Детская психология 2-3 года: какие могут быть трудности в воспитании

Психически здоровый ребенок способен самостоятельно реализовываться в обществе, быстро обучаться и расти. При наличии диагностированных психических отклонений или заболеваний в дошкольном детстве, у подростка в будущем возникают проблемы с адаптацией в активно изменяющейся социальной среде.

Особенности развития ребенка лет.

К двум годам у карапуза заметно развиваются физические возможности:

  • увеличивается время бодрствования, ведь малыш спит уже 1 раз в день
  • словарный запас составляет около 300 слов
  • активно играет с предметами, толкает их, передвигает, обходит, интересуется, что находится внутри.
  • знает функциональные свойства многих окружающих его вещей. Например, машинка едет, птичка летает, кораблик плавает и т.д.
  • подражает действиям и движениям взрослых
  • проявляет эмоции: удивление, восхищение, ласку, жалость, сочувствие, радость, гордость, разочарование и т.п.

Нормы речевого развития у малышей 1-лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

Этапы психического развития

Дети в возрасте от 3 до 7 лет относятся к категории дошкольников. Психическое развитие дошкольника условно делят на три этапа (каждый человек уникален и, даже у здорового дошкольника, могут быть незначительные возрастные отклонения):

Этапы психического развития
Наименование Возраст
1 младший 3-4 года
2 средний 4-5 лет
3 старший 5-7 лет
Этапы психического развития

Все три этапа оказывают свое влияние на развитие психических процессов дошкольников. Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях, похожих на возрастной кризис, когда развитие личности не соответствует физическим и психическим возможностям ребенка, и наоборот. Возрастные особенности психического развития дошкольников особенно проявляются в три года и в семь лет. В эти периоды помимо членов семьи, ежедневно окружающих дошкольника, появляются в его жизни преподаватели, ровесники и более старшие дети. Ребенок открывает для себя все возможности человеческих взаимоотношений. В зависимости от того, как он будет реагировать на происходящее (принимать участие в играх, проводить время в садике в одиночестве, капризничать или смеяться), можно оценивать его состояние психики.

Этапы психического развития

В детстве дети задают множество вопросов, интересуются всем, что происходит вокруг них. В разговорах со старшими людьми младшие ребята (3-4 года) требуют, чтобы к ним относились серьезно, “на равных”. Такие разговоры принято называть познавательными процессами.

Этапы психического развития

Развитие познавательных психических процессов дошкольников влияет на будущие взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми. Если дошкольник не получает ответов на свои вопросы, он становится упрямым и негативно реагирует на происходящие вокруг него события. Психическое развитие старших дошкольников основывается на активной совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. В деятельности старших ребят (6-7 лет) появляются такие формы взаимоотношений как выполнение общего дела, контроль за действиями окружающих, помощь другим участникам игр, осознание и исправление своих собственных ошибок.

Развитие ребенка в года

Возраст от полутора до 3 лет − активный и благоприятный период для освоения речи. Формируются психологические процессы: память, внимание, мышление в совокупности с процессом говорения. Благодаря увеличению словарного запаса слов ребенку проще общаться со взрослым, познавать окружающий мир. Двухгодовалый малыш с удовольствием смотрит мультфильмы, слушает сказки, способен осмыслить их содержание. Внимание становится устойчивее, совершенствуется память и восприятие. Ребенок способен перечислять предметы, находящиеся вокруг, устанавливать простые связи между ними, проводить сравнение.

Родители должны активно помогать двухлетнему ребенку в освоении речи, заниматься с помощью игровой деятельности. Второй год отличается активной игрой, когда малыша легко заинтересовать яркими картинками, предметами, вовлечь в совместную деятельность. Малыш на 3-м году жизни способен высказывать критические замечания в адрес взрослых и себя, внимательно слушать, повторять за родителями слова, складывать их в предложения. От 2,5 до 3 лет словарь крохи увеличивается в 3 раза, что стимулирует улучшение качества речи. Ребенок объединяет предметы (куклы, мячи, машинки – игрушки; морковка, каша, пюре − еда).

