Для чего нужно развитие мелкой моторики у детей?

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

Что такое мелкая моторика и почему она так важна

Это — комплекс скоординированных действий и движений рук, пальцев, а также ног. Это не просто двигательная активность, ведь все движения конечностей происходят под контролем мозга и напрямую связаны с его работой.

Мелкая моторика объединяет процессы в двигательной, нервной, зрительной систем.

Польза

  1. Поскольку в процессе активности задействованы сразу несколько систем организма, то развитие мелкой моторики буквально мобилизует его целиком, развивая их все вместе и по отдельности.
  2. Работа сразу нескольких отделов мозга способствует его развитию, быстрой обработке информации, образованию новых связей между нейронами.
  3. Нервные окончания на ладонях и стопах связаны с частями тела и органами, а значит, воздействие (с помощью нервных импульсов) происходит на них. Развиваются мышцы конечностей и пальцев, ускоряется ловкость, активность рук и ног, становится четче, лучше почерк.
  4. Происходит развитие речи, так как в мозге участки, отвечающие за движения и речь, находятся очень близко. Упражнения на мелкую моторику необходимы детям, которые еще только учатся говорить, и пожилым, у которых этот навык может нарушиться из-за серьезных заболеваний, особенно инсульта. Согласно статистике, нарушение двигательной функции после инсультов происходит в 70% случаев, у 50% она не восстанавливается даже через полгода. В такой ситуации очень важно регулярно заниматься.
  5. Улучшается память. Так происходит из-за повышения активности мозга.
  6. Развивается воображение, креативность. Доказано, что работа с реальными зрительными образами улучшает пространственное мышление, возможность представлять что-то вымышленное, придумывать нестандартные решения задач.
  7. Развивается способность четкого планирования действий. По одной из теорий, развитие мелкой моторики приучает мозг продумывать свои действия перед выполнением и делать это очень быстро.
  • 5 простых мастхэвов для мозга, чтобы сохранить интеллект надолго

Что такое мелкая моторика рук

Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно. Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного развития малыша и уровнем развития его мелкой моторики рук. Поэтому и рекомендуют молодым родителям начинать проводить с грудничком элементарные занятия, как только он проявит интерес к окружающим его предметам, и начнет пытаться их хватать и тянуть к себе. На этом этапе мама может массировать ладошки и пальчики малышу. А когда он немного подрастет и сможет самостоятельно сидеть, уже можно будет развивать его мелкую моторику с помощью игр и специальных игрушек.

Переоценить важность своевременного развития мелкой моторики рук невозможно. У детей с развитой моторикой лучше функционирует нервная система, внимание, память, восприятие, усидчивость и речь. Вы спросите, причем тут речь? Какая взаимосвязь между умением связно говорить и выполнять манипуляции с мелкими предметами? Оказывается, в головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. И при активизации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Уже давно замечено, что чем раньше малыш начинает регулярно играть в игры на развитие мелкой моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более быстро становится внятной и разнообразной. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем положительно повлияет на умение быстро и красиво писать.

Когда школьные педагоги и психологи принимают решение о том, готов ли малыш к обучению, они оценивают его по следующим критериям:

  • умение связно говорить, концентрироваться, мыслить и рассуждать логически;
  • степень развития внимания, памяти, воображения;
  • подготовка руки ребенка к обучению письму.
Читайте также:  Как правильно лечить насморк у двухмесячного грудничка?

Именно мелкая моторика рук отвечает за развитие перечисленных навыков.

Игры на развитие мелкой моторики могут быть самыми разнообразными: начиная от простых заданий для младенцев, например, взять погремушку, до более сложных, рассчитанных на детей старшего дошкольного возраста, например, нарисовать картинку по точкам.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Количество комментариев: 27Оставить свой комментарийПОДЕЛИТЬСЯ* * *«ШАЛУН»Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила.(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала,(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)А этому — не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил.(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)«БЕЛОЧКА»Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)«ДЕТКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные.(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать.(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)«ПО ГРИБЫ»Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)«ПАЛЬЧИКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»Есть игрушки у меня:(хлопать в ладоши)Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран.(загибать поочерёдно пальчики)«ПАСТУШОК»Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду.(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.(хлопки в ладоши)Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток (можно произносить имя вашего малыша)Кашей кормить.(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)* * *«ОЧКИ»(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)Бабушка очки надела И внучонка разглядела.«СТУЛ»(левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.«СТОЛ»(левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)У стола 4 ножки Сверху крышка, как ладошка.«ЛОДКА»(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки.«ПАРОХОД» (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)Пароход плывёт по речке И пыхтит он, словно печка.

