Как можно и как нельзя наказывать ребенка?

Милое «Агу!», первая улыбка, первое лепетание – все это прелести материнства, за которыми редко когда можно разглядеть трудности, которые ожидают молодую мать. Одной из проблем, с которой сталкивается женщина после родов, является, конечно же, питание малыша. Чем кормить, как кормить – все это далеко не всегда является очевидным. Поэтому проблема: как кормить новорожденного ребенка, очень актуальна.

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Наш опыт в Морозовской больнице

Через глав врача

Прежде всего хотел попросить всех быть вежливыми, насколько это возможно, грубость она ни к чему. Самый действенный способ все решать не с младшим медперсоналом, от которого ничего не зависит, а с главным врачом, его заместителем, или заведующим отделением.

В нашем случае, проще всего было именно с заместителем главврача. Первый раз мы пришли туда с заявлением составленным юристом, где было четко все написано со всеми ссылками на законы. И то ли это повлияло, то ли заместитель хорошо знает все права родителей и без этого, но вопросы стали так или иначе решаться. И с историей болезни и анализами дали ознакомиться, и сделали копии всего, что нам нужно, и предложили привести своего врача, и сына в реанимации разрешили посещать. Хотя врачи на месте с пеной у рта доказывали, что история болезни — это военная тайна, и мне дураку без медицинского образования ее смотреть не нужно, а в реанимации так мы вообще себя последним гавном (извините за выражение) почувствовали.

Мои советы такие:

— Изучаете законодательство по нужным вопросам. — Берете консультацию у юриста, если самим сложно все понять, и составляете заявление (для примера наше заявление). — Идете к заведующей отделением, заместителю главного врача или главному врачу с диктофоном и письменным заявлением, и там решаете свои вопросы. — Если все получилось, то рекомендую взять телефон (мобильный или городской) у этого человека, чтобы потом в случае чего, быстренько позвонить.

Именно знание своих прав, официальные бумажки и твердое решение довести дело до конца, могут вам помочь. Только учтите, что больше, чем есть в законе требовать вы не можете, как бы вам этого не хотелось. Для этого существуют другой метод — изменить систему. Кто-то судится, чтобы были прецеденты, кто-то пишет коллективные письма на , кто-то развивает какую-либо кипучую деятельность. В любом случае, если вы не согласны с законом, то его только менять. И еще раз, не медики, с которыми вы будете иметь дело, писали эти законы, претензии не к ним.

Читайте также:  Как говорить ребенку «Нельзя»: правильные запреты

Почему ребенок мало ест

Прежде чем искать способы, как бы накормить ребенка-малоежку, необходимо знать, почему он мало ест. Таких причин может быть много, и все они делятся на несколько условных групп.

Первое: родителям просто кажется, будто у их доченьки или сыночка плохой аппетит, а на самом деле еды крохе вполне хватает. Причина такого родительского беспокойства вполне понятна и объяснима. Но, однако же, здесь следует умерить свою родительскую любовь и беспокойство, и присмотреться к малышу внимательнее.

Если он какую-то часть еды съедает, а от другой половины упорно отказывается и при этом он жив, здоров, бодр и весел, то, следовательно, родителям лучше поумерить рвение и понять, что, наверное, они все же своего ребенка перекармливают. В конце концов, любой здоровый и нормальный малыш сам прекрасно знает, сколько ему нужно пищи. У каждого человека, даже самого маленького – своя норма. Родителям надо это знать и не устраивать напрасных истерик на тему: «Ах, он совсем ничего не ест!»

Второе: у всякого человека – свои предпочтения в еде, и ребенку могут просто не нравиться какие-либо продукты. Разумеется, это обстоятельство надо учитывать, и постараться кормить малыша той едой, которая вызывает у него аппетит.

Здесь, впрочем, зачастую таится серьезная и даже опасная для детского здоровья проблема: как быть, если ему не нравятся продукты, необходимые для его здоровья и нормального развития? Например, овощи, рыба, соки и пр. Здесь можно поступить двояко: с помощью специалистов разработать для малыша специальную полноценную диету или – применить набор всяческих приемов и хитростей, чтобы приучить малыша к полезной пище. Тут уж выбор за родителями.

Третье: малыш может отказываться от еды, когда он болен, перевозбудился, напугался. Вот здесь-то нужно проявить родительское беспокойство и выяснить причину. А выяснив, постараться ее устранить.

Почему ребенок мало ест

Подробнее о том, почему дети плохо едят и как поступать в этом случае маме или папе, можно узнать, посмотрев это видео.

