Что должны знать и уметь дети в 3 года: нормы развития ребенка

Все мамы и папы беспокоятся о том, чтобы их девятимесячный малыш развивался правильно. Для этого педиатры советуют с грудничком регулярно заниматься в условиях дома.

Возраст: 1-месяца

Возраст: 1-2 месяца

Малыш, по сути, только родился. За месяц он наберет около килограмма веса и 3-5 см роста. Распорядок его дня прост: 6-8 раз в день кормления и много сна (до 20 часов в сутки).Психическое развитие ребенка идет гигантскими темпами. К концу месяца он уже умеет:• Реагировать на движение. Двигая игрушкой или рукой, можно заметить, как ребенок следит за этим.• Реагировать на звуки. При появлении шума, звуков музыки, треска погремушки малыш прислушивается, а если ему неприятно или страшно, начинает морщиться и плакать.• Разглядывать. Его привлекают посторонние предметы и взрослые вокруг. Он пока не тянется к ним, но увлеченно смотрит.• Держать головку в положении лежа на животе.Практически с первых дней ребенок умеет улыбаться и выражать свои потребности громкими криками. Жизнь малыша полностью подвержена рефлексам. На первом месяце проявляются плавательный, хватательный, сосательный, рефлекс опоры, ходьбы и ползания.К концу второго месяца ребенок начинает активнее интересоваться окружающим миром. Он хватает материнский палец и любимую погремушку, активно болтает ножками и ручками, реагирует на звуки, шумы, речь, улыбается при приближении мамы.

Комната малыша

Как правило, родители заранее готовятся к тому, что в доме появится новый член семьи. Вместе с тем, нужно учитывать некоторые нюансы. Для удобства мамы и малыша в комнате, помимо кроватки, не лишним будет поставить пеленальный столик. Его не обязательно приобретать специально. Под него можно приспособить, например, комод. И за ребеночком удобно ухаживать, и вещи малыша можно сложить. Тут на помощь придут фантазия и изобретательность мамы и папы.

Место для кроватки лучше выбрать подальше от окна, чтобы малыша не простудить, а свет луны и лучи солнца не мешали спать. Если такой возможности нет — позаботьтесь о том, чтобы не было сквозняков и окно занавешивалось плотными шторами.

Квартиру следует содержать в чистоте, регулярно проводить влажную уборку. Стремиться к абсолютной стерильности нет необходимости. У малыша есть собственная иммунная система и постепенно он должен знакомиться с окружающей его микрофлорой.

Помещение, в котором находится ребенок, следует регулярно проветривать. В теплое время года при хорошей погоде форточку можно и не закрывать. Главное условие – отсутствие сквозняков

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Читайте также:  Врожденные патологии ЦНС у новорожденных

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

От трех месяцев до полугода

Во втором триместре у младенца происходит активное сенсорное развитие, вот почему взрослым необходимо насытить детскую жизнь различными ощущениями. Для этого родителям следует:

  1. регулярно включать музыку разных жанров, заинтересовывать малыша прочими звуками: шумом дождя, чириканьем птиц, работой бытовой техники, голосами людей;
  2. постоянно общаться с крохой, читать потешки, стишки для самых маленьких, сопровождать свои действия словами: «Сейчас мы будем кушать», «Посмотри, какая красивая собачка»;
  3. для подготовки опорно-двигательного аппарата к сидению и ходьбе в вашем дневном режиме обязательно должны присутствовать физические упражнения и массаж.

Игры с ребенком до полугода

Не откладывайте в сторону первые игрушки, просто разнообразьте деятельность ребенка еще несколькими игровыми аксессуарами. Кстати, для воспитания деток на первом году жизни подходит и обычная бумага, которую они обожают рвать на кусочки. Также приобретите:

  • мячики небольшого размера, которые будут удобны для крохотных пальцев. Младенец сможет играть с мячом на руках у мамы или в коляске;
  • прорезыватели для зубов, которые как раз режутся в этом возрасте. Из-за сильного зуда малыши становятся раздражительными, плачут и заталкивают кулачки в рот;
  • различные фигурки зверей, изготовленные из резины или пластика. Показывайте животное и озвучивайте, как собака гавкает, кошка мяукает, корова мычит. Тем самым вы развиваете звукоподражание;
  • крупные кубики из ткани с разными изображениями на гранях. Из них вы сможете построить башенки, домики и даже целый игрушечный город.

Мячики

Прорезыватель для зубов

Фигурки животных

Кубики из ткани

Как развивать ребенка 3-месяцев

Прежде всего, напоминаем основное . В этом возрасте, как и раньше, основа развития лежит в простых, перечисленных уже занятиях, напомним их кратко:

  • ГВ по требованию;
  • носить на руках и в слинге, почаще;
  • давать как можно больше тактильного контакта;
  • реагировать на все проявления ребенка;
  • говорить с малышом во время всех действий и занятий;
  • купать ребенка в большой ванной и понемногу учить плавать.

Важно! Несмотря на то, что ребенок может с вашей помощью сесть и даже стоять на ножках, не нужно применять устройства типа ходунков и прыгунков. Позвоночник ребенка еще слабый для таких «развлечений».

Важно! Недолго осталось до того счастливого момента, когда малыш поползет и станет осваивать всю территорию вашего жилья. Подготовьтесь к этому моменту заранее. Уберите все опасное, бьющееся, и просто то, что бы не хотелось потерять. Лучше обезопасить дом заранее, чем каждый раз бросаться к ребенку с протестующими криками .

При покупках в Мамином магазине мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

Читайте дополнительно:

Игрушки от 3 до 6 месяцев.

Психологическое развитие ребенка в три года

Нормы развития трехлетнего ребенка в области мышления, интеллекта и социально-эмоциональной сферы также претерпевают изменения. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, пытается проявлять индивидуальность и подражает действиям взрослых. В этот период в малыше формируются нравственные установки, качества характера и дисциплина.

Мышление

Психологическое развитие ребенка в три года

В возрасте трех лет ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Малыш начинает осознавать возможные последствия своим действиям, а также ищет объяснения тем или иным событиям.

Кроме того, согласно нормам развития ребенка в три года выделяются следующие познавательные навыки:

  • трехлетка знает и отличает до 10 цветов. Может назвать их или показать на картинке;
  • выполняет действия по просьбе взрослого. Понимает обращенную к нему речь;
  • может собирать несложные пазлы, легко собирает пирамидку;
  • отличает геометрические фигуры, сортирует их по формам и размерам;
  • различает понятия «мягкое-твердое», «холодное-горячее» и т. д.
  • знает времена года;
  • может посчитать до пяти и показать цифры на пальцах;
  • может определить «лишний» предмет на картинке;
  • рисует несложные рисунки: круг, квадрат, цветок, солнце.
  • может срисовывать с образца.
  • также ребенок начинает рисовать самостоятельно, при этом он объясняет, что он нарисовал;
  • может вылепить из пластилина несложные фигурки.

В процессе совместной игры у ребенка также можно заметить ряд новых особенностей:

Психологическое развитие ребенка в три года
  1. игры приобретают ролевой характер — ребенок берет на себя роль мамы, доктора;
  2. ребенок начинает играть по правилам, подражает другим детям, проявляет фантазию;
  3. вводит в игры новых персонажей;
  4. может построить из игрушек башню, домик.
Читайте также:  Развитие малыша в 6 месяцев: игры, питание, навыки

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Разумеется, разнополые дети не могут быть одинаковыми по развитию. Прежде всего, младенцы мальчики всегда выше и больше по комплекции, но этим различия не ограничиваются. Помимо половой принадлежности, у них с самого рождения мозг функционирует иначе, чем у девочек, и с этим связаны основные характеристики их психики и поведения.

  1. Свои особенности имеет мальчик, уметь в 3 месяца он может многое, если достаточно развит, но ему потребуется больше пространства для освоения новых территорий и совершения многих рискованных действий. Трехмесячный малыш уже научился переворачиваться, а это значит, что он будет и дальше пытаться передвигаться в интересующем его направлении, поэтому маме нужно быть очень внимательной, чтобы не допустить падений, которые нередки даже в этом возрасте.

Также мальчики, которые мыслят довольно нестандартно, по сравнению с девочками, могут меньше агукать и гулить, но при этом резко заплакать или закричать, хотя к этому, внешне, нет никакого повода. Конечно, постоянно наблюдая за ребёнком, внимательный родитель поймёт, в чём дело.

  1. Что нужно уметь в 3 месяца девочке, это отдельный вопрос. У малышек однотипное мышление, но зато они быстрее осваивают первые слоги, а гуление быстро переходит в характерный лепет. Для дочек, даже таких маленьких, важно создание уюта и повышенной безопасности, да и в объятиях мамы они нуждаются больше, чем мальчики. В развитии двигательного аппарата они могут несколько отставать, но это не сильно заметно.

Фактически, с трёх месяцев уже можно воспитывать разнополых детей в соответствии с их гендерной принадлежностью, впрочем, родители это и так делают, хотя и неосознанно.

Понимая, что должен уметь 3 месячный малыш, не стоит относиться к этому однозначно в отношении разнополых детишек, но заниматься с ними нужно ежедневно, с младенчества прививая полезные привычки и объясняя правила, по которым живут взрослые, и должны жить дети. Таким образом, всестороннее развитие и воспитание будут отлично дополнять друг друга и помогут вырастить ребёнка, здорового физически и нравственно.

Физические упражнения

Комаровский советует стимулировать кроху ползать. По мнению известного педиатра, во время такой физической активности в работу включаются все мышцы тела. Это ускоряет наступление того момента, когда ребенок начнет самостоятельно ходить.

Также полезны следующие физические упражнения:

Физические упражнения
  • подъем ног из положения лежа на спине;
  • присаживание. Положить кроху на спину. Взять за кисти рук и аккуратно потянуть на себя, придавая его туловищу вертикальное положение;
  • круговые вращения руками. Протянуть ребенку большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Развести верхние конечности в стороны и начать совершать круговые движения;
  • переворот со спины на живот. Дети в 9 месяцев должны уже выполнять это упражнение самостоятельно по просьбе родителей;
  • наклоны туловища с прямыми руками. Грудничка следует поставить себе на колени, придерживая за живот и голень. Стимулировать малыша наклониться вперед, положив перед ним яркий предмет.

Чтобы мотивировать грудничка ползать, нужно на определенном расстоянии от него, в поле его зрения, положить любимую игрушку. Малыш будет тянуться к предмету, совершая движения ногами и руками.

Питание ребенка в месяца

При грудном вскармливании все остается без изменений. Малыш прикладывается к груди по требованию. В среднем за день количество прикладываний доходит до 10, при этом многие дети просыпаются и ночью для того, чтобы поесть (2–4 раза). Но есть и те, которые наевшись перед сном, сладко спят до утра.

За сутки малыш может съесть 800 грамм грудного молока. Во время одного кормления он может съесть больше, во время другого меньше. Если объем съеденного молока превышает 120 грамм за один раз, малыш переедает и срыгивает.

Дети, для которых грудное молоко – это основное питание, в этом возрасте не нуждаются в дополнительном питании. Поэтому вводить прикорм (соки, пюре) рано. Если меню мамы сбалансированное, то грудничок получит все необходимые витамины, минералы и микроэлементы с молоком.

Поэтому женщина должна делать упор в еде на:

Питание ребенка в месяца
  • Овощи;
  • Фрукты;
  • Мясо и рыбу;
  • Крупы;
  • Молочную продукцию.

По истечении 3-х месяцев после рождения ребенка многие мамы прекращают грудное вскармливание. Происходит это по причине того, что женский организм адаптируется, и кормящая мама не ощущает приливов молока как раньше. Вместе с этим малыш во время кормления проявляет больше интереса к тому, что его окружает, нежели к груди матери. Он постоянно вертится, плохо ест, не наедается. Данная ситуация вызывает беспокойство у мамы, которая начинает думать, что грудного молока ее малышу недостаточно.

Читайте также:  Диета при кормлении грудью: что можно есть кормящим мамочкам

Но кормящие женщины должны помнить, что это кризис, и его необходимо переждать. Подкармливать ребенка смесью не стоит, так как после нее он может вовсе отказаться от груди.

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца, находясь на искусственном вскармливании, написано на упаковке детского питания. Каждый производитель указывает эту информацию. В случае с искусственным вскармливанием оно осуществляется через определенные промежутки времени (об этом также можно почитать на упаковке детской смеси).

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

На 4-м году жизни ребенок продолжает свое познавательное (интеллектуальное) развитие. Оно происходит по нескольким направлениям: предметная деятельность, познание окружающего мира, конструирование, настольные игры.

