Гаджеты для детей. Польза и вред в процентах

Без компьютеров современный мир представить невозможно, они сопровождают людей повсюду: на работе, дома, в автомобилях и магазинах. Взаимодействие с ними человека, причем не только взрослого, но и ребенка, стало привычным явлением. Компьютер – полезное, а в некоторых случаях незаменимое устройство. Вот только безобидным его назвать нельзя, особенно в отношении детей.

Полезное влияние компьютера на детей

Современные дети проводят за компьютерами немало времени, используя его не только для обучения, но и для развлечений. С их помощью они узнают много нового, общаются с разными людьми и занимаются творчеством. Работа мышкой и использование клавиатуры способствуют развитию мелкой моторики. Компьютерные игры развивают логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции и визуальное восприятие. Они совершенствуют интеллектуальные навыки, учат аналитически мыслить, обобщать и классифицировать. Но если компьютер в жизни ребенка занимает слишком много времени, помимо пользы, он может нанести и вред.

Общие гигиенические рекомендации для работы с компьютером

  • Высота сидения нужна такая, чтобы ноги стояли на полу полной стопой, а спинка обеспечивала удобный упор для спины.
  • Основной ряд клавиатуры должен располагаться приблизительно на уровне локтя, а начав печатать, необходимо держать предплечье, запястье и кисть руки или рук в естественном, удобном положении, не допуская прогиба запястья и пальцев назад.
  • Плечи необходимо расслабить, не приподнять или опускать, соответственно нужно создать опору для предплечий.
  • Окно должно находиться сбоку от монитора, лучше слева.
  • Голова должна располагаться ровно по отношению к плечам, а шея — в удобном положении. В поле зрения не должны попадать яркие источники света.
  • Расстояние до монитора должно равняться длине вытянутой руки до суставов пальцев.
  • Нажимать на клавиши и мышь не стоит слишком сильно, надо обучиться печатанию не глядя, чтобы часто не смотреть на клавиатуру.
  • Документы, телефон, справочные материалы и другие часто используемые предметы нужно расположить так, чтобы их было просто доставать.
  • Нельзя работать без перерывов, полезнее частые короткие перерывы, чем редкие и продолжительные.
  • Во время перерывов нужно встать и потянуться, хорошо размять мышцы и суставы.
  • Рекомендуется периодически выходить на улицу и глубоко дышать. Большая умственная сосредоточенность при работе с компьютером, нередко ведет к задержкам дыхания и прерывистому дыханию.
  • Сидя за монитором человек моргает втрое реже, поэтому следует не забывать моргать, а также периодически отводить глаза и смотреть на удаленные предметы.
  • При работе с компьютером детям можно рекомендовать почаще делать физические упражнения во время частых перерывов.

Когда пора прекращать

Сколько же можно детям проводить за компьютером? Мэтью Джонсон, директор некоммерческой организации MediaSmarts, которая занимается обучением медиаграмотности полагает, что родители должны в этом вопросе руководствоваться в первую очередь здравым смыслом и возрастными особенностями ребенка.

Читайте также:  10 способов отучить ребенка от пустышки

Режим screen-free едва ли сегодня достижим

Когда пора прекращать

Действительно, в современном мире режим screen-free (то есть, полный отказ от компьютера и гаджетов), к сожалению возможен только в период отпусков и каникул. Тем не менее, существуют жесткие нормы нахождения детей за компьютером. Итак.

Опасность для психики

— Длительное бесконтрольное сидение ребёнка за компьютером помимо нарушения зрения может привести к очень сильной невротизации, — считает Арина Егоренкова, детский психолог. — В этом случае у ребёнка могут развиться депрессия, склонность к появлению страхов, астенизация (утомляемость, снижение внимания). Особое влияние на ребёнка оказывают игры и Интернет. С одной стороны, они требуют сообразительности, умения мыслить логически, памяти, способности держать в уме множество вариантов, воображения, наконец. Но с другой — игры с агрессивным содержанием способны стимулировать жестокость, перестраивать сознание. У ребёнка может сформироваться психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками.

А детям, злоупотребляющим Интернетом, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворённость, страдают от низкой самооценки.

Но не всё так плохо. Компьютер, например, позволяет ребёнку самоутвердиться, так как помогает в учёбе, а затем и в осознанном выборе профессии, даёт ощущение удовлетворённости собственной ловкостью и смекалкой, расширяет возможности общения со сверстниками. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути лучше вместе.

Как время с гаджетом портит осанку

В ходе мониторинга исследователи изучали также вопрос соблюдения эргономических требований при работе с электронными устройствами. Проще говоря, не только время, но и положение, в котором дети проводят время с гаджетами, режим работы и отдыха имеют огромное влияние на физическое здоровье.

56% школьников сообщили, что проводят время у экранов мониторов, сидя за столом. 31% детей располагаются в кресле или на диване. Остальные устраиваются с гаджетами на кровати или на полу.

При этом у 29% школьников родители всегда строго контролируют правильное положение при работе за компьютером или планшетом (в большинстве случаев это касается учащихся младших классов). Родители 45% школьников напоминают о правильном положении тела периодически. 26% детей абсолютно самостоятельны в этом вопросе (в основном контроль отсутствует у старшеклассников).

Обратите внимание! Неправильное положение тела при работе с электронными гаджетами, недостаточная освещенность рабочего места, использование цифровых устройств в положении лежа или в движущемся транспорте и другие факторы повышают риск развития нарушений осанки, сколиоза и проблем со зрением у детей.

Пять правил для родителей

  • Наблюдайте за ребенком

Наблюдение поможет понять интересы и способности ребенка. Особенно если мы говорим о дошкольнике. Важно смотреть на сиюминутный и долгосрочный результаты. Есть дети, которые не испытывают много удовольствия после каждого занятия, но довольны тем, что начинает получаться спустя полгода. А есть дети, которым нужно вовлекаться в занятие каждый раз — таким, возможно, подойдет преподаватель с определенным подходом к ученикам.

  • Разговаривайте с ребенком
Читайте также:  2 формата бизнеса на организации праздников для детей

Можно делиться наблюдениями и, конечно, задавать вопросы о занятиях. Будьте бережны к ребенку и не давите: если он пока не хочет о чем-то говорить, дайте ему время. И не опекайте чрезмерно. Есть дети, которые могут справиться с проблемой без особой поддержки.

  • Пробуйте разное

Дайте ребенку возможность найти то самое, что подходит именно ему. Для этого нужно пробовать снова и снова, отказываться, если не нравится, и искать баланс, сколько занятий нужно, чтобы что-то понять. Конечно, важно слушать ребенка — даже если вы знаете, что математика — это не его, но он хочет ею заниматься, сводите на пробное занятие, а дальше выслушайте его мнение.

  • Умейте остановиться
Пять правил для родителей

Не бойтесь заканчивать, если занятия перестали быть комфортны и интересны. Если это точно не для ребенка, то пользы ему от этого не будет. Самое сложное — останавливаться спустя год или два. Здесь важно серьезно поговорить с ребенком и узнать, почему он отказывается от занятий. Может быть, у него появились проблемы с преподавателем или сверстниками. Тогда можно сменить организацию или формат занятий.

Если вы считаете, что кружок не подходит ребенку, а он просто не понимает это в моменте, то лучше отпустить и вернуться к этому позже. Если начать давить и заставлять ходить на занятия, то он может полностью потерять интерес к предмету и станет вам меньше доверять.

  • Выберите наставника

Учитель — наверное, самое важное, что есть на занятиях. Особенно для детей младшего школьного возраста, которым нужен именно тот, кто вдохновит их идей вечного любопытства и постоянного получения знаний. Выбирая наставника, ориентируйтесь на отзывы других учеников, но, в первую очередь, на ощущения ребенка. Ему виднее, подходит учитель под его требования или нет.

Слушайте ребенка, не жертвуйте интересом ради результата и знайте меру. Тогда дополнительные занятия принесут пользу, а не вред.

Обложка поста:

Как вести себя родителям

Если школьник не хочет учить уроки и пользуется ГДЗ, стоит с ним поговорить откровенно и объяснить, что от него самого зависит успешность в будущем, наличие хорошей работы и образования. Никакие запугивания или контроль не помогают, наоборот, это дает обратный эффект. Не нужно запрещать ребенку пользоваться решебниками, но пусть это будет обоснованно и разумно. Для хорошей успеваемости, необходимо стараться и учиться, а не только заниматься списыванием готовых заданий.

Важно понимать, как детям, так и родителям, что ГДЗ – это только помощник, а не решение всех проблем и тем более, не путь к хорошей успеваемости. Сегодня первым и успешным стремится быть каждый ребенок, и ГДЗ могут с этим существенно помочь. Бездельникам и лентяям ГДЗ принесут вред.

ГДЗ приносит больше пользу или вред? Вопрос этот остается открытым, и нельзя на него ответить однозначно, каждый отдельный случай индивидуален.   

Краткое руководство к действию в сети для детей и родителей

Далее можно вместе с ребенком найти интересующий его сайт и для удобства сохранить его в закладках, чтобы малыш в любое время смог просмотреть нужную информацию. Кроме того, существует еще много современных фильтров. Они позволяют избегать встречи ребенка с ненужными сайтами для взрослых. Но нужно понимать, что чадо может воспользоваться интернетом и у своих друзей. Поэтому то, с чем малыш может столкнуться в сети, нужно обговорить заранее и объяснить некоторые детали. Для наглядности может быть сделана презентация. «Вред интернета и его польза» – это может быть ее названием. В ней на слайдах нужно наглядно показать, вставив картинки, как действует всемирная сеть. После обязательно стоит обсудить все увиденное с ребенком.

Правила безопасности за компьютером

Если вы хотите уберечь вашего малыша от негативного воздействия, следует позаботиться о рабочем месте. Не следует сажать его за стул предназначенный для взрослого, купите детские кресла, настройте высоту. Уделите внимание осанке малыша, смотрите за тем, чтобы его спина была ровной, лишний раз напоминайте ему держать спину прямо. Клавиатура и мышь могут выдвигаться внизу на подставке. Так же постарайтесь купить хороший монитор, с защищенным экраном и хорошей цветопередачей. Позаботьтесь о зрении ребенка и меняйте температуру экрана. Если малышу нет еще пяти лет, он должен сидеть у компьютера не больше 10 минут. Со временем увеличивайте количество времени на 3 или 4 минуты, но только до 20 или 25 минут максимум, уже когда будет 6 или 7 лет. После 9-10 лет, его время за компьютером составляет час-полтора, но с перерывами. Совсем недавно мы выпустили статью как защитить ребенка, особенно маленьких при использовании телефона: Родительский контроль для Android

Как уменьшить вред от компьютера

Хоть вред компьютера для детей очевиден, отказаться совсем от использования компьютеров неразумно, да и практически невозможно. Домашние задания стали высылать по интернету, там же находится школьный электронный журнал с оценками и записями учителей. Сложно было бы подготовить рефераты. Речь о том, как разумно использовать компьютер в жизни наших детей. И это в наших силах.

Из рекомендаций широкого профиля могу предложить следующие.

Обязательно контролируйте время, которое проводит ваше чадо за компьютером. Также отслеживайте, как именно он проводит это время – какие сайты посещает, с кем знакомится и общается, какие фильмы и ролики просматривает.

Проводите не просто больше времени с ребёнком, а проводите с большей включенностью это время. Можно проверить дневник, поругать за «чистоту» на столе, в комнате, спросить, что он ел, гулял ли, ходил ли на дополнительные задания, звонил ли бабушке – вроде и выполнил свой родительский долг. А где было по-настоящему ваше внимание в это время? Постарайтесь поговорить о том, что действительно интересно вашим детям, о чём они думают, о чём мечтают, чего хотят. И имейте внимание и терпение к их ответам.