Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

В статье поговорим о ребенке-подростке. Человек в таком возрасте очень раним и непредсказуем, потому что в нем происходит достаточно много изменений на физическом и психологическом уровне. Сегодня мы поговорим о разных аспектах жизни молодого поколения, а также о воспитании детей-подростков.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

Что дается при рождении
  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Что дается при рождении

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

Этапы взросления

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше. Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал. Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Этапы взросления

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, развивая таланты и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу. Разговаривайте с сыном или дочерью на равных, как со взрослыми. Они в пятнадцать лет уже полноценные взрослые личности, просто очень молодые и пока неопытные.

Этапы взросления

Почитать в тему: Как правильно родителям общаться с подростком

Не вешайте на них свои проблемы

Откровенно говоря, мы, взрослые, вступая в подростковый возраст ребенка, очень много знаем про него и очень мало — про себя. Что со мной самой происходит в это время, почему у меня дрожат руки каждый раз, когда я начинаю думать про его экзамены, почему мне так страшно его отпускать? Во многом это наши тревоги, наши волнения, которые мы обрушиваем на ребенка, чтобы он нас утешил и успокоил. Помимо того, что лежит на нем самом: гормональная буря, ответственность за собственную судьбу, неумение разбираться, что с ней дальше делать, отсутствие позитивных способов справляться со своими возрастными задачами…

Читайте также:  Аптечка для новорожденных: состав детской аптечки (ПОЛНЫЙ список)

Еще одна задача, которая стоит перед нами, когда у нас дети-подростки, — самим не разрушаться от подростковых проблем.

Да, мы не железные, мы тоже можем сломаться, иногда это имеет даже какой-то неожиданный воспитательный эффект, но постоянно демонстрировать ребенку, что он тут взрослый и отвечает за маленькую беспомощную маму и большого беспомощного папу, — слишком тяжелая для него ноша.

В свое время мы на форуме для родителей гиперактивных детей придумали хороший мем — «большая добрая слониха». В первые десять лет своей школьной биографии, когда я шла в школу объясняться с учителями по поводу того, что дети в очередной раз накосячили, я оказывалась в позиции несчастной собачки с поджатым хвостом. Которая идет туда, вся трясясь внутренне, но готова, если ее уж зажмут в угол, атаковать и искусать до полусмерти. Но самая грамотная родительская позиция — «я большая мудрая слониха». Я могу спокойно защитить своего детеныша, у меня есть силы и ресурсы, я умею решать проблемы, я могу поддержать своего слоненка, если он провалится в яму, — вытащу, протянув свой длинный хобот.

Да, дети становятся ужасно противными. Ты ему хобот, а он тебе хвост. Это их возрастная задача — стать максимально противными, чтобы нам захотелось побыстрее дать им пинка и чтобы они вылетели, наконец, из гнезда. Потому что когда мы уж очень хорошие, удобные родители, уютные, приятные, в гнезде тепло и хорошо, — вылетать оттуда абсолютно не хочется. И вот сидит такой оперившийся птенчик, ему уже пора свое гнездо заводить, а он никуда не собирается улетать, ему и так хорошо: мама, папа червячков приносят. Слышала ответ психолога одной маме: «Если бы у меня была такая прекрасная и заботливая мама, как вы, я бы даже жевать перестала».

И вот здесь всегда очень трудно давать советы: и пережать нельзя, и недожать нельзя. И много свободы плохо, и мало свободы плохо. Как нам все время находить царский путь, эту золотую середину между двумя крайностями, никуда не сваливаться и при этом сохранять спокойствие?

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков

Конечно же, проблемы подросткового возраста сугубо индивидуальны, поскольку каждый подросток по-разному реагирует на психо-физические изменения, которые с ним происходят. Но существует и ряд общих проблем, свойственных для всех детей этого возраста. Так чего же стоит ждать родителям от своих детей-подростков?

1. Нестабильное настроение, неорганизованность, несобранность

В подростковом возрасте ребенок, как правило, отказывается содержать свои вещи в порядке, соблюдать ежедневную гигиену, придерживаться распорядка дня и правильно питаться. Настроение подростка без видимых причин может практически за мгновение измениться с радостного на печальное, с романтичного на агрессивное. При этом любые свои эмоции ребенок проявляет открыто и очень ярко: весело хохочет, горько плачет, закатывает истерики и т.д. А все из-за того, что ребенка постоянно терзают самые разные сомнения и он очень остро переживает каждое из своих настроений.

2. Робость и застенчивость

Неудовлетворенность собственной внешностью приводит к тому, что ребенок начинает испытывать робость перед незнакомыми людьми, боится публичных выступлений, стыдится самого себя. Ребенок, который считается себя слишком толстым или худым, высоким или низким, длинноносым или лопоухим очень страдает, и испытывает определенные трудности в общении не только с посторонними, но и со своими друзьями. Заниженная самооценка может привести даже к тому, что подросток откажется выходить из дома и сведет контакты с окружающими к минимуму.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков

3. Мятеж

В период подросткового кризиса у ребенка развивается критический способ мышления и появляются свои взгляды на события, людей или проблемы. Чтобы подтвердить собственное «Я» подростки стремятся подвергнуть отрицанию и сомнению все, что раньше признавали: они открыто протестуют против одежды, которую для них покупают родители, против мебели, которая стоит в их комнате, против замечаний взрослых, которые, по их мнению, несправедливы и т.д.

