Чтение с ребенком — хорошая семейная традиция

Педагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. По этой причине родители стремятся научить ребенка скорочтению до начала обучения в школе или в начальных класса. Какие существует упражнения для детей по быстрочтению, как их проводить и с чего начать заниматься, будем обсуждать в нашей статье.

Чтение вслух. Нужно ли учиться правильно читать вслух?

Каждый человек знает важность чтения. Оно позволяет развивать мышление, память, внимательность, увеличивает словарный запас. Благодаря постоянному чтению совершенствуются коммуникативные навыки человека.

Однако мало кто задумывается, насколько чтение вслух полезнее как для ребенка, так и для взрослого человека. Спросите себя: давно ли вы читали книгу вслух? За ненадобностью этот навык атрофируется, что приводит к проблемам не только на ораторской трибуне, но и в повседневной жизни.

Когда и кому ставится диагноз «дислексия»?

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов — в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Кроме того, дислексия проявляется в непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал.

Но не спешите с выводами: понятие нормы довольно широко трактуется и в педагогике, и в психологии. Те трудности, которые потом окажутся непреодолимыми, в норме часто обязательно встречаются на самых первых этапах обучения чтению.

В 5-6 лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. И как бы взрослые ни пытались форсировать события, до 6 лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для того, чтобы он читал без ошибок, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это происходит в определенном возрасте – обычно ближе к 7 годам. Потому у детей, которых учили читать с 1,5 лет, к 6,5 годам будут те же результаты, что и у малышей, впервые открывших букварь в 6 лет. Если 4-хлетний карапуз, у которого в соответствии с возрастом развита речь и все в порядке с фонематическим слухом (то есть со способностью распознавать на слух звуки речи), не может соединить слоги в слова, наберитесь терпения. Пройдет года полтора-два, ребенок немного повзрослеет, и все у него получится.

Когда же специалисты выявляют у малыша несформированность фонематического слуха или общее недоразвитие речи, срочно начинайте работать над устранением этих проблем. Такие дети входят в группу риска по развитию дислексии. Родителям также следует обратить особое внимание на формирование навыков чтения и письма и в том случае, если до 3,5 лет ребенку ставили диагноз «задержка речевого развития».

И еще одно немаловажное замечание. Дислексия не болезнь, жить с ней можно. Окончив школу, повзрослевший ребенок найдет способ, как обойти проблему. В конце концов ничто не помешает ему выбрать профессию, напрямую не связанную с чтением и письмом. А информацию спокойно можно получать и обрабатывать из телепередач, слушая радио или аудиокниги, используя диктофон или компьютер. Тем не менее показать ребенка, испытывающего непреодолимые трудности при чтении, специалисту необходимо. Занятия с профессионалами помогут если не окончательно избавиться от нарушения, то хотя бы снизить остроту проблемы. И в любом случае они будут очень полезны для ребенка.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка 5 лет что должен уметь

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №1

Учимся грамотно писать диктанты Родителям приятно слышать, когда их кроха начинает агукать и проговаривать первые слова. Также мама и папа радуются спустя время, когда речь малыша становится понятной, а ответы на вопросы осмысленными.

  • Когда ребенок подрастет еще немного, родители отдают свое чадо в детский сад, где его начинают учить писать.
  • Почти все родители требуют выписывать буквы безошибочно, несмотря на то, что ребенку всего 5 или 6 лет. Это большая ошибка!
  • Чтобы ребенок научился грамотно писать, должно пройти и прийти время.
  • Учеными выяснено, что формирование уровня правильного правописания завершается к 4 классу.
  • Но интенсивно нужно начинать заниматься письмом уже в 1 классе. Итак, как научить грамматике русского языка первоклассника?

Секрет №1: Развитие мелкой моторики рук.

  • Тренировка рук и пальцев — это важно в процессе обучения грамотному и красивому письму. Особенно это касается первоклассников.
  • Хорошо развить мелкую моторику рук помогает лепка.
  • Пособие по обучению лепки из пластилиновой или глиняной массы можно найти в любом книжном магазине.
Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №1

Первый этап, помогающий выработать каллиграфический почерк, заключается в правильной организации детского рабочего места. Важно научить малыша правильно сидеть за столом. Обратите внимание на следующее:

  • Спина должна быть прямой, с упором на стул.
  • Локти должны лежать на поверхности стола, в особенности, локоть той руки, которая является рабочей во время письма.
  • Грудь должна быть чуть отодвинута от стола. От края стола до груди сидящего на стуле малыша должно быть расстояние в один кулак.
  • Голова должна быть чуть наклонена.
  • Ноги нужно поставить на пол, колени согнуть под прямым углом.
  • Тетрадь должна лежать под углом 45° между верхним углом и краем стола. При этом нижний угол тетрадки направляется к центру груди.

Обязательно приготовьте все необходимое для обучения: ручку с тремя гранями для удобного захвата, специальную пропись и тетрадь в косую линию.

Исследование значения чтения книг для детей

Ученые из Университета штата Огайо опубликовали данные исследования, посвященного детям дошкольного возраста. Исследователи сообщили, что дети, которым регулярно читали родители, на момент поступления в школу слышали на 1,4 миллионов слов больше, чем сверстники, которым родители читали мало. А таких был выявлен достаточно большой процент

По мнению ученых, этот миллион слов — залог дальнейшей успеваемости школьника.

Связь между чтением и развитием речи очевидна. И дети не только слышат слова и начинают понимать их смысл. У них развивается фонематический слух, они усваивают синтаксический строй речи, учатся копировать лексические ударения, паузы. Дети учатся выделять «кирпичики» речи: предложения, слова, слоги, звуки. А это основа будущей грамотности.

Читайте также:  Алгоритм навыка «Постановка газоотводной трубки детям»

к оглавлению ↑

Последовательность созревания мозга ребенка примерно такова:

1. Блоки глубинных структур (отвечают за активационные процессы). Врожденные и приобретенные биологические реакции.

2. Первичные поля (начинают действовать с момента рождения и оформляются к году).

3. Созревание вторичных (ассоциативных) полей происходит от 2 до 5 (7) лет.

4. Третичные образования (перекрывающие несколько анализаторных систем), созревают значительно позднее. Теменно-височно-затылочная зона созревает к 8-12 годам и обеспечивает развитие сложной пространственной функции, которая включается в структуру многих сложных форм психической деятельности (счет, письмо).

5. Нейронный аппарат в лобных отделах мозга формируется до 18 лет. Лобные доли мозга осуществляют регуляцию и контроль всех высших психических функций.

Для развития каждого последующего уровня необходимо полноценное созревание предыдущего. Например, для созревания проекционной коры необходимо формирование структур, через которые поступаен сенсорная информация.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 (там подробно о развитии мозга и разных его отделов).

Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. — разные издания. Очень рекомендую.

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение» Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение» Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

Игры для развития навыка чтения

Заинтересовать ребенка и помочь запомнить изученный материал можно с помощью игровой деятельности.

Игры на закрепление умения распознавать буквы:

  • «Найди букву» — найти нужную букву в магнитной азбуке, потом – в написанных словах, и самое сложное – определить место буквы в произнесенном слове.
  • «Какая буква лишняя» — найти лишнюю букву по какому-либо признаку. Малыш учится сравнивать буквы, выделять общий признак и формулировать свою точку зрения.
  • «Назови буквы» — ребенок делает глубокий вдох, а на выдохе читает буквы в алфавитном порядке, стараясь назвать как можно больше.
  • «На что похожа буква» — поиск «букв» в окружающем мире: «о» — солнце, «п» — арка.

Игры для развития навыка чтения

Игры на развитие умения читать:

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { ({ blockId: «R-A-281372-10», renderTo: «yandex_rtb_R-A-281372-10″, async: false }); }); (»); })(this, «yandexContextSyncCallbacks»);

  • «Составь слово» — нужно составить как можно больше слов из карточек со слогами.
  • «Отгадай слово» — в записи слова отсутствует буква или слог ребенок определяет, что это за слово.
  • «Найди слово» — ребенок ищет нужное слово в тексте, еще один вариант – среди списка слов он ищет то, которое есть в произнесенной фразе.
  • «Пчела» — улучшить концентрацию внимания можно жужжащим чтением: ребенок читает, но вместо слов произносит звук «ж».
  • «Скороговорки» — чтение на быстроту. Перед проведением конкурса, нужно несколько раз перечитать скороговорку разными способами (вслух, про себя, по слогам, быстро-быстро, выразительно), чтобы ребенок понял каждое слово. А потом уже провести конкурс: кто быстрее произнесет (прочитает) прочитанное предложение.
  • «Найди ударение» — в прочитанных словах ребенок ставит ударение поочередно на каждом слоге, затем проверяет, произнося их, выбирает правильное.
  • «Чтение по ролям» — при чтении соблюдать интонацию, соответствующую образу героев произведения.
  • «Чтение про себя» — ребенок читает текст про себя, потом отвечает на вопросы по тексту.
Читайте также:  Вы уже ознакомились с нашими товарами?

Игры на развитие беглости чтения:

  • «Перевернутое письмо» — когда малыш будет читать без ошибок, можно учиться читать перевернутый текст. Таким образом, он сможет научиться идентифицировать целостные образцы букв, сочетать смысловое окончание с буквенным анализом.
  • «Чтение наоборот» — нужно прочитать строчки справа-налево как можно быстрее.
  • «Слово в слове» — дети ищут слова, спрятанные в других словах (жеребенок — ребенок), или составляют новые слова из букв определенного слова.
  • «Параллельное чтение» — у взрослого и ребенка одинаковые тексты, взрослый начинает читать, ребенок – следит. Когда первый останавливается, малыш продолжает.
  • «Составь предложение» — составление предложений из набора слов.
  • «Чтение половины строчки» — линейкой сначала закрывают нижнюю часть строки. Ребенок пытается прочитать слова по верхушкам. Когда этот навык отработается, он учится читать по нижним частям слов.

Советы родителям

Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:

  1. Ш. Ахмадуллин “Скорочтение для детей”. Купить в Лабиринте
  2. Г. Абдулова. “Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше”. Купить в Лабиринте
  3. “Обучение детей скорочтению”. Купить в Лабиринте

Авторские материала подходят для организации индивидуальных занятий с родителями и в группах. Разработчики методик утверждают, что результат появится быстро: от 10 дней до месяца, если посвящать тренировкам 1 час в день. Книги по скорочтению для детей можно скачать бесплатно в интернете или заказать их бумажный вариант.

Среди эффективных рекомендаций по проведению занятий можно выделить следующие:

  • Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
  • Делайте перерывы между занятиями, если они короткие.  Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
  • Начинайте с простых тестов.
  • Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
  • Как разминку используйте артикуляционную гимнастику на каждом уроке.
  • Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
  • Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
  • Вместо строгих систем работы используйте игры, хоровое чтение, обработку текста в парах.
  • Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
  • Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
  • Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
  • Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.
Советы родителям

Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.

Научить малыша читать быстро кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную методическую литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса. Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы.