Домашнее обучение: отвечаем на основные вопросы

Часто родители сталкиваются с выбором: отдать ли ребенка в обычную школу, либо обучить его дистанционно, дома. В России «семейное образование» стало популярным. Все больше родителей решают, что домашнее обучение лучше школьного.

Закон о семейном образовании в России – перспективы

В России родители имеют полное право обучать своего ребенка дома. Этот факт доказывает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят 29 декабря 2012 года. Согласно ему, родители могут выбрать определенную программу обучения – и, конечно же, будет учитываться мнение вашего сына или дочери. Обязательно, чтобы несовершеннолетнее лицо смогло получить основное общее образование — неважно, в какой форме.

Решение о домашнем полном или частичном образовании должны принимать не только родители или опекуны ребенка, но и директор школы, классный руководитель. Только с их согласия вы сможете перевести его, причем не имеет значения, в каком классе он обучается. Детям лишь придется проходить ежегодную аттестацию, которая будет показывать их полученные знания в домашней обстановке.

Отметим, что любой ученик может окончить школу экстерном, то есть — заранее. Есть возможность окончить школу за 3 года. Например, ваше чудо обучается дома и числится в 9 классе. Он может сдать выпускные экзамены за 11 класс и спокойно поступать в высшее учебное заведение.

Родители несут ответственность за детей. Именно вы отвечаете за своего ребенка, за его развитие, за самочувствие. Если ему плохо в школе, то смело переводите его на дистанционное обучение.

Основные критерии выбора

Специализация и уровень развития

На подготовительных занятиях у ребенка уже могли проявиться склонности к какому-либо предмету или направлению. Языки, гуманитарно-творческая деятельность, физико-математические способности или спорт — выбирайте по интересам и изучайте профильные школы. Но обратите внимание на требования к поступающим, они особенно строги в языковых школах.

Если же у ребенка еще нет ярко выраженных склонностей, то, возможно, не стоит акцентировать на чем-то внимание. Добавить профильных занятий можно будет и позже.

Количество учеников в классе

Если ваш ребенок ходит в частный садик, где до 10 детей в группе, имеет смысл постараться отдать его в первый класс, где не намного больше учеников. Так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе, стресса будет меньше. Но если ваш ребенок отлично влился большую группу и проявляет лидерские качества, наоборот — не нужно лишать его возможности продолжать в том же духе.

Учебная нагрузка

Некоторые школы, позиционируемые как «сильные», нагружают первоклашек так, как не грузят во многих вузах. К ним предъявляются повышенные требования еще при поступлении, и это действительно большая ответственность и стресс.

Обстоятельно подумайте над тем, какую нагрузку выдержит ваш ребенок, в каком ритме ему будет комфортнее всего обучаться. Перетрудиться в первом классе — значит, рано потерять интерес к учебе и испытывать только негатив и усталость. У ребенка должно быть свободное время и увлечения помимо учебы. Постарайтесь сбалансировать эти аспекты образования и жизни.

Плата за обучение

Тут все понятно и без дополнений. Выбирайте учебное заведение по возможностям. И помните, что не всегда то, что дороже, отвечает повышенным стандартам качества.

Расположение и как вы будете добиратьсяУчителя

Только по учителям, как мы уже сказали, выбирать не стоит, но важно познакомиться самим и познакомить ребенка с педагогами заранее. Учитель, с которым не найден общий язык, не может быть так же эффективен, как любимый учитель.

Территория и дорога от дома до школы

И технический, но очень важный момент: изучите пришкольную территорию и дорогу по пешему маршруту школа-дом на будущее, когда ребенок начнет ходить на занятия самостоятельно. Чистая и безопасная среда — это первостепенно.

А еще обязательно спросите своего ребенка, чего бы ему самому хотелось, отведите в те школы, которые приметили, и пусть он сам их оценит. Будьте искренними: расскажите, почему именно сюда стоит пойти учиться, чтобы было не только весело и интересно, но и комфортно. Объясните ему свой выбор и попросите обосновать его желания. Если ребенок поучаствует в выборе школы, ему будет легче и радостнее пойти туда первого сентября.

Работа над ошибками или как научить ребенка учиться

  • Формируем позитив

Обучение должно вызывать положительные эмоции. Весь процесс контролировать не получится, но с помощью вашего авторитетного мнения можно сформировать благоприятное отношение к урокам, к одноклассникам, к учителю.

Расскажите парочку-другую забавных историй из вашей школьной биографии, о ваших, естественно безобидных и невинных, развлечениях на переменах, о том, как вы до сих пор созваниваетесь со своей первой учительницей.

Не критикуйте образовательную систему, поведение педагогов и «отвратительные учебники» в присутствии своего всеслышащего чада. Школа – это общение, полезные знания, опыты и вкусная булочка на перемене.

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

  • Формируем мотивацию

Чем старше ребенок, тем сложнее сформировать желание учиться. Ваш кроха еще беззаботно радуется песочным куличикам в местной песочнице и вопрос образования заканчивается аплодисментами по поводу верно сложенной пирамидки? Отлично. Стимулируйте естественное стремление открывать новое, поощряйте за любознательность и не оставляйте вопросы без ответа. Получая удовлетворение от полученной информации, малыш привыкнет спрашивать, как следствие – познавать. Пытливость ума – вот что стоит развивать с маленького возраста.

«Он не интересуется ничем!» Ищите причину. Ваша задача – объяснить и учить личным примером. Если вы читаете в свободное время, книга сопровождает вас повсюду, скорее всего ваш ребенок в стремлении подражать авторитетному родителю, тоже пристрастится к чтению.

Еще один способ – материальное поощрение. Но с возрастом запросы растут. Навряд ли подросток будет посещать курсы английского за чупа-чупс. Поэтому стимулируйте внутренние импульсы и желание получать удовольствие от познания.

  • Развивайте самостоятельность.

Кормит мама, одевает папа? Так проще. Быстрее и спокойнее. Учить и объяснять? Времени нет. Ребенок не имеет шансов проявить инициативу. В таком случае мы не позволяем развиваться детской самостоятельности. В декретном отпуске мамочка играет, читает, рисует вместе или вместо малыша. В результате кроха так и не научился получать удовольствие от самостоятельной игры. Позволяйте детям проявлять творчество и инициативу.

Работа над ошибками или как научить ребенка учиться
  • Учите малыша доводить начатое дело до конца и оценивать результаты.

Необходимо выработать цикличность: начало – основной этап – завершение – подведение итогов. Не стоит перехваливать кроху. Если плоды стараний не соответствуют его ожиданиям, мягко укажите на варианты более эффективного исполнения задания. Не критикуйте жестко. Иначе можно отбить охоту к любому начинанию. Психологи не рекомендуют сравнивать ребенка с другими более или менее успешными товарищами. Подчеркивайте личные достижения. «Посмотри, сегодня ты нарисовал аккуратнее, чем вчера».

  • Обучение в школе требует проявления волевого усилия.

Не всякая деятельность приносит удовольствие, но каждый из нас знает, что чаще всего это необходимый этап для достижения цели. Очень лень и трудно? Объясните, для чего нужно стараться, опишите в красках ожидаемый результат, ради которого стоит немного поднапрячься.

  • Как можно чаще предлагайте проблемные ситуации.

Выбирайте вопросы, которые касаются интересной для ребенка тематики и соответствуют его возрастным возможностям. Так малыш научится анализировать задачу, делать выбор, принимать решение и нести ответственность.

  • Разговоры о том, что учебная нагрузка превышает допустимые пределы, бесконечны среди родителей. Времени на отдых действительно немного. Научили учиться? Научите эффективно и качественно отдыхать.

Не стоит ответственность за воспитание своего ребенка перекладывать на систему. Вы, как грамотный родитель, должны четко знать, как научить ребенка учиться.

Стоит изменить свое отношение к школе, принять программные требования как необходимое условие для того, чтобы идти в ногу со временем, прислушиваться к своему малышу и направлять его энергию в нужное русло – учеба в школе не будет проблемой. Тем более, всегда остается альтернатива и права выбора дополнительных кружков, курсов и занятий по интересам.

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы влияете на мотивацию, как объясняете детям, что им нужно учиться. 

Что у меня за болезнь такая?

Мне даже не приходило в голову спросить у мамы, что вообще произошло. Почему я сижу дома. Что у меня за болезнь такая. Почему это лучше, чем быть «как все». Я верила, что мама лучше знает, и раз мои оценки изменились — значит всё правильно.

Я ходила в музыкальную школу, на танцы, занималась биатлоном. У меня была довольно насыщенная жизнь помимо домашнего образования, появились друзья.

Но мысль о том, что я, к сожалению, не такая, как все, продолжала меня мучить. Мне было страшно рассказать своим новым знакомым о том, что я не хожу в школу. Я видела непонимание и очень смущалась.

Фотография из личного архива автора

Преимущества и недостатки семейного обучения

Плохого в том, что родители сами дадут образование ребенку, нет, особенно если они имеют педагогическое образование и много свободного времени. В этом случае родители должны четко осознавать, что вся ответственность за качество образования и результаты аттестации ложится на них. Родители сами должны выбирать программу обучения, давать ребенку задания и проверять их исполнение, а на это уходит немало времени.

Не стоит забывать также о том, что образование на дому происходит в свободной форме, а это означает, что ребенок не будет чувствовать ответственности, откладывать выполнение задания «на завтра», а еще ребенку нужно общение со сверстниками. С другой стороны, все внимание преподавателей, а в их роли выступают родители, уделяется одному ученику, а это, в случае достаточной подготовки родителей, благотворно действует на качество образования.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Читайте также:  Что должен знать и уметь будущий первоклашка?

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Когда начинать обучение?

Грамотное раннее развитие в какой-то мере заменяет обучение на этапе от 0 до 3 лет. В этом возрасте нужно наполнить жизнь ребенка самыми разнообразными действиями и впечатлениями. Танцуйте, плавайте, рисуйте, ходите в театр, подбирайте другие мероприятия, исходя из возраста крохи. Если говорить об усвоении определенных навыков, то нагрузку стоит распределить так:

Самый благоприятный период

Навык, который ребенку нужно освоить

0–3 года

Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок понял, что такое режим и распорядок. Научите сына или дочь, что и когда нужно делать, отчего так происходит и почему нельзя менять установленные правила. Дети обычно комфортно воспринимают эту необходимость, если родители не проявляют агрессии и обладают терпением

0–6 лет

Малыш учится говорить и понимать человеческую речь. Если родители постараются, то смогут обеспечить ребенку знание нескольких языков. Мозг крохи пластичен и без труда устанавливает нужные языковые связи

1,5–5,5 лет

Нужно развитие мелкой моторики, к ребенку приходит понимание маленьких предметов

1–4 года

Пора развития движения, действия. Малыш с удовольствием танцует, повторяет за родителями любые движения, копирует мультгероев

1,5–5,5 лет

Сенсорное развитие. Малыш все трогает, пробует, нюхает, кусает. Не переставайте давать ему такие возможности, постоянно добавляйте впечатления и ощущения

2,5–6 лет

Активное развитие социальных навыков. Пора учить ребенка, что такое «хорошо» и «плохо», как вести себя с семьей и чужими людьми, как проявлять эмоции

Если вы решили, что вашему ребенку нужно раннее обучение, то придерживайтесь этих возрастных периодов. Каждый из них имеет свои особенности, и этим нужно пользоваться.

Обучение с 3 лет

В этом возрасте ребенок отлично воспринимает любые новые знания через игру. Нужно понимать, что малыш быстро устает и его успехи зависят от окружающей обстановки. Ему не должно быть жарко или холодно, скучно или голодно, никаких отвлекающих предметов или движений. Чем ярче и интереснее то, с помощью чего вы хотите провести обучение, тем выше вероятность успеха.

Обучение с 5 лет

Тут тоже необходимо использовать игру, но не примитивную, а позволяющую тренировать причинно-следственные связи. К тому же, в этом возрасте ребенок может дольше сосредотачиваться на предмете обучения и больше запоминает.

Важно: пятилетке необходимо, чтобы обучение было интересным и разнообразным. Если не учесть потребности и характер ребенка, то можно утомить его и не получить никакого результата.

Обучение с 7 лет

В этом возрасте ребенок и сам старается учиться всему, познавать новое, пробовать интересные ситуации и действия. Родителям нужно только направить любознательность сына или дочери в нужное русло. Обучение должно быть ярким, интересным, разнообразным, поэтому стоит обеспокоиться поиском не только хорошей школы, но и профессионального преподавателя.

Когда начать развитие и обучение ребенка, решать, конечно, только родителям, но стоит постоянно корректировать свои планы в соответствии с темпераментом сына или дочки, чтобы они получали не только знания, но и удовольствие.

Станьте не участником, а наблюдателем

В Нью-Йорке есть школа City and Country, она построена на том, что детям дается общая тема на год образовательного процесса, и она исследуется со всех сторон, с точки зрения всех дисциплин. Это очень интересная и сильная, с точки зрения практики, школа. И один учитель из нее классно сказал: «Я вбрасываю детям эту тему, а дальше мысленно подхожу к барной стойке, стою и размышляю. Что это значит? Я пытаюсь занять себя какими-то процессами, которые не позволят мне влиять на то, что сейчас у них происходит. Я занимаю себя и наблюдаю, я становлюсь наблюдателем». Это очень мудро. 

Поэтому когда вы задаете ребенку какой-то вопрос, например: «Как тебе с твоей тройкой по географии?», очень важно не транслировать ему свой ожидаемый ответ — надо, образно говоря, отойти к барной стойке и постоять. То есть просто уточнить, что человек чувствует, а не: «Ну что, допрыгался? Получил свой заслуженный трояк?» Если мы так скажем, мы просто транслируем свою тревогу. 

Если уж вы задаете вопрос, дождитесь ответ от ребенка, не подсказывая ему. Если вы «у стойки», значит, вы готовы к любому ответу. А он может сказать: «Мне нормально, мне вообще не нужна география».

Вы не можете взять на себя ответственность за изменение отметки по географии, потому что тогда вы должны будете учить с ребенком географию. Если вы готовы забрать у ребенка его ответственность за его образовательный процесс, то так и скажите себе честно: «Я так влияю не на образование ребенка, а на степень его самостоятельности и отдаю часть своей жизни тому, чему я уже отдавала в школе. Но сейчас я не ученик, я — родитель».

Что можно сделать дальше? Понять, что с вами происходит, имеет ли это отношение к ребенку или это какие-то ваши старые сценарии и тревоги. Оказывать ребенку эмоциональную поддержку можно, только если вы поймете, что это ваша тревога, а не его, и уберете свои ненужные паттерны, вспомнив, что вы нужны ему как родитель, чтобы поддерживать, помогать и замечать какие-то неверные действия, ограничивать — это тоже задача родителя. 

Это вопрос к его учебной мотивации. И вряд ли что-то с ней произошло именно во время дистанционного образования. Скорее всего, она отсутствовала и до, вопрос — когда мы это успели заметить. Дистант нам помог увидеть многое.

Далее важно понять: вот мы заметили, что что-то с мотивацией, что дальше? Мы заметили, что молоко прокисло, что мы теперь с этим можем сделать? Мы можем из него творог приготовить, а можем вылить. То, что сейчас происходит, — это выливание молока. Но, возможно, на фоне того, что мы замечаем, мы можем глобально исправлять какие-то ошибки образовательного процесса — не дистанционного, а в целом.

Шаг Получаем поддержку

Когда-то выбор семейного образования действительно был сложен. Не было сообществ единомышленников, не хватало информации, некуда было обратиться за юридической, педагогической, психологической поддержкой. Сейчас переход на СО уже не выглядит таким пугающим. Проводятся конференции, фестивали, существует онлайн-журнал «Семейное образование (и было издано 8 номеров печатного журнала), а совсем недавно была создана Ассоциация развития семейного образования (АРСО).

Информационная поддержка для родителей:

Медиа-проект «Семейное образование»:

Онлайн-журнал: интервью, личные истории, обзоры образовательных программ и методик, справочная информация, аналитические статьи, авторские колонки профессионалов образовательной индустрии, опытных родителей-альтернативщиков.

Мероприятия: ежегодный фестиваль свободного образования «Я живу — я учусь», образовательные вебинары, онлайн-саммиты.

Клуб поддержки семейного образования:

Онлайн-общение, офлайн-встречи, семейные лагеря, совместные прогулки и походы в музеи.

В группе более 8000 участников — Россия, ближнее и дальнее зарубежье.

Ассоциация развития семейного образования (АРСО):

Мероприятия: ежегодная конференция альтернативного образования, фестивали, семинары, вебинары.

Консультирование родителей по вопросам, связанным с обучением детей дома. Развитие и поддержка семейных школ. Поддержка родительских объединений.

И помните: приняв решение обучать ребенка дома, вы не обязаны следовать ему все 11 лет! Закон не ограничивает право родителей менять формы образования и обучения детей. Мы можем делать это столько раз, сколько захотим.

Читайте по теме:Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решатьсяКак начать учиться дома: пошаговое руководствоДомашнее обучение: подводные камни. Опыт мамыСерия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование 

* Cт. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ; ст. 3 п. 1.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от г. — Ред.

Прекращение (удаление) Аккаунта

Администрация оставляет за собой право удалить Аккаунт пользователя и весь контент, созданный данным Пользователем, если Пользователь не входил в свой Аккаунт и / или не осуществлял каких-либо действий на портале более 2 лет подряд или был заблокирован в течение того же срока в связи с нарушением настоящего Пользовательского соглашения, нарушил требования Пользовательского соглашения.

Пользователь вправе удалить Аккаунт, направив заявление, содержащее соответствующее требование, на адрес [email protected] Указанное письмо должно быть направлено с почты, указанной в Аккаунте Пользователя.

После получения указанного заявления Аккаунт блокируется на срок 2 года и может быть восстановлен в любой момент по заявлению пользователя, направленному на адрес [email protected]

При блокировке аккаунта Администрация оставляет за собой право аналогичным образом заблокировать или оставить в публичном доступе весь или часть Контента, размещенного пользователем. При этом пользователь в качестве автора данного Контента указан не будет.

По истечении двухгодичного срока с момента блокировки аккаунта последний подлежит удалению.

При удалении аккаунта Администрация оставляет за собой право аналогичным образом удалить или оставить в публичном доступе весь или часть Контента, размещенного пользователем. При этом пользователь в качестве автора данного Контента указан не будет.