Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Переходный возраст, трудный подросток – эти слова, как заклинания, повторяют родители и учителя, подразумевая, что «надо просто переждать, пережить, само рассосется»

Основные причины снижения мотивации к учебе

В младшей школе:

  1. У первоклассника — как показатель сложной адаптации к школьной жизни, новому коллективу, новому распорядку дня, иному построению жизни, особенно если ребенок не посещал дошкольные учреждения.
  2. У младших школьников многое зависит от личности учителя (учитель начальных классов ведет почти все предметы), соответственно, трудности во взаимоотношениях с учителем очевидно не способствуют повышению мотивации к учебе.
  3. Кроме учителя, взаимоотношения могут не сложиться с детьми в классе, ребенок отказывается ходить в школу, как следствие страдает и мотивация к учебе.
  4. Ребенку неинтересен материал, преподаваемый в школе, к примеру, он многое уже знал до школы (ходил на дополнительные занятия, занимался дома с родителями и т.п.)

Зачем нужна мотивация

Каждый психолог знает, что без мотивов нет никакой деятельности. Двигателем любого действия человека будет как раз мотив, то есть некое средство, вызывающее дальнейшее действие. Конечно, на первом месте оказываются те побуждения, которые продиктованы потребностями, прежде всего, физиологическими: потребностью в пище, отдыхе, защите.

А вот обучение относится уже к более сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов. Психологи выделяют целую группу мотивов, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону.

Выделяются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть желание узнать что-то принципиально новое;
  • прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме;
  • социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за своё будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;
  • коммуникативные, то есть желание расширить круг своих знакомств;
  • профессиональные – стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

Перечень можно продолжить и дальше, но именно для молодых людей данные мотивы можно считать наиболее значимыми. И всё-таки при этом нужно понимать: студент по-настоящему захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и ещё при этом приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость.

Мотивация для учебы в школе: основные ошибки

Многие родители отдают малышей в школу слишком рано, считая, что они и так достаточно знают для своего возраста. Однако знания и психологическая готовность – разные вещи. Последняя проявляется в умении малыша следовать правилам, а не собственным желаниям. Это задача родителей – привить ребенку способность контролировать свое поведение еще до школы. В этом хорошо помогает посещение детского сада, где малыш учится жить в коллективе и подчиняться общим правилам.

Читайте также:  Влияние матери на интеллектуальное развитие ребенка

Неблагополучные семьи, в которых присутствует высокий эмоциональный накал и скандалы не являются редкостью, уж точно не способствуют желанию учиться. У ребенка просто не хватает энергии реагировать на отметки в школе.

Замечено, что дети, которые до школы посещают различные развивающие кружки, более мотивированы на учебу. Это связано с четкой организацией жизни ребенка (занятия, домашняя работа, прием пищи), которой часто пренебрегают родители до школы.

Завышенные требования и постоянная критика в адрес ребенка со стороны родителей, бабушек и дедушек также не способствуют желанию учиться. Часто используются устаревшие методы “мотивации”. Например, запугивание малыша или пророчества о карьере дворника. Если родители говорят, что из ребенка ничего не получится, они программирует его на неуспех. Самооценка ребенка снижается – и в результате он вообще не интересуется учебой, так как уверен, что в его случае это бессмысленно. При малейшей неудаче малыш бросает начатое.

Некоторые до сих пор “мотивируют” своих детей ремнем или скалкой. В этом случае между ими и ребенком не может быть построено никаких доверительных отношений.

Критику и сравнение с другими психологи также категорически не рекомендуют практиковать – они отбивают у ребенка всякое желание учиться, вызывают у него протест.

Старайтесь не опускать планку

Создать у своего чада желание хорошо учиться – нельзя раз и навсегда! Мотивация к учебе может – как появиться, так и легко пропасть. Со своей стороны осуществляйте постоянный контроль учебного процесса, регулярно посещайте школу. Важно, чтобы в классе была здоровая психологическая атмосфера, а педагог был доброжелательным и адекватным. В том случае, если у вас возникают сомнения, что в этой школе и с этим учителем ребенку хорошо – переведите его в другое учреждение. Придерживайтесь советов, приведенных выше, и будьте другом своему чаду. Тогда правильная мотивация на хорошую учебу будет с ним все школьные годы.

Что влияет на мотивацию ребенка к учебе?

Интерес. Дайте понять, что на каждом школьном занятии ему расскажут нужную и полезную информацию.

Восприятие. Кто-то лучше воспринимает информацию через зрение, кто-то — на слух. Мы все разные. Поэтому родителям стоит понаблюдать за ребенком. Возможно, совместные занятия принесут большие плоды.

Читайте также:  Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

Эмоции. Один из типов мотивации — эмоциональная. Эта часть психики ребенка еще недостаточно устойчива. В этом случае задачей родителей будет поддержать малыша в стремлении к получению новых знаний.

Какие ошибки можно совершить, пытаясь заставить ребенка учиться хорошо?

