Как добиться послушания ребенка или почему уговоры вам не помогут?

Что делать? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка.

Мягкое воспитание или жестокая диктатура – две крайности, в которые лучше не бросаться

Пытаясь найти баланс между уговорами, пряниками и наказаниями, многие родители выбирают для себя наиболее подходящую модель воспитания: одни стараются никогда не повышать голос на своих малышей и добиваться всего мягкими просьбами, другие, наоборот, завидев в ребенке первые признаки непослушания, включают в доме режим строгой диктатуры и не спускают ему с рук даже малейшей шалости.

Однако, по словам психологов, ни один из вышеописанных методов в действительности не является эффективным. В первом случае дети имеют все шансы вырасти разбалованными и непослушными, во втором – могут стать жестокими и грубыми по отношению к окружающим. Чтобы сделать ребенка послушным и воспитанным, но при этом не сломать ему психику, очень важно никогда не переходить черту между воспитательными методами и жестокостью.

Зри в корень

Прежде всего необходимо ответить на принципиальный вопрос: почему ребенок плохо ест? Мотивы нежелания вашего чада питаться правильно подскажут, в каком направлении двигаться, чтобы привить ему здоровую тягу к еде. Специалисты уверяют, что чаще всего причины расстройства пищевого поведения носят психологический характер. Это может быть попытка привлечь внимание к своей персоне, протест против частых ссор родителей, излишняя избалованность или, напротив, спартанские методы воспитания и т.д. Иногда малыш испытывает непреодолимый дискомфорт за столом из-за того, что ему постоянно делают замечания (как правильно держать вилку или ложку, вести себя за столом). В результате процесс приема пищи неизменно ассоциируется с негативом.

Очень часто ребенок не хочет кушать, потому что ему попросту невкусно. Дело не в отсутствии у вас кулинарного таланта, а в том, что гастрономические пристрастия детей бывают чересчур избирательными. Нелюбовь к овощам, кашам, супам и прочим полезным блюдам выражается в постоянных капризах. Задаваясь вопросом, как научить ребенка кушать, стоит обратить внимание и на собственные неосмотрительные поступки.

Стремление побаловать ребенка конфетами и пирожными в качестве перекусов чревато отсутствием аппетита во время основной трапезы. Если вы не выработали четкий режим дня и ребенок поздно ложиться спать, то утром он вполне предсказуемо откажется от положенного завтрака. И будет прав, ведь при таких условиях организм не настроен на потребление пищи.

Случается и так, что ребенок мало кушает, потому что отвлечен куда более занимательным действом. Например, мультиками, чтением книг или другими представлениями, которые устраивают старшие, чтобы потешить чадо хлебом и зрелищами. Эта пагубная практика заставляет ребенка связывать процесс поглощения еды с развлечениями. И если они исчезают, вместе с ними пропадет интерес к еде.

Тактика мирного завоевания

Заставлять ли ребенка есть, зная причину частых отказов? Ни в коем случае, предостерегают психологи. Агрессивные способы вроде принуждения, запугивания или шантажа только усугубят проблему. Методы должны быть миролюбивыми и последовательными.

  • Разобраться с психологическими проблемами в семье подчас не в состоянии даже сами родители. В этом случае докопаться до сути поможет специалист. В остальном вы вполне можете обойтись собственными силами. Помните, что обеденный стол – это свободная от конфликтов зона, где все наслаждаются едой и общением. Создайте непринужденную и радостную атмосферу и ни в коем случае не ругайте ребенка, заставляя его испытывать чувство вины.
  • Чтобы привить детям любовь к определенным продуктам, потребуется большой запас терпения и творческий подход. Ребенок не любит творог? Сделайте сырники необычной формы и придумайте для них смешное название. Из ненавистной морковки можно вырезать причудливые фигурки, на тарелке с кашей нарисовать джемом забавную рожицу, из картофеля приготовить цветное пюре, а из мяса и риса – забавных ежиков.
  • Как приучить кушать ребенка, если он злоупотребляет перекусами и вредными сладостями? В первую очередь замените их яблоками, грушами или сухофруктами. Определите постоянное время и количество приемов пищи. Чтобы быть здоровым, ребенок должен питаться 5-6 раз в сутки, разумеется, небольшими порциями. А конфеты, шоколадки и прочие сладости приберегите для окончания обеда или ужина.
  • Максимально разнообразьте детское меню. Готовьте каши, супы, мясные и рыбные блюда с овощными гарнирами для основных трапез. Для второго завтрака или полдника сделайте небольшой сэндвич или булочку с теплым молоком. Со временем детский организм настроится на правильный режим, и будет охотно принимать пищу.
  • Если у вас подрастает малыш-«сова», к нему потребуется особый подход. После позднего пробуждения желудку нужно некоторое время, чтобы прийти в себя. Поэтому для начала взбодрите ребенка каким-нибудь активным развлечением. А перед завтраком дайте ему стакан фруктового сока – это поможет пробудить аппетит.
  • Нередко ответом на вопрос, почему ребенок стал плохо есть, является недомогание малыша. В этом случае сердобольные родители пытаются с удвоенной силой накормить изголодавшееся чадо. Но при болезни отказ от еды является естественной реакцией. Организм направляет все ресурсы на борьбу с заболеванием, и сил для переваривания пищи не остается. В такие дни больному малышу нужно давать легкую пищу вроде бульона, овощей, фруктов или натуральных йогуртов.
Читайте также:  Болит горло у ребенка: что делать, чем лечить, как быстро вылечить?

Чтобы понять, как заставить ребенка кушать, в первую очередь важно осознать, что насильно делать этого нельзя. Ребенок должен испытывать добровольное желание и здоровый аппетит, и тогда практически любая еда будет в радость. Вам остается подготовить для этого благодатную почву. 

Потребность в самостоятельности

Ребенок переходит от дошкольной жизни к школьной, он адаптируется к иной среде, развивает новые навыки и способности. Он чувствует себя очень взрослым и самостоятельным, начинает отказываться от детских игр, не реагировать на просьбы и отвергать помощь.

Начинается период, когда он ищет грань между “можно” и “нельзя”, обретает самостоятельность и учиться на своих ошибках.

Чтобы помочь, нужно:

  1. Дать понять, что самостоятельность ведет за собой обязательную ответственность.
  2. Отказаться от гиперопеки.
  3. Предоставлять возможность выбора, если это возможно.
  4. Приучить совершать одному такие действия, как подготовка ко сну, сон, ванные процедуры.
  5. Не кричать и не ставить ультиматумы.

Почему ребенок кидается едой

Малышам до полутора лет интересен сам процесс кидания. Они не понимают, почему, например, апельсин катится, а суп просто растекается по полу. Таким образом, можно сказать, что малыш просто познает окружающий мир.

Безусловно, ни одной мамочке не понравится кухня, похожая на поле боя. Однако слишком резко реагировать нельзя. Смиритесь с тем, что это естественный этап развития малыша. Тем не менее, ребенок должен получить замечание о том, что так делать нельзя.

Почему ребенок кидается едой

Поскольку в этом возрасте ребенок не понимает уговоров, то следите, чтобы все предметы в его руках были безопасными. Прячьте все тяжелое, острое и хрупкое. Это относится не только к кухне, а ко всей квартире.

Еще одна причина того, что малыш начинает баловаться за столом – поведение родителей. К примеру, многие мамы и бабушки готовы на все, лишь бы кроха поел. Это и мультфильмы, и песенки, и книжки. Бросания едой при этом никак не запрещаются – главное, что малыш сыт. Это в корне неверный подход. Для ребенка после года должно быть строгое условие – если начинаются игры с едой, тарелка забирается. Такое условие действует в том случае, если у ребенка хороший аппетит. А вот если накормить его трудно, то, скорее всего, такое наказание будет и не наказанием вовсе. Поэтому важно, чтобы прием пищи не превращался в повинность. Для этого не давайте ребенку никаких сладостей до еды, сока, печенья или фруктов. Больше гуляйте, чтобы аппетит малыша возрос.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых

Правила поведения за столом

Введите для ребенка строгие правила поведения за столом. Причем соблюдать их должны все:

Почему ребенок кидается едой
  1. Всегда необходимо мыть руки перед едой. Заведите ребенку отдельное полотенчико и красивый кусочек мыла, чтобы он с удовольствием помыл руки перед едой.
  2. Как только малыш начинает кушать самостоятельно, некоторые казусы неизбежны. Если он пролил суп, обязательно вытрите его, не дожидаясь конца обеда – пусть ребенок привыкает кушать в чистоте.
  3. Во время приема пищи не должно быть никаких разговоров. Можно превратить все это в игру.
  4. Выдайте ребенку не только личный комплект посуды, но и красивые салфетки, которыми он будет вытирать ручки.

Как вести себя родителям

Очень часто родители раздражаются, когда малыш начинает баловаться едой. Но ведь он не понимает, почему так делать нельзя. Поэтому маме и пае следует постоянно объяснять ребенку, почему так важно правильно вести себя за столом.

Если малыш вылил суп, не кричите на него, а спокойно скажите – «Мне не нравится, что ты вылил суп. Я так старалась, готовила тебе». Конечно, иногда уставшей мамочке трудно сдержаться, но нужно стараться.

Почему ребенок кидается едой

Кроме того, личный пример родителей также очень важен. Если в семье нет культуры приема пищи, то откуда она возьмется у малыша? Приучите всех домочадцев, что во время еды нельзя смотреть мультики, вскакивать из-за стола, разговаривать по телефону и прочее. За обедом или ужином должна быть тишина. А вот поделиться впечатлениями можно за чашкой чая. Кроме того, проследите за своими привычками. Моете ли вы руки перед едой? Пользуетесь ли красивыми приборами и салфетками, или едите наспех из треснутых тарелочек? Не стоит думать, что кроха ничего не замечает.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость.

Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее.

    Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.

  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.
Читайте также:  Как наладить взаимоотношения между родителями и подростками?

Чувство вины у родителей

«Меня бесит мой ребёнок», – думает мама и чувствует при этом вину. Ей стыдно за то, что она злится на родное создание. Мать начинает ругать себя за собственные чувства, думать, что не любит родное дитя, она испытывает душевный дискомфорт и моральные страдания.

Такие чувства – не редкость. Многим родителям сложно переживать отрицательные эмоции по отношению к детям. Лучший способ справиться с чувством вины – это честно признаться самому себе: «Да, мой ребёнок меня бесит, но я люблю его таким, какой он есть. Я справлюсь со своим настроением, и всё будет хорошо». Главное – это понять, что родительская агрессия – частое явление. Вы не первые и не последние родители, которых вывел из себя собственный ребёнок. Нужно просто учиться на своих ошибках и попытаться совладать с собой в будущем.

За что можно наказывать ребенка

Объективно, список ситуаций, в которых родители могут наказывать ребенка, ограничивается двумя пунктами:

  • Нарушение установленных правил. Например: вы четко объяснили 7-летнему сыну или дочери, что приносить смартфон на кухню и, тем более, играть или смотреть мультфильмы во время еды запрещено. И предупреждаете, какое конкретное наказание будет за нарушение правила. На следующий день застаете чадо со смартфоном на кухне. Если в этом случае вы не сдержите обещание и не накажите, ребенок воспримет это как знак, что правила вообще можно не соблюдать.
  • Недопустимое поведение. При условии, что ребенок понимает, что поступает неправильно.

    Например: вы идете в супермаркет, сын просит купить игрушку, вы отказываетесь и он устраивает истерику — громко кричит, сбрасывает с полок товары. Вам приходится извиняться перед сотрудниками, оплачивать испорченные продукты. Вы возвращаетесь домой и проводите с сыном серьезную беседу, объясняете, что его поведение недопустимо. Что на деньги, которыми оплатили ущерб, вы должны были купить еду, и теперь не можете приготовить вкусный ужин. Вы видите, что ребенок осознает свой проступок и его последствия, однако, спустя некоторое время ситуация повторяется. Это повод добавить к воспитательной беседе соответствующее наказание.

То есть, наказывать ребенка можно лишь в ситуациях, когда он понимает, что поступает плохо, знает, что его действия могут повлечь определенные негативные последствия, но все равно совершает их.

Отрицательные симптомы

А вот что делать с проявлением отрицательных признаков? Когда ребенок перестает подаваться контролю, родители чаще всего пытаются призвать его к порядку, долго и нудно рассказывают о его ошибках, ругают и наказывают. Однако дите обычно даже не пытается вникнуть в то, что говорят взрослые. Поэтому важно знать, как вести себя в подобных случаях.

Отрицательные симптомы:

Отрицательные симптомы
  • Все, что просто для взрослого, ребенку непонятно. Он высказывает свое несогласие абсолютно на любое утверждение родителей.
  • Отрицание — отказ на каждое предложение, просьбу, поручение.
  • Недоступность — отсутствие реакции на обращение родителей.
  • Упертость. Ребенок настаивает на своем, продолжая спор, хотя вопрос, по мнению мамы и папы, уже давно исчерпан.
  • Неповиновение. Игнорирование обязанности, исполнение которых не вызывало раньше проблем.
  • Хитрость.
  • Требовательность. Школьник настойчиво и бесконечно напоминает родителям о том, что они ему когда-то обещали.
  • Капризность — это проявление, присущее детям более раннего возраста, но иногда характерно и для школьников 7-8 лет.
  • Болезненная реакция на критику возникает нечасто. В такие моменты ребенок обижается, может заплакать или нахамить.