Детки в клетке: как бороться с детской преступностью?

Упрямый ребенок – это ребенок, вызывающий своим поведением проблемы эмоционального и воспитательного характера (в семье, детском саду, школе), такие как наличие постоянных споров и разногласий по серьезным поводам и из-за незначительных мелочей, нежелание слышать чужую точку зрения, а также ситуации, вызывающие повышение опасности для жизни самого ребенка (отсутствие послушания на проезжей части, пренебрежение правилами безопасности дома и т.д.).

Пять шагов по пресечению нытья

1. Всякий раз, когда ребенок «включает» хныканье, скажите ему с улыбкой (чтобы дать понять, что вы не сердитесь): «Мне жаль, но у тебя сейчас такой плаксивый голос, что мои уши не могут хорошо слышать. Поэтому, пожалуйста, повтори это еще раз голосом большого мальчика/девочки».

2. Если ребенок продолжает ныть, приложите ладонь к уху и повторите с улыбкой: «Я знаю, что ты что-то говоришь, но мои уши отказываются работать. Не можешь ли ты, пожалуйста, сказать то же самое голосом большой девочки/мальчика?»

3. Если ребенок меняет тон на менее плаксивый, скажите: «Теперь я тебя слышу. Спасибо, что говоришь со мной как большая девочка/мальчик». И обязательно ответьте на его просьбу. Или даже скажите так: «Мои уши счастливы, когда ты используешь свой голос большой девочки/мальчика».

4. Если после двух ваших просьб ребенок все еще хнычет, пожмите плечами и отвернитесь, игнорируя его запросы, пока он не выразит свое пожелание без нытья.

5. Если хныканье перерастает в громкий плач, скажите: «Я хочу тебя услышать — правда хочу. Но моим ушам требуется помощь. Им нужно, чтобы ты разговаривал голосом большого мальчика/девочки». Если вы заметите, что ребенок старается изменить интонацию и говорить спокойнее, вернитесь к третьему шагу.

Ваша цель в том, чтобы постепенно вырабатывать разумное поведение, поэтому важно отмечать и вознаграждать любые первые усилия со стороны ребенка.

Как воспитывать упрямого ребенка

Чтобы разобраться, как воспитывать упрямого ребенка, стоит углубиться в механизмы возникновения и развития подобной черты. Предрасположенностью к проявлению упрямства в той степени, когда окружающие взрослые начинают обеспокоенно искать ответы является сам характер ребенка, складывающийся в процессе воспитания и тип его нервной системы, закладывающийся генетически. С проявлением врожденных качеств что-то сделать трудно, из вариантов остаются только приспособление и учет имеющихся особенностей. Поэтому основное внимание стоит уделить характерологическому аспекту, ведь сами по себе упрямиться дети не начинают – это ответная реакция на кризисные моменты взросления и отношения значимых взрослых.

Самой распространенной причиной упрямства является стремление родителей полностью подчинить ребенка, не оставляя ему ни права выбора, ни собственного мнения. В такой картинке мира невозможность ребенка осуществить требуемое (например, начать читать в три года или завязать самостоятельно шнурки после двух демонстраций) или несогласие выполнять (идти к обижающим, выбирать одежду, за которую дразнят) воспринимаются взрослым без учета объективных причин и субъективного восприятия ребенка, а сразу расцениваются как злой умысел. С подобной точки зрения видится лишь одно решение – сломать протест силой и тогда противостояние усиливается. А ребенок запоминает, что отстаивать себя нужно громко и применяя все возможные ресурсы, поскольку родитель не на его стороне.

Подобные взаимоотношения имеют влияние на дальнейшую судьбу. Обычно такие дети довольно жестоки к своим сверстникам, не испытывают доверия и все травмированы холодными семейными отношениями, складывающимися на противостоянии сил, а не на поддержке и душевной теплоте. Пути развития тут два, и оба они лежат на крайних полюсах – либо ребенок учится манипулировать и становится довольно жестким диктатором в собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям извне. Подобное подчинение в младшем возрасте в подростковом преображается в сильный кризисный период, где ломаются все родительские системы, и окружающие получают всю накопленную разрушительную энергию, подавляемую в детстве.

Читайте также:  Неуправляемые дети — проблема неврологии или воспитания?

