Детская жадность — причины проявления и способы борьбы

В этой статье мы попробуем разобраться, как понять, действительно ли ребенок не уважает взрослых, или взрослые просто не получают от него той беспрекословности, покорности и бесхребетности, которая была бы для них удобна и, возможно, тешила бы их самолюбие. И попытаемся выяснить, что делать, если здорового уважения к старшему поколению в ребенке и в самом деле не хватает.

Другие статьи на эту тему

31 марта 2020 20 христианских фильмов для просмотра всей семьёй 18 марта 2019 Как воспитать благочестивых детей в эти последние дни 24 января 2019 Наш невидимый Родитель 21 ноября 2018 Что происходит с подрастающим поколением и как с этим жить? 28 февраля 2020 Пристрастие к играм 23 января 2020 Как сражаться в молитве за детей 09 января 2020 10 качеств, которые мужья тайно любят в своих жёнах 04 марта 2019 Как одержать верх над искушением 06 мая 2018 Как ладить с трудными людьми 03 октября 2017 Как установить мир в отношениях?

Возрастные особенности

Помимо семейных ценностей и подельчивости всех ее членов, есть и некоторые возрастные особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка и научения быть щедрым.

Все предметы, которые окружают малыша с рождения, его сознание воспринимает как свою собственность. Это мы, взрослые, знаем, что та баночка с вареньем бабушкина, яркий веселый рюкзачок принадлежит племяннице, а красная губная помада мамина. Ребенку эти нюансы права собственности неизвестны. Поэтому все, что оказывается в поле зрения малыша и интересно ему в данный момент времени – это его вещи. Если ребенок играет с игрушкой другого ребенка и последний ее отберет, наш малыш придет в негодование, так как у него отобрали ЕГО вещь.

Возрастной период, когда малыш не различает «твое – мое» длится около 3-х лет. В возрасте 3-х лет ребенок вступает в свой возрастной кризис, когда начинает осознавать себя и свои возможности, свою личность от личности другого, тем самым понимая, что есть вещи, которые ему не принадлежат. Таким образом, родителям следует понимать, что до 3-х лет ждать от своего ребенка самостоятельных и сознательных проявлений щедрости не стоит. Это невозможно физиологически, ведь мозг еще не развит. Поэтому любые попытки отобрать у ребенка что-то, на чем сфокусировано его внимание в данный момент, бессмысленно. Это повлечет за собой плач, злость и обиду, ведь отобрали его собственность.

После 3-х лет ребенок начинает себя осознавать. Начинается период лучшего ощущения своего тела, своих возможностей, желаний и потребностей и, соответственно, отстаивания своих границ. Это время: «Я сам!». Мозг настраивается на то, что если я/ребенок – отдельный человек, тогда есть вещи, которые мне принадлежат и не принадлежат. То, что не мое – нужно отдавать или спрашивать разрешения взять. Это понимание неприятно и непривычно для малыша, но при правильном родительском подходе, научить ребенка можно этому безболезненно. Важно подчеркнуть, осознание ребенком «своего» остается! Если малыш получил в подарок ведерко или куклу, то он очень четко понимает, что это его собственность и всячески ее будет оберегать. Что это значит?

Возрастные особенности

До 4-5 лет ребенок может поделиться чем-то своим с другим ребенком или со взрослым.

Читайте также:  Воспитание ребенка родителями: что действительно нужно детям?

Но! Чаще всего малыши такого возраста делятся чем-то ненужным им в данный момент или отделяют маленькую часть. Малюсенький кусочек конфеты, например. И это тоже норма.

И только возраст ребенка больше 6-7 лет уладит все возрастные особенности на предмет щедрости и малыш сможет осознать то, что делиться нужно не потому, что мама так говорит, а потому что хочется поделиться.

Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в обществе других людей

— Не заставляйте его одалживать свои вещи, сначала спросите, что он об этом думает. Возможно, малыш категорически не желает расстаться с любимой игрушкой. Но может оказаться и так, что он не против, но просто не знает, как это сделать, или опасается, что игрушку ему не вернут.

В этом случае можно сказать: «Твой друг немного поиграет с твоей игрушкой и потом отдаст ее тебе». Если вы видите, что малыш беспокоится, просто будьте рядом с ним и комментируйте все происходящее.

Когда любимый предмет вернется к нему в целости и сохранности, похвалите его и скажите, что теперь он вновь может играть со своей игрушкой.

— Чтобы временное расставание с собственностью было менее болезненным, предложите детям произвести обмен: «Ты можешь положить свою куклу в его машинку? Она немного покатается и вернется к тебе. Твой Бэтмен может погостить в его замке, думаю ему там понравится». При этом содержание игр взаимно обогащается, и каждый участник обмена сохраняет свой «капитал».

Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в обществе других людей

— Если вы идете в гости, не забудьте взять свои игрушки. В гостях наверняка найдутся игрушки, которые заинтересует Вашего ребенка, а маленькому хозяину будет легче поделиться с гостем, который пришел не с пустыми руками.

Обязательно заранее скажите ребенку, что когда вы будете уходить, он все игрушки сможет забрать обратно. Для детей 2-3 лет это далеко не очевидно и может вызывать сильное беспокойство, препятствующее обмену и взаимным уступкам.

— Если Вы испытываете неловкость оттого, что на людях малыш ведет себя как неумолимый собственник, не стыдите его публично и не сравнивайте с другими детьми. Признайте, что на данный момент это так и ему действительно сложно расставаться со своими вещами. Через некоторое, довольно короткое время, это пройдет.

Богданова Наталия Владимировна — детский психолог, психоаналитик, член Российского психологического общества. Сотрудник центра реабилитации и коррекции детей и подростков и журналов “Счастливые родители” и “Мой ребенок”.

Как справиться с проявлением жадности?

Лучший способ – переключить внимание ребенка. Начните с ними новую игру, или покажите им что-нибудь интересное. Если малыши будут действовать совместно в общих интересах, то они быстро забудут обиды – вполне возможно, что уже через пять минут он спокойно отреагирует на то, что кто-то берет его игрушки, а, может быть вообще поделится сам. Не забывайте хвалить ребенка за самостоятельные проявления щедрости, обязательно скажите, какой он молодец, и как вы рады его поведению. Будет идеально, если подкреплением ваших слов станет сказка или история на тему того, как хорошо делиться и как плохо жадничать.

К сожалению, избежать конфликта удается не всегда, и вот уже два карапуза разошлись по разным углам: один кричит благим матом, второй пустил нюни… Самый верный способ разрядить ситуацию — заявить, мол «нам уже давно пора домой» и отправиться вместе с ребенком восвояси, главное — подальше от источника раздражения. Говорить об этом нужно спокойным тоном, не проявляя лишних эмоций.

Как бороться с детской жадностью?

Никак. Не нужно с ней бороться. О ней нужно просто знать. И как только ваш карапуз начал «жадничать», просто берите на прогулку не один комплект «ведёрко+совочек», а два или даже три. Так вы избавите себя и ребёнка от неприятных моментов в песочнице. Когда кому-то из детей срочно понадобится совок или ведёрко, вы просто выдадите им запасные.

Думаю, все понимают, что совок и ведёрко — собирательные понятия. В качестве них могут выступать куклы, кукольные коляски, карандаши. Иногда точно такую же игрушку просто невозможно взять с собой в связи с её отсутствием. Тогда берите максимально похожую. Детям объясняйте: «Сейчас Маша сама играет детской коляской, поэтому не может её дать, но она вам разрешает порисовать её мелками. А когда Маша будет рисовать мелками, вы сможете поиграть ее коляской». Часто такой подход тоже помогает избежать лишних слёз.

Пройдёт немного времени — всего несколько месяцев и ваш малыш осознает границы своего тела в пространстве, а значит, перестанет жадничать и снова станет просто восхитительным!

Поделиться с друзьями:Теги Дошкольное образование

В каком порядке вас могут привлечь к содержанию отца

Хорошая новость: вы не узнаете о взыскании с вас алиментов в пользу отца постфактум.

Алименты с детей в пользу родителей взыскиваются в твердой денежной сумме, поэтому такое требование не может рассматриваться в приказном порядке — когда суд по заявлению и без вызова сторон выдает приказ о взыскании. Именно так чаще всего взыскивают алименты с родителей в пользу детей.

п. 3 постановления Пленума ВС РФ от  № 56

В вашем случае отцу придется подавать иск — значит, вам будут присылать повестки о вызове в суд. Так что вряд ли разбирательство пройдет без вашего участия.

Из иска вы узнаете, на что ссылается отец в своих требованиях, и сможете в ответ привести свои доводы. Например, сослаться на маленькую зарплату, воспитание детей в одиночку, большую закредитованность, которая не позволяет помогать отцу. Доводы можно изложить в судебном заседании или написать письменные возражения. Или вообще отправить вместо себя представителя.