Несмотря на расширение словарного запаса, родители должны понимать, четкость произношения достигается не сразу, что связано с возрастными особенностями. Ребенок хорошо произносит простые слова «мама», «каша», «папа», «деда», «дай», «нога». Конструкции сложнее даются непросто, но малыш старается их произносить по-своему: «здравствуй», «хорошо», «пожалуйста», «нельзя», «банан», «кошка», «собака». В 2 года малышу тяжело произносить отдельные звуки: ф, с, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, й.

Читайте также:  Кричать на ребенка — ошибка в воспитании

Ребенок в 2 года говорит набором слов («мама пи» − мама, хочу пить, «баба Паша пошел» − баба и я пошли и т. д.), осмысленность и правильная цепочка слов появляются ближе к 3 годам. Родителям следует не повторять детский лепет, а помогать малышу правильно оформлять предложения, логически выстраивать слова, говорить правильно.

Важно в данный возрастной период ситуативно-деловое общение мамы и ребенка. Совместные игры, мытье рук, уборка, прием пищи, прогулка помогают осваивать речь, если родители проговаривают каждый этап, предметы, с помощью которых выполняется действие. Малыш активно копирует, подражает взрослому в быту, что позволяет сформировать у крохи понятия:

  • Пространства.
  • Объема.
  • Цвета.
  • Времени.
  • Эмоций.

Двухлетний ребенок, по мнению психологов, неврологов и логопедов, должен:

  • Иметь словарный запас слов в 100-300 слов.
  • Правильно указывать на картинку с предметом, животным, природным явлением.
  • Строить простые предложения из 2-3 слов.
  • Называть части предметов, определять категории окружающих вещей.
  • Активно использовать в речи местоимения «мы», «я», «ты», «он».
  • Использовать в предложениях предлоги.
  • Ставить вопросы.
  • Интонационно высказываться, проявлять эмоции при говорении.

Норма речевого развития от до лет

Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.

К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостаёт большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять.

Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».

Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.

Речь ребенка

Вероятно, он использует более длинные предложения (три или более слов) и растущий словарный запас, чтобы понять себя.

По мере развития языковых навыков вашего ребенка он может начать рассказывать вам более сложные истории, также для развития речи можно использовать развивашки для детей 3 4 года. Рассказывание историй – отличный шаг в развитии дошкольника. Это происходит сейчас, потому что в три года ваш ребенок становится способным понимать более сложную цепочку событий: он может что-то испытать, подумать об этом, а затем рассказать об этом историю. Эти истории – реальные или вымышленные или смесь обоих – помогают маленьким детям понять повседневные события и людей, которых они встречают. Вы можете видеть, как ваш ребенок рассказывает истории себе или своим игрушкам. Они могут быть совершенно фантастическими или объединять несколько реальных событий в один рассказ. Если вы аудитория, слушайте с благодарностью. Поощряйте его вопросами, пока он крутит пряжу о картине, которую он нарисовал, или о книге, которую он читает. Предложите ему добавить детали к рассказанным вами историям.

Письмо

Это интересно, когда каракули вашего ребенка начинают больше походить на настоящие буквы. Но письмо является  тем этапом развития, которое сильно различаются от ребенка к ребенку. Не беспокойтесь, если ваш ребенок даже не интересуется письмом.

Речь ребенка

Поощряйте ее написание, держа под рукой бумагу, жирные карандаши, жирные карандаши и мел. Еще один способ заинтересовать ее: вылейте песок, соль или сахар на поднос и покажите ей, как отслеживать буквы пальцем.

Разговоры

Трехлетние дети проводят много времени, предоставляя диалоги своим куклам, подражая разговорам взрослых и используя разные типы голосов для разных персонажей – например, высокие голоса для младенцев и глубокие и мощные для супергероев. Ваш ребенок учится тому, что взрослые разговаривают друг с другом по-разному. Например, она заметила, что вы говорите так, когда разговариваете с мамой, и когда вы разговариваете с боссом. Она практикует эти различные способы речи в своей игре.

Что должен уметь ребенок в года и месяца, мальчик

После двух лет многие родители малышей недоумевают, жалуясь на то, что их совсем недавно усидчивый и послушный кроха стал проявлять характер. И это вполне логично и объяснимо. Ведь еще совсем недавний карапуз становится полноценной личностью, поэтому вправе индивидуально реагировать на ту или иную ситуацию.

В два года и 2 месяца ребенок уже умеет не просто воспринимать мир во всех красках, но и эмоционально оценивать происходящее. Поэтому родителям любопытного непоседы следует вооружиться терпением, и помочь маленькому человеку адаптироваться ко взрослой жизни.

Читайте также:  Как выучить алфавит с ребенком?

Умения и навыки ребенка в 2 года и 2 месяца

Ответ на вопрос о том, что должен уметь ребенок, в частности мальчик, в два года и 2 месяца, достаточно субъективен. Ведь каждый кроха с рождения индивидуален, имеет свою генетическую предрасположенность и характер.

Однако педиатры имеют свою точку зрения на этот счет, поэтому при оценке развития малыша руководствуются единым установленным стандартом.

Физические достижения маленького чемпиона

Первый, и самый важный навык, которым овладевает малыш к 2 годам и 2 месяцам – это моторное развитие. Кроха уже отлично справляется с координацией движений, поэтому уверенно ходит и бегает. В данном возрасте мелкие препятствия, в виде ступенек, бордюров и возвышений не доставляют проблем.

Он уверенно их преодолевает без падений и травм, на пути к своей цели. При этом четко прослеживается причинно-следственный алгоритм действий.

Например, ребенок активно бежал за мячиком, но при виде препятствия замедлил шаг и в спокойном ритме его перешагнул. Такое поведение обусловлено тем, что уже в столь юном возрасте малыш отдает отчет своим действиям и избегает травматических ситуаций.

Данному возрасту так же свойственно активное развитие мелкой моторики. Малыши ловко и быстро справляются с мелкими предметами во время игры, и даже могут попасть с небольшого расстояния в указанную цель.

Проверить это достаточно просто, предложив своему чаду поупражняться с мячиком и баскетбольным кольцом либо поиграть в любую другую развивающую игру на меткость.

Особенности физиологического развития мальчика в 2 года и 2 месяца

На данном этапе взросления у ребенка продолжает активно развиваться нервная система, что заметно отражается на его поведении. Ребенок уже более уверенно справляется со своим эмоциональным состоянием, даже в период усталости.

Он проявляет выносливость и меньше капризничает в сложных для его восприятия ситуациях. Однако не стоит требовать от малыша слишком большой концентрации на определенном занятии, для него это задача еще непосильна.

У ребенка в возрасте 26 месяцев молочные зубы продолжают развиваться. Но на данном этапе обязанностью родителей является не только следить усилить контроль за гигиеной полости рта малыша, но и начинать прививать крохе навыки самостоятельного ухода.

Данное время отлично подходит для планового посещения стоматолога и объяснения своему чаду правил чистки зубов.

«Почемучка» или «ворчливый молчун». Что нужно знать о развитии речевого развития ребенка?

Раньше норма словарного запаса ребенка в 2 года и в 2 месяца составляла 40 слов. Однако сегодня, этот норматив носит больше условный характер, ведь развитие детей до трех лет индивидуально.

Поэтому не стоит отчаиваться если малыш не относится к «болтливым почемучкам» и не проявляет особого интереса выявлять свои мысли словесно. Но если родители хотят ускорить процесс развития речи своего чада, существует масса игр, способствующих этому.