Появляться упрямство может вследствие нормального процесса развития, так очень упрямый ребенок 5 лет не хочет все делать наперекор родителям, просто сейчас он осознает свою самостоятельность и отдельность, начинает понимать свои личные желания и их удовлетворение становится сверхценной задачей в формировании личности. А когда подобные стремления встречают сопротивление, то доля упрямства возрастает.

Еще одним моментом появления упрямства являются любые изменения в жизни ребенка (режим дня, место жительства, новые люди, много впечатлений) – подобное происходит как адаптационный механизм и если вернуть ребенка в привычную среду, то и упрямство пропадет, либо необходимо время для привыкания. Плохое настроение, усталость, голод, недостаток сна делают малыша очень чувствительным, капризным и упрямым, и послушаться он не может, пока не удовлетворит свои базовые физические потребности. Большое количество запретов, особенно немотивированных, без объяснений провоцируют упрямство, но также вызывают и вседозволенность, вызванную отсутствием внимания родителей (тут упрямство выступает способом привлечения внимания).

Существует также невротическое упрямство, развивающееся от длительного противостояния между родителями и ребенком, кода вместо поиска других путей, родитель решает взять ту же тактику и начинается соревнование упрямств. Единственная разница в том, что психика ребенка еще не окрепла и именно отстаивание своего мнения сейчас формирует личность, что оказывается невозможным. Из последствий подобного воспитания проистекают детские неврозы и заикания, беспочвенные страхи, бессонницы и проблемы с речью вплоть до отказа говорить.

Отсутствие чёткой линии в поведении родителей делает нестабильным ребенка. Когда действия родителей последовательны, требования всегда одинаковы и ребенок понимает чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны, возраст упрямства проходит значительно легче для всех членов семьи.

Как правильно дисциплинировать ребенка

Смысл дисциплинарных действий заключается в том, чтобы научить ребенка различать правильное и неправильное. Чтобы он понимал последствия неправильных поступков. Следовательно, ребенку необходимо сначала объяснить эту концепцию, прежде чем начинать его воспитывать и дисциплинировать. Очень важно рассказать детям для чего им нужна дисциплина. То, что вы сможете сделать, чтобы дисциплинировать ребенка в годы его поведенческого развития, будет диктовать его поведение и мышление на всю дальнейшую жизнь.

Следует также понимать, что у детей есть «внутренний измеритель жестокости». Который после отрицательного подкрепления становится неэффективным, и будет питать только страх и ненависть к вам. Поэтому убедитесь, что вы проявляете абсолютную осмотрительность, прежде чем дисциплинировать своего ребенка.

Как не допустить беды?

И все же, как получается, что дети начинают делать что-то не то? «Подросток один, как правило, преступной деятельностью не занимается. Это очень редко бывает, это значит его кто-то или что-то довело до преступного поведения, – говорит Ольга Синицина. – Как правило, есть некая среда, которая для них очень увлекательна и привлекательна, и она может быть преступной. А что такое благополучная среда? Это среда воспитывающая, дающая нравственные основы, творческая, предполагающая осознанный рост.

Но не всякая семья является этой благополучной средой, потому что понимание благополучной семьи часто бывает достаточно внешнее: материальный достаток, родители не алкоголики, не наркоманы. Но внутреннее благополучие – это общение, совместная деятельность. Если нет воспитания как общения, как среды, как примера положительной деятельности, то ребенок и в нормальной средней семье может быть неблагополучным, и он будет находиться в поиске этого примера, совместного действия, увлекательной деятельности».

Мальчик с инструктором в веревочном парке в военно-патриотическом «Лагере настоящих героев» на территории парка культуры и отдыха «Патриот» в Кубинке. Сергей Фадеичев/ТАСС

Как преодолеть застенчивость и неуверенность у ребенка

Родители – самые важные люди для ребенка. Именно они служат для него образцом поведения и именно с них он старается брать пример. Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку достаточно внимания и осторожно следили за его психоэмоциональным состоянием.