Не делайте этого…

Прежде всего – чего не надо делать, пытаясь накормить малоежку:

  • не ругать его;
  • не наказывать;
  • не кормить насильно;
  • не угрожать, что он не посмотрит любимый мультик или не пойдет гулять до тех пор, пока не съест все без остатка;
  • не включать во время завтрака, обеда и ужина телевизор и компьютер, стараться не давать ребенку телефон, гаджет или другую игрушку. Сначала – еда, а игры и развлечения – потом;
  • не создавать излишнего ажиотажа, пытаясь усадить ребенка за стол. Чем спокойнее родители будут относиться к кормлению своего малыша, тем с большим аппетитом он станет кушать;
  • не кормить его ежедневно любимыми блюдами: они хоть и любимые, но все равно могут приесться;
  • не злоупотреблять перекусами в промежутках между основной едой: они отбивают у малыша аппетит. Ребенок должен привыкнуть к режиму питания;
  • не держать ребенка «на привязи» и стараться, чтобы он больше гулял и общался со сверстниками. Прогулки и подвижные игры прекрасно стимулируют аппетит.

Детские психологи утверждают, что всякое насилие в отношении ребенка, которое связано с едой, сказывается на нем самым отрицательным и печальным образом. У детей могут в этом случае возникнуть расстройства пищеварения, а, помимо того, у них может развиться страх садиться за стол и брать в руки ложку. Да и в будущем у «напуганного едой» ребенка могут быть всяческие проблемы со здоровьем. Например, ожирение из-за неправильного питания. Или – всяческие неврозы и психозы. Помимо психологов, «бабушкин» опыт говорит о том же самом.

Как кормить ребенка с инвалидностью

Дети с врожденными и приобретенными недугами, в частности, ДЦП, страдают от нутритивной недостаточности, мышечных спазмов, проблем с жеванием и глотанием. Постоянная боль может вызывать приступы агрессии, отказов от питания, повышенную требовательность.

Процесс еды для инвалидов – не просто утоление голода, но и социализация

Техника безопасности при кормлении детей-инвалидов

Основное правило для родителей – обеспечить безопасность и комфорт детям с патологиями развития:

Техника безопасности Особенности

1

Положение ребенка в процессе еды Правильное положение определяют по степени тяжести заболевания, возрасту ребенка. Значение имеет тип моторной дисфункции. Если ребенок не будет стабильным, увеличится количество и амплитуда непроизвольных движений, накормить его не получится

2

Посуда

Ложка должна быть по размеру рта ребенка. Нельзя брать большую ложку, если особенности строения рта не отвечают данному размеру. Чашки, тарелки берут из прочных материалов, которые легко дезинфицировать

3 Техника кормления

Еду ребенку подносят спереди, чтобы она была в зоне видимости. На ложку набирают не более 2/3 объема 

4 Техника питья

Самый удобный вариант – кружки-непроливайки, однако с улучшением моторных функций ребенку дают пить из стаканов, бокалов

Техника безопасности – первое правило при кормлении инвалидов

Рацион ребенка с инвалидностью

Основные принципы питания и рациона подскажет лечащий врач. Что касается лакомств – продуктов с высоким содержанием простых углеводов, их должно быть мало, поскольку такая еда заменяет потребность в более полезной еде. Не стоит совсем отказываться от шоколада, чипсов, снеков (если это не категорический запрет доктора), но и замещать ими полноценное питание также не рекомендуют. 

Лучшая еда – пюреобразная консистенция однородного типа. Хуже всего пациенты справляются с твердой пищей смешанного типа, например, овощным супом. Максимально жидкая еда в виде бульонов может спровоцировать сбои в перистальтике. Оптимальный вариант – пюрировать пищу блендером, добиваясь однородной и довольно плотной консистенции.

Врач-диетолог О.Н. Григорьян, специалист питания НИИ РАМН

На заметку! Крайне важно не злоупотреблять БАДами, не заниматься самолечением и не увлекаться модными диетами. Любые категорические изменения рациона (диеты, включение дополнительных БАДов) без консультации специалиста могут стать опасными для здоровья ребенка-инвалида.

Питание детей-инвалидов мало отличается от рациона здоровых детей

Психологическое состояние ребенка-инвалида в процессе питания

Психологическое состояние ребенка зависит от состояния взрослых. Если родители нервничают, тревожатся за разбитую чашку, боятся, что ребенок не поест – это все моментально «отражается» на психике инвалида.

Если малыш не хочет есть сию минуту, то не нужно настаивать, отвлекать его внимание и «впихивать» еду. Питание не пойдет впрок, спазмы могут не дать ребенку проглотить еду.

Отказ от какого-либо продукта не всегда означает отказ от еды вообще. Детям может не нравиться температура, консистенция, а сообщить в силу своих особенностей, инвалид не может. В этом случае подбирают оптимальный вариант подачи полезного продукта.

Соглашаться с заменой супа на шоколадную пасту – намерено давать ребенку возможность усвоить урок: поплакал – получил то, что нравится, а не то, что полезно. Категорически не стоит кормить инвалида в состоянии стресса, делать еду наказанием или поощрением. Дети быстро учатся, поэтому последующие попытки накормить пюре вместо чипсов приведут к бурному проявлению агрессии, нервным срывам.

Эмоциональное состояние родителей сильно влияет на детей

Что должен уметь делать ребёнок в месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Позы для кормления: какие лучше выбрать

Позы для кормления, которыми могут воспользоваться мамочки, поражают разнообразием. Так, например, стандартный вариант – сидя. Таким могут пользоваться как те, кто кормит грудью, так и мамы с бутылками. Для этого достаточно сесть поудобнее, можно подложить под спину подушку, взять кроху на руки и приступить к кормлению.

Есть специальные кресла, у которых предусмотрена подставка для ног. Такая конструкция помогает матери сидеть более комфортно и естественно.

Позы для кормления: какие лучше выбрать

Кормящие грудью женщины могут также кормить малыша лежа на боку. Для этого достаточно лечь на кровать или диван, уложить кроху рядом и предложить ему грудь.

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.

Банные процедуры

Купать малыша нужно каждый день. Температура воды для купания должна быть около 37 градусов, однако тут лучше ориентироваться на ребенка: кто-то спокойнее себя ведет в более прохладной воде, кто-то в более теплой.

Кипятить воду для купания, как это делали раньше, сейчас не рекомендуют, но до тех пор, пока пупочная ранка не зажила, лучше добавлять в воду марганец – он действует как антисептик. Раствор марганцовки должен быть бледно-розовым. После заживления ранки, если есть проблемы с кожей – можно купать малыша в травах.

Для новорожденных лучше использовать маленькую ванночку. На первые купания можно заворачивать кроху в пеленку, чтобы он не напугался воды. Мыть ребенка с мылом и другими средствами можно 2-3 раза в неделю, а в остальное время обходиться водой. При купании не забывайте помыть головку. В конце купания для закаливания можно облить ножки малыша прохладной водой.

После купания малыша нужно хорошенько завернуть в теплую пеленку или полотенце. Головку тоже нужно прикрыть.

Подробно: как купать новорожденных детей

После купания

После купания тоже нужно провести кое-какие процедуры:

  • Обработать пупочную ранку точно так же, как мы делали это утром.
  • Подстричь ноготки, пока они мягкие от воды.
  • Протереть все складочки маслом (в том числе область за ушками – там часто образуются корочки).

Смотрим видео как купают малыша:

Как наказать ребенка 8-лет

В 8 лете ребенок способен полностью осознавать свои поступки, просчитывать возможные последствия. У него также должен быть сформирован эмоционально-волевой контроль. То есть, умение между «хочу» и «нужно» выбирать второе, если первое противоречит установленным в семье или обществе правилам. Например, «хочу ещё поиграть с друзьями в прятки, но нужно идти домой и делать уроки».

  • В качестве наказания детей этого возраста также можно лишать удовольствий — запретить прогулку с друзьями, покатушки на велосипеде или роликах, отменить поход в пиццерию или парк отдыха.
  • Строгая беседа, «как со взрослым», также может дать нужный эффект.

Правильная подготовка

Приучать ребенка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

Лучший способ пробудить интерес к употреблению пищи – садиться за стол всей семьёй. Традиционный обеденный ритуал особенно важен для ребятишек, которые находятся на естественном вскармливании.

Кроме того, возможность употреблять пищу вместе со взрослыми – не просто интересное зрелище для ребёнка и шанс провести время со всеми домочадцами, но ещё и своеобразный мастер-класс, позволяющий изучить этикет и особенности использования столовых принадлежностей.

Важно помнить, что заставлять малышей съедать приготовленное блюдо нельзя. Подобное принуждение способно нарушить пищеварительную систему малыша и привести к проблемам с психикой. Например, к таким нарушениям, как анорексия или ожирение.

Родителям важно не упустить момент, когда ребёнок начинает интересоваться ложкой – маминой или папиной. Увидев, что малышу хочется самому подержать этот предмет, необходимо выдать специально приобретённую пластиковую ложечку и начать, тем самым, тренировку.

Если правильно подловить момент, то можно с определённой уверенностью утверждать, что уже в 18-20 месяцев ребёнок сможет сам съесть негустой творог, кашку и даже суп.

Если кроха пытается взять ложку из рук взрослого уже в начале прикармливания, не нужно этому препятствовать. Также не следует мешать, если малыш тянет ручки, пытаясь взять кусочек блюда из тарелки мамы или папы. Это ещё одно проявление интереса к пище.

Процесс обучения займёт какое-то время, ведь необходимо не только научить ребёнка правильно держать ложку, но и доносить еду до рта, тщательно её пережёвывать. Ошибки в этот период неизбежны, поскольку малыш лишь будет становиться «опытным» едоком.