Если ребенок вечером не хочет ложиться спать …

Детский возраст от 3 до 7 лет называется дошкольным. В этот период ребенок переживает очередной кризис, его личность претерпевает грандиозных изменений. Именно сейчас он может полностью отказаться от дневного сна и иметь проблемы с засыпанием ночью.

Нужно ли ребенку 4-лет спать днем? Как организовать для него тихий час?

Для детей разных возрастов имеются определенные нормы сна. У малышей 4-6 лет это 11 – 11.5 часов в сутки. Нужен ли ребенку в таком возрасте дневной сон, зависит от того, сколько он спит ночью. Если родители малыша придерживаются своего режима, укладывая его в вечером и поднимая в утром, спать днем ему уже не нужно. Если же ребенок спит меньше или без дневного сна вечером начинает капризничать, тихий час может выручить. Укладывать его после обеда или нет, решают только родители, исходя из наблюдений за малышом.

Часто мама, ребенок дошкольного возраста у которой находится на домашнем режиме, не может смириться с потерей дневного сна из-за того, что вместе с ним лишается нескольких часов свободного времени, теперь ей нужно по-другому организовывать день. В таком случае она должна осознать, что рано или поздно это должно было произойти. По статистике, в четырехлетнем возрасте днем спят двое из пяти «домашних» детей, в шестилетнем – уже двое из восьми. В семилетнем возрасте необходимость дневного сна отпадает вообще. Вместо того, чтобы тратить время и нервы на безрезультатные и уже не такие необходимые укладывания, маме лучше подумать, как создать ребенку новый и насыщенный распорядок дня.

В каком возрасте предпочтительнее отдавать ребенка в детский сад

Рано отдавать ребенка не рекомендуется. Наиболее благоприятный возраст для малыша отправиться в детский сад является 4 года. Тогда у крохи проще проходит период адаптации, быстрей идет налаживание контакта с другими детьми. Кстати, именно в этом возрасте появляется большое желание дружить со сверстниками и расширять свой кругозор, делиться самым важным и сокровенным.

Можно отдать ребенка и с 3-х лет. Но стоит помнить, что в этот период у ребенка наступает «кризис трех лет». К нему прибавится и адаптация к садику. Все это наслаивается одно на другое. Мама приводя ребенка в группу, получает в результате истерику перед, а иногда и после детского сада. Все смешивается в кучу, жизнь становится утомительной. В выходные вы можете только вздохнуть, потому что никуда его не нужно вести. Но все же более щадяще для ребенка – это садик после трех лет, нежели ясли в 1,5 года. Конечно, если есть возможность, то лучше обойтись без детского сада до 3-х лет минимум, но тут нужно действовать по ситуации.

Кстати, во многих садах в настоящее время есть адаптационные группы. В которых вы вначале с малышом знакомитесь с садом, его распорядками и требованиями. После оставляете ребенка в группе с воспитателем. Время до 3 часов в день. В итоге вы получаете спокойного, уверенного ребенка, который может и хочет ходить в сад. Возможно в вашем случае, подобная группа будет более правильным выбором, чем ясли на полный рабочий день. И вопросы о том, что малыш не хочет в детский сад останутся в прошлом.

Причины

Часто причины отказа детей спать в детском саду настолько разные, что определить, каприз ли это малыша или его природная особенность, бывает достаточно сложно.

  1. Непривычная ребенку обстановка может стать причиной не только отказа малыша от дневного сна, но и вообще от посещения дошкольного учреждения. Первые несколько месяцев в детском саду ребенок так или иначе переживает адаптационный период – он впервые остается надолго в непривычной обстановке и практически с не знакомыми ему людьми. Очень сложно ребенку бывает и наладить контакт с остальными ребятами – именно такие проблемы могут стать причиной отказа малыша спать в детском саду.
  2. Отсутствие привычных ассоциаций, связанных с засыпанием – с младенчества ребенок привыкает к определенному «ритуалу», который четко соблюдают родители, укладывая его спать. Например, это могут быть: качание малыша на руках; похлопывание по спинке; бутылочка с чаем или соком; обязательное присутствие мамы или кого-то из взрослых. Так как в детском саду ребенок лишается всех этих ассоциаций, то, естественно, привычный процесс засыпания нарушается.
  3. Позднее пробуждение по утрам, например, некоторые родители не против того, чтобы малыш ложился спать вечером в «удобное» для него время – часто позже часов. Естественно, ребенок и утром просыпается гораздо позже. Оптимальное время бодрствования для 3-6-летних детей – около 5-6 часов, а сон в детском саду приходится на период с до , поэтому малыш, проснувшись утром позже часов, просто не успевает устать и, естественно, не ощущает ни усталости, ни желания отдохнуть.
  4. В выходные дни родители часто позволяют малышу отдохнуть от «сурового» детсадовского режима, разрешая ему не спать днем.
  5. Боязнь отлучения от матери, разделения с ней (в психологии называется страхом сепарации) значительно повышает тревожность и нервную возбудимость малыша, что мешает ребенку подготовиться к дневному сну в детском саду.
Читайте также:  Виды патологий новорожденных и причины их развития

Конечно, всем родителям необходимо помнить о том, что ребенок – это не собачка или котенок, не игрушка и не «солдат», обязанный подчиняться всем приказам, а живой человек со своими желаниями, ощущениями, сознанием и разумом, хотя еще и очень маленький.

Поэтому относиться к нему необходимо с пониманием и уважением, учитывая все его потребности и желания, а тем более особенности.

Важно понимать, что не все случаи упрямства и отказы детей что-либо делать основаны на мимолетных желаниях пошалить. Многие капризы имеют более глубокие корни, связанные с обстановкой в семье, отсутствием необходимого внимания, а иногда даже дискомфортом или нездоровьем.

Мамам и папам необходимо учиться договариваться со своими малышами – не стоит давить на них, заставлять что-то делать. Достаточно объяснить малышу необходимость выполнения какого-либо поручения или просьбы, проявляя уместную строгость, выдержку и, конечно же, терпение. Если родители будут честны и откровенны со своим ребенком, малышу легче будет понять и выполнить их просьбу.

Необходимо любить своих детей, ведь они необыкновенно умны, талантливы и просто замечательны, а родительская любовь помогает ребенку в полной мере раскрыть свои самые лучшие качества.

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек – проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что говорит Комаровский о том, что делать, если ребенок плачет в садике?

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

Чтобы у крохи не пропадал аппетит в детском саду, не следует кормить его перед выходом. Организм не успеет потратить такое количество калорий, чтобы проголодаться и захотеть есть. Также не стоит давать ему с собой конфет и других вкусностей для перекуса – он только перебьет аппетит и впоследствии останется голодным.

Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

27% мам считает, что кашель и насморк – достаточная причина, чтобы оставить ребенка дома.

elena-mgk: Можно и даже нужно водить ребенка, если у него остаточные или слабые проявления заболевания (особенно в период адаптации) при условии, что ребенка дома продолжают лечить и малыш чувствует себя нормально, активно играет и кушает. А не сидит вялый или, еще хуже, ищет укромный уголочек для своей головки и нос вовсе не дышит. Кроме того, я против, когда родители водят малышей с такими соплями, что не знаешь, то ли заниматься с детьми, то ли постоянно вытирать желто-зеленую слизь, которая ручьем идет из носика. А потом начинают охать, что у ребенка бронхит. Также я против того, когда родители прячут в кабинки детей всякие капли и брызгалки, чтобы ребенок лечился. Вот таких брызгалок у меня в группе сегодня было две. Ведь это дети трехлетнего возраста, они могут набрызгать не только себе, но и другим, а если у аллергия… Безответственность родителей просто поражает!

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРИНЯТЬ НЕИЗБЕЖНОЕ

Давайте рассмотрим способы, благодаря которым мы можем обучить ребенка спать всю ночь в своей кроватке и адаптироваться к новым условиям его самостоятельной, почти что взрослой, жизни. Я предлагаю такие варианты:

  1. Заключите договор

Если ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы выполнять какие-то простые правила, то вы можете заключить с ним договор. Условия договора выбирайте, исходя из той ситуации, которая сложилась сейчас. Например, вы можете предложить малышу приходить спать к маме сначала три раза в неделю, потому два раза, один и наконец вся ночь без мамы. Придумайте классное поощрение в конце недели, если ребенок выполнил условия.

2. Используйте систему фишек

Если договор быстро забывается, можно сделать таблицу, в которой вы совместно (или ребенок — самостоятельно) будете отмечать каждую ночь, когда ребенок не приходил к вам в постель. Условьтесь, что за определенное количество самостоятельных ночей он будет получать какой-то приз. Не обязательно большой дорогой подарок, это могут быть какие-либо “фишки”, “медальки”, наклейки, которые ребенку будет интересно собирать.

3. Работайте со страхами

Оставляйте ночник в комнате, где спит ребенок, если он боится темноты. Проговаривайте страхи, старайтесь их развеять, днем проигрывайте пугающие ребенка ситуации. Можно попробовать оставлять дверь в комнату приоткрытой.

4. Выберете “спутника” для сна

Маму можно “заменить” игрушкой, каким-то символом, который приносит успокоение. Дети выбирают иногда специальную подушку, игрушку, любой предмет, который для них является символом спокойствия, защиты, уверенности в том, что ничего страшного не произойдет. Спросите у ребенка, какая игрушка поможет ему ничего не бояться.

5. Научите ребенка дыхательным упражнениям

Одно из простых упражнений — называется “Цветок и свечка”. Попросите сына или дочку представить в одной руке цветок, а в другой — свечу. По очереди нюхайте цветок, а затем задувайте свечу. Такие упражнения с визуализацией помогут детям самим справиться с ночными переживаниями и спокойно засыпать.

6. Соблюдайте режим

Не кормите ребёнка плотно перед самым сном, вечером не давайте смотреть фильмы, особенно страшные, читайте книги со спокойным сюжетом и добрыми персонажами, укладывайте спать в одно и то же время, чтобы у ребенка выработалась привычка засыпать в определенный час, и ночью он мог полноценно отдохнуть.

Помните, что здоровый сон — важная часть в жизни всей семьи! Если вам нужны более подробные рекомендации как приучать ребенка к самостоятельному засыпанию, если вы чувствуете, что ваша проблема – затяжная и вам нужен последовательный подход, — изучите мой мастер-класс “Как научить ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке”.

Мастер-класс состоит из двух частей: в первой я рассказываю о том, как подготовить ребенка к переходу на самостоятельное засыпание, во второй — как происходит этот переход и какие трудности могут случиться на этом пути.

Мы подробно разберем:

  • что делать, если ребенок сопротивляется уходу мамы: плачет, хнычет, протестует;

  • как мягко показать ребенку важность и престижность самостоятельного сна, чтобы мотивировать его;

  • что должно сопровождать ребенка в самостоятельном засыпании: как наладить ритуалы, подобрать ассоциации ко сну;

  • как бороться с “откатами”, когда ребенок уже вроде научился, но потом вдруг все вернулось на круги своя;

Вместе с мастер-классом вы получите:

  • тесты на родительскую и детскую готовность (чтобы быть уверенными в том, что вы и ребенок созрели к переходу на самостоятельное засыпание);

  • сборник сказок, которые полезно читать перед сном;

  • подборку книг, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельному засыпанию;

  • сборник мотивационных идей для перехода в свою кроватку;

  • методичка по системе фишек в вопросах сна – конкретные шаги, как мотивировать ребенка самому захотеть спать отдельно и всю ночь.

Материалы мастер-класса останутся с вами навсегда, поэтому вы сможете воспользоваться ими когда угодно! Чтобы узнать подробности, нажмите на картинку ниже:

Видео

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Почему ребенок хочет спать, но не может уснуть?

Если вы столкнулись с таким явлением, что ребенок не хочет ложиться спать, но при этом у него очень сонный вид, значит, у вашего чада – гиперусталость. Он плачет, капризничает, выматывает себя и нервную систему родителей.

Читайте также:  Топ 10 вредных продуктов для детей, от которых следует отказаться

Справиться с гиперусталостью сложно, но можно, если предпринять такие меры:

  • Как только увидите первые признаки сонливости, сразу же кладите свое чадо спать, учитывая, сколько времени у вас уходит на этот процесс. Например, грудничок уснет за 20 мин., а вот ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет может засыпать и по 40-60 мин.
  • Следите за тем, чтобы у вашего ребенка был длинный дневной сон. Длинный – значит, не менее 50 мин.
  • Не кладите ребенка в постель, чтобы оставить там одного. Он должен засыпать, понимая, что вы заснете вместе с ним. Так ему будет спокойнее.
Почему ребенок хочет спать, но не может уснуть?

Если выполнить вышеприведенные рекомендации, то за 2-3 месяца вы избавите своего малыша от гиперусталости. Это будет очень непростое время, на которое необходимо запастись терпением. Не вздумайте злиться на кроху, кричать на него и наказывать, если он плохо засыпает. От этого ситуация только усугубится – у ребенка сформируется негативная реакция на сон.

Самостоятельное засыпание

Давайте посмотрим, что говорят психологи  по этому поводу.

