Давай меняться: как научить ребенка правилам обмена

Научить дошкольника читать, не отбив при этом интереса к книгам, реально. Лайфхакер отобрал лучшие способы для ответственных родителей.

Как понять, что пора: признаки психологической готовности

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

Общительный меняла

Выходя на улицу погулять, ваш маленький набивает полные карманы солдатиков, кубиков, карандашей. А завидев во дворе незнакомого мальчика или девочку, смело подходит и предлагает: «А давай ты мне лопатку, а я тебе солдатика». Маленький незнакомец соглашается, происходит обмен по всем правилам, а дальше малыши уже продолжают играть вместе, свалив в одну общую кучу все принесенные из дома игрушки.

Совет: У вас очень смышленый малыш. Он знает, как подружиться со сверстниками, а обмен – это и есть первый шаг к дружбе. Многие малыши стесняются первыми подойти к маленькому незнакомцу со словами «давай дружить», им нужен повод. И часто таким поводом становится предложение поиграть в обмен. Не запрещайте ребенку меняться со сверстниками, ведь обмен делает его общительным и дарит ему новых друзей. Другое дело, если малыш выносит из дома на обмен все, что под руку попадется: до семи лет дети не способны понимать ценность вещей. Объясните ему, что эти вещи вам дороги и брать их не следует ни в коем случае. И научите, что не стоит менять подарки.

Учим детей правильному спору

Напоминайте ребёнку, что при споре нужно прилично себя вести. Крик, агрессивные жесты и даже драки ни к чему хорошему не приведут. Эмоции – это не доказательство. Нужно следить за своим поведением.

Объясните сыну или дочери, что любая позиция имеет право на жизнь. Нужно слушать чужое мнение и уважать его. Даже несмотря на то, что точка зрения соперника может быть прямо противоположна точке зрения ребёнка, нужно дать выговориться другому человеку. Выслушать оппонента – это значит не только показать хорошее воспитание, но и возможность найти подходящую аргументацию для себя самого.

Скажите ребёнку, что в споре каждый может остаться при своём мнении. И это нормально. Не нужно с пеной у рта отстаивать свою точку зрения. В конце концов спор существует для нахождения истины, а не для упрямства.

Поручения, которые можно дать ребенку в зависимости от возраста:

1. 3 — 4 года – малыш может самостоятельно убрать игрушки, помочь накрыть на стол, умыться и почистить зубы.

2. 5 лет – помощь в уходе за домашними животными, ребенок может протереть пыль, одеться на улицу самостоятельно.

3. 6 — 7 лет – помощь в приготовлении пищи (например, помыть овощи и фрукты), стирка своих мелких вещей (не нужно бояться, ведь всегда можно перестирать), помощь при походе в магазин.

4. 8 — 9 – самостоятельно делать покупки в магазине, содержать в порядке свои вещи и комнату, самостоятельно пришить пуговицу, приготовить что-то легкое и быстрое из еды.

5. 10 — 16 лет – любая домашняя работа, которая не опасна для ребенка, умение погладить, постирать уже не только свои вещи, но и вещи своей семьи, сознательное отношение к обязанностям дома.

Ответить на вопрос: «Должны ли дети помогать родителям?» можно только утвердительно. Приучать к труду нужно начинать с детства. Важно не только поручить дело по возрасту, но и сделать это так, чтобы ребенок чувствовал необходимость в своей помощи, почувствовал себя взрослым.

Выполняя поручения взрослых, маленький член семьи постепенно приучается к труду, у него пропадает чувство страха перед работой. И это в дальнейшем помогает сделать успешную карьеру вашему чаду.

Опрятность и аккуратность — это полезные привычки

Как приучить ребенка к опрятности? Личная гигиена и поддержание порядка в комнате — это привычки, которые нужно вырабатывать не один год. Крики, наказания, выполнение ряда дел за малыша — не выход. Приучая неаккуратного, неопрятного ребенка к порядку, родителям важно действовать в соответствии с этапами формирования любой полезной привычки:

1. Осознание важности

Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть. Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога.

2. Планирование

Воспитание любой привычки вносит коррективы в повседневную жизнь. Не помешает составить четкое расписание дня, чтобы у ребенка хватало времени не только на учебу, но и на уборку комнаты.

3. Правильный настрой

Позитивный настрой и вера в себя позволят ребенку воплотить желаемое в жизнь. Родителям тоже придется участвовать — напоминать, объяснять, показывать, подбадривать, хвалить. Уборка в комнате и содержание личных вещей в чистоте не должны становиться для ребенка наказанием.

4. Воплощение

После осознания важности привычки и грамотного планирования дня, зарядившись позитивными эмоциями, можно приступать к воплощению задуманного. Ребенок должен выполнять поставленные перед ним задачи с оговоренной периодичностью.

Логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская — о том, как научить ребёнка читать быстро и правильно

Как научить ребёнка читать по слогам — один из главных вопросов, который волнует родителей дошкольников. «Летидор» попросил логопеда написать о наиболее эффективном и быстром способе, который подойдёт каждому.

В системе дошкольного образования есть две основные системы, которые педагоги используют для обучения грамоте. Первая методика принадлежит Николаю Зайцеву, вторая — Гленну Доману. В этой статье я хочу поделиться удачными решениями из обеих методик и наработками из собственной практики, которые родители смогут использовать в домашних условиях.

