Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?

Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».

Мишка (или другая любимая мягкая игрушка)

Самая популярная в мире мягкая игрушка – это плюшевый мишка, которого часто называют «мишка Тедди» в честь президента США Теодора Рузвельта. Однажды на охоте он пожалел раненого медвежонка, журналисты подробно рассказали об этой истории во всех газетах страны, а предприимчивый владелец магазина игрушек придумал игрушку-медвежонка, которого назвал Теодором, ласково – Тедди.

Мягкие игрушки помогают детям адаптироваться в обществе, отрабатывать бытовые навыки, учат общаться, развивают воображение. Любимая собачка/кошечка/обезьянка утешит малыша в беде и поможет привыкнуть к жизненным переменам, например, переезду в отдельную комнату и появлению младшего братика или сестренки.

Роль игрушек в развитии ребенка

Развивающие игрушки помогают тренировать логическое, абстрактное мышление ребенка, мелкую моторику, внимание, память, знакомят с понятиями формы и размера предметов. Ребенку от года до трех лет подойдут различные игры сортировки, кубики, пирамидки, рамки вкладыши, мягкие, деревянные пазлы (до 5 элементов). Детям от 3 до 5 лет будут интересны различные конструкторы, массы для лепки, настольные логические игры (лото, домино), более сложные пазлы, рамки вкладыши.

Сюжетно-ролевые игрушки очень важны в период с 2 до 7 лет, ведь именно в этом возрасте идет активное познавательное и эмоционально-волевое развитие, происходит процесс социализации маленькой личности. Ребёнок принимает на себя знакомые социальные роли: папы и мамы, водителя, учителя, доктора. Например, можно купить несколько машинок и пару пластмассовых инструментов, предложив малышу роль механика. Исполнить же роль строителя растущему крохе будет интересно в игре с таким универсальным «строительным материалом», как кубики. Для девочек подойдут различные наборы посудки, еды, предметы для уборки, парикмахерские, ну и конечно куклы, благодаря которым маленькие дочки представляют себя мамами. Есть игры, в которые захотят поиграть и мальчики, и девочки: например, это может быть игра в «больницу», «магазин», «ферму».

Роль игрушек в развитии ребенка

Спортивные игрушки универсальны, они подходят для детей любого возраста и пола. Это мячи, скакалки, фрисби.

Почему детям не интересны игрушки?

Как выглядит современная детская комната? Первое, что вы представляете себе – это стеллажи, заваленные игрушками. Или, того хуже, просто кучи игрушек, разбросанные по всему свободному пространству.

Итак:

  1. Первая проблема родителей современных детей: избыточные покупки. Почему мамы и папы скупают все, что видят на витринах? В основном потому, что до определенного возраста только мы выбираем игрушки своим детям. А здесь вступают в игру собственные желания и амбиции. Очень часто родители хотят заполнить детскую тем, чего у них не было. Или полагают, что большое количество игрушек привлечет внимание ребенка и освободит им руки.

Что нужно помнить:

  • ребенок быстро переключается с одного предмета на другой, поэтому большое количество игрушек не способствует концентрации. Напротив, чем больше предметов в комнате, тем меньше они интересны детям. Они просто перебирают все, что есть, и переходят к другим делам;
  • избыточные покупки затрудняют организацию порядка в детской. Разбросанные игрушки снова рассеивают внимание ребенка, не давая надолго заняться чем-то одним;
  • большое количество игрушек плохо сказывается на характере. Если годовалый малыш просто перебирает все и выбрасывает в угол, то пятилетний ребенок будет требовать новую игрушку каждый день. Скорее всего, она станет не интересна уже завтра или будет сломана.
  1. Вторая проблема – отсутствие организации игрового пространства. Ребенку нужен порядок. В хаосе даже взрослому сложно ориентироваться, а детям и подавно. Поэтому недостаточно просто собрать кучку из машинок и кукол и оставить малыша наедине с ними. Кстати, это, на мой взгляд, беда манежей. Как говорят наши бабушки: «Кинула ему туда игрушек, и он сидит».
Читайте также:  Домашнее обучение: отвечаем на основные вопросы