«КОЗА» (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)У козы торчат рога, Может забодать она.«ЖУК» (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)Жук летит, жук жужжит И усами шевелит.* * *Развитие мелкой моторики у детей 3-5 летРазвитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 годаЗа советом к логопеду (все статьи)Комментарии к статьеРазвитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет, 16:13natasha, 15:35, 13:38, 10:18Ольга, 05:41Наталья, 21:38, 20:27Елена, 11:12Оксана Сергеевна, 22:56Ирина, 19:15Оксана сергеевна, 11:04Влада, 16:48Swetlana, 13:53, 21:20Анжелика, 16:02Наташа, 10:18анастасия, 19:30Нина Давыдова, 14:34Людмила, 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:08Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 00:09, 09:31светлана, 19:56Ирина, 17:10, 16:57Евгения, 10:34Евгений

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот!Поставьте галочку или введите написанные символы:

Развитие мелкой моторики дошкольников

Уже с самого раннего возраста можно развивать детские пальчики при помощи легкого массажа, тем самым оказывая воздействие на речевые зоны. Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания.

Ну а в возрасте 6-7 лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой частью учебного процесса, так как на данном этапе просто необходимо подготовить руку ребенка к нагрузкам, с которыми он столкнется в школе.

Читайте также:  Безопасность ребёнка зимой: важные правила поведения

Если вы решили развивать мелкую моторику своего малыша, то при подборе упражнений обращайте внимание на физическое развитие ребенка, так как каждый этап развития маленького человечка имеет свои особенности.

Связь мелкой моторики и речи

      Об этой связи знают большинство родителей и специалистов. И о ней же написано множество научных работ и статей. Если попробовать кратко уложить  суть того, к чему пришли наши великие умы, то можно говорить о прямой зависимости  уровня развития речи от уровня сформированности точных и тонких движений, которые ребенок совершает кистями и пальцами рук. Другими словами, если будет развита мелкая моторика, то будет развита и речь. С одной стороны, здесь все понятно. А с другой, об этом так часто и так много говорится, что принимается во внимание лишь сам факт существования этой связи, без каких либо объяснений: мелкая моторика важна и на этом все.

     А между тем, просто ужасающее число детей в возрасте от 3-х до 4-х лет, с которыми я сталкиваюсь в процессе работы в детском дошкольном учреждении, элементарно не умеют держать правильно ложку или карандаш, пользуются ими очень неловко. Не могут самостоятельно одеться, застегнуть у себя на одежде кнопки (о пуговицах даже говорить не приходится). И конечно, уровень речевого развития этих детей оставляет желать лучшего.

     Но давайте вернемся к связи мелкой моторики и речи. У всех нас есть начальные знания о том, что из себя представляет головной мозг человека. И все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга: левого и правого. Эти полушария покрыты слоем серого вещества – корой головного мозга. По функциям кору головного мозга можно разделить на зоны. Так, существуют ассоциативные, моторные и сенсомоторные зоны. Но в большей степени, нас будет интересовать моторная зона, или по-другому двигательная кора, в которой выделяют первичные и вторичные моторные области. Так вот, в первичной моторной коре располагаются те нейроны, которые отвечают за иннервацию (снабжение тканей и органов нервами)  мышц лица, туловища, рук и ног. Примечательно в этом то, что проекции мышц туловища и ног занимают очень небольшую область в двигательной коре. А вот проекции рук и мышц лица занимают бОльшую площадь. И располагаются следом друга за другом в первичной моторной коре. Вот – эта самая связь мелкой моторики и речи. Речедвигательный центр не просто находится рядом с двигательным центром коры, он является ее частью. Поэтому все ученые, которые занимались исследованиями детского мозга и психики, говорили о том, что функция руки оказывает большое стимулирующее влияние на развитие ребенка.

      Так что в данном случае можно говорить не просто о связи мелкой моторики и речи, а прямой зависимости. Речь вашего ребенка будет напрямую зависеть от уровня развития мелкой моторики. Но на этом ее роль в развитии ребенка не заканчивается…

Что необходимо для развития моторики?

  1. Шнуровки. Такое приспособление состоит из шнурка и разнообразных предметов с небольшими отверстиями. Ребенку необходимо продеть шнурок через имеющиеся отверстия.
  2. Сортер. Это может быть любой предмет в виде геометрических фигур, домиков, автомобилей и тому подобного, с множеством отверстий разных форм, в которые необходимо поместить предметы. Сортер не только помогает развитию моторики, а также полезен для развития логики и мышления у ребенка, которому необходимо поместить определенную деталь в подходящее отверстие.
  3. Мозаика и конструктор. Не нужно пугаться, что игра с мелкими деталями может быть опасной для малышей. Существуют мозаики и конструкторы, разработанные для детей в возрасте от 1 года. Они состоят из небольшого количества крупных деталей и совершенно безопасны для малышей.
  4. Крупа и песок. Самая обычная фасоль, горох, гречка и даже макароны могут стать отличным приспособлением для занятий, развивающих мелкую моторику. Когда малыш перестает тянуть все, что попадает ему под руку, в рот, можно начинать такие занятия. Это могут быть сортировка круп, перекладывание между несколькими емкостями, а также нахождение игрушек в мелкой крупе или песке.
  5. Пальчиковые краски, пластилин, карандаши. Такие занятия помогают развивать мелкую моторику, воображение и творческий потенциал ребенка. Лепкой и рисованием можно заниматься с ребенком второго года жизни. Необходимо только подбирать нетоксичные материалы, а также не оставлять ребенка без присмотра. Совместное рисование и лепка не только принесут удовольствие малышу и родителям, но и станут отличным развивающим занятием.

развития моторикимелкой моторикой

задержка развития речи

  • Ольга Бузова собралась покинуть телепроект «Дома-2»?
  • Катя Жужа и Олег Винник расстались из-за ребенка
  • Весенний салат с яйцом

Дети 0 2670

Значение мелкой моторики для полноценного развития ребенка

В школьном возрасте развитию мелкой моторики уделяют меньше времени, чем в детских садах, но отказываться в младших классах от совершенствования двигательных навыков не стоит. Резкое увеличение нагрузки на кисти и пальцы рук может привести к трудностям в дальнейшем обучении, что, в свою очередь, может спровоцировать сложности в освоении учебных навыков, развитии органов артикуляции, внимания, памяти, мышления и произвольной деятельности. Для того, чтобы этого избежать, родители могут самостоятельно проводить со своим ребёнком дополнительные упражнения.

Любые занятия, связанные с обучением детей, должны быть тщательно продуманы и грамотно выполнены. Существует множество пособий с разнообразными методиками, там же можно найти целый перечень способов разнообразить дополнительные занятия с помощью игр для мелкой моторики, что немаловажно в работе с детьми. Стоит обратить внимание на то, с кем вы имеете дело – со школьником или дошкольником. От этого зависит уровень сложности упражнений и набор инвентаря.

Упражняясь в пальчиковой гимнастике попутно полезно заучивать и произносить стихи. Это помогает развить речемыслительную деятельность, понимание и воспроизведение ритма, контроль над движением пальцев рук. Любой профессиональный логопед использует в своей практике упражнения, связанные с мелкой моторикой.

Важно:

Содействовать развитию через игры, ведь в игровой форме ребенок легче обучается и выполняет те или иные задания, а вместе с тем со стишками и считалками осваивает речь и развивает память.

Как подготовить ребенка к школе? Как подготовить ребенка к школе?… Настает время, когда приходится задаваться вопросом — как подготовить ребенка к школе? Школа, безусловно, является «Далее» Как сделать, чтобы ребенок ходил в школу с радостью? Невероятно, но факт: любой ребёнок, отправляясь в школу с полным портфелем, может этому радоваться. А формула такого счастья незатейлива: желание «Далее» Готовность к школе. Что купить для школы первокласснику Готовность к школе. Что купить для школы первокласснику? первокласснику трудно быстро перестроиться на новый режим, переключиться на требования школы «Далее» Как подготовить 6-летнего ребенка к школе Как подготовить 6-летнего ребенка к школе Удовлетворение основных потребностей малыша — это первый шаг на пути его правильного психофизического развития «Далее» Развивающие игры для малышей от 1 года до 2 лет Предложенные нами игры способствуют развитию памяти малышей. Дело в том, что детишки развиты индивидуально: кто-то схватывает все на лету и «Далее» Простые игры с ребенком до года  В этой статье описаны простые игры с ребенком до года — для развития памяти, мышления и внимательности  С первых дней жизни малыш «Далее» Строгие родители Тема статьи посвящается родителям. Бывает, думаешь, что воспитываешь правильно, а на самом деле чересчур перегибаешь палку.  Как понять, что вы «Далее» Какие вы родители? Какие вы родители? 7 признаков того, что вы — плохие родители: Многие критикуют поведение детей, порой даже своих собственных. Считают, «Далее» Признаки хорошей няни Какие признаки хорошей няни? Оставляя ребенка с няней, каждая мама начинает переживать о том, как чувствует себя ваш малыш рядом «Далее» Какой должна быть современная няня? Какой должна быть современная няня? Не каждый родитель знает, как правильно воспитать своего ребенка. Полагаясь в основном на интуицию и «Далее» Ролевые игры у детей Статья про ролевые игры у детей…. Обычно к 3 годам дети начинают играть в так называемые сюжетно-ролевые игры:  кормят мишек, укладывают «Далее» Какую няню хотят видеть в семье Потеряв работу, многие женщины задумываются над тем, чтобы получить работу няни. В этой  статье мы попробуем разобраться в тех бытовых «Далее» Чем занять ребенка в дороге? Вам предстоит поездка с ребенком? Но вы не знаете как ребенок перенесет долгую дорогу и боитесь, что маленький путешественник измотает «Далее» Чрезмерная детская застенчивость. Что делать? Хотя детская застенчивость не считается заболеванием, есть ситуации, которые требуют особого внимания со стороны родителей. В детстве и подростковом возрасте, «Далее» Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка Ученые считают важным фактором развитие мелкой и крупной моторики у ребенка. В связи с этим мы попробуем Вам дать ответ «Далее» Характеристика взаимоотношений дошколят Характеристика взаимоотношений дошколят, т.е. детей младшего возраста до школы, обычно имеет стихийное образование или организацию со стороны взрослых. Их формообразования в «Далее» Питание и поведение малышей в 3-4 года Питание и поведение малышей взаимосвязано. Когда ребенку исполняется три года, его уже не нужно кормить из ложечки — он вполне «Далее» Кто лучше: бабушка или няня? Кто лучше: бабушка или няня? Сложный и неоднозначный вопрос…  Каждая мамочка, выходящая на работу после декретного отпуска, сталкивается с очень «Далее» Ребенок истерит, что делать? Истерики детей — неприятное явление в любых обстоятельствах. Находишься ли ты в супермаркете или дома, пытаясь найти покой и тишину, «Далее» Друзья из сказки. Игрушки из мультфильмов. Как играют дети? Как играют дети? …. О какой бы детской игрушке мы не говорили, любая несет определенное послание в себе. Так, разнообразные «Далее» Взаимоотношения детей во время игр Взаимоотношения детей во время игр часто проектирует на себя поведенческие реалии взрослых. Ребенок выступает своеобразным индикатором старшего поколения. Особенно ярко «Далее»

Значение раннего возраста для развития моторики будущей личности

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение длительного времени. Поэтому начинать работу по развитию движений рук малыша нужно с рождения. Ведь ребенок и в возрасте младенца, и особенно в раннем возрасте, имеет огромный потенциал для формирования будущей личности, в частности ее интеллектуального развития.

Именно в раннем возрасте малыш может много получить, но и много потерять. Следует заметить, что потери этого периода с возрастом компенсируются труднее, а приобретения остаются на всю жизнь.

Не стоит забывать, что именно в первые три года жизни мозг развивается наиболее интенсивно: к семи месяцам мозг ребенка увеличивается вдвое, в полтора года — три, а до трех лет составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.