Если вы заметили, что ваш ребенок растет застенчивым, то сразу должны понять, что это состояние является не чертой характера, а патологией, которая должна быть подвергнута коррекции. Чтобы помочь своему чаду преодолеть застенчивость, нужно ознакомиться со следующими рекомендациями:

  • Не кричите. Ругань и постоянные придирки приведут только к тому, что ребенок еще сильнее от вас отдалится. Если он устроил какую-то шалость, а в ответ услышал много грубых слов, то он начнет испытывать чувство вины за собственную «никчемность». Подобное отношение заставит ребенка окончательно замкнуться в себе.
  • Не отказывайтесь от разговоров. Внутри детей постоянно бурлит множество самых разнообразных эмоций. Он нуждается в том, чтобы рядом был человек, с которым можно поделиться своими переживаниями, пожаловаться на неудачи и попросить совета. Не отталкивайте свое чадо, интересуйтесь его новостями и планами на будущее. Уверенность в том, что его любят, поможет ребенку поверить в себя.
  • Поддерживайте. Жизнь состоит не только из взлетов, но и из падений, и ребенок должен это крепко запомнить. Не требуйте от него идеальности, вспомните, а какими вы были в его возрасте. Если у малыша что-то не получается, то не надо говорить ему, что он бесполезен и ленив. Покажите ему, как следует поступать в той или иной ситуации и напомните, что вы рядом и всегда готовы помочь.
  • Будьте примером. Нередко дети перенимают самые яркие черты характера своих родителей, поэтому учитесь быть справедливыми в суждении, заботливыми и внимательными. Совершили ошибку? Так найдите ее и исправьте.
Читайте также:  Что такое семейные ценности

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

Читайте также:  Звездный беби-бум 2017: 42 ребенка на 37 пар родителей

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Важные советы 

Родителям, когда их ребенок сильно кричит, бьет ногами об пол, стукается головой, тоже приходится несладко, их может охватить сильное чувство стыда и раздражения.

Мало, кому в такой момент удается сохранять спокойствие. Однако в этой ситуации крайне, даже если поведение ребенка просто возмущает, необходимо владеть своими чувствами. Как действовать во время детской истерики, попробуем разобраться.

  • Думайте о себе, сосредоточьтесь на физических ощущениях, отслеживайте реакции организма. Возможно, это трудно с первого раза, но крайне необходимо оставаться взрослым, который способен защитить и оградить своего ребенка от всех бед. Наблюдая реакции тела, вы будете чувствовать себя немного спокойнее.
  • Если с вашим ребенком другой родитель или другой близкий родственник, и он чувствует гнев, то ему лучше отойти в сторону, где бы он не мог слышать сильного плача.
  • Не отчаиваться и не суетиться. Необходимо понять, что сейчас вы мало что можете сделать. Дайте ребенку делать все, что он хочет, пусть лежит себе на полу и кричит. Вы даже можете сами с ним лечь на пол и поныть, это вызовет большое удивление у малыша.
  • Не думайте, что ваш ребенок делает так, чтобы позлить вас и поиздеваться. Это совершенно не так, вы знаете, что ваше дите та делает от бессилия.

Но если все — таки вы не сдержались и сильно разгневались, то поговорите позже с малышом и объясните спокойно, почему так произошло. Скажите ему, что его вины в этом нет, и когда он вырастет, то такого больше не повторится. Ведь он станет взрослым, сильным и научиться контролировать свои негативные эмоции.

Как наказывать правильно

И все же без гуманных наказаний в воспитании обойтись сложно. Но выбирать этот метод, необходимо только оценив причины, которые вызвали плохое поведение.

  1. Первую провинность лучше простить. А ребенку спокойно объяснить, почему так делать нельзя и какие последствия будут за подобный проступок в следующий раз.
  2. Строгие правила поощрения и наказания. Необходимо составить список провинностей, за которые будут следовать определенные наказания. То же и с хорошими поступками.
  3. Наказание подлежит исполнению. Даже, если угроза оставить ребенка на неделю без мультиков или компьютера, была сказана в пылу, слово придется сдержать.
  4. Исключение физического воздействия.
  5. Наказание должно следовать за провинностью сразу. И лучше всего выбирать лишение чего-то, что приятно для ребенка.
  6. Критиковать личность ребенка нельзя. В разговоре необходимо делать акцент на том, что совершен плохой поступок.
  7. Наказание неизменно. Если ребенку положено отстоять в углу 20 минут, то уговоры выпустить его раньше родители должны пропускать мимо ушей.

Воспитание – это искусство. Не нужно быть психологом или педагогом, чтобы выстроить дружелюбные взаимоотношения с ребенком. Ведь самое главное – любить ребенка, не ставя в упрек его поведение, проделки. Можно использовать в меру наказания, обижаться, даже сердиться по делу, но переставать любить нельзя. Только дружелюбием, терпимостью, нежностью удастся вырастить счастливого человека.