Освоение бытовых навыков

К 26 месяцам социальное поведение ребенка в привычных бытовых условиях ничем не отличается от алгоритма действий взрослого человека. Он уже умеет:

  •  умываться и чистить зубы;
  •  кушать ложкой и пить из чашки;
  •  уверенно ходить и преодолевать препятствия;
  •  пользоваться горшком;
  •  обуваться и одеваться (частично);
  •  выражать свои эмоции и потребности с помощью слов;
  •  играть в игры с мелкими предметами;
  •  повторять действия взрослых.

Малыш замечательно ориентируется в предметах быта и знает их целевое назначение. Когда в поле зрения младшего члена семьи попадает новый предмет, с которым он еще не знаком, это вызывает определенный интерес.

При этом любопытство ребенка может быть уже удовлетворено объяснением взрослых, а не тактильным изучением новой «игрушки». То есть в данном возрасте дети уже умеют наблюдать за действиями родителей и делать логические выводы.

Иными словами, маленькие сорванцы в 2 года и 2 месяца – это полноценные члены общества, которые обладают основным спектром навыков бытового поведения. Им лишь необходимо время, чтобы отточить свои умения и приступить к копированию поведения взрослых членов семьи.

Правило запретов

Дети 2−3-летнего возраста часто противятся любым запретам. Конечно, лучше пытаться избежать этих границ для малыша, но совсем обойтись без этого невозможно. С помощью ограничений родитель должен четко очертить границы, которые ребенку запрещено переступать. Эти запреты должны устанавливать правильное поведение в обществе и обеспечивать безопасность малыша. 

Многие родители, как ни странно, устанавливают ограничения для ребенка по инерции. Это происходит в том случае, если в их детстве тоже было слишком много запретов. Поэтому рекомендуется тщательно фильтровать всю информацию и устанавливать для малыша те границы, которые действительно необходимы.

Помимо этого, важно подробно обосновывать каждый запрет. Крайне не рекомендуется просто устанавливать ограничение, не объясняя его причин. Малыш должен понимать последствия нарушения, которые его ждут. Например, если он хочет съесть лишнее мороженое, то необходимо объяснить ему, что это приведет к ослаблению иммунитета, болезни и длительному лечению.

Существует такое понятие, как неосознанные запреты. Это иррациональные ограничения, которые устанавливаются ребенку не из воспитательных побуждений, а каких-то других. Примеры:

  1. Зависть. Простая причина для иррациональных запретов. Сюда относится вкусная еда, красивая одежда, хорошие и качественные игрушки. В 90-е годы всего этого у детей не было, поэтому родители часто лишают этого и своего малыша, однако никакой воспитательной составляющей в этом нет. Бессмысленный запрет.
  2. Повышенная тревожность за своего ребенка — это не всегда хорошо. Некоторые мамы слишком трепетно относятся к этому вопросу и лишают своего малыша практически всего, что ему нравится. Хоть они и пытаются объяснить это воспитательным процессом, но это не так. В связи с этим многие дети лишаются домашнего питомца, общения со сверстниками, роликов, велосипеда и тому подобного.

Нельзя запрещать сыну или дочери заниматься их любимыми увлечениями, если это безопасно и не идет наперекор развитию малыша. Если интерес к чему-либо способен навредить, то необходимо постепенно отучать от него ребенка, но делать это мягко, не устанавливая жестких рамок, которые могут сильно расстроить.

Конечно, педагогический стиль как воспитывать ребенка в 2 года, зависит еще от культурной среды самих родителей. Однако, если принять во внимание все трудности воспитания двухлетнего ребенка и соблюдать рекомендации психологов, то родители не будут испытывать проблем с тем, как малыш будет вести себя дома и в обществе. Если же пренебречь всеми советами, то не стоит потом задаваться вопросом о том, почему сын или дочь так ужасно ведет себя в подростковом возрасте.

Развитие, игры, воспитание

Развивающие игры для детей 2 лет должны затрагивать не только умственную, но и физическую сферу.