  1. Если ребенку говорить, что из него не выйдет ничего путного, этим самым можно его запрограммировать на неудачи не только в школе, но и на всю жизнь. Это снижает его самооценку. Делает его зажатым и замкнутым.
  2. Запугивание. С этим еще сложнее. Находясь в стрессе, ребенок не сможет ни нормально воспринимать информацию, ни грамотно ее анализировать.
  3. Подарки за оценки. Метод таит в себе массу недостатков. Во-первых, привычка получать подарки разовьется очень быстро. В итоге ребенок будет стараться только в том случае, если вы пообещаете выполнить то или иное его желание. Во-вторых, в этом случае ребенок настраивается не на учебу, то есть получение новых знаний, а именно на получение подарков.
  4. Постоянный успех. В этом случае возникает риск, что ребенок будет делать все для того, чтобы получить статус в обществе и его одобрение, забыв об эмоциональной стороне вопроса.
  5. Множество дополнительных секций и кружков. Дети достаточно быстро устают, когда им требуется постоянно держать свое внимание в тонусе и постоянно получать новую информацию. Не планируйте график ребенка максимально плотно. У него просто не будет времени отдохнуть.

Чтобы малыш хорошо учился в школе, попробуйте прорабатывать школьные знания в виде игры. Рифмуйте школьные правила, превращая их в веселые стихи. Повторяйте упражнения в игровой форме, вызывайте соревновательный дух.

Поддерживайте увлечения ребенка. Не навязывайте то, что любите вы. Пусть малыш сам определится с тем, что интересно ему наиболее всего.

Если награды, то — маленькие. Не завышайте планку в вознаграждениях и делайте подарки слишком часто.

Интересуйтесь знаниями ребенка, а не его оценками. После дня в школе, поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал за сегодня. Обсудите, как он может применить полученные знания на практике. Оценка — вещь субъективная, поэтому старайтесь не делать упор на пятерках.

5952

5952

Плохие способы, которые не стоит использовать

Нельзя заставлять ребенка зубрить материал, угрожать ему и наказывать за плохие отметки. Не рекомендуется платить деньги за хорошие оценки, так как это формирует поверхностную мотивацию. Ни тот ни другой вариант не способствует формированию интереса к образованию.

Читайте также:  7 главных параметров при выборе детской кроватки для новорождённого

В первом случае ребенок начинает ненавидеть учебу, а вместе с ней и родителей. Во втором – учится хитрить, ориентируется на результат, а не на процесс.

Плохие способы, которые не стоит использовать

Какие еще способы лучше не использовать? Нельзя говорить ребенку фразы типа «Не будешь учиться – станешь дворником / сядешь в тюрьму / будешь жить на помойке». Они провоцируют развитие тревожности, страхов.

У многих детей при таком воспитании формируется страх неудачи, перфекционизм, страх бедности. А упоминание отдельных профессий в негативном ключе еще и формирует ложные убеждения, стереотипы, предвзятое отношение к определенному труду.

Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов, а также из мотивов достижения. Как все это совместить? Уважать личность ребенка, его интересы и способности. Поощрять познавательную активность, то есть отвечать на все «Почему?», вместе с ребенком изучать что-то, искать дополнительную информацию, проверять теорию на практике. Стимулировать ребенка к социальной активности, то есть помогать школьнику и его друзьям организовывать полезное времяпрепровождение. Не наказывать и не угрожать. Вот и все. Согласитесь, мотивировать ребенка на учебу не так уж сложно?

Плохие способы, которые не стоит использовать

Памятка для родителей

Что нужно, чтобы повысить мотивацию школьника к учебе:

  • Обеспечить адекватное соотношение учебы и отдыха, сделать внеучебную жизнь ребенка насыщенной.
  • Интересоваться успехами и проблемами ученика в школе.
  • Помогать разобраться со сложными и непонятными темами, подталкивать к самостоятельным рассуждениям.
  • Начинать объяснение непонятных тем через интересные необычные факты.
  • Стремиться объединить процесс учебы с увлечениями ребенка.
  • Включать в объяснения элемент игры.
  • Поддерживать интерес ребенка к соревнованиям.

И вот список вещей, которые делать нельзя категорически:

  • Использовать в качестве мотивации только материальные вознаграждения и подарки.
  • Прибегать к аргументам, которые справедливы для вас, а не для ребенка (пример такого аргумента: «Будешь учиться хорошо — когда вырастешь, сможешь много зарабатывать»).
  • Решать за ученика домашние задания.
  • Ругать ребенка за ошибки и неудачи.
  • Контролировать каждый шаг ребенка, решать за него, что учить, когда и как.
  • Фокусироваться на поведении ребенка, не пытаясь понять причины отсутствия мотивации.

Контролируйте себя

Отсутствие интереса к учебе у ребенка зачастую очень волнует родителей. А так как все желают исключительно добра своим детям, то стараются активно участвовать во всех сферах жизни: учебе, дружбе и соперничестве между одноклассниками.

Как только вы начинаете вмешиваться и давать советы, ребенок сразу переключается на режим «родители лучше знают» или «папа обязательно со всем разберется». Поэтому дайте возможность ребенку решать свои проблемы самостоятельно. Конечно, это не касается тех ситуаций, когда без вмешательства взрослых не обойтись.