Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых

Изучите простые, но эффективные упражнения, которые помогут малышу научиться правильно и чисто говорить, разовьют его артикуляционный аппарат и навыки речи.

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  • Поглаживание — совершается в разных направлениях;
  • Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
  • Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
  • Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
  • Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.

От двух до четырех

В возрасте 2-3 лет ребенок уже может повторять за родителями простейшие упражнения. С этого возраста занятия с дошкольниками должны носить систематический характер.

Чтобы убедиться, что все делается правильно, ребенку обязательно нужно зеркало. А чтобы малыш не считал занятия нудными уроками, выполнять которые не хочется, проходить они должны в виде игры. В это время можно рассказывать малышу сказочные истории о путешествиях язычка, слоника, отважных грибников, маленьких поварят и т. д. Можно облекать каждое упражнение в стихотворную форму.

В возрасте 3-4 лет уже можно контролировать правильное выполнение каждого движения, у деток постарше важно вырабатывать четкость и плавность.

Малыши 2-4 лет не способны долго концентрировать внимание и быстро устают, даже от игр. Поэтому занятие артикуляционной гимнастикой для детей этого возраста не должно длиться более 10 минут. Начинать нужно и вовсе с 2-3 минут в день, с самых простых упражнений, постепенно изучая все новые, по мере того, как будут освоены предыдущие.

Совет

Во время таких «уроков» чередуйте статичные и динамичные упражнения, чтобы дольше удерживать интерес малыша к занятию.

Статические:

От двух до четырех
  • «Улыбочка» – ребенок улыбается, скрыв зубы за сомкнутыми губами, положение сохраняется 4-5 секунд;
  • «Блинчик» – язычок выкладывается в расслабленном, плоском состоянии на нижнюю губу, но не выдвигается вперед (держим также около 5 секунд);
  • «Бегемотик» – малыш держит ротик широко открытым около 5 секунд;
  • «Хоботок» – губы складываются в трубочку и вытягиваются вперед, насколько возможно (задержать положение до 5 секунд);
  • «Голодный хомячок» – втянуть щеки и задержаться в таком положении на 5-6 секунд.

Динамические:

  • «Месим тесто» – язык находится в положении «блинчика», в это время ребенок смыкает-размыкает губы, слегка покусывает язык зубками;
  • «Чистим зубки» – кончиком языка малыш должен провести по верхним зубкам слева направо, затем точно так же по нижним;
  • «Змейка (стрелочка)» – язычок нужно сделать узким, острым и вытянуть максимально вперед, задержать на несколько секунд;
  • «Качели» – с открытым ртом надо поочередно поднимать язычок вверх и опускать вниз. Можно выполнить вариацию: сделать упражнение перед зубками и за зубками;
  • «Часики» – с открытым ртом малыш поочередно касается кончиком язычка правого и левого уголка рта;
  • «Шарики» – малыш надувает щечки, а затем хлопает по ним пальчиками, выпуская воздух;
  • «Сытый хомячок» – надуваются сначала обе щечки, затем каждая по очереди.

Начинать нужно с 2-3 повторений, постепенно увеличивая их число до 7-10. Но если ребенок устает, занятие следует остановить и доделать оставшуюся часть в другое время.

Совет

Домашние занятия по развитию артикуляционного аппарата у малыша не стоит прекращать, если он пошел в садик. Занятий, проводимых воспитателем со всей группой в детском саду, может быть недостаточно. Ведь в детском коллективе сложно уделить достаточное внимание каждому ребенку индивидуально, чтобы убедиться, что он все выполняет правильно и в нужном объеме. Даже если кроха занимается у профессионального логопеда, он вам посоветует закреплять пройденное дома.

Артикуляционная гимнастика для преподавателей: работаем над произношением

Речь – основной  рабочий инструмент преподавателя, следовательно, неумение  говорить четко и внятно,  а также наличие дефектов  в произношении звуков, могут усложнить жизнь не только вам, но и вашим слушателям. Из опыта работы.

Читайте также:  Гипоаллергенные смеси для детей: рейтинг 10 лучших

Одним из самых трудных звуков  речи является звук «р-рь» – неумение его произносить или трудности в его вопроизведении  (картавость), затрудняют понимание  материала вашими студентам, обучающимися, слушателями.

Что делать? Если вам так комфортно, и ваших слушателей это не смущает, то, пожалуй, можно не переживать по этому поводу и оставить все как есть! А вот если вы чувствуете себя неуверенно, излишнее проявление внимания к вам раздражает, и вы стесняетесь своего дефекта, то следует  вплотную заняться исправлением речи. В сложных случаях постановкой звуков должен заниматься исключительно логопед, но ряд действий вы можете делать ежедневно самостоятельно.

Для начала, следует определить причины искажения звука: Звук  не произносится и пропускается в речи. Короткая уздечка языка – делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение. Снижение фонетического слуха, снижение общей моторики.

Артикуляционная гимнастика для преподавателей: работаем над произношением

Горловое произношение – не происходит вибрации на кончике языка.Если не получается определить самостоятельно, то следует обратиться к логопеду.

Следующий шаг – ежедневная артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это  система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе.

Постановка звуков у взрослых может занять больше времени, чем у детей, потому что мышцы речевого аппарата со временем становятся менее эластичными.

Методика выполнения:

  • Подряд выполняется не более трех–четырех упражнений, направленных на отработку того или иного «западающего» звука.
  • На начальном этапе все упражнения выполняются перед зеркалом, потом зеркало убирается, полагаемся на собственные ощущения.
  • Повторяем каждое упражнение не менее трех раз.

Пример артикуляционной гимнастики для людей с трудностью в произношении звука “Р-РЬ”.

Артикуляционная гимнастика для преподавателей: работаем над произношением

Последний шаг – включаем западающий звук в речевой поток.

Ни в коем случае в обычной речи или при подготовке к занятиям нельзя избегать слов, с плохо произносимыми звуками. Наоборот, доведите произношение до автоматизма. Составьте текст, полностью состоящий из западающей буквы и заучите ,

Даже доведя речь до автоматизма, вы все равно должны постоянно следить за её качеством!Успехов!

В каком возрасте артикуляционная гимнастика наиболее эффективна

Артикуляционная гимнастика служит не только средством исправления появившихся недостатков произношения. Она отличный способ профилактики дефектов речи, так как обеспечивает развитие подвижности речевого аппарата. Нарушенное произношение у ребёнка трёх лет свидетельствует о неразвитом артикуляционном аппарате. Появившиеся дефекты по мере взросления закрепятся в речи, если меры по их устранению не будут приняты.

Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.

Занятия с ребёнком 2–3 лет проводятся в качестве профилактики дефектов произношения и устранения уже появившихся нарушений речи. Рекомендуются простые упражнения:

  • Обычный поцелуй.
  • Ребёнок улыбается и задерживает улыбку дольше.
  • Малыш открывает ротик как можно шире на несколько секунд.
  • Прятать язычок в «домик» (в рот) и высовывать его наружу на три-четыре секунды. Повторить 5 или больше раз.

Комплекс для детей 3–5 лет (развитие произношения звуков ш, ж, ч, щ, л, р, с, з, ц)

  • «Заборчик». Широко улыбнуться, обнажая сжатые зубы. Задержаться в этом положении примерно на 7 секунд. Расслабиться и повторить до пяти раз.
  • «Слоник». Удерживать 7 секунд вытянутые вперёд и сложенные трубочкой губы. Зубы при этом сомкнуты. Проделать 4 или 5 раз.
  • Поочерёдно выполнять «Заборчик» и «Слоник» только губами, зубы остаются неподвижными. Проделать примерно 5 или 6 раз.
  • «Чистим зубы». Широко улыбнуться, открыв рот и обнажая зубы. Кончиком языка водить вправо и влево по нижнему и верхнему ряду зубов, как бы «очищая» зубы внутри. Нижняя челюсть остаётся неподвижной, губы сложены в улыбку. Выполнить 5 или 6 раз в каждую сторону.
  • «Непокорный язык». Проговаривая «пя-пя-пя» пошлёпать губами плоский кончик языка 4 или 5 раз.
  • «Аппетитное варенье». Оттянуть нижнюю губу вниз, зубы не касаются языка. Плоским кончиком языка провести по верхней губе сверху вниз. Проделать от трёх до пяти раз.
  • «Индюк». Сделать глубокий вдох. Кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперёд-назад, держа рот приоткрытым и проговаривая «бл-бл-бл» в течение пяти – семи секунд.
  • «Подуть на чёлку». Поднять высунутый к верхней губе кончик языка и подуть вверх на чёлку. Щёки не надувать, сделать 5 или 6 раз.
  • «Чашка». Открыть рот широко и улыбнуться, обнажая зубы. Высунуть язык, образуя из него при помощи краёв и кончика подобие чашки. Задержаться в этом положении от пяти до десяти секунд, сделать 5 раз.
  • «Лошадь». Цокать языком попеременно увеличивая и замедляя темп, изображая звук копыт лошади при беге и ходьбе. Нижняя челюсть неподвижна на протяжении всего упражнения. Делать перерывы для отдыха.
  • «Болит пальчик». Губами слегка придерживать широкий плоский кончик языка, через отверстие между верхней губой и языком подуть на пальчик. Щёки при выполнении упражнения не надувать, делать медленный вдох и медленный плавный выдох. Проделать 4 или 5 раз.
  • «Горка». Упереться языком (кончиком) в нижний ряд зубов широко при этом улыбаясь и обнажив зубы. Спинка языка приподнята, но не ложится на зубы. На счёт до пяти удерживать такое положение. Выполнить 4 или 5 раз.
  • «Горка открывается и закрывается». Сделать горку как в предыдущем упражнении. Затем сомкнуть зубы. Губы при этом улыбаются, обнажая зубы. Сжимать зубы и открывать рот, удерживая каждое положение на счёт до пяти. Проделать 4 или 5 раз.
Читайте также:  Безопасность детей дома: правила и советы родителям

В раннем дошкольном возрасте разговорные навыки только начинают формироваться. Появившиеся дефекты речи легко исправимы с помощью специальных упражнений. Делать гимнастику не допуская ошибок, поможет просмотр видео. В норме к пяти годам эволюция произношения заканчивается. Иногда этот процесс затягивается и без специальной гимнастики уже не обойтись.

Развитие дошкольников в 5–6 лет направлено на подготовку к школе. Ребёнок с дефектами речи попадает в неравное положение со сверстниками. Если, несмотря на продолжительные занятия, дефекты произношения не исчезли – нужна консультация квалифицированного логопеда, который поможет выявить причины нарушений речи.

Занятия в старшей группе

Артикуляционная гимнастика для детей должна осуществляться сидя у зеркала, чтобы ребенок созерцал в отражении и себя, и специалиста, а к тому же то, что совершают их языки. Упражнения приемлемо исполнять не торопясь, умеренно и точно. Первое, что нужно сделать специалисту – это рассказать об упражнении, какое предстоит выполнить.

Затем следует показать положенную артикуляцию звука и объяснить, какие движения предстоит совершить для этого. И наконец, предложить повторить упражнение ребенку. Сначала он может испытывать напряжение органов речи, которое постепенно исчезнет, уступая место свободе и координации.

После нескольких проб выполнения упражнения у ребенка получится добиться требуемой позы языка или губ. Если ему трудно, логопед должен помочь шпателем или зондом. Взрослому необходимо контролировать качество выполняемых упражнений ребенком.

Движения должны быть медленными, точными, устойчивыми, симметричными без лишних действий. Дома рекомендуется повторять упражнения родителям с ребенком, отрабатывать полученные навыки.

Артикуляционная гимнастика для детей должна организовываться ежедневно, либо через день, чтобы добиться высоких результатов в исправлении недостатков речи. Таким образом, полученные навыки прочнее закрепятся. В день стоит отводить время для двух занятий, которые проводятся спустя час после еды.

Занятия в старшей группе

Разрешается заниматься и перед завтраком на протяжении 3-7 мин, избегая переутомления. Артикуляционная гимнастика проводится по подгруппам или индивидуально. За одно занятие не стоит упражняться с детьми более чем над тремя действиями. Из них 2 выполняются на повторение и отработку, а 1 упражнение вводится новое.

Детские упражнения артикуляционной гимнастики предстоит прорабатывать от простого к сложному, а выбирать их с учетом достигаемой цели. Организовывать их рекомендуется в виде игры.

Если ребенок столкнулся со сложностью в выполнении какого-либо действия, то знакомиться с новыми упражнениями не рекомендуется.

Лучше уделить время на отработку знакомого материала, применяя игровые приемы.

Название упражнения Техника выполнения
«Задувание свечи» В правую руку взять макет свечи, левой рукой прикоснуться до живота. Сформировать губы трубкой, вдохнуть воздух и совершить длительный выдох.
«Беззубая акула» Попытаться обнять губами верхние и нижние зубы при немного раскрытом рте.
«Оскал» Обхватить изначально верхней губой верхние зубы при немного раскрытом рте, а немного позже нижней губой нижние зубы.
«Стрелка часов» Выпятить язык из приоткрытого рта, приподнять его конец и подвигать им по губам вкруговую.
«Батут» Язык из открытого рта потянуть то наверх, к небу, то вниз.
«Ветерок» Взять в ладони кусок ваты. Губы вытянуть трубкой и потренироваться в сдувании ваты с них.
«Жираф» Поместить широкий язык на нижнюю губу, поочередно напрягать, как будто шея животного вытягивается, и ослаблять напряжение.
«Жало» Напрячь язык в раскрытом рте и рывком направить его вперед.
«Гора» Во время открытия рта оттолкнуться языком от нижних зубов, изогнуть его дугой, сохранив фигуру на отведенное время.
«Трубка» Попытаться согнуть боковые края языка кверху в открытом рте, слегка выдвинув его. Важно отметить, что не у всех выходит осуществить это задание.
«Футбол» С напряжением коснуться языком одной щеки, потом другой, затем в небо и в другие места при закрытом рте.
«Змея» Выдвинуть язык с усилием вперед из приоткрытого рта и отодвинуть назад, к гортани.
«Волна» Концом языка с усилием коснуться нижних передних резцов во время раскрытия рта, боковые его края притрагиваются к коренным зубам, расположенным сверху; широкий язык выпятить волной вперед, впоследствии задвинуть его назад глубже.
«Игла» Напрячь узкий язык во время открывания рта, вытолкнув его вперед, не расслабляя.
Читайте также:  Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину

Игры для выработки правильного произношения звуков

Барабанщик

Цель: отработка звука [д].

Сначала воспитатель дает детям послушать звучание барабана и просит определить, какой музыкальный инструмент издает такие звуки. Обращает их внимание, что он звучит ритмично, в разном темпе. Можно продемонстрировать видео с изображением игры на барабане.

Теперь дети должны попробовать имитировать звучание барабана с помощью язычка. Им нужно улыбнуться, приоткрыть рот, а языком упереться в бугорки над верхними зубами. Губы и рот должны оставаться в таком положении до окончания выполнения упражнения.

По команде воспитателя дети начинают постукивать язычком, произнося при этом звуки [д-д-д-д-д]. Сначала надо делать это медленно, а затем убыстрять темп (так чередуется несколько раз).

Парашют

Цель: учить создавать воздушную струю, необходимую для произнесения шипящих и звуков [р], [р'].

Сначала можно загадать загадку:

Спрыгнул с вертолета вниз —

На цветке большом повис.

Как земли коснешься,

То цветок свернется.

Чтобы изобразить парашют детям нужно положить на кончик носа маленький шарик из ваты. Язык сложить в форме «чашечки», высунуть его вперед и прижать к верхней губе.

Задание игры — попытаться сдуть ватку с носа таким образом, чтобы она подлетела вверх, а затем опустилась на стол.

Комарик

Цель: отработка произношения звука [з].

Воспитатель читает детям отрывок из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха»:

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик.

И в руках его горит

Маленький фонарик.

Он напоминает детям, как выглядит комар, и просит вспомнить, какие звуки он издает. Чтобы правильно произнести этот звук, детям нужно открыть рот и растянуть губы в улыбке. Затем поднять язык за верхние зубы и длительно протяжно произнести звук [з]. Надо следить, чтобы рот все время был открыт. Если будет трудно удерживать его в таком положении, можно помочь себе пальцами.

Молоток

Цель: подготовка к произношению звука [р].

Сначала дети должны отгадать загадку:

Инструмент в хозяйстве нужен.

Очень он с гвоздями дружен.

Им я гвозди забиваю.

Папу с мамой забавляю.

Затем им предлагается постучать языком как молоточком. Для этого нужно открыть рот, а языком упереться в верхние зубы. Стучать нужно ритмично, создавая легкую вибрацию. Надо следить, чтобы кончик языка не опускался вниз и не высовывался изо рта. После 6 – 7 ударов необходимо передохнуть и повторить снова.

Футбол

Цель: отработка создания воздушной струи, необходимой для произношения свистящих звуков.

Перед началом игры можно спросить у детей, кто любит играть в футбол. Дети должны вспомнить, в чем заключается суть игры.

Затем воспитатель предлагает попробовать забить мяч в ворота с помощью языка. На столе устанавливаются маленькие ворота (можно сделать их из конструктора), в роли мяча будет ватный шарик.

Дети должны открыть рот и высунуть язык. У языка нужно приподнять боковые края (нельзя складывать язык в «трубочку»). Теперь следует попытаться сдвинуть «мячик» сильно подув на него.

Артикуляционная гимнастика очень важна для постановки правильного произношения у ребенка. Для повышения эффективности таких занятий рекомендуется проводить предварительную диагностику по выявлению дефектов речи у ребенка. Это поможет правильно выбрать комплекс упражнений из всех представленных в картотеке артикуляционной гимнастики. Эти упражнения можно использовать не только с детьми старшего возраста (пяти-шести лет), но и другого: младше или старше, в зависимости от рекомендаций логопеда.

Смотрите также:

  • Упражнения для развития мышц речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Скороговорки на различные сочетания звуков (6-18 лет)
  • Комплексы артикуляционной гимнастики "Учимся играя"
  • Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков (по мотивам сказки "Колобок") для детей дошкольного возраста.
  • Еще материалы по теме.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | РегистрацияКомментировать Поделиться Разместить на своем сайте

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Понравился материал?Хотите прочитать позже?Сохраните на своей стене иподелитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи Копировать анонс статьи Копировать ссылку Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта