Как и когда происходит формирование характера у детей

В статье поговорим о ребенке-подростке. Человек в таком возрасте очень раним и непредсказуем, потому что в нем происходит достаточно много изменений на физическом и психологическом уровне. Сегодня мы поговорим о разных аспектах жизни молодого поколения, а также о воспитании детей-подростков.

Поговорим о такой стороне развития, как речь. Естественно, мы используем ее всегда и во всех отношениях, в том числе во взаимодействии «родители – дети-подростки».

Однако речь формирующегося человека отличается от речи ребенка или взрослого. Часто подросток ведет двойную жизнь, он по-разному общается в семье и на улице. Ребенок усваивает правила, по которым общаются его сверстники, и пытается им подражать. Он делает это не по своей воле, а для того, чтобы принадлежать к тому или иному коллективу.

При этом дети, которые общаются с развитыми и положительными сверстниками, очень хорошо прорабатывают свою речь. Они учатся различным нестандартным и интересным формам выражения своих мыслей, контролировать свой голос и правильно использовать его для выражения эмоций. Благодаря этому они со временем могут самостоятельно выбирать стиль общения и по-разному демонстрировать самого себя.

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

Этапы взросления

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше. Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал. Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Этапы взросления

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Читайте также:  Дисбактериоз кишечника симптомы лечение у детей 3 лет

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, развивая таланты и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу. Разговаривайте с сыном или дочерью на равных, как со взрослыми. Они в пятнадцать лет уже полноценные взрослые личности, просто очень молодые и пока неопытные.

Этапы взросления

Почитать в тему: Как правильно родителям общаться с подростком

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

Что может формироваться с возрастом
  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

Что может формироваться с возрастом

Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Читайте также:  Как ведет себя ребенок когда режутся зубы

месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

Психологические приемы воспитания

Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии.

Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх.

В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр.

Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.

К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.

Читайте также:  Польза арбуза. А вы знали о ней?

Как повысить самооценку ребенка?

Как повысить самооценку ребенка? Как сделать так, чтобы малыш перестал стесняться людей, бояться общения и смог проявить себя и показать способности?

  • Хвалите детей. Малыши воспринимают себя так, как их воспринимают окружающие. Меня похвалили, значит, я хороший. Мне сделали замечание, значит, я плохой. 

Похвала стимулирует детей, придает уверенности, повышает самооценку. Критика моментально снижает ее и отбивает желание стремиться к чему-то.

  • Если нужно раскритиковать ребенка, старайтесь делать это деликатно. Лучше сначала похвалить, выделить положительные качества, а потом посоветовать, что поправить, чтобы стало лучше. Не обзывайте детей, не смейтесь над ними и не унижайте публично. 
  • Не произносите «Но». Фраза «Ты, конечно, молодец, НО…» сразу снижает важность похвалы. Она нацелена на указание недостатка. 
Как повысить самооценку ребенка?

Как ее исправить? «Ты, конечно молодец. Твоя работа мне очень нравится. Давай подумаем, как можно сделать ее еще лучше? Может, добавить то-то и то-то?». 

Эта фраза уже нацеливает малыша на продолжение деятельности и на совершенствование сделанного.

  • Давайте детям свободу действий. Не нужно указывать с точностью до пункта на то, что нужно выполнить. Дайте простор фантазии, попросите придумать решение и воплотить его. 

Ребенок не всегда беспомощный, просто ему много чего запрещено.

Дошкольный возраст

Этап дошкольного возраста протекает довольно нелегко как для детей, так и для родителей. У ребенка появляются все новые и новые потребности, а так же различные желания. Однако на этом этапе дети овладевают некоторыми знаниями и умениями, которые в дальнейшем очень важны. Такой ребенок уже перестает считать себя маленьким. Ему необходима поддержка взрослых, ролевая игра, в процессе которой формируется индивидуальное поведение для ребенка, и различные хорошие впечатления. Ребенок подражает взрослому, хочет научиться всему, что умеют мама с папой. У малыша начинает лучше развиваться память.

В этом возрасте ребенок больше играет и двигается. Речь детей на данном этапе улучшается, начинает получаться выговаривать самые сложные буквы. Малыш с нетерпением ждет, когда его похвалит взрослый, ведь в этом возрасте похвала для него очень важна. Напротив, когда малыша ругают, он становится нервным и раздражительным, часто плачет, если его наказывают.

В подготовительной группе детского сада заканчивается этап дошкольного возраста. К этому моменту ребенок должен научиться понимать мир вещей, которые относятся к предметам культуры человека; освоить такой момент, как общение с людьми исключительно в позитивной форме; понять, что негативное отношение к человеку ни к чему хорошему не приведет; знать, кем является он сам и что входит в его обязанности. Конец дошкольного возраста является началом перехода в новую сферу деятельности – это школу.