Анализ детского рисунка моя семья в психологии

В этой статье я расскажу о наиболее часто встречающихся детских психологических проблемах,  причинах их появления и способах их решить.

Описания и основные цели исследования

«Гены — это материал, в котором заключена вся информация об организме. Если в нём происходят какие-либо нарушения, прежде всего, они происходят в структуре генов. Особенно это касается наследственных заболеваний», — комментирует врач-педиатр Кристина Кусочкова.

Что даёт проведение генетического анализа и зачем это нужно ребёнку? Узнать о склонности к наследственным заболеваниям, чувствительности к каким-либо лекарственным препаратам и продуктам, выяснить, какой вид физической активности, режим дня и вид питания подойдёт конкретному ребёнку — все это помогает определить тест ДНК ребёнка. Исследование выявляет все риски и особенности здоровья. Также проводят ДНК тест на способности. Пол ребёнка при этом не имеет значения.

Почему ещё стоит провести генетический анализ ребёнку? Результат, который вы получите, останется у малыша на много лет, ведь гены не меняются. То есть, сделав ДНК тест один раз, вы получаете важную информацию о здоровье ребёнка на всю его дальнейшую жизнь. Он сможет использовать полученные данные уже будучи взрослым, и пожизненный вклад в его здоровье обеспечит именно тест ДНК. Мать и отец, как правило, понимают определяющую роль, которую играют гены в жизни их детей.

© MyGenetics

Описание теста «Моя семья»

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

  1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
  2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
  3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
  4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
  5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
  6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
  7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
  8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

Что происходит в первые года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.
Читайте также:  Что умеет ребенок в 8 месяцев физическое развитие

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Как определить проблемы ребенка по рисунку семьи

Прежде чем приступить к диагностике по рисунку семьи, необходимо дать ребенку альбомный лист бумаги и карандаш. Затем попросите его нарисовать всю его семью, где каждый ее член занят каким-то делом. Во время рисования необходимо следить за тем, в какой последовательности ребенок начинает рисовать своих родных. Как правило, первым ребенок рисует наиболее важного и дорогого для него человека или же маленькие дети начинают с себя. Следует также фиксировать спонтанные фразы, которые ребенок произносит во время рисования. После того, как ребенок закончил рисовать, проведите с ним беседу по этому рисунку семьи. Очень важно говорить ребенку слова поддержки для придания ему уверенности.

По данному рисунку семьи задайте следующие вопросы:

  • Кого ты нарисовал?
  • Что этот человек делает?
  • Как ты относишься к каждому нарисованному человеку?

Конечно, ребенок не всегда правдиво расскажет вам о своем отношении, но вы и сами сможете увидеть это по рисунку семьи. Во-первых, обратите свое внимание на расположение фигур на рисунке, сгруппированы они в одном месте или же рассредоточены на всем листе. Возможно один член семьи будет нарисован слишком далеко от остальных, либо на обратной стороне листа, что говорит о его отдаленности от ребенка в реальной жизни. Или же силуэт будет нарисован со спины. Это также подтверждает отчужденность ребенка от этого человека. Наличие между людьми предметов означает разрыв межличностных связей, препятствия в отношениях.

Далее важно обратить внимание на детализацию рисунка семьи. Наиболее тщательно прорисованные персонажи скорее всего являются любимыми членами семьи для ребенка. А те, кто нарисованы только образно, могут вызывать у ребенка эмоционально-негативные переживания. По тому, как ребенок рисует себя можно идентифицировать его с одним из членов семьи. Может быть он нарисует себя схожим на фигуру папы или мамы. Из этого вы можете сделать вывод, каким образом лучше подавать пример своему ребенку.

В случае, если ребенок нарисует себя большего размера, чем остальных, то по рисунку семьи это означает, что он доминирует в семье и все внимание уделяется только ему. Если же ребенок, напротив, нарисует себя намного меньше других, то это говорит о том, что ребенок ощущает давление со стороны взрослых.

Помимо целенаправленного выявления проблем по рисунку семьи, родителям необходимо чаще обращать внимание на рисунки своих детей, чтобы вовремя обнаружить настораживающие детали и принять меры к устранению возникших проблем.

Результаты опроса

Количество комментариев: 17Оставить свой комментарийПОДЕЛИТЬСЯЧто дети любят рисовать?Рисунок ребенка (11 месяцев)Чем дети предпочитают рисовать?Какие любимые цвета у маленьких современных художников?Рисунок ребенка (2 года 2 месяца) Рисунок ребенка (2 года 6 месяцев) «Человек»Рисунок ребенка (3 года 4 месяца) «Пожарная кошка»Рисунок ребенка (3 года 4 месяца) «Динозавры»Рисунок ребенка (4 года 5 месяцев) Рисунок ребенка (4 года 9 месяцев) «Маме»Рисунок ребенка (5 лет) «Собаки»Рисунок ребенка (5 лет 5 месяцев) «Мишуткин дом»Рисунок ребенка (6 лет 4 месяца)в предыдущей статье

    С нетерпением дожидались полугода, чтобы начать рисовать (где-то слышали, что пользуются красками с этого возраста). Сначала это были пальчиковые краски, сделанные только из натуральных компонентов. Около двух месяцев назад попробовали медовую акварель, и с первого же раза рисования кисточкой забыли про все остальные виды рисования. Хочу ещё поделится вот таким вот опытом: у многих родителей рисующих детей стоит проблема разрисованных стен; мы своему ребёнку с самого первого «урока» рисования давали лист бумаги (альбом), стопка которых всегда лежала на одном и том же месте, и теперь, даже если сына нашёл где-нибудь ручку, карандаш или другой пишущий прибор, он берёт лист самостоятельно и рисует. Ни одной испорченной стены, книги и т.д. А ещё все рисунки мы развешиваем у него в комнате. Малышу нравится безумно!
    Моей дочери 6 лет, самое любимое ее занятие — это рисование. Мы собираем ее рисунки уже 4 года. По ним можно определить все стадии развития. Это интересно. Сейчас любит рисовать на ватмане, красками. Получаются большие картины. Каждую такую картину мы вывешиваем у нее в комнате. Скоро можно будет устраивать показ для друзей и родственников. Каждый рисунок отражает ее эмоциональное состояние. Очень просит отдать ее художественную школу. Возможно, так и сделаем.
    Моя дочь очень любит рисовать, а сын, ему 6 лет по настроению. Хотелось бы узнать, если ребенок вообще не рисует или не проявляет желания, как к этому относится? Или каждому свое?
    Заметила, что рисование для ребенка является не только способом самовыражения, но и хорошим психотерапевтическим средством.

«Моя семья»

    С ребенком важно быть рядом, чтобы он знал, для кого рисует; можно рисовать вместе; устроить картинную галерею в комнате. Все это необходимо, чтобы не пропал интерес к рисованию.
    Макс не любит, когда его просят изобразить что-то и предъявляют требования. Любит полет фатазии, рисует сериями «Самая большая в мире собака» (полосатая…), «Инопланетные деревья» и т.д.

* * *

    Чем больше рисуешь с ребёнком (даже если вы не художник) тем быстрее и полноценнее ваше дитя узнаёт об окружающем мире, о вашем отношении к нему и выстраивает свой внутренний мир к окружающему его вещам, людям, живой природе.

Маленькие художники, или Что нужно знать об особенностях рисования дошколятДетские игры – дело серьезное. Маленькие художники…, 07:53, 14:46, 13:41НАТАЛЬЯ, 12:38Татьяна

, 22:23светлана, 19:00ольга, 21:22Эмилия, 13:39, 14:15, 16:42Екатерина, 14:32Андрей, 16:08, 11:35Веревочка, 10:46Мария, 01:07елена, 16:00Nailya, 08:14Алефтина

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот!Поставьте галочку или введите написанные символы:

ПОДЕЛИТЬСЯ

К каким последствиям может привести бездействие

В детстве развивается и наше тело, и наша психика. В детстве создается основа того,

Насколько мы будем способны быть счастливыми во взрослой жизни

Что же произойдет, если вовремя не решать психологические проблемы у ребенка?

Как минимум, ребенок проживет не настолько счастливую жизнь, как мог бы.