Читайте также:  «Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?

Отмечу, что возраст, в котором ребёнок должен проявлять интерес к чтению, родитель не найдёт ни в одном справочнике. Всё индивидуально: кто-то уже на третий год бегло читает предложения, а кто-то и в 5 лет не может связать двух букв. Если малыш регулярно видит родителей с книгой, интерес к чтению у него рано или поздно появится. И тогда вы будете готовы!

Выучите гласные буквы

Начинать надо с самого простого — обучения гласным буквам. Учите их постепенно, по одной букве в неделю.

Показывайте ребёнку карточку с буквой и говорите: «Это буква «а»». Подключайте ассоциации, играйте с интонациями. «А-а-а», — так мама укачивает малыша, «А-ааа!» — так кричит младенец. «Это буква «у»». «У-у-у», — так взлетает самолёт.

Когда ребёнок запомнит гласные буквы, он будет чувствовать себя более уверенно и без труда перейдёт к следующему этапу.

Выучите несколько согласных букв

Как только ребёнок выучит первые гласные, покажите ему самые простые согласные (вроде «м», «б», «п»). Вводите их так же, как гласные: постепенно.

Важное замечание: не надо рассказывать ребёнку, как буквы звучат в алфавите. Заучивайте не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете букву «б» и говорите: «б» (не «бэ»!). Если вы научите называть буквы так, как они звучат в алфавите, то читать ребёнок начнёт на пенсии. Когда он увидит слово «баба», он прочитает его как «бэ-а-бэ-а».

Начинайте с простых слогов

Дождитесь, когда малыш запомнит одну-две согласные буквы, и можно приступать к чтению первых слогов.

Показывайте вашему крохе «ма» и озвучиваете «ма». Не надо произносить лишних слов «это» или «вот», чтобы не запутать его. Разучивайте сочетания «м» со всеми гласными («ма», «мя», «му», «ми» и так далее). Как только освоили всё варианты с буквой «м», двигайтесь дальше.

Ещё одна распространённая ошибка, которую допускают родители на первых этапах — разбивают слог на отдельные буквы. Например, видят слог «па» и озвучивают: «Это буквы «п» и «а», вместе они читаются «п-а»». Это грубая ошибка, которая приводит к тому, что ребёнок начинает читать побуквенно.

Ваша задача — сделать так, чтобы малыш видел в одном слоге единое целое. Так что слог «па» мы читаем как «па», «та» — как «та».

Играйте в буквы

Чтобы запоминать буквы было проще, включайте элементы обучения в игры и повседневные дела. Лепите буквы из пластилина (глины), выкладывайте спичками, стройте из кубиков или конструктора, рисуйте палочкой на песке и снегу, делайте аппликации из бумаги, показывайте с помощью пальцев.

При желании можно выложить буквы даже столовыми приборами. Здесь всё зависит от фантазии родителей.

Не игнорируйте буквари

Букварь — это книга, которая методически выверена и составлена опытными педагогами и логопедами. Не игнорируйте буквари! Информация в них подаётся согласно принципу «от простого к сложному». Именно из букваря следует брать первые тексты для чтения.

Главное условие в обучении грамоте — терпение родителя. Не волнуйтесь. Даже если школа не за горами, время ещё есть. Занимайтесь с малышом регулярно по 10-15 минут каждый день, и результат не заставит себя ждать.

Читайте также:  Болит горло у ребенка: что делать, чем лечить, как быстро вылечить?

Советы родителям, как воспитать помощников

Есть несколько советов, как детей приучить помогать дома.

  • Дети будут участвовать в помощи по дому легко и непринуждённо, если начинать приучать его к быту в игровой форме с детства.
  • На начальных этапах делайте всё вместе с ним.
  • Детям необходимо чувствовать, что помощь ценна, важна для родителей. Скажите ему об этом!
  • Приучайте к полезным для всей семьи занятиям, например, поливка цветов или уборка пыли, а не только на него одного (прибрать комнату).
  • Не следует вознаграждать помощника деньгами. В таком случае ребёнок будет думать только о материальной выгоде, а не о самой помощи.

Безопасность первоклассника

В помощь детям, идущим в первый класс!

Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.

Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются. А также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать. То есть это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – Незнакомые.

Безопасность первоклассника

Поведение с незнакомцами простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извинится при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.

Безопасные в данном контексте – учителя, консьерж, охрана в магазине, банке.

Начальная школа — учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.

Фактрум желает успехов вам и вашим детям!

Будьте последовательны в действиях

Если вы что-то категорически запрещаете, то необходимо соблюдать этот запрет всегда, например, в случае, когда вы говорите, что сейчас пора ложиться спать укладывайте ребенка в кроватку незамедлительно. Не допускайте, чтобы ваши слова расходились с действиями на деле. Ведь, как только ребенок поймет, что мама говорит одно, а делает другое, он сделает вывод, что не стоит всерьез относиться к словам родителей.

Будьте последовательны в действиях

В следующий раз, когда малыш не пожелает слушаться маму и начнет истерику, он будет убежден, что своим поведением сможет добиться того, чего он хочет. Постарайтесь быть последовательными в воспитании и следить за тем, чтобы слова не расходились с делом.