4. Нерешительность и заторможенность

Когда по всем внешним и интеллектуальным признакам подросток ощущает себя взрослым человеком, но при этом вынужден считаться с ограничениями, устанавливаемыми для ребенка (которым он, по сути, и является), молодой человек испытывает разочарование, проявляемое в заторможенности и нерешительности. Он не знает, как реализовать свои представления о жизни и не подвергнуться осуждению со стороны родителей и других взрослых.

5. Агрессивность

Достаточно часто понятия «агрессия» и «сила» воспринимаются подростком как синоним, позволяющий добиться того, что ему хочется. Но поскольку механизм контроля у ребенка в подростковом возрасте развит достаточно слабо, проявления агрессии, как способа доминирования и властвования, могут стать причиной серьезных конфликтов (если агрессия направлена на окружающих) и разрушения личности (если агрессия направлена на самого себя).

Читайте также:  Весёлые игры на развитие отличной памяти у школьников

Норма самооценки дошкольника: этапы и признаки

Существует ли какая-то норма самооценки дошкольника? Психологи выделяют несколько этапов формирования самооценки у детей дошкольного возраста.

  • С рождения до 1,5 лет. Когда малыш появляется на свет, он не имеет представления ни о себе, ни об окружающих. Среда, в которую он попадает, начинает влиять на его миропонимание и развивать самооценку. 

Новорожденные умеют только чувствовать отношение к себе, дети постарше уже оценивают свою внешность и замечают мнение окружающих.

Если малыш чувствует положительное отношение и любовь, самооценка развивается правильно. Если сталкивается с негативом и критикой в свой адрес, самооценка развивается низкой. Мнение родителей крайне важно, так как именно в первый год формируется привязанность и доверие. 

  • 1,5 года – 4 года. К этому времени ребенок переживает один-два возрастных кризиса: в 1 год и 3 года. Малыш добивается самостоятельности, доказывает, что он личность и «качает права». 

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится. 

Норма самооценки дошкольника: этапы и признаки
  • 4 года – 6 лет. Ребенок формируется как личность, определяет, каким человеком хочет быть, кем стать, чем обладать. Доверие к родителям и наличие взаимопонимания помогают развиваться правильной самооценке. 

Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Самооценка формируется в зависимости от активности и деятельности детей. Развитие предполагает ситуации, в которых малыши должны каким-то образом проявлять себя и выражать свою позицию. 

Игра, общение со сверстниками может требовать проявления характера. Если наблюдать за детьми, можно довольно быстро определить характер малыша. 

Тот, кто с ходу начинает командовать, говорить, что и как надо делать, не имеет проблем с самооценкой. 

Тот, кто беспрекословно подчиняется или вовсе боится подойти к играющим, страдает от низкой самооценки.

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность. Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию. Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.

Воспитание девочки без матери

Когда мать уходит из семьи, это противоестественно. Однако в последнее время такая ситуация мало кого удивляет. Материнский инстинкт стал не так сильно проявляться у современных женщин. Некоторые из них рожают и «забывают» своего ребенка в роддоме или отправляют грудничка к своим родителям, с упоением продолжая заниматься карьерой, прикрываясь тем, что для ребенка нужны деньги. На самом деле для нормального воспитания малыша нужна мама, ее любовь и забота. Но если уж ему не довелось иметь мать, то хорошо, что у него есть отец. В конце концов, бывают очень нежные и добрые мужчины, которые стараются заменить ребенку мать, и сильно его любят.

Некоторые психологи убеждены, что воспитание девочки одним отцом создает самую главную психологическую проблему — Эдипов комплекс, то есть бессознательное половое влечение к родителю противоположного пола. Чаще всего это происходит при неправильном воспитании ребенка отцом, когда девочка психологически заменяет ему любимую женщину: он стремится наряжать ее, покупает украшения, дарит цветы. Хотя сами по себе такие подарки вполне естественны, ведь малышка подрастает и хочет быть красивой и хорошо одеваться. Важно, какую роль это играет для самого отца. Одно дело — периодически баловать дочку и покупать ей то, что она просит, а другое — по собственной инициативе забрасывать ее подарками, заставлять примерять наряды и восхищаться ее внешностью. Такое отношение может заставить девочку воспринимать отца как мужчину, и вести себя соответственно.