ст. 35 ГПК РФ

Если отца когда-то лишили родительских прав или он постоянно был должником по алиментам, можете принести справку от судебных приставов-исполнителей или копию решения суда. Суды также учитывают свидетельские показания второго родителя, что обратившийся за алиментами родитель не участвовал в жизни ребенка.

Пригодятся и справки из психоневрологического или наркологического диспансера, что родитель стоял там на учете в те годы, когда вы росли.

Как получить справку из ПНД

Но тот факт, что вы не хотите заботиться об отце из-за того, что он не заботился о вас, все же не самый важный для суда. Важнее, какая пенсия у вашего отца и какие доходы у вас. Поэтому стройте свои возражения именно на цифрах.

Насильники

Родителей, считающих насилие нормой, с большой долей вероятности воспитывали точно так же. Для них это единственная возможность выплеснуть гнев, справиться с проблемами и негативными эмоциями.

Физическое насилие

Сторонники телесных наказаний обычно вымещают на детях свои страхи и комплексы или искренне считают, что порка пойдёт на пользу воспитанию, сделает ребёнка мужественным и сильным. В реальности всё наоборот: физические наказания наносят сильнейший ментальный, эмоциональный и телесный вред.

Читайте также:  Аллергический ринит. Аллергический насморк (видео)

Сексуальное насилие

Сюзан Форвард характеризует инцест как «эмоциональное разрушительное предательство базового доверия между ребёнком и родителем, акт полной извращённости». Маленькие жертвы находятся в полной власти агрессора, им некуда идти и некого просить о помощи.

90% детей, переживших сексуальное насилие, никому об этом не говорят.

Как проявляется воздействие

  • Ребёнок испытывает чувство беспомощности и отчаяния, ведь просьба о помощи может быть чревата новыми вспышками гнева и наказанием. Пример: «Я практически до совершеннолетия никому не рассказывала о том, что меня бьёт мать. Потому что знала: никто не поверит. Синяки на моих ногах и руках она объясняла тем, что я люблю бегать и прыгать».
  • Дети начинают себя ненавидеть, их эмоции — постоянный гнев и фантазии на тему мести. Пример: «Долго не мог себе признаться, но в детстве я хотел задушить отца, пока он спит. Он бил мою маму, младшую сестру. Рад, что его посадили».
  • Сексуальное насилие не всегда подразумевает контакты с телом ребёнка, но оно не менее разрушительно. Дети чувствуют себя виноватыми в произошедшем. Им стыдно, они боятся рассказывать кому-то о том, что произошло. Пример: «Я была самой тихой ученицей в классе, боялась, что в школу вызовут моего отца, тайна раскроется. Он запугал меня: постоянно говорил, что если это случится, все подумают, что я сошла с ума, меня отправят в психушку».
  • Дети держат боль в себе, чтобы не развалить семью. Пример: «Я видела, что мама очень любит отчима. Однажды я попыталась намекнуть ей, что он относится ко мне „по-взрослому“. Но она так расплакалась, что я больше не решилась заговаривать об этом».
  • Человек, переживший в детстве насилие, часто ведёт двойную жизнь. Он чувствует себя отвратительным, но притворяется успешным, самодостаточным человеком. Он не может выстроить нормальные отношения, считает себя недостойным любви. Это рана, которая затягивается очень долго. Пример: «Я всегда считала себя „грязной“ из-за того, что сделал со мной в детстве отец. Пойти на первое свидание я решилась после 30 лет, когда прошла несколько курсов психотерапии».

Что делать

Единственный способ спастись от насильника — дистанцироваться, бежать. Не замыкаться в себе, а искать помощи у родных и близких, которым можно доверять, обратиться за помощью к психологам и в полицию.

Практические советы

В случае, когда малыш не желает делиться с другими детьми своими игрушками или взял чужие и не хочет отдавать, следует вспомнить основные правила поведения.

  • всегда будьте примером для ребенка, прививайте вежливость и уважение к другим;
  • в момент, когда ваш малыш не хочет отдавать чужую игрушку, важно не нервничать и не кричать, будьте вежливы;
  • нежелательно называть его «жадиной»;
  • просьбы поделиться должны произноситься мягким спокойным голосом;
  • часто срабатывает способ отвлечения внимания;
  • обиженному крошке предлагают другую игрушку;
  • не следует вступать в полемику с мамами других детей;
  • ребенок болезненно воспринимает ситуацию, когда родители забирают у него игрушку и отдают другим.