ма. Лепет продолжается примерно до 8-11 месяцев.

Со временем эти слоги усложняются, преобразовываясь в длинные цепочки, похожие на слова. В год ребенок способен говорить некоторые простые и короткие слова, а также понимать речь взрослых. Многие дети в этом возрасте умеют говорить свое имя. Требовать от годовалого ребенка говорить слова в более чем три слога не стоит.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи во второй год

С года до двух лет дети все лучше понимают, что им говорят родители. Они стараются внимательно слушать речь взрослых и повторять слова. Ребенок в 2 года может общаться с окружающими на своем языке. Иногда может применять простые словосочетания.

Что должен говорить ребенок в 2 года? Нормальной речи детей в данном возрасте ждать не следует. Поэтому не стоит искать способы, как научить говорить ребенка в 2 года. Просто нужно общаться с ним побольше и уделять время для развивающих игр, положенных в этом возрасте.

Развитие речи на третьем году жизни

В этом возрасте уже наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Малыш начинает говорить целыми предложениями, задавать вопросы, различать числа и части речи.

Как развивается речь у детей?

Как научить ребенка говорить в 3 года? Необходимо обеспечить максимальное общение со взрослыми, читать книжки, петь песенки. Далее нужно будет наблюдать за тем, как малыш умеет отвечать на вопросы, сколько слов говорит, может ли выстраивать разговор правильно с логической точки зрения, желает ли вообще общаться с окружающими людьми или же пытается всеми силами избегать общества. Если наблюдаются отклонения, то следует проконсультироваться со специалистом о том, как их подкорректировать, и как научить ребенка разговаривать в 3 года без всяких проблем.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Сегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

Читайте также:  ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ: что это и почему капризничают дети?

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

О подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Когда можно начинать?

Психологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Как определить, что ребенок готов начать обучение чтению?

Некоторые психологи, педагоги и медики сходятся во мнении, что к обучению чтению нужно приступать после того, как у ребенка сформируются следующие навыки:

  • Ребенок разговаривает предложениями и может составить цельный рассказ о событии или пересказать содержание какого-либо сюжета;
  • Ребенок слышит и распознает звуки. Развитие фонематического слуха является основой для успешного освоения навыка чтения;
  • У ребенка чистое произношение. В случае, если у ребенка существуют особенности с произношением, которые требуют работы с логопедом необходимо повременить с обучением чтению до полного исправления особенности;
  • Ребенок не путает лево и право, полностью ориентируется в пространстве.

Противоположного мнения придерживаются разработчики ряда популярных методик по обучению чтению, такие как Глен Доман, Николай Зайцев и др., которые популяризируют мнение о том, что после трех лет обучать чтению уже поздно. Различные методики направлены на то, чтобы обучать ребенка в одно время с обучением разговорной речи.

Кто прав в этом споре, рассудит время, проводить сравнительный анализ пока трудно. Решение о том, когда обучать ребенка чтению принимают сами родители, опираясь на собственное видение ситуации.

Методики развития речи

Чтобы развитие речи у ребенка было максимально эффективным, можно использовать несколько методик, причем, некоторые из них Вы, возможно, и так используете, даже неосознанно.

Разговор

Общайтесь с ребёнком, как с равным собеседником. Он постоянно слышит нашу речь – по отношению к нему, разговоры между другими людьми ‒ и запоминает её такой, какая она есть. Поэтому важно давать малышу слышать правильную речь. Говорите просто, четко и понятно.

Развитие моторики

Начиная с возраста 1,5 года, можно выполнять занимательную и полезную зарядку для языка. Причем, упражнения выполняет мать, а малышу лишь остается смотреть, запоминать и только со временем повторить все действия:

  • погулять язычок собрался (рот открывается);
  • он умылся (кончик языка проходит по верхним губам);
  • причесался (несколько раз провести языком между зубами, высунуть и снова спрятать);
  • на прохожих оглянулся (облизнитесь);
  • вправо, влево повернулся (повернуть язык в разные стороны);
  • вниз упал, наверх полез (опустите и поднимите язык);
  • раз – и в ротике исчез (спрячьте язык).
Читайте также:  Воспитание у детей ценности семьи и семейной жизни

Детальней про то, как влияет развитие мелкой моторики рук на формирование речи, узнаете из следующей статьи.

Чтение книг

Примерно в два года речь ребёнка начинает наполняться простыми словосочетаниями, и в этот момент большую роль играют книги, ведь читая ребёнку, родители помогают расширять его словарный запас.

Если малышу понравится книга, необходимо прочитать ему её заново, ведь это поможет лучше запомнить какие-то слова, словосочетания и предложения, а также разобраться в содержании, запомнить персонажей.

Стихи и песни

Рассказывайте своему ребёнку стихи, причем, это можно делать в игровой форме, как бы описывая моменты его жизни или действия, например: «Я умею обуваться, если только захочу. Я и маленького братца обуваться научу.»

Пойте ему песни, ведь в пении соединяются слова, их смысл и ритм, а это то, что необходимо для гармоничного развития речи. Ещё больше пользы от этого можно наблюдать, если в момент исполнения песен лицо матери или другого близкого родственника находится вблизи лица ребенка, и он может смотреть ещё и на мимику.

Важно петь песни самому, а не включать записи. Это может быть даже не песня в прямом её понимании, а произношение слов нараспев, не спеша. Важен именно ритм, и чтобы нравилось ребёнку.

Методики развития речи

Тренировка правильного произношения звуков

Когда речь ребёнка уже имеет немного сформированные очертания, имеет смысл поработать над её качеством.

В таких случаях за помощью обращаются к тренировкам, которые формируют правильное произношение звуков:

  1. Автомат. Рот должен быть закрыт, а кончик языка ‒ напряжен. Им нужно многократно стучать в зубы и произносить «т-т-т» стараясь постепенно увеличивать темп.
  2. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка провести от верхних зубов до мягкого нёба.
  3. Барабанщики. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, часто и четко произнося «д-д-д».

Кроме того, правильному произношению звуков еще способствуют специальные логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика.

«Непонимание» ребёнка

По-другому можно назвать провокацией или искусственным непониманием ребёнка. Суть метода заключается в том, что малыш осваивает ситуативную речь, так как взрослый не спешит проявлять свою понятливость, притворяется «глухим».

Например, если ребёнок просит дать ему собачку с полки, то мы даем котика. Это возмущает ребёнка и стимулирует его назвать нужную вещь ещё раз. При возникновении трудностей можно подсказать.

Создание подобных ситуаций хорошо помогает стимулировать речевые возможности малыша, т. к. в такие моменты он чувствует себя гораздо умнее взрослого.

Массаж рук

Игра помогает развивать речевые зоны в коре головного мозга:

  • возьмите руку ребёнка и гладьте тыльную сторону ладошки, приговаривая при этом: «Гладим киску»;
  • растирайте ладошки, говоря: «Ой, как холодно»;
  • далее нужно перевернуть ладошку и водить по ней указательным пальцем, приговаривая: «Воробушек прилетел, крошки поклевал и улетел»;
  • пощипайте ладошки: «Гуси, гуси – травку щиплют»;
  • пусть ребёнок встряхнет кисти рук.

Для активизации речевого развития также можно делать пальчиковый массаж.

Когда нужно заниматься постановкой звука Р?

В некоторых случаях деткам не удается произносить отдельные сложные звуки, например, «Р». Логопеды предостерегают от просьб произнести звук Р: ребенок может перейти на горовое произношение, которое очень трудно исправляется.

А вот упражнения делать можно и даже нужно. Для Р нужен сильный кончик языка, хороший подъем и сильная воздушная струя. Упражнения такие:

  • «Почистить верхние зубки»: рот в улыбке приоткрыт, язычком «чистим» зубки;
  • «Лошадка»: пощелкать язычком, рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «Барабанщик»: постучать за верхними зубками и произносить "ДДД", рот приоткрыть.

Ну и конечно, не помешает консультация логопеда. А вообще, можно не волноваться за звук Р до 4,5-5 лет, если все остальные звуки в норме.

" Lanalis: нам логопед сказала, что лучше ставить после 5, главное, успеть до того, как ребенок в школу пойдет. А артикуляционную гимнастику в любом случае делать полезно. И еще она говорила, что, если ребенок не умеет четко говорить Л и ЛЬ, Р ставить нельзя.

