Детская обида – как бороться с повышенной обидчивостью ребенка

Многие родители сталкиваются с ситуаций: казалось бы, ничего особенного сказано или сделано не было, а ребенок надувает губки, плачет или даже дерется. В чем кроется причина повышенной обидчивости ребенка и как можно решить данную проблему?

Ребенок дал другому подзатыльник. Это игра или уже насилие?

Здесь важно понимать, как чувствует себя обиженный ребенок и какие эмоции испытывает обидчик. Взрослый должен выяснить, это разовое насилие, буллинг или неудачная шутка?

Долгое время буллинг воспринимался как некая игра и несерьезная проблема. Да, признавалось, что есть какое-то насилие и травля в школьных коллективах, но было такое мнение, что дети этим «переболеют» и все само разрешится. Сейчас специалисты уверены, что последствия буллинга очень серьезные, и сказываются они не только на жертве, но и на свидетелях насилия и самом агрессоре.

Что родителям нужно знать о буллинге?

  • Это всегда неравенство сил;

  • Обидчик действует целенаправленно и не хочет заканчивать травлю;

  • Насилие регулярно повторяется, становится системой;

  • Жертвой буллинга может стать любой ребенок, это не зависит от его личности и черт характера;

  • Прекратить его могут только взрослые.

В вопросах буллинга есть два перегиба. С одной стороны, в связи с плохой информированностью часто люди остаются толерантными ко многим видам насилия, и какие-то толчки, обидные клички, распространение слухов воспринимаются как игра или шутка, даже когда это происходит систематически.

Детская обида

Обида ребенка – это не просто эмоция. Это родительские чувства, эмоции и переживания, не нашедшие выхода или подавленные, а в результате воспитания переданные ребенку. Сейчас немного разберемся, что делать, если ребенок обижается часто на родителей и других детей. Первые обиды возникают у детей еще в дошкольном возрасте примерно в 3-4 года. Но маленькие дети не «зацикливаются» на них и быстро забывают. А уже после 5 лет обида проявляется во всей полноте и ее главным предметом выступает сверстник или взрослые члены семьи. Особенно остро детская обида проявляется в следующих случаях:

  1. неуважительное отношение (допустим, дразнилки, обзывания);
  2. отказ дать что-то очень желанное (игрушка, сладости, подарки);
  3. невнимание со стороны других детей (ребенка не принимают в игру);
  4. успех других, отсутствие похвалы (например, ребенку дают понять, что кто-то другой справляется с заданием лучше).

В этих ситуациях ребенок чувствует себя ущемленным. Однако в одной и той же ситуации один попытается уладить конфликт, другой проявит гнев, а третий – обидится. Когда ребенок обижается, он обычно перестает разговаривать, отворачивается от других, всем своим видом пытаясь показать, как ему плохо. Он искренне чувствует себя обделенным и даже неполноценным.

Причины повышенной детской обидчивости

Распространенные причины для детских обид достаточно просты:

  • не позвали с собой играть;
  • отказались принимать его условия игры;
  • сначала играли вместе, а затем выгнали из игры;
  • пообещали дать игрушку и не выполнили обещание;
  • начали дразнить и обзывать;
  • другой ребенок обогнал его в беге, был успешнее в игре;
  • похвалили другого ребенка, а про него забыли.
Читайте также:  Немного до годика – занятия с ребенком с 11 месяцев

По мнению доктора психологических наук, профессора Е. О. Смирновой, дети, склонные к излишней обидчивости, считают успешность других детей своим унижением и игнорированием себя. Поэтому начинают остро переживать и выказывать обиду.

Всем детям свойственно порой обижаться. В этом нет ничего страшного, так как обида – коммуникативное состояние, только временно создающая сложности в общении. При этом возможности для дальнейшего контактирования обязательно сохраняются. Совсем другое дело, когда ребенок привыкает демонстрировать данную реакцию и делает это так часто, что отношения с другими детьми портятся. Дети заметят болезненную реакцию, и обязательно найдется ребенок или даже несколько, которые будут сознательно давить на болевую точку. И это только усугубит ситуацию.

При сниженном пороге обидчивости ребенок истолковывает все, что случается с ним или происходит вокруг, как направленное против него. Реакция обидчивого ребенка не имеет оснований, он выражает слишком сильные негативные эмоции, порой ведет себя неадекватно. Даже если в настоящее время никто не обижает, он считает, что все готовы обидеть в любой момент.

В возрасте 5–6 лет ребенок уже может делиться своими рассуждениями на эту тему, повторяя: «Все вокруг постоянно меня обижают, у меня плохая жизнь». Из всех чувств ребенка настолько доминирует обидчивость, что жизнь ему представляется в депрессивных оттенках. Никакие уговоры «Все хорошо, тебя никто не хочет унизить или оскорбить, просто меньше обижайся по пустякам» не помогают переубедить ребенка, сделавшего вывод о своей неудачливости.

Ребенок, проявляющий агрессию в момент обиды, объясняет свое поведение так: «Я хотел причинить обидчику боль, чтобы он почувствовал, как больно мне». Постепенно ему требуется все меньше значимый повод, чтобы обидеться на кого-то и постараться сильнее отомстить.

Важно. Если вовремя не вмешаться и не пресечь такое поведение, у ребенка развивается подозрительность. Он начинает искать в словах и поступках окружающих подвох. Так он способен вырасти человеком, живущим ради продумывания и воплощения планов мести.

Но обиженный ребенок не обязательно проявляет агрессию. Однако всегда будет демонстрировать, насколько он несчастен: «Взгляните, как мне плохо! Это ты причинил мне боль! Сейчас же исправляйся и делай так, как хочу я!». Ребенок выражает это не словами, а всем своим обликом, поведением. У него одно желание – чтобы обидчик почувствовал себя виноватым и постарался изменить ситуацию в пользу обиженного. Поэтому обидчивость тесно связана с манипуляцией.

Почему ребенок дерется в школе?

Ребенок школьного возраста уже не малыш и может, как сам издеваться и обижать своих одноклассников, так и стать объектом нападок. Школьник будет не только драться, но может применить и психологическое насилие. Издеваться над одноклассниками можно рассылая смс с угрозами, письма на электронную почту или в социальные сети. Обидные прозвища, нецензурные слова – все это входит в раздел психологического насилия.

Почему ребенок дерется в школе?

Почему ребенок обижает одноклассников и что делать в этом случае? Скорее всего в классе существует группа с неформальным лидером и ваш школьник входит в нее, а издевается он над другими, чтобы самому не стать объектом издевательств других детей. Кстати, такое поведение присуще не только мальчикам, родителям девочек необходимо также наблюдать за своими чадами.

Почему ребенок дерется в школе?

Существует несколько признаков, по которым вы сможете понять оскорбляет ли ваш отпрыск других детей или нет. Обратите внимания на то, что говорит школьник о своих одноклассниках. Если он отзывается о них плохо, используя обидные прозвища или клички, или по отношению к ним в его речи проявляется агрессия, то необходимо поговорить с учителями, возможно агрессия проявляется не только на словах. У вашего отпрыска могут появляться время от времени дорогие телефоны, игрушки, которые вы ему не покупали, а откуда они у него, школьник объяснить не может. Возможно, это результат агрессивного поведения, когда дорогие вещи отбираются у тех, кто не может за себя постоять.

Почему ребенок дерется в школе?

Предупреждение противоречий

Профилактика конфликтов в детском коллективе – важная составляющая уважительных отношений между детьми.

Читайте также:  Что должен знать и уметь будущий первоклашка?

Для поддержания здоровой атмосферы рекомендуется:

  • проявлять свою любовь, но в то же время будьте оправдано тверды;
  • выстроить доверительные отношения и разговаривать с ребёнком в диалоге;
  • обучить малыша справляться со своими отрицательными эмоциями;
  • практиковать способность прощать, уступать, понимать, ставить себя на место другого.

Используйте различные стили поведения в конфликтных ситуациях, учитывая возраст детей и их поступки в ссоре.

