Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей

Многие родители слышали о песочной терапии, а кто-то даже задумывался о том, чтобы посетить подобное занятие со своим ребенком. Тема чудодейственных свойств песка для развития ребенка с каждым днем становится все более популярной. Что же это за вид терапии, и почему она может пригодиться малышу?‏

Детский мир

Еще в начале прошлого века психоаналитики столкнулись с трудностями в работе с детьми, которые не могли выразить свое беспокойство или описать проблему словами. Маленькому ребенку вообще свойственно выражать себя через игру, ведь игра – самое естественное для него занятие. Сочиняя сюжеты и совершая различные действия с игровыми фигурками, малыш может выразить свои переживания: тревогу, злость, страхи. А психолог, наблюдая за детской игрой, отмечает особенности поведения ребенка, его потребности, реакции, отношение к различным предметам.

История развития метода песочной терапии, берет свое начало с работы английского психолога Маргарет Ловенфельд, основательницы Лондонского Института детской психологии: именно она решила поместить игровые фигурки в песок. Дети, с которыми работала Маргарет, выстраивали на песке сюжетные картины и называли это «Мой мир». Так появилось название нового метода «Техника мира», прародителя песочной терапии.

В конце 50-х годов XX века швейцарский юнгианский аналитик, детский психотерапевт Дора Калф, ученица Карла Густава Юнга, соединила метод «Техники мира» с юнгианским аналитическим направлением, придумав собственно песочную терапию. Она обнаружила, что картины, созданные с помощью песка и маленьких фигурок, отражают мысли и внутренние переживания ребенка. Вот что Дора написала в своей книге «Sandplay»: «Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

История появления песочной терапии     

В детских садах большое внимание уделяется развитию мировоззрения ребенка и его знакомство с новыми видами, формами материала. В раннем возрасте открываются скрытые способности малыша, которые со временем могут развиться в значительный талант взрослого человека. Отмечается, что песочная терапия для детей, занятия которой применяются все более и более широко появилась благодаря исследованиям и научным работам весьма известного ученого Юнга Карла. На протяжении значительного количества времени он изучал свойства этого природного материала и его прямое воздействие на психологическое восприятие методом прямого контакта. В процессе исследовательской деятельности было отмечено, что подсознание человека способно посылать импульсы различным органам и тем самым прямым образом оказывать на них влияние. Так при возникновении недуга подсознание помогает привести организм к выздоровлению, помимо прочего человеческий мозг на подсознании способен мобилизовать свои функции и тем самым помочь в решении сложных ситуаций.

Читайте также:  Повышение иммунитета у детей при контагиозном моллюске

Популяризация песочной терапии в дошкольных учреждениях

На основании исследований сделанных группой ученых общепризнанным фактом стало целесообразность использования занятий с песком в детских учреждениях.

Основными факторами, послужившими возможности внедрения программы стали

История появления песочной терапии     
  • Физические свойства песка к изменению состояния
  • Возможность создания скульптур и изготовления фигурок из мокрого песка
  • Благотворное влияние на нервные окончания при тактильном контакте
  • Стимуляция развития воображения ребенка та как песочная терапия, для детей занятия которой разработаны с учетом психо-эмоциональной окраски позволяют получать ребенку максимальную пользу в процессе обучения
  • Возможность произведения картин на сухом песке, покрывающем стеклянную или керамическую поверхность
  • Свойства седативного воздействия на психику

Специалистами отмечаются следующие изменения в психо-эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком

  1. Развитие фантазии с опережением сверстников
  2. Поднятие настроения в процессе
  3. Развитие образного мышления
  4. Благотворное влияние на формирование речи в качестве вспомогательной терапии при логопедических нарушениях у ребенка.

Отмечается, что позитивный заряд энергии после работы с песком обуславливается отдачей через кончики пальцев энергии, которой материал пропитывается, находясь в природной среде.

Занятия, как правило, проводятся в игровой форме, чем позволяют создать непринужденную атмосферу, усиливающую благотворное воздействие песка.

Так как песочная терапия для детей, занятия которой интересует большинство родителей, и становится популярным с каждым годом, следует понимать, что в песке принесенным с улицы находятся вредоносные микробы и бактерии и потому с целью избегания их контакта с ребенком материал следует подготовить для занятий

  • Промыть в проточной воде
  • Просушить на открытом поддоне
  • Прокалить в духовом шкафу на протяжении 30 минут при температуре не ниже 200С

После проведения вышеописанных действий занятия с песком будут приносить исключительно пользу, и повышать настроения, как родителям, так и малышу.

История появления песочной терапии     

Логоритмика для детей 2-3 лет

Какую подушку выбрать для ребенка

Как справляться с детскими истериками

Раннее обучение иностранному языку

Техники рисования на световом планшете

1. Насыпание. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий.

2. Щепоть. Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.

3. Ладонь. Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирается рисунок, оставляет отпечатки.

4. Кулак. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.

5. Рисование пальцами. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.

6. Рисование с использованием инструментов. Рисунки, линии, орнаменты создаются при помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от силы нажима.

Подходы к применению песочной терапии

Методики применения песочной терапии могут быть разными:

  • занятия для коррекции психики у дошкольников;
  • игровые занятия с детьми младшего школьного возраста и в подростковом периоде;
  • обучающая песочная терапия, в игровой форме учащая писать, читать и овладевать различными знаниями;
  • подготовительные занятия перед школой в небольших группах по 6 человек.