Кстати, многие родители успешно учат с детьми коварный звук Р через звукоподражания и важные для ребенка слова:

" Скорпиоша: На момент начала активной речи (год и 11 месяцев) в фаворе были трактора. Ну и учились называть правильно: "Т-Т-Т-Р-Р-РАКТОР". Оказалось, с "т" на "р" очень легко язычок переставляется. Через месяц начала речи буква "р" у нас была и сразу была чистая (не гортанная).

Читайте также:  Аденоиды у детей. Симптомы и лечение аденоидов у детей.

" mona_81: Мы голос каждого животного изображаем. Ну, знаете: собачка — ав-ав, киска — мяу… Сказала пару раз, как лев делает (ррр), доча стала повторять.

Развитая моторика и артикуляция, правильное дыхание, хороший слух, зрительный контакт и понимание — все это помогает сформировать полноценную речь ребенка.

Подборку составила Сибмамуля

Обновлено и дополнено

о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора

Упражнения для мелкой моторики

Как научить детей разговаривать? Выполнять с ними несложные задания, например:

1. Разминание пальцев рук.

2. Лепка из пластилина.

3. Рисование не кисточкой, а пальчиками.

4. Складывание мелких предметов, например, конструктора или мозаики.

5. Пальчиковые игры (более подробно о них расскажем ниже).

Все эти несложные занятия приведут к тому, что ваше чадо в скором времени будет не просто разговаривать, а лепетать лучше всех.

Но бывает и такое, что малышу просто наскучило рисовать, лепить и строить. Как научить детей разговаривать в такой ситуации? Что же ещё можно придумать родителям, чем заинтересовать, чтобы научить малыша лучше разговаривать? Нужно придумать что-то новое, необычное. Об этом ниже.

Не ждите от детей идеального поведения

Не стоит ждать от наших детей идеального поведения? потому что мы никогда его не получим.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои кризисные периоды: 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться.

Все, что нам нужно делать в этот момент, это любить их потому, что когда человек хороший, его очень легко любить. Особенно мы нуждаемся в любви именно тогда, когда мы совершаем не самые хорошие поступки.

Я уверена, что в жизни каждого взрослого человека, если мы ошибаемся, будет хоть один человек, который будет всегда в нас верить и говорить, что «Да, ты не прав. Но я знаю, что ты – другой. Ты на самом деле хороший, и мы справимся со всеми трудностями!»

Поэтому я желаю вам, чтобы вы стали для своих детей именно такими людьми, и тогда они всегда будут вас уважать, не просто слушать, но слышать и с удовольствием выполнять ваши просьбы и пожелания.

Читаем также:

  • 5 проблем послушных детей
  • Удобный ребенок. Всегда ли послушание – это хорошо?
  • Послушный ребенок: всегда ли это хорошо
  • Что делать, если ребёнок вас не слушается?
  • Как перевоспитать избалованного ребенка (как понять что ребенок избалован: признаки и причины)
  • Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Видео версия: послушный ребенок за 10 шагов

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас не только слушал, но и слышал, смотрите это видео:

Когда родители должны бить тревогу и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Как научить детей говорить в 2–года

Если малыш разговаривает с трудом или вообще молчит, то нужно заниматься его развитием. Достаточно актуален вопрос о том, как научить ребенка говорить в 2 года. В таком случае родителям рекомендуется сделать следующее:

Поиграйте с крохой в алфавит, ему понравиться повторят за вами буквы. Чтобы малыш смог отобразить звук правильно, чётко выговаривайте их.

Разговаривайте с младенцем так, чтобы он не смог ответить «да» или «нет», а ему пришлось отвечать на вопрос.

Несколько раз в день чётко произносите те слова, которые плохо даются малышу. Со временем у него получиться правильно их повторить.

Для любого проблемного звука подбирайте стишки и песенки. При этом проговаривайте каждую строчку вместе с крохой, чтобы он запоминал, как это правильно делать.

Ненавязчиво исправляйте ребёнка, когда он заменяет сложный звук (л, ж, р, с) на более простой.

Включайте детские песни, познавательные мультики, привлекайте к общению новых людей (сверстников и взрослых). Часто общение ускоряет его развитие.

Теперь вы знаете, как научить ребенка говорить в 2 – 3 года. Следуйте советам специалистов, и кроха порадует вас своей речью.

Не стоит переживать, что малыш не выговаривает звук «р» в 5 лет. Если эта проблема не решиться к 6 годам, то можно привлечь логопеда.