  1. Приучать к самостоятельному засыпанию лучше с самого младенчества. Пусть это и не будет успешным, но малыш будет уже знать, что такое его отдельная кровать. Просто кладите его туда еще во время бодрствования. Пусть это будет этакая подготовка ко сну.
  2. Во время ночных пробуждений и плача не кладите ребенка рядом с собой в кровать. Подходите к нему сами и старайтесь успокоить.
  3. Приучите малыша к словам «Пора спать». Даже если их придется повторять сотни тысяч раз.
  4. Находитесь с ребенком рядом, пока он не заснет. Но с каждым разом отодвигайте дистанцию до тех пор, пока ваше присутствие будет не таким существенным.
  5. Установите определенное время отхода ко сну. Пусть оно будет плюс-минус 3- минут.
  6. Выберите определенные сонные ритуалы.

На этом у меня все. Хочется лишь сказать: «Добрых снов родителям и малышу». Потому что у всех бывают бессонные ночи. И это вполне нормально. А чтобы их сократить, используйте наши советы. Делитесь своими ритуалами в комментариях. До свидания!

Семен

«Мой папа сказал, что ваш Семен сумасшедший. Чтобы я с ним не играла и не подходила к нему». Семина мама напряженно улыбается девочке и говорит, что нет, он не сумасшедший, он просто подвижный. В раздевалке старшей группы детского сада возня. Дети натягивают зимние толстые штаны, переобувают сменку, вытаскивают шапки из рукавов и ищут перчатки. Мамы подгоняют и поторапливают. Не одевается только Сема — он бегает по раздевалке, дергает других детей, громко кричит и хохочет. Его мама стоит со штанами в руках и повторяет слегка охрипшим уже и безразличным голосом: «Сема, иди одеваться, иди сюда, ну куда ты побежал, сюда иди, сколько можно повторять?» Очевидно, что повторять ей придется еще долго, потому что мальчик маму просто не слышит.

«Неуправляемый ребенок», — осуждающе говорят друг другу остальные мамы, когда выходят из группы. Ксения, Семина мама, все это слышит и видит — и косые взгляды, и раздражение других мам, и насмешки других детей. Она испытывает постоянную неловкость за ребенка, за то, что она с ним «не справляется». Но старается держаться, быть приветливой и вежливой со своим сыном — нельзя же кричать и срываться, тем более на людях, от этого напряжения ее лицо каменеет, и голос становится сдавленным.

Мы идем к детской площадке во дворе, но по дороге поговорить нам с Ксенией не удается, Сема все время нас перебивает, отбегает и подходит близко к дороге. Мама следит за сыном с привычной тревогой: «Иди рядом, не крутись, не кричи, мы разговариваем, рядом дорога и машины, это опасно». Поговорить удается, только когда Сема увлекается раскопками сугроба на детской площадке.

«Главное, он же хороший мальчик, добрый. Он не дерется, просто он такой вот шумный и непредсказуемый», — Ксения все время оправдывает и оправдывается за Сему, думаю, не только перед другими, но и перед собой.

Сема из тех детей, кто врывается в комнату и переворачивает ее вверх дном, рушит башенки и топчет куличики других детей, вертится за столом, паясничает и дразнится. Он не умеет играть, не умеет дружить, не умеет говорить тихо. Не всегда понимает, где свое, а где чужое — может прихватить красивую игрушку домой, потому что просто понравилась. Может запросто выйти в группу или на кухню, когда в доме гости, без трусов. Не очень понимает, что у других людей есть личное пространство, и может начать заглядывать в чужой телефон в метро и попросить дать поиграть, или подсесть в ресторане за чужой столик, взять с тарелки картошку фри и начать что-то рассказывать. Это мелочи, и не криминально для малыша. Но для семилетнего ребенка это асоциальное поведение.

Когда Сему забрали из детского дома, ему было три года. Ксения с мужем 10 лет пытались родить своего, но не сложилось. К усыновлению готовились тщательно — изучали форумы, читали книжки, ходили в школу приемных родителей. Они понимали, что может быть сложно, но им казалось, что любви и терпения у них хватит, чтобы справиться с любой ситуацией.

Мальчик оказался подвижный, здоровый, озорной. Заглядывал в глаза, сразу пошел на руки и стал обниматься крепко-крепко. Он вел себя как Тигра из «Винни-Пуха» — наскакивал на все и всех, что ему нравилось. «Ничего, воспитаем», — решили молодые родители. Но вот время идет, мальчик взрослеет, а поведение не выравнивается.