Перечислим важные основные задачи, которые ставит перед собой песочная терапия. Цели:

  • совершенствование созидательных способностей ребенка;
  • установление равновесия в эмоциональном плане и положительного восприятия мира;
  • создание положительных моделей для общения;
  • корректировка решения трудных задач и ситуаций;
  • избавление от агрессии, страха, замкнутости;
  • совершенствование внутреннего потенциала ребенка (малыш становится более самостоятельным, уверенным и ответственным);
  • улучшение деятельности процессов познания (памяти, мышления, воображения, внимания);
  • формирование навыков коммуникации.
Читайте также:  Имена для девочек и мальчиков на 2019 год

Упражнения

В работе с детьми можно придерживаться какой-то определенной программы либо импровизировать. В любом случае, следует сначала познакомить ребенка с песком.

Предложите сделать небольшие упражнения:

1. Нужно провести по песку ладошками, сначала внутренней, а затем тыльной стороной. Попросите рассказать о своих ощущениях. Если малышу 1-2 года, то вряд ли он сможет правильно подобрать слова для описания, помогите ему в этом.

2. Теперь выполните с ребенком задание «Змейка», рисуя пальчиками плавные волнистые линии.

3. Предложить малышу взять по горсти песка в каждую руку и сжать кулачки, а затем медленно высыпать песок обратно.

4. Закопайте ладошки малыша в песочек. Он должен их отыскать.

5. В довершении знакомства каждый пальчик может «поздороваться» с песком, стараясь оставить отпечаток (углубление). Опять же, если ребенку мало лет, то ему может потребоваться помощь взрослых.

Упражнения

Пример упражнения, которое можно использовать для работы с агрессивными детьми.

«Сказка»

Предложите ребенку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи. Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для детей постарше это может быть фильм или просто сценка).

Скорее всего, ребенок с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.

Дело в том, что во время игры дети освобождаются от негативной энергии.Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен гораздо меньше, а в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.

Результат в развитии способностей и коррекции психического и эмоционального состояния бывает, как правило, заметен уже после 6-10 занятия.

Ранее Yellmed писал о том, что рисование поможет бороться со стрессом.

Что такое Песочная терапия? Песочная терапия — это

Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь.

Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.

Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир.

Почему же, даже став взрослыми, мы с детским азартом и воодушевлением строим замки из песка?

Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Собственный мир в миниатюре из песка. Увлекательная игра или серьёзное терапевтическое направление?

«Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого.

Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

Пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов, — всё это формы песочной терапии.

Фигурки могут символизировать как субличности человека, создающего песочные образы, так и реальных людей, с которыми он связан.

Выстраивая героев песочного города, человек строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход используется в гештальт-терапии и психосинтезе.

Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так делает, почему так думает.

В процессе песочной терапии проявляются творческие возможности человека, благодаря чему происходит отреагирование внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне.

Читайте также:  Как научить ребенка вязать

Песок ассоциируют с бессознательным, из которого человек сам извлекает предметы, освобождаясь тем самым от подавляемых конфликтов.

«Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя», — пишет К. Г. Юнг.

Создавая песчаные ландшафты, человек может осмыслить содержание бессознательного.

Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.

Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его. А затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека.

Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.

Песочная терапия позволяет:

  • выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
  • открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;
  • даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

Психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению, считала Дора Кальфф.

В результате курса песочной терапии проходит тревога, искажающие поведение эмоции устраняются. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и детей и взрослых. А ведь посмотреть на свой внутренний мир со стороны можно и дома. Арт-терапевты советуют иметь песочницу, чтобы в трудные минуты или минуты радости создавать песочные картины.

Законченная концепция песочной терапии еще не сформирована, но уже является эффективным методом в психотерапии и психологическом консультировании. У песочной терапии есть интересное прошлое, наработки в настоящем и более чем перспективное будущее.

Кому может помочь

Этот метод универсален, существует игротерапия и для взрослых, которые с ее помощью также «проживают» неприятные эмоции или избавляются от стресса. Но если «домашняя игротерапия» может проводиться с любым ребенком, то профессиональная — требует обязательно обращения к специалисту, который, как правило, «работает» с определенными проблемами, так как именно при их наличии игротерапия является максимально эффективной. Так, игровая терапия с тревожными детьми имеет свои особенности, также как и игротерапия с детьми с отставанием в развитии или психотравмой.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Гештальт-терепия: что такое гештальт, принципы и суть, защитные механизмы, молитва

Это могут быть психические и поведенческие расстройства, проявляющиеся:

  • Агрессивностью,
  • Страхами
  • Тревожностью
  • Трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
  • Низкой успеваемостью
  • Заиканием
  • Энурезом
  • Другими проблемами.

С такими нарушениями поведения и расстройствами сталкиваются множество детей, которые пережили стресс из-за развода родителей, потери близкого человека, переезда, жестокого обращения, ставшие свидетелями какого-то психотравмирующего события и так далее.

Кому может помочь

Игровая терапия с тревожными детьми помогает не только снизить уровень негативных эмоций, но обнаружить их источник, а это иногда бывает гораздо важнее – в случае семейного насилия, жесткого обращения с детьми в образовательных учреждениях и так далее.

Игротерапия используется как метод коррекции поведения и обучения новым навыкам у детей с особенностями развития и нарушением соцадаптации. Этот метод применяется при всех видах психического расстройства, исключая глубокий аутизм и шизофрению. С помощью игротерапии детям с особенностями развития прививают важнейшие бытовые навыки, учат взаимодействию с другими людьми, а также проявлению своих эмоций. Но терапию таких детей должен проводить только специалист с образованием и навыками работы. Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.

Сегодня игровая терапия рекомендована к применению с 2-х лет. Игротерапия в детском саду помогает решить проблемы адаптации ребенка, учит детей взаимодействию и навыкам общения. Ее может проводить как детский психолог, так и воспитатель, получивший соответственное образование.