Как максимум — всю свою жизнь будет в той или иной степени делать несчастным не только себя, но и других людей, делая окружающий мир только хуже.

Вот крайние случаи того, кто вырастает из неправильно воспитанных детей:

  • Воры и клептоманы
  • Проститутки
  • Убийцы, в том числе серийные
  • Шизофреники
  • Аутисты
  • Тираны и садисты в своих семьях
  • Аферисты
  • Трансвеститы и транссексуалы

Продолжать можно долго.

Вам скажут, что эти отклонения генетически заложены? Или что такими становятся только в ужасных семьях? Или что если родитель желает добра ребенку, то ребенок никогда не вырастет никем из описанных людей?

Те, кто скажет так, просто не знают, как из маленьких детей при неправильном их воспитании вырастают такие взрослые…

Возраст и пол специалиста

Критерий, важность которого определяется индивидуально каждым клиентом.

Какого же выбрать психолога для ребенка? Есть мнение, что многие специалисты старшего возраста лучше устанавливают контакт с родителями, а молодые идентифицируются с детьми и подростками. Однако обобщать было бы неправильно.

Часто сами клиенты наделяют психолога определенными функциями. Одним кажется, что их ребенок нуждается в более старшем и опытном специалисте, на него проще положиться саму родителю. Некоторые могут довериться молодому специалисту, а со взрослым испытывать дискомфорт. Поэтому здесь рекомендую прислушаться к своим чувствам: с каким специалистом вам будет комфортнее — с молодым или более старшего возраста?

Читайте также:  Как правильно стерилизовать бутылочки и соски для новорожденных?

Рекомендую прислушаться к своим чувствам: с каким специалистом вам будет комфортнее — с молодым или более старшего возраста?

Сюда же относится и половой критерий. Кому-то важно работать с мужчиной, кому-то — с женщиной. Выбор детского психолога должен зависеть от комфорта, доверия, атмосферы — вот основные критерии, которые помогают успешной работе. В психологии результат на 50% зависит от специалиста, остальные 50% — это мотивация обратившегося, его желание работать. Поэтому в психологии без доверия никак, ведь доверительные отношения создают почву для роста мотивации, а значит более качественной работы.

В качестве заключения

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?

Подпишитесь на обновления блога и тогда точно не пропустите новые интересные статьи. И не забудьте поделиться полученными знаниями с друзьями в соцсетях!

Детский рисунок и цвет

Характеристики изображения, нарисованного малышом, можно определить по цвету. Психологи и детские воспитатели со временем и личным опытом определили какие цветовые вариации могут что-то обозначать. Расшифровка:

  1. Синий — преобладание этого цвета и его оттенков говорит о внутреннем спокойствии и уверенности малыша в своём нынешнем положении. Если он изобразил место где обучается в синих оттенках, значит ему нравится посещать садик или школу.
  2. Черный — негативный цвет, который дети никогда не используют просто так. Оттенки чёрного говорят о тяжёлых переживаниях, обиде на домочадцев, неприятных мыслях о повседневности (проблемы с учёбой или сверстниками).
  3. Красный — оттенки этого цвета должны насторожить родителей. Малых изображает этим цветом конфликтные ситуации с другими людьми или спорные моменты в своём положении. Если кто-то на рисунке изображён в красных цветах, значит с этим человеком ребёнок не ладит.
  4. Жёлтый — с раннего возраста малышам говорят о том, что солнечный цвет обозначает добро. Любой предмет, человек, домашний питомец или место, изображаемые на рисунке, обозначают положительное отношение ребёнка к этому.
  5. Розовый — цвет, обозначающий нежность, направленную в чью-либо сторону.
  6. Зеленый — положительный цвет с оттенками. Говорит о душевном спокойствии малыша, его доброжелательном отношении к домочадцам.
  7. Серый — оттенок по значению, относящийся к чёрному. Ассоциируется с угнетённым состоянием, тревогой.
Детский рисунок и цвет

Психологи советуют обращать внимание на цвета, преобладающие в изображении, и зарисовку. Плотная штриховка или сильное затемнение определённого предмета говорит о негативном отношении к нему. Ребёнок может бояться человека и полностью закрашивать его на изображении, которое нарисовал.