Ребёнок обижает детей

уже задавала подобный вопрос некоторое время назад. Ещё раз попробую, может ответит тот, кто раньше не видел. Сын у меня недавно (несколько месяцев) как начал обижать детей. Раньше не было такого. Мог меня шлепать, если что-то не по его. Это прошло, отучила. А вдруг появилось, долго просидел дома, болел всю зиму. Вышли в люди и заметила, что стал хватать детей, может ударить, завалить. Особенно маленьких, прям с пустого места подходит и шлепает. Я спрашиваю, он все понимает, говорит, что нельзя так делать, что больше не будет и опять. ((( ругала, объясняла. Причём просто так, может сюсюкать с малышом (говорит «маленький, хорошенький» и т.д. ) и тут же шлёпнуть. В сад не ходим ещё. У сына гиперактивность. Он очень эмоциональный и возбудимый. Очень умный и развитый мальчик, но с поведением проблемы. Кто сталкивался? Может он не знает как себя проявить? Вроде не злится же. Может так внимание привлекает? Прям приходится за руку держать, если рядом маленькие детки. Да и вообще не на шаг не могу отойти, бегаю с ним

Справляемся с проблемой

Вы заметили, что ваш ребёнок весь в слезах, обиженный? Как вести себя?

Справляемся с проблемой
  1. Нужно совладать с собой. Плач ребёнка, а особенно выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  2. Нужно помочь ребёнку успокоиться. Будьте ласковы к ребёнку, обнимите его. Лучше присесть, чтобы ваши лица были на одном уровне: так объяснения лучше будут восприняты. Успокаивая ребёнка, гладьте его по голове, держите за руку, разминая пальчики. Так плохие эмоции останутся позади.
  3. Нужно посочувствовать. Даже если ваш ребёнок совсем ещё кроха, важно озвучить его чувства. Он поймёт, что мама неравнодушна к его проблеме, она всё понимает и глубоко сочувствует. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, мой маленький, я понимаю тебя…».
  4. «Нельзя» вдруг становится «можно». Этот небольшой секрет поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно кусок вкусного пирога и сок. Да, мамин телефон самому нельзя брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное – не такую отрицательную эмоцию.
Читайте также:  Как научить ребенка рисовать: техники и пошаговые мастер-классы

Игры для обидчивых детей

«Совет. Родителям важно помогать ребёнку постигать свой собственный мир, осознавать свои достоинства и недостатки. Так укрепится внутреннее самоощущение ребёнка и не будет места для обидчивости».

Игры для обидчивых детей

Обида, по сути, — это наше отношение к ситуациям. Дети нередко перенимают у родителей манеру реагировать на ситуации, действия и слова других людей. Поэтому родителям лучше следить за своим поведением. А для профилактики обидчивости подойдут специальные игры:

  • Обзывалки. Сядьте рядом с ребёнком, возьмите мяч. Предложите говорить друг другу обидные слова. Только заранее обсудите, какие слова допускаются. Например, не самые грубые выражения, а названия овощей и фруктов, животных, бытовых предметов, сказочных персонажей. Каждое обращение может начинаться со слов: «А ты… бледная поганка!» Договоритесь, что через 5-6 обращений, вы начнёте говорить приятные слова: «А ты… цветочек мой!». Здесь важна быстрота реакции, юмор. Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение. Хорошо, когда в неё играют несколько детей.
  • Жужа. Выбирается ведущий — «жужа», вокруг которого бегают, дёргают его, строят рожи, дразнят. Когда «жуже» надоедают приставания, он вскакивает и пытается догнать одного из обидчиков. Кого поймали — тот и «жужа». Важно, чтобы каждый ребёнок, принимающий участие в игре, побывал в разных ролях. Эта игра учит управлять эмоциональным состоянием, становиться не таким обидчивым, смотреть на мир глазами другого человека.
  • Дракон. Лучше, чтобы участников было несколько. Построившись в линию и держась друг за дружку, нужно первому в строю («голове»), ухватиться за последнего («хвост»). Когда «голова» «ухватила» «хвост», нужно поменяться ролями. Важно, чтобы все участники побывали в обеих ролях. Такая игра помогает детям, испытывающим проблемы в общении, стать увереннее в себе, успешно влиться в детский коллектив.

Детские обиды. Почему возникают? Как родителям реагировать на обиды ребенка?

Тема детских обид очень серьезная, и, говоря честно, жизненно–важная. Давайте задумаемся: как мы воспринимаем своих детей: всегда ли относимся к ним с любовью и должным уважением?

Правда в том, что зачастую мы игнорируем их эмоции, потому что «не до этого», «устали на работе» или попросту не воспринимаем ребенка всерьез.

Поведение взрослых, описанное выше, является, мягко говоря, неправильным по отношению к своему ребенку, поэтому, если вы, все-таки, хотите вырастить здорового и счастливого малыша, возьмите на заметку то, что написано в данной статье и следуйте написанным в ней рекомендациям.