Игры и задания для обучения чтению дошкольников 6-7 лет

Совершенно нормально, когда родителей волнует ответ на вопрос, как научить ребёнка быстро читать ещё в дошкольном возрасте. Мамы и папы справедливо считают, что подобные навыки существенно облегчат жизнь школьнику в первые годы обучения, помогут ему достичь определённых успехов.

Как понять, что пора: признаки психологической готовности

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

Как увлечь ребенка чтением

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

18 «зачем» нужны детские книжки

Зачем и что читать малышу вслух?

Морозова А., Александрова И. Как читать ребенку?

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Ляксо Е. Читаем вместе с малышом

Гринева И. Почему дети не читают?

Галкина И. А. Как увлечь ребенка чтением?

Как воспитать у детей любовь к чтению

Как превратить чтение в удовольствие: 11 советов

Как заинтересовать ребёнка в чтении: советы американского психолога В. Уильямса

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

Первая встреча с книгой: чтение для самых — самых маленьких. Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КНИГОЙ

Дорогие друзья! Сегодня я хочу продолжить цикл статей о воспитании талантливого читателя. И поговорить с вами о том, как знакомить малыша 1-2 лет с книгой. Именно в раннем возрасте у ребенка зарождается интерес к детской книге, к звукам, к речи, к родному слову, к познанию мира. И я хочу Вам рассказать о том, как дети этого возраста воспринимают книгу и иллюстрации в ней, в чем проявляются индивидуальные особенности восприятия литературы в возрасте 1-2 лет и как их можно учитывать при чтении.

Эту статью я построила как ответы на вопросы своих читателей, участниц моих курсов по развитию речи детей. Многие из них приходят на курс и говорят, что их дети влюблены в книги с рождения, обожают слушать сказки и рассказы. Такие детки почти сразу же включаются и в речевые игры, инсценирование сказок. Другие мамы и бабушки очень хотят приобщить малыша к чтению с первых лет жизни, но жалуются, что ребенка не увлечь слушанием сказки, и он даже закрывает ладошкой им рот при попытке чтения стихов или рассказывания.

Читайте также:  10 слагаемых хорошего детского праздника

— В чем дело? Неправильно читаем или причина в особенностях ребенка? И что делать?

— Как лучше начать знакомство малыша с книгой?

— Нормально ли, что ребенок порвал книгу? Или то, что малыш относится к иллюстрации в книге как к живой игрушке, например, накормил мишку из книги настоящей кашей и этим испортил дорогую книгу. Это неаккуратность как черта характера или возрастная особенность?

— Почему дети предпочитают не те книжки, которые нам кажутся очень привлекательными?

— Какие иллюстрации должны быть в книжке для малышей?

— Как заинтересовать ребенка книгами и как обыгрывать их сюжеты с малышами?

Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!

Причины отрицательного отношения к чтению

Причинами отрицательного отношения к печатному слову могут быть:

  • раннее начало обучения (уже к 5 годам большая часть детей вплотную приступает к занятиям по подготовке к школе);
  • отсутствие культуры чтения в семье (родители сами предпочитают телевизор или компьютер);
  • подбор книг не по возрасту;
  • требование читать, не учитывая настроение и желания малыша;
  • резкие комментарии взрослых по поводу ошибок, допускаемых при прочтении текста (особенно на начальных этапах);
  • время, которое дети проводят за просмотром мультфильмов, телепередач, компьютерными играми.

Между тем, активное чтение позволяет избежать многих проблем не только в обучении (повышается уровень общей осведомленности, формируется богатый словарный запас, грамотность при письме, развивается воображение), но и в процессе социализации детей (в сказках описываются многие жизненные ситуации, трудности, с которыми сталкиваются действующие лица, и способы их преодоления).

Общие рекомендации по обучению

Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

  1.  Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

Правильно научить читать — особые секреты

В каждой книге есть три составляющие: герой, сюжет и голос рассказчика. Мы уже определились с тем, что выбираем классическую детскую литературу — там проверенные временем герои и увлекательный сюжет. Теперь нам осталось правильно читать детям, тогда у них непроизвольно возникнет вовлеченность в процесс и постепенно зародится ЖЕЛАНИЕ читать самому.

Юрий Бурлан на тренинге делает особый акцент на этом моменте. Мы учим детей, максимально вовлекая в процесс, заинтересовывая, — тогда принуждения не потребуется.

Правильно научить читать гораздо легче, если понимаешь особенности восприятия своего крохи. Восторг охватывает, когда видишь, что твой малыш складывает из слогов слова и читает! Ведь он открывает для себя новый, абсолютно безграничный мир!

Но вы даже не представляете, какое внутреннее блаженство и бурные эмоции радости пробуждаются в самом малыше. Он каждой клеточкой ощущает, что растет и развивается, что у него получается читать.

Правильно научить читать — особые секреты

Ребенок хочет порадовать маму и научиться читать. Это особое эмоциональное состояние обоих. Мама получает не меньшее наслаждение, когда ребенок начинает правильно читать. Это как первый шаг, только на другом уровне. И приз получают оба. Маме важно принимать индивидуальные особенности малыша и не готовить его к конкурсам на скорость или артистизм. Сам процесс чтения должен доставлять удовольствие.

Читайте также:  Лечение или профилактика: зачем младенцу массаж

Эгоистичное желание мамы, чтобы ребенок быстро научился читать, часто оставляет за скобками самого кроху. Он в этот момент как будто объект для экспериментов.

«Недавно видела в инстаграм, как маленькая девочка читала на публику. Читать ее научили, а вот сопереживать, чувствовать, о чем она читает, — нет. Правильно ли это? Видно, что и у мамы были другие задачи — показать свою кровиночку во всех соцсетях, т. е. всем показать, какая она замечательная мама».

Для чего вы хотите научить ребенка читать? Чтобы ему было хорошо или чтобы вы могли всем показать, какая вы замечательная мама? Кстати, когда вы начинаете оценивать ребенка в сравнительных категориях, сравнивая с Васей или Петей в навыках чтения, то тем самым отбиваете у своего чада охоту читать.

Именно поэтому системно-векторная психология делает акцент на намерениях и атмосфере, в которой происходит обучение.

Правильно учиться читать через принцип наслаждения

Самое главное во время обучения — это радостная и теплая атмосфера. Ни в коем случае не должно быть принуждения или ругани во время обучения. Читать нужно правильно. Это значит не только четко произносить слова, но и проявлять эмоции. Устраивать мини-спектакль из каждого прочитанного слова или предложения.

Правильно научить читать — особые секреты

Таким образом ребенок чувственно вовлекается в процесс и получает огромное удовольствие.

Во время чтения правильно будет полностью сосредоточиться на ребенке, на его эмоциях и ощущениях. Обнять, вместе поплакать над девочкой со спичками.

Меняйте интонацию, где-то напевайте, в другом месте замедляйте темп, а где-то переходите на почти шепот, чтобы ребенок вслушивался. Таким образом научить ребенка читать можно гораздо раньше. Ведь он становится полностью вовлеченным в процесс.

Разминка

Целью разминки является включение ребенка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов». А именно артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

Нужно разбудить язычок, губки, щечки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Хочу порекомендовать вам свою зарядку, которую я выполняю на работе перед каждым выходом в прямой эфир. Для тех, кто не в курсе сообщаю, я работаю ди-джеем на радио.

Разминка

Зарядка «ди-джея» = Артикуляционная гимнастика + Чистоговороки + Скороговорки

Артикуляционная гимнастика

Предложите ребенку выполнить следующие несложные упражнения:

  1. «Потягушки» Высунуть я зык изо рта и постараться дотронуться до носа, потом до подбородка, потом до левой щеки, ну и до правой.
  2. «Вкуснятина» Высунуть язычок и сделать движения по кругу, как будто облизываясь. Сначала проходим по нижней губе, потом через уголок перейти на верхнюю губу и вернуться к нижней. А потом в другую сторону.
  3. «Ку-ку» При сжатых губах толкаем языком изнутри одну щеку, а потом вторую.
  4. «Лошадь Пржевальского» Это упражнение для губ, когда через не сильно сомкнутые губы с силой выдуваешь воздух. В результате губы от потока воздуха должны завибрировать и издать специфический звук, похожий на фырканье лошади.
  5. «Улыбайся» Губы растягиваем в улыбку, а потом вытягиваем в трубочку.
  6. «Толстощек» Надуваем одну щечку, сдуваем, потом надуваем вторую щечку, сдуваем, а потом надуваем сразу две щечки. Да и сдуть потом не забудьте.

Для занятий артикуляционной гимнастикой приготовьте зеркало. Во-превых, чтобы можно было контролировать процесс. А во-вторых, иногда такие смешные рожицы получаются, что настроение поднимается.

Читайте также:  Все нюансы развития ребенка в 1 год и 9 месяцев

Чистоговорки и скороговорки

Разминка

Чистоговорки — это такой наборчик из нескольких слогов и коротенькой фразочки следом за ними, например:

Ко-ко-ко-ко – убежало молоко!

Ца-ца-ца- ца – пригорела пицца!

Ри-ри-ри-ри – прилетели снегири!

Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно. Главное следите, чтобы все буковки проговаривались качественно и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. А чтобы с ритма не сбиваться, можно постукивать по столу ручкой.

Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых, подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает не просто.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал грека через реку.

Купи-ка котику Китикетика.

Их очень много, наверняка и вы сможете вспомнить пару штук, своих любимых. Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее прочитать, то не требуйте от него скорости. Пусть читает медленно, но чистенько, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет увеличиваться.

Разминка

Читать скороговорки можно по разному:

  • сначала про себя;
  • потом шепотом;
  • потом тихим голосом;
  • а потом уже громко.

Единственное на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность.

Разминка окончена, можно приступать к СЧУ — специальным читательным упражнениям.

Совместное чтение с ребенком

Часто правильный подход родителей к воспитанию у школьников интереса к литературе позволяет добиться желаемого, но так происходит не всегда. У учеников начальных классов существует серьезное препятствие, мешающее им полюбить чтение сказок и рассказов.

Чаще всего школьники еще не могут знакомится с текстом также быстро, как это делают взрослые. Им не хватает практики для того, чтобы научиться бегло знакомиться с книгами, хорошо запоминая прочитанное. Из-за этого многие ребята так и не могут увидеть в чтении литературы прекрасный вид досуга. Именно поэтому важно постараться не только заинтересовать ребенка книгами, но и научить его быстро и качественно усваивать информацию из них.

Во многом этого можно добиться благодаря постоянной практике. Если каждый день подолгу знакомиться с текстом, то со временем скорость чтения увеличится. Но на способность запоминать прочитанное это мало повлияет, а ведь она важна не меньше.

Сегодня существует множество методик, позволяющих научить школьников хорошо усваивать текстовую информацию. Но важно отдавать предпочтение тем из них, которые комплексно развивают память и скорость чтения. Только так можно будет добиться видимого результата за более короткие сроки. Обучаться подобным техникам можно и самостоятельно, но это потребует постоянного контроля периодичности тренировок. Поэтому большинство взрослых предпочитает отдавать малышей в центры дополнительного развития, где обучение ведется по проверенной временем программе.

Занятия по обучению ребенка быстрому чтению и хорошему запоминанию прочитанного позволят ему пересмотреть свое отношение к литературе. Умение без труда усваивать большие объемы текстовой информации помогает легко воспринимать любые произведения, а значит и знакомство с детскими сказками и рассказами будет даваться проще.

Как научить ребенка читать в лет в домашних условиях по методике Зайцева

Дети, которым сложно долгое время сидеть на одном месте, полюбят обучение чтению при помощи кубиков Зайцева.

На кубиках написаны слоги, состоящие из гласной и согласной букв.

У каждого есть свой цвет и звук, помогающие малышам строить ассоциативные ряды.

Задача учителя — придумать увлекательную игру с кубиками, в процессе которой будет необходимо отыскать нужные слоги и построить из них лестницу, башню, и т. д.

Одной из наиболее эффективных методик считается обучение по кубикам Зайцева

Кроме того, в наборе есть специальные таблицы для конструирования слогов. Это помогает сделать процесс легким и доступным.

Совет: во время обучения для закрепления результата используйте прием рефлексии, чтобы оценить как малыш запоминает материал.