Чтобы не допустить развития таких отношений, отец должен отдавать себе отчет в том, что к ребенку нельзя применять такие же отношения, как к взрослой женщине. Но иногда это происходит помимо его воли. По-отцовски нежно любя свою дочку, чувствуя ответственность за нее, мужчина нередко жертвует своей личной жизнью и даже не пытается найти женщину, которая могла бы стать его женой. Он уже имеет один негативный опыт и боится, что чужая женщина и не сможет заменить ребенку родную мать. Кроме того, многие отцы после развода разочарованы в женщинах и надолго «остывают» к ним. Что можно посоветовать такому папе? Подумайте, своей нежной привязанностью и постоянным участием сможете ли вы дать ребенку то, что не дала мать? Вряд ли. Конечно, вы во многом сгладите ее отсутствие, но полностью заменить все равно не сумеете, зато сформируете ненормальную зависимость дочери от вас. Любовь и забота отца хороша в меру Постарайтесь заняться своей личной жизнью или найдите какое-нибудь хобби. И помогите дочке сформировать образ матери, как прекрасной женщины. Не нужно внушать ребенку ненависть к ней. Рассказывайте о ней только хорошее, говорите с дочкой о женской доброте и мягкости, терпении и уступчивости, о любых добродетелях, которые бы вы хотели видеть у вашей малышки. Ребенок берет пример с родителя своего пола, а если его нет, то с других взрослых женщин, с которыми она или вы общаетесь. Поэтому не лишайте себя дружбы с добрыми и понимающими женщинами, которые помогут вашей дочери обрести правильные ориентиры в жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка в 9 месяцев (что должен уметь)

Источники: -pravilno-vospitat-devochku-podrostka/ -s-detmi/ -pravilno-vospityvat-devochku-1-2-3-4-5-let-sovety-psixologa

Становление

В юности человек пытается максимально себя проявить, и лучше всего он это может сделать при помощи общественно-полезной деятельности. Очень важно, чтобы ребенок участвовал в различных мероприятиях, проявлял свои те или иные качества, пробовал себя в чем-то новом, искал то, что ему будет нравиться.

Самореализация и поиск себя в каких-то занятиях, это гораздо важнее, чем хобби для взрослого человека. Если взрослый просто приятно проводит время, то ребенок, когда занимается чем-то, понимает, нравится ему это или нет. В будущем это поможет определиться с профессией и найти свое дело в жизни.

Юный возраст детей и подростков провоцирует их искать приключения и постоянно узнавать что-то новое. Именно поэтому очень важно не ограничивать подростка в общении и всячески способствовать его всестороннему развитию. В такой линии поведения со стороны родителей есть очень большой плюс, который заключается в том, что если подросток постоянно занят, развивается и что-то делает, то он меньше подвержен посторонним и пагубным влиянием. Он сосредоточен на себе, развивает свою личность и качества. В итоге избегает многих ошибок, которые характерны для детей, не знающих, чем заняться, и впустую тратящих время.

Юношеский возраст

В юношеском возрасте начинается построение тех идеалов, к которым хочется стремиться. Подростки решают свои проблемы тщательнее, путем общения со сверстниками и некоторыми взрослыми, которых они уважают. На данной стадии возникают различные изменения по отношению к проблемам, которые раньше казались пустяками или наоборот тяжело решаемыми.

Так же подросток начинает внимательнее следить за своей внешностью: выглядеть более опрятным, одеваться по моде, чтобы нравится другим своим сверстникам. Дети в таком возрасте склонны к частым стрессам без какой-либо особой причины. Они начинают больше думать о себе, проявляется эгоизм. Ставят себя наравне со взрослыми и постоянно доказывают свою правоту, считая, что взрослый человек слишком глуп, чтобы понять душевное состояние подростка.

Дети в таком возрасте очень ценят дружбу, и если друг предал другого друга, то это не прощается. Обычно друзьями становятся подростки одного и того же пола, одинаковых способностей, социального статуса, а бывает, что и совершенно разные по интересам дети дружат. Однако подростки склонны часто менять друзей на других из-за своей неопределенности.

В этом возрасте дети практически не поддаются взрослым. Подростку важнее мнение сверстников. Некоторые создают свою группу, в которой они чувствуют себя в безопасности, делают то, что нравится. Именно группа влияет на поведение того или иного подростка, который состоит в ней. Он всегда будет прислушиваться к мнению большинства из этой группы, и действовать по их правилам.

Вам должно быть так-же интересно:

  • Как правильно воспитывать мальчика
  • Как развить речь ребенка и помочь ему заговорить
  • Детская депрессия: симптомы и что делать
  • Основные особенности общения с трудными и неподатливыми детьми
  • Переходный возраст: как пережить его и воспитать гения
  • Влияние социальных сетей на психику подростков
  • Капризные делать если ребёнок капризничает
  • Детские страхи и их преодоление
  • Если ребенок грызет ногти: причины, чем это опасно и что делать
  • Как проявляется кризис 3 лет у детей и как нужно вести себя родителям
  • Положительное и негативное влияние СМИ на развитие детей
  • Как подготовить ребенка к школе: полезные советы и рекомендации
  • Опубликовано в
  • Детская психология

месяцев

В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.