В 3 года у ребенка уже есть навык отличать предметы по цвету и форме

Предметная деятельность:

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
  • После 3 лет ребенок должен знать и различать цвета. В этом возрасте достаточно ориентироваться в 4-х: красном, желтом, зеленом и синем («Принеси все флажки зеленого цвета»).
  • Устанавливает сходство и различие между однородными предметами, основываясь на одном из признаков: цвете, форме или величине. Сравнивая исследуемые предметы с образцом, ребенок должен свои выводы аргументировать словами «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький». При анализе формы применять ощупывание, рассматривание, сопоставление.
  • Хорошим показателем психического развития является умение малыша сортировать предметы, опираясь сразу на несколько признаков. Например, сбор пирамидки, которая состоит из 4 и более разноцветных колец разного размера (сравнение по цвету и величине).
  • На 4-м году жизни малыш уже умеет использовать предметы в качестве бытового или игрового орудия для решения некоторых практических задач (например, достать закатившийся под кровать шарик при помощи указки или игрушечного меча).

Знания об окружающем мире

Общество и быт:

  • В 3 года ребенок должен иметь элементарные знания о профессиях: парикмахер – стрижет, учитель – учит, воспитатель – воспитывает детей.

В 3 года дети могут назвать части тела

  • Знать название города или населенного пункта, в котором живет.
  • Называть и показывать части тела, лица человека: руки, ноги, голова, глаза, рот, уши.
  • На 4-м году жизни малыш должен по внешнему виду определять физическое и эмоциональное состояние человека: грустит, смеется, болеет, устал, плачет.
Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Для нормального дальнейшего развития важно (особенно для развития игровой деятельности), чтобы в 3 года ребенок должен быть знаком с деятельностью близких: мама готовит еду, папа чинит игрушку, сестра делает уроки. Также называть предметы домашнего обихода и знать их назначение: пылесос нужен для уборки, кастрюли – для приготовления еды, шкафы – для хранения вещей.

Живая природа:

  • Ребенок, которому уже исполнилось 3 года, должен понимать, что такое дерево, трава, цветок, знать названия часто встречающихся овощей и фруктов.
  • Называть домашних, некоторых диких животных и их детенышей (кошка – котенок, курочка – цыпленок, белка – бельчонок, лиса – лисенок).
  • Узнавать птиц: воробей, ворона, попугай, голубь.

В 3 года дети уже различают времена года и присущие им характеристики

Неживая природа:

  • Определять элементарные свойства воды и функции: течет, бывает холодная и горячая, нужна для питья, стирки, есть в природе (лужи, реки, дождь).
  • Называть самые простые проявления времен года: зимой холодно, идет снег, весной распускаются листья и цветы, осенью листья желтеют и опадают.
Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Для расширения интеллектуальной и познавательной активности важно, чтобы у ребенка вызывали интерес игры с конструктором и сюжетными наборами («Домашние животные», «Дикие животные», «Автомобили»).

  • В возрасте 3 (4) лет малыш должен понимать, что создавать простые сюжетные конструкции можно путем соединения отдельных частей (например, 2 домика – это уже улица; дом, забор и домашние животные – это сельский дворик или ферма).
  • Ему должны быть знакомы элементарные пространственные представления: высокий, низкий, длинный.

Эмоциональное развитие

К 3 годам эмоциональное развитие ребенка также претерпевает значительные изменения. 4-й год жизни характеризуется как «кризис 3 лет». В этот период в поведении малыша появляются бунтарские настроения, связанные с тем, что его желания и возможности далеко не тождественны.

Кризис 3 лет известен как бунтарский период

Родители не должны удивляться ярким эмоциональным вспышкам, которые начинают проявляться в поведении малыша (он пытается психологически отделиться от тех, кто его опекает).

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Наоборот, в 3 года следует ожидать таких проявлений, как:

  • негативизм;
  • упрямство (настаивает на своем, требует, чтобы учитывали его мнение);
  • строптивость (бунтует против норм воспитания, принятых в его семье);
  • стремится к самостоятельности;
  • может проявляться деспотизм (это характерно для семей, имеющих одного ребенка) или ревность (чаще проявляется в многодетных семьях);
  • обесценивание всего, что раньше ребенку нравилось (старые правила, игрушки, мультфильмы и многое другое).

Кроме отрицательных, четвертый год жизни несет и положительные моменты в эмоциональном развитии:

  • у ребенка ярко проявляются эстетические чувства (нравится красивая одежда, игрушки, природа);
  • ярко выражены эмоциональные состояния (грусть, радость, любовь, задумчивость, удивление, страх).