Для развития координации движений и крупной моторики подходят:

  1. «Переправа». Выложите на полу из узких массажных ковриков тропинку. Предложите карапузу пройти по ней, не заступая за края. Для повышения интереса малыша придумайте историю, будто вы переходите реку.
  2. «Урожай». Предложите ребенку собрать разбросанные на полу игрушечные фрукты и овощи (их могут заменить детали конструктора или кубики). Соревнуйтесь на скорость или количество собранных предметов. Задание можно усложнить. Пусть малыш кладет фрукт или овощ на игрушечный совочек и так несет его в корзину. Нужно, чтобы предмет не упал.
  3. Зарядка. Наклоны, прыжки, повороты, простые махи руками или ногами. Сделайте это вашей утренней традицией.

Мелкую моторику разовьют игры с небольшими массажными мячиками. Пусть ребенок покатает их себе по ручкам, ножкам.

Помогут сделать пальчики более ловкими игры с каштанами, желудями, фасолью. Из них можно выкладывать картинки, украшать аппликации. А можно позволить карапузу их просто перекладывать из одной емкости в другую.

Рисование и лепка – отличное решение, когда не знаете, чем занять ребенка дома. Дети в этом возрасте с удовольствием рисуют пальчиками, губками и другими необычными способами.

Учите малыша раскатывать колбаски и шарики из пластилина. Составлять из них простые фигуры: снеговиков, колобков с глазками и ротиком.

Двухлетки способны делать аппликации. Помогайте им вырезать, подсказывайте, как лучше приклеить. Но не лишайте самостоятельности. Ребенок в два года способен нарезать бумагу ножницами. Главное, купить безопасные детские с закругленными кончиками. Он может самостоятельно пользоваться клеем-карандашом.

Для развития умственных способностей подойдут следующие игры:

  1. Вырежьте из цветного картона кружки, квадраты, прямоугольники, разного цвета и размера. Предложите малышу их разложить. Критерий для сортировки может быть форма, цвет, размер.
  2. Положите на столе три игрушки. Пусть карапуз их рассмотрит. Попросите его отвернуться, уберите одну вещь. Малыш должен сказать чего не хватает.
  3. С помощью тематических карточек учите с ребенком профессии, фрукты, овощи, животных.

Занимайтесь в дневное время. Ребенок и вы должны быть в хорошем настроении. Не ругайтесь, не злитесь, если у него не получается.

Развитие речевых способностей

Отдельно стоит затронуть такую важную тему, как развитие речевых способностей в этой возрастной категории. Следует отметить, что в этот период может наблюдаться активный прогресс. Возрастные особенности речи детей 4-5 лет сводятся к нескольким особенностям:

  • Психологи неоднократно замечали, что иногда до четырех лет ребенок может невнятно говорить, проглатывать слова или вовсе молчать. Мамы и папы переживают по этому поводу, водя своего потомка к различным специалистам. Но, к их великому разочарованию, это не помогает справиться с проблемой. К их удивлению, когда малышу исполняется четыре года, он начинает внезапно полноценно разговаривать.
  • Значительно улучшается в этот период и словарный запас, как правило, ребенок уже знает более трех тысяч различных слов.
  • Происходит заметный прогресс и в плане звукопроизношения. Речь ребенка становится уже понятной не только для его близких людей, но и для всех окружающих, даже абсолютно посторонних людей.
  • В этот период ребенок уже может полноценно общаться со своими сверстниками, выражая мысли, рассказывая истории из жизни и повествуя полную информацию о себе.
  • Дошкольник уже может полностью описать определенный эффект, описать картинку и раскрыть все свои эмоции.

Существует еще огромное количество категорий, под которые попадают возрастные особенности детей 4-5 лет. Кратко описать их совершенно невозможно. Также стоит учесть и тот факт, что каждый ребенок осваивает информацию и воплощает её в жизнь с абсолютно разной скоростью.