Что нужно помнить:

Почему детям не интересны игрушки?
  • у каждой игрушки должно быть свое место. Стеллажи и открытые шкафы – обязательная мебель в детской;
  • после того, как ребенок поиграл, нужно все убирать на место. Причем к процессу следует привлекать детей. Двухлетний малыш должен самостоятельно расставлять свои машинки в гараже, пирамидки на полке, мячи в корзине;
  • игрушки следует менять. Золотое правило каждой мамы – прятать вещи на неделю-две, чтобы ребенок не успел потерять к ним интерес. Маленькие дети воспринимают спрятанные и выуженные игрушки как новые. Поэтому покупать много не нужно. Нужно лишь грамотно подойти к организации игрового процесса. Выбирайте разноплановые игрушки и меняйте их местами еженедельно. То, что вы убрали, должно находиться в недоступном для ребенка месте.
  1. Наконец третья проблема родителей – отсутствие их участия в игре. Маленькие дети не знают, как играть. Им нужно показывать. Лучший способ это сделать – сесть и начать играть самому. Ошибочно рассчитывать, что от количества игрушек у ребенка проснется фантазия, и он вдруг начнет ставить сложные ролевые спектакли. Психологи отмечают и еще одну интересную особенность. Это «след игры». Если мама играет с одной игрушкой на протяжении недели, эта игрушка с высокой вероятностью станет любимой у малыша. Так что если вы видите, что все предыдущие усилия напрасны, начинайте срочно играть с ребенком. Затем оставляйте ему время на самостоятельные занятия. Он быстро научится кидать мяч, строить из кубиков, укачивать пупсов и катать машинки.

Не забывайте, что детям до полутора лет интересны предметные игры – бросать, бегать, ходить, носить, рушить, складывать. Малыши до трех лет могут играть с любыми игрушками по вкусу. Даже если мальчику интересны куклы, не нужно паниковать. О том, какие игры подходят детям разного возраста, можно почитать здесь. В следующий раз поговорим об организации игрового пространства в детской комнате.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

ПОДЕЛИЛИСЬПоделитьсяТвитнуть

Правила выбора детских игрушек

Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на:

Форму. Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться.

Цвет, который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком.

При выборе стоит учитывать, что до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги.

Запах. Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов.

Инструкцию, которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Инструкции по правильному использованию игрушки могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша.

В инструкции должна быть указана следующая информация:

  • о необходимости сборки и установки игрушки именно взрослым (для игрушек, которые не должны собираться ребёнком);
  • по наличию деталей, потенциально представляющих опасность для ребёнка в случае неправильной установки игрушки (для горки с доской для скольжения, подвесных качелей, колец, трапеций, канатов и т. п.);
  • по эксплуатации игрушки и мерам предосторожности;
  • предупреждение о возможности возникновения несчастных случаев при несоблюдении мер предосторожности;
  • указание о хранении игрушки в местах, не доступных для детей в возрасте до 3 лет;
  • о необходимости регулярных проверок основных элементов игрушек (подвесных устройств, креплений, оттяжек);
  • указания по осторожному пользованию игрушкой, чтобы избежать падений или столкновений, вызывающих травмы;
  • рекомендации по использованию защитного оборудования: шлемов, перчаток, налокотников, наколенников (для игрушек — роликовых коньков и роликовых досок).
  • «Не рекомендовано детям до 3 лет» — на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет;
  • «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых» — на игрушках функционального назначения, представляющих опасность для детей;
  • «Осторожно! Во избежание возможности запутывания ребенка снимите игрушку, когда ребенок начнёт подниматься на руках и коленях!» — на игрушках, используемых в колыбели, детской кровати или коляске.
Читайте также:  16 лучших продуктов детского питания

Тематику. Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д.

Реалистичность. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.

Звук — он не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки.

Кстати, при покупке музыкальных духовых игрушек обратите внимание на места для соприкосновения с губами детей — они должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Детали. Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.

  • до года (ранний);
  • от года до 3 лет (ясельный);
  • от 3 лет до 6 лет (дошкольный);
  • от 6 лет до 10 лет (младший школьный);
  • от 10 лет до 14 лет (средний школьный).

Место, где вы покупаете игрушки. Покупайте игрушки в специализированных магазинах, не приобретайте игрушки «с рук» в местах несанкционированной торговли.

Кодекс маленького рэкетира

У каждого ребенка (да что там, у каждого взрослого!) есть вещи, которые покупались вопреки здравому смыслу, в неподходящих обстоятельствах и на невыгодных условиях. Потому что… очень хотелось! Не подходите к ребенку слишком строго, вряд ли он будет более сдержан в своих порывах, чем вы сами. Так что если ребенок вдруг потребовал нарядную игрушку, заметив ее на витрине, это совершенно нормальная реакция.

Другой дело, когда ребенку важен сам факт приобретения, а что именно купят – уже не принципиально. Порой и в гостях он начинает выпрашивать «в подарок» самые странные предметы, от карандаша до диванной подушки. И даже воспитательница в детском саду становится жертвой вымогательства: малыш может ходить за ней по пятам и клянчить «очень красивые» мелочи – платки, заколки, брошки…

Ребенок не отступает и не отвлекается на другие занятия. «День без подарка прожит зря» — вот его девиз. В своем вымогательстве он может быть крайне изобретателен. Вот три основные приема выклянчивания.

«Это мечта всей моей жизни»

Трудно отказать малышу, который со слезами на глазах рассказывает, что мечтал об этой вещи долгие месяцы и даже ждал, что Дед Мороз принесет в подарок именно ее, но не случилось… Нужно ли говорить, что завтра он расскажет о новой «мечте все жизни»?

«Вы меня действительно любите?»

Маленький хитрец ловко увязывает ваши чувства и предполагаемый подарок, и множество взрослых охотно попадаются в эту простейшую психологическую ловушку.

«А то будет хуже!»

Наконец, в качестве метода давления используется примитивный шантаж. Зачастую дети очень метко определяют болевые точки. В самом деле, безобидная угроза «сяду тут и никуда не пойду» может оказаться невероятно действенной, если вы опаздываете на поезд или на самолет!

С семи до десяти лет

В семь лет дети обычно идут в школу. Начинается период уроков и домашних заданий, дети больше играют в уно и шашки, а машинки, куклы и мягкие игрушки отходят на второй план.

Евгения Харченко, организатор пространства

В этом возрасте стоит использовать закрытые системы хранения. Это поможет ребенку влиться в учебный процесс. Если стеллажи будут открытыми, а коробки прозрачными, ребенок будет отвлекаться на игрушки и не сможет сосредоточиться на учебе.

У младшего школьника игрушек становится меньше, они меняются. Теперь главная любовь ребенка — это настольные игры. Чтобы коробки занимали меньше места, можно переложить их содержимое в зип-пакеты. Главное, чтобы ребенок был не против. Если он хочет сохранить упаковку, лучше так и сделать, чем ругаться на пустом месте.

С семи до десяти лет

Детям от семи до десяти лет достаточно напоминать, что раз в неделю они раскладывают вещи по местам. А еще они должны знать, что родители всегда готовы им в этом помочь.

Читайте также:  Доктор комаровский о новорожденных колики и газики

Счастье есть Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет. Посмотреть на это счастье

Что-то, что упало

Неважно, кто именно и что именно уронил. Мини-ищейка спешит на помощь. Ему обязательно нужно заползти в мокрое пятно, которое оставила упавшая кружка с недопитым чаем. Ему нужно устроить скандал, потому что улетевшая со стола макаронина из его обеда была его самым надежным товарищем, а вы просто бездушно выбросили ее в мусорное ведро. Его не интересует эта башня из пресловутых мягких кубиков до тех пор, пока она не будет разрушена и не падет к его ногам в разобранном виде. В общем, логику вы уловили.

Как отучить ребёнка красть: советы психолога

В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.

Как отучить ребёнка красть: советы психолога
  • Не оставляйте даже единичный случай воровства без внимания. Обязательно обсудите с ребёнком его поступок и найдите совместные пути решения ситуации.
  • Не устраивайте ребёнку публичных «выволочек». Все разговоры – только наедине.
  • Если ребёнок не пойман за руку, не спешите с обвинениями в воровстве, помните о презумпции невиновности.
  • Воздержитесь от обвинений «ты – вор», «сядешь в тюрьму», «из тебя вырастет преступник». Идя по пути осуждения, родители рискуют закрепить за ребёнком репутацию вора и мошенника. Малыш, впервые попав в такую ситуацию, может озлобиться, и его кражи уже начнут носить криминальный характер. В беседе с дошкольниками лучше не употреблять слов «воровство», «ворованное», «кража». Замените на более мягкие выражения: «брать чужое», «взять вещь без спроса».
  • Постарайтесь выяснить причину, почему ребёнок стал красть чужие вещи или деньги (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой.
  • Если ребёнок начинает лгать и отрицать содеянное, не настаивайте. Дайте ему время поразмыслить над ситуацией.
  • Если вы перепробовали все способы борьбы с детским воровством и ложью, но ничего не помогает, обратитесь за помощью к психологу.

Тряпичная кукла

Для «сложных» пупсов новорожденный дорастет еще нескоро. А вот простая тряпичная кукла малышу вполне может понравиться. Мягкая, яркая, приятная на ощупь. Скорее всего, младенец не расстанется с этой игрушкой весь первый год, а то и дольше.

При выборе смотрим, чтобы на кукле не было «лишних» деталей, опасных для грудничка. Приветствуются шелестящие и звенящие элементы. И это необязательно должна быть именно классическая кукла. Для новорожденного можно выбрать модели в виде животных.

Мягкая игрушка Кукла

Поделки-игрушки из природного материала (шишек, желудей, каштанов)

Игрушки своими руками из подручных природных материалов дети с удовольствием сделают самостоятельно:

Поделки-игрушки из природного материала (шишек, желудей, каштанов)
  1. Чтобы сформировать человечка надо взять два плода дуба. Один круглый с шапочкой — для головы и другой продолговатый — для туловища. Соединить их между собой кусочком зубочистки заранее проколов в нужных местах шилом. Глаза и рот вылепить из пластилина. Ножки создать из кусочков зубочисток и приклеить внизу них перевернутые желудевые шляпки. Прикрепить ручки из палочек и добавить пластилиновые рукавички. Создать оленя или утку легко из желудя и его своеобразной шляпки. Материал протыкается острым предметом. Ножки и шеи формируют из спичек или палочек.
  2. Из шишек можно изваять ежика. Лапы и мордашку слепить из пластичной глины. Или медведя — склеить из старых раскрывшихся соцветий сосны разного размера, присоединив в качестве глаз пуговки. Таким же способом делают лешего.
  3. Самое простое изделие из каштановых плодов — гусеница. Необходимо взять такое количество каштанов, какой длиной будет насекомое. Соединить их между собой пластилиновыми пластинками или тоненькими палочками, заранее пробив отверстия. Мордочку нарисовать и приладить усики из тонкой проволоки. Для создания улиток скатать колбаски из пластилина, в которых один конец сделать тоньше, а другой край толще — это будет голова. Каштанчики — это домики, для глазок проткнуть маленькие дырочки, а рожки и ротик прикрепить из палочек.