Адаптация в детском саду: практические советы

Отправляя ребенка в детский сад, родители надеются, что он быстро адаптируется и будет с радостью бежать туда по утрам. Но так происходит не всегда, чаще всего дети плачут или вообще впадают в истерики при расставании с мамой. Психолог и воспитатель рассказывают, как этого избежать.

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем:

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей — сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра – «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае — так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Практические советы для лучшей адаптации ребенка в детском саду

После того, как ребенок уже пошел в детский садик, облегчить адаптацию можно, вспомнив и используя следующие советы психологов:

Практические советы для лучшей адаптации ребенка в детском саду
  • Привыкание к детскому саду может сопровождаться у малыша сильным стрессом. А вот нервозностью практически всегда. Поэтому подгонять малыша не стоит. Ребенок должен привыкнуть к новым социальным ролям и окружению, к неизвестным предметам и комнатам. Открывающийся мир не должен шокировать, что произойдет, если «показать все и сразу»;
  • В первые дни (примерно неделя) ребенка следует кормить дома. Некоторые дети отказываются кушать в незнакомых условиях, в том числе, из-за нервного стресса;
  • На протяжении первой недели папа или мама имеют законное право находиться в детском садике вместе со своим сыном/дочкой. Этим правом пренебрегать не следует, адаптация пройдет легче. Взрослый человек должен показать малышу, что детсадовская жизнь может быть очень интересной и веселой. Лучше всего, если именно родитель познакомит чадо с воспитателями, покажет ему кроватку для дневного сна, поможет справиться с первой детсадовской кашей и компотом;
  • После того, как родитель заберет дитя из детского садика, он должен обсудить с ним все, что произошло с малышом на прогулке и в течение остального дня. Восхищаясь событиями, настроить кроху на положительный лад гораздо проще;
  • Не следует беспокоиться о выбранном детском садике (злые воспитатели, невкусное питание, неудобное расписание) при дитя. Ребенок тонко почувствует негативный настрой родителей, и в ответ на него, станет относится к детскому саду также;
  • Ребенка следует обязательно забирать из детского садика в срок. Запоздание мамы или папы грозит обернуться огромным стрессом, справиться с которым в дальнейшем будет непросто;
  • Начиная со второй недели психологи рекомендуют оставлять карапузов на определенный срок без присмотра мам и пап. Продолжительность отсутствия родителя изначально должна быть не слишком велика. Можно уйти, например, на время обеда ребят;
  • При сравнительно успешной адаптации, через 3-4 недели можно оставлять ребенка на дневной сон в садике. Но даже в этом случае, после того, как малыш проснется, рядом с ним должен быть родитель.
Читайте также:  Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Как адаптировать ребенка к саду

Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры “в детский сад”, прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически

Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями

Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.

Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера. Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей. Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.

Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.

Проявления дезадаптации у ребенка в детском саду

Состояние напряженной адаптации, когда ребенок попадает в условия детского учреждения, заканчивается возникновения нового уровня физиологической адаптации или переходом в стадию патологической адаптации.

Выделяют 3 степени тяжести адаптации к дошкольному учреждению:

  • легкая степень адаптации;
  • средняя степень адаптации;
  • тяжелая степень адаптации.

Легкая степень адаптации

В группе ребенок адекватно реагирует на замечания или одобрения. Умеет играть рядом с другими детьми и доброжелателен к ним.

Проявления дезадаптации у ребенка в детском саду

Средняя степень адаптации

Длится 10-30 дней (20-40) дней. Настроение у ребенка может быть не устойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, беспокойный сон. На замечания и поощрения ребенок реагирует не всегда адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения в группе. Малыши во время адаптации нередко заболевают. Но болезнь. Как правило, протекает без осложнений.

Тяжелая степень адаптации

Длиться от 1-6 месяцев. У малыша в этот период может случиться нервный срыв, прибавляются простудные заболевания. Может возникнуть обратное развитие (регресс). Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Замечания или похвала либо оставляют малыша безучастным, либо он пугается. К невротическим реакциям при тяжелой адаптации относится рвота, пристрастие к личным вещам, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков.

Советы по адаптации малышей к саду:

  1. Настройте себя и малыша на позитивный лад. Обязательно скажите своему чаду после того, как он вернется из детского сада, что он стал совсем взрослым и ответственным.
  2. Не стоит растягивать прощание. Лучше всего быстро прощаться, указывая на то, что вы скоро опять встретитесь. Не показывайте своих переживаний, чтобы малыш не почувствовал себя некомфортно и не стал бояться сам.
  3. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.
  4. Уменьшите нагрузку на нервную систему малыша во время адаптации. Уменьшайте количество времени, которое ваш карапуз проводит в возбужденном состоянии (просмотр компьютера, телевизора, посещение многолюдных мест).
  5. Одевайтесь по погоде. Если боитесь, что ваше чадо замерзнет, положите в ящичек кофту, шапку, которую можно легко одеть воспитателю, если похолодает. Также стоит всегда держать с собой сменную одежду на случай, если малыш испачкается.
  6. Старайтесь поддерживать режим дня даже в выходные дни.
  7. Не давайте ребенку собой манипулировать.
  8. Обязательно посещайте врача, если вам не нравится, как чувствует себя ваш малыш. Помните, что если вовремя ребенка не начать лечить, то он может разболеться не только сам, но и заразить других деток.

Консультация психолога: как помочь малышу адаптироваться в садике?

Представляем вашему вниманию варианты оптимизации процесса адаптации малыша в садике:

  • Обеспечьте ребёнку спокойную обстановку во время адаптационного процесса.
  • Выражайте свою любовь к нему разными способами: целуйте, обнимайте и т.д.
  • Отсутствие мамы в детском саду надо максимально компенсировать вечером.
  • Придумывайте совместные игры.
  • Не бойтесь разговаривать с воспитателем: слушайте, расспрашивайте, советуйтесь. Также заблаговременно сообщите о всех значимых особенностях и привычках своего чада. Педагог и родитель должны стать соратниками, а не врагами.
  • Старайтесь сохранять собственное спокойствие. Эмоциональное состояние мамы передается и ребенку.
  • Постарайтесь начать подготовку к садику заранее:
    1. приучайте ребенка к режиму дня;
    2. попробуйте готовить пищу, как садике;
    3. рассказывайте про садик.
  • Приучайте малыша к самостоятельности. Основные навыки, которыми необходимо овладеть ребенку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение: самостоятельно есть, одеваться и ходить на горшок.

Что оказывает влияние на адаптацию ребенка

Адаптационный период у всех проходит индивидуально. Что же является залогом его успешности? Психологи говорят, что это возраст малыша, состояние его здоровья, развитие психологических качеств, социализация.

Возраст ребенка

Очень часто мамы, стремясь поскорее пойти на работу, ведут малыша в детсад раньше трех лет – в 1,5 – 2 года. Но редко такой шаг становится успешным. Маленький ребенок еще очень привязан к маме, он не хочет оставаться с чужими людьми. Это очень часто приводит к нервным срывам крохи, подрывает его доверие к миру.

Трехлетки уже имеют высокую степень самостоятельности, навыки общения с окружающими. Все это способствует более легкому привыканию по сравнению с детьми младшего возраста.

Состояние здоровья

Более сложно проходит адаптация у детей с хроническими заболеваниями, а также у часто болеющих детей. У них еще больше снижается иммунитет, повышается восприимчивость к разным инфекциям. Перед поступлением в дошкольное учреждение нужно обязательно пройти медосмотр, посоветоваться со специалистами.

Степень психологического развития

Еще один показатель, который влияет на привыкание – это степень развития познавательных способностей. Трудности могут испытывать как дети с задержкой психологического развития, так и дети одаренные, степень развития психологических процессов выше, чем у сверстников.

Для деток с ЗПР есть специальные коррекционные программы, которые помогают выровнять ситуацию к школьному возрасту. При систематических занятиях такие детки к уходу в школу ничем не отличаются от своих ребенок может испытывать проблемы в общении с ровесниками в силу своих высоких познавательных способностей. Ему бывает скучно, неинтересно.

Степень социализации

Когда ребенок пошел в сад, у него резко возрастает количество личностных контактов. Особых трудностей не испытывают те ребята, круг общения