Как быстро и без проблем научить ребенка говорить букву «р»?

Примерно к 5-6 годам дети должны правильно произносить все звуки родного языка, но у многих дефекты речи сохраняются и в школьном возрасте (а иногда и всю жизнь). Как научить ребенка говорить букву «Р» — одну из самых сложных в русском языке?

Причины нарушений речи у детей

Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.

  • Социальные.
    • Педагогическая запущенность. Если ребенок растет в неблагополучной семье или ему уделяется недостаточно внимания из-за вынужденной занятости родителей, нередко наблюдаются проблемы с речевым развитием — дети позже начинают говорить, дефекты дикции ярко выражены и т. д.
    • Двуязычие. Если в семье говорят на двух и более языках, ребенку бывает сложно разобраться в произношении, и он путается в звуках. Научить ребенка букве «Р» в такой ситуации довольно сложно. o Дефекты речи у окружающих. Если один из родителей, бабушка или няня неправильно произносит те или иные звуки, с большой долей вероятности такой же дефект будет и у малыша. Ведь он все повторяет за взрослыми.
    • «Сюсюканье» родителей. Многие полагают, что если искажать слова, подражая ребенку, то он будет лучше их понимать. Либо они это делают, потому что считают забавным. В итоге ребенок редко слышит верный вариант, отчего замедляется развитие речи.
  • Особенности строения артикуляционного аппарата. Это может быть укорочение уздечки языка, слишком большой язык или губы, неровно растущие зубы (часто так бывает из-за злоупотребления соской в раннем возрасте), нетипичное расположение нижней челюсти (выдается вперед или «задвинута» назад), незаращение (расщепление) нёба.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата в результате перенесенных заболеваний. Вялость, слабость и малоподвижность языка, губ, мышц нижней челюсти и гортани.
  • Недостаточность фонематического восприятия. Ребенок неправильно слышит звуки и, соответственно, неправильно их произносит. Обычно это проявляется тем, что он путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.
  • Снижение слуха.
  • Нарушение дыхания. Если у ребенка, например, хронический гайморит, аденоиды, сердечно-сосудистое заболевание, то воздух идет через дыхательные пути не типично, что нередко влияет на дикцию.

Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.

Как «разговорить» малыша

Мой визит к логопеду начался с вопроса: «Когда нужно учить говорить и как это сделать?». Ответ меня потряс: «С самого рождения, глядя в глаза». Действительно, мамочка постоянно склоняется к личику своего малыша и ласково проговаривает ему всякие нежности. Это первый, интуитивный шаг к будущему речевому развитию. На данном этапе важно, чтобы ребенок все время слышал звук маминого голоса и видел артикуляцию рта.

В год дети уже хорошо понимают большинство слов, обращенных к ним. Они пытаются воспроизводить звуки, выговаривать слова. Чтобы процесс шел проще и веселее, нужно постоянно разговаривать с ребенком, проговаривать каждое действие.  Но это не должен быть сплошной поток слов, который сольется в сознании малыша в бессмысленную абракадабру. Нужно четко и коротко комментировать все движения: Например: «Я беру ложку, это ложка» (показать). «Я кладу кашу. Это каша». Делая упор на конкретные слова, мы «укладываем» их в детскую память.

Как «разговорить» малыша

Еще один секрет, как помочь ребенку начать рано разговаривать – это развивать мелкую моторику. Вы знали о том, что умения ловко управлять своими пальчиками и говорить взаимосвязаны? Лично я нет. Тем не менее, научно доказано, что нанизывание бусинок на нитку, собирание лего, игра в «Ладушки», лепка и прочие малышовые развлечения – это отличная стимуляция разговорных навыков. Так что не ругайте своих чад за то, что они обожают перебирать крупы и макароны или раскладывать пуговицы. Они заняты очень важным делом – они учатся говорить.

Если вы правильно организуете процесс обучения, то в 2 года ваш ребенок может говорить гораздо лучше сверстников, мамы которых оказались не столь заинтересованы в речевом развитии ребенка. Но мы-то не из таких, правда?

Учимся играя

Прежде всего нужно подготовить речевой аппарат чада к предстоящим усилиям. Упражнениям для развития артикуляционного аппарата можно уделять от нескольких минут до получаса в день, главное – делать это регулярно, желательно – больше одного раза в день. Помните, главное правило успешного обучения детей – им должно нравиться то, чему их учат, они должны получать удовольствие от процесса. Поэтому для развития соответствующих мышц речевого аппарата лучше всего подойдет гримасничанье. Это можно превратить в увлекательную игру, весьма полезную для дела. Малыш с удовольствием будет изображать выражение различных людей и зверушек, складывать язык «трубочкой», пытаться достать им до коника носа и так далее.

Читайте также:  Как справиться с насморком у новорожденного?

Полезно: Детские загадки – как увлечь малыша в любом возрасте?

Следующий шаг – научить ребенка произносить букву «р» отдельно. Это тоже лучше обставить в игровой форме – просить кроху показать, как рычит волк, как тарахтит трактор и так далее. Предварительно нужно максимально доступно и подробно объяснить, какое положение должен занимать язык по отношению к нёбу, насколько нужно приоткрывать рот при произношении «р». Как правило, язык должен слегка касаться нёба прямо над верхними деснами, однако ввиду разного строения ротовой полости, челюстей и гортани положение может незначительно меняться.

После того, как малыш научится «рычать», следует обучить его встраивать «р» в слоги. «Ра, ро, ру» и т .д. Потом – сдваивать и страивать эти слоги («ра-ра-ра», «ру-ру»), желательно придумывать что-то ритмичное, что будет весело повторять или даже напевать. Далее – предложите крохе комбинировать слоги с «р», а потом – произносить простые слова («руль», «грач», «роль»). Если малютка успешно пройдет все эти этапы, у него не будет проблем с произнесением «р» в любых словах.

И главное, о чем надлежит помнить родителям, – дети подражают взрослым. Чтобы стимулировать ребенка учиться, вы должны быть для него примером. Всегда четко произносите букву «р», обращайте внимание малыша на то, что ему следует научиться произносить эту букву не менее четко, но не давите на него и не насмехайтесь. Если ребенок увидит, что для вас это важно, он захочет научиться правильно говорить сам.

Советы логопедов

Также нелишним будет ознакомиться с советами специалистов:

  • Когда ребенку 2 года и его понимает только мама, это нормально, а если с 2 до 2,5 лет малыша начинает понимать и папа, значит, у него прогресс и поводов для волнения нет. Волноваться нужно начинать с 3-летнего возраста.
  • Не существует волшебных препаратов, которые могли бы подкорректировать дикцию ребенка, поэтому с ним надо больше разговаривать. Если вы слишком заняты, поставьте ему аудиосказку. Нужно расширять словарный запас ребенка.
  • Наряду с развитием словарного запаса и правильной грамматики необходимо уделять внимание мелкой моторике пальчиков. Для этого ребенок должен больше играть с конструктором, складывать мозаику или пазлы и т. п.

Не спешите с хирургической корректировкой короткой уздечки языка, ее можно попробовать растянуть при помощи специальных упражнений, таких как:

  • облизать языком блюдце;
  • дотянуться кончиком языка до носа;
  • дотронуться кончиком языка до подбородка;
  • достать поочередно до носа и подбородка.

Упражняйтесь с ребенком регулярно, постепенно увеличивая количество повторений.

  • Как приучить ребенка к груди?
  • Выбор имени для ребенка
  • Развиваем память и внимание ребенка

Грамотная речь, умение выражать свои мысли словами — один из основных показателей интеллектуального развития человека. Но и спешка в деле развития устной речи ребенка ни к чему. Кроме специальных занятий, которые могут быстро надоесть малышу, пополнить его речевой запас вы можете, разговаривая с ним в процессе обычных дел по дому. Общению с ребенком нужно радоваться и посвящать ему как можно больше времени.

На штурм!

Можно применить упражнение «ТРРРРРРРактор», если ребенок любит трактор. Редкий ребёнок не любит!

И вот тут уже становится ясно, что ребенок, в принципе, в состоянии извлечь эту букву! Поэтому дальше терпеливо (т.е. от случая к случаю) выполняем все упражнения вперемешку: «Дразнилка», «Валера» и «Штурм с приступом», и по-сте-пен-но (!) пытаемся замещать временную Л или Д или Ы (или что там у вас) на еще не совершенную, но уже почти совсем правильную Р!

Я таким образом уже научила двоих людей говорить букву Р. Самоуверенно звучит, да? Но ведь это правда: эти двое людей — мои старшие дети, Данька (8 лет) и Александра (6 лет).

А пока что мы с Семёном на потеху окружающим: хотим кушать «пидажок», смотрим, как ползёт «мудавей», играем в «самудаев», строим «пидамиду», а, забравшись на вершину горы, гордо назваем себя «кодоль мида» и полагаем, что «Наша Даша» — это передача про девочку из группы. 🙂

Важный update

Продолжение (в двух частях) истории о том, как мы боролись с произношением:

  1. «Дама сдавала в багаж… (часть 1)»
  2. и окончательный результат год спустя «Дама сдавала в багаж… Часть 2-я» !

Страница 1 из 11

Упражнения для постановки звука

Эти упражнения тоже являются гимнастикой, но переходить к ним следует после того, как предыдущие задания перестанут вызывать серьезные затруднения и будут многократно проработаны.

Начать занятие нужно со знакомых упражнений, а затем добавить новые.

Упражнение «Заяц-барабанщик»

Необходимо растянуть губы в улыбке и постучать языком по альвеолам за верхними передними зубами, повторяя «д-д-д». При этом нельзя двигать нижней челюстью.

Можно проверить силу барабанщика с помощью бумажной полоски. Если поднести листик к губам, то он будет дрожать при каждом ударе.

Упражнение «Трещотка»

Нужно поставить широкий язык на альвеолы за верхними передними зубами и, выдувая воздух, произнести «тр-р-р». Сначала можно трещать шепотом, потом громко, в полный голос.

Читайте также:  Бортики в детскую кроватку для новорожденных: выбираем с умом

Не стоит ожидать чистого рычания с первой попытки.

Упражнение «Мотор»

Это упражнение играет главную роль в постановке упрямого звука. Оно позволяет отработать дрожание языка, которое необходимо для правильного произношения «р» и «рь».

Нужно поставить кончик языка на знакомые альвеолы и произнести «д-д-д», как будто заводится мотор. Одновременно коснуться пальцем, карандашом или палочкой кончика языка и начать быстро передвигать палец влево и вправо, заставляя язык дрожать. Если «д-д-д» превратится в «др-р-р», значит, мотор завелся.

Сначала взрослый должен помогать ребенку и поддерживать детский кулачок, направлять. Когда малыш освоит движения, можно предложить ему «завести мотор» самостоятельно.

Более подробно упражнение «Мотор» показано на видео:

Следующий этап – «завестись» с помощью пальца, а затем убрать его, не прекращая рычания.

Самое сложное – полностью отказаться от пальца. Не стоит торопить ребенка, но нельзя и затягивать. Несколько тренировок, и рычание получится без дополнительной помощи.

При постановке звука можно попробовать еще 2 способа:

Ценные рекомендации

Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

Ценные рекомендации

Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы — мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно — подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас — такой единственный и самый любимый.

Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните — это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

как научить ребенка пользоваться ножницами

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

Прежде чем переходить к постановке звука формируют нужный артикуляционный уклад и тренируют силу и длительность выдоха. Чтобы произносить шипящие правильно, ребенка учат делать язык широким и поднимать его. Главное упражнение в комплексе – «Чашечка». Именно такое положение составляет основу правильной артикуляции шипящих.

Читайте также:  Как правильно воспитать мальчика – советы психологов

Приступать к его выполнению можно при сформированном умении делать и удерживать язык широким.

Вначале на занятиях формируют умение расслаблять язык. Для этого выполняют похлопывающие движения губами или слегка покусывают их зубами – это варианты самомассажа. Тренируются также в удержании языка в таком положении в течение некоторого времени. Если возникают трудности с его подъемом, подбирают упражнения для отработки верхнего положения («Лошадка», «Грибок», «Почисти верхние зубы» и другие аналогичные задания).

После того как у ребенка получается все вышеперечисленное, приступают к выполнению упражнения «Чашечка». Ребенок поднимает кончик и боковые края языка и удерживает их в таком положении. Для повышения эффекта в «Чашечку» можно налить немного воды, чтобы малыш пытался ее удержать.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

Также рекомендуют другие упражнения:

  • Для проведения этого задания понадобится ватка. Широкий язык помещают на нижнюю губу. Ребенок говорит удлиненный Ф и старается сдуть ватку как можно дальше.
  • Широкий кончик языка помещают на верхнюю губу, а боковые края должны быть плотно прижаты. На кончике носа размещают кусочек ватки или перышко. Ребенок пытается сдуть ее, удерживая язык в верхнем положении. У него получится это сделать, если воздушная струя будет проходить посередине.

Перечисленные задания направлены не только на выработку длительного выдоха, но и формируют умение расслаблять язык, делать его широким и в таком состоянии поднимать и удерживать за зубами. Когда логопед видит, что ребенок может удерживать нужные артикуляционные позы, он приступает к постановке Ш. Если движения недостаточно сформированы, а мышцы языка не укреплены, то зафиксировать правильное положение ребенок не сможет, а звук будет произносить только с механической помощью. Поэтому подготовительный этап является обязательным в коррекционной работе.

Описанные упражнения для шипящих также используют и для коррекции произношения сонорной группы звуков, потому что при их произнесении язык также принимает верхнее положение.

Как научить ребенка говорить букву Р, Л, Ж, Ш,С: методы

Четкая и понятная речь — один из показателей успешного развития ребенка. Дети, умеющие правильно говорить, всегда выделяются на фоне сверстников. Но дошкольникам не всегда удается верно выговаривать некоторые буквы. Особенно сложны в произнесении буквы Р, Л, Ж, Ш, С.

К какому возрасту дети должны уметь произносить их правильно? Как понять, стоит ли обращаться к логопеду? Можно ли самостоятельно научить ребенка выговаривать сложные буквы? На эти вопросы можно найти ответ в этой статье.

Также здесь приведены артикуляционные упражнения, игры и скороговорки, которые обязательно пригодятся для домашних тренировок. Они помогут закрепить у ребенка навык верного произнесения таких сложных букв, как Р, Л, Ж, Ш, С.

Небольшое отступление. Звук или буква?

Звук и буква неотделимы друг от друга. Но зачастую даже взрослые путают эти понятия, не понимая разницу между ними.

На самом деле все очень просто. То, что мы говорим и слышим — это звуки русского языка. А то, что мы видим в книге, тетради, мониторе компьютера и читаем — это буквы.

Дети сперва учатся воспроизводить звуки (говорить) и лишь затем начинают писать буквы (обозначать сказанное графически).

Но в связи с тем, что почти всегда нам задают вопрос: «Как научить ребенка говорить букву Р или букву Ш?», мы считаем, что разница между буквой и звуком в данном случае не принципиальна  Для легкости понимания и чтения статьи мы выбрали единый и привычный для большинства читателей термин «буква».

Что является причиной неправильного произношения

Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

К ним относятся:

Как научить ребенка говорить букву Р, Л, Ж, Ш,С: методы
  1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неверный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
  • короткая подъязычная связка,
  • малоподвижная верхняя губа,
  • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
  • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
  • снижение слуха,
  • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)

Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме  ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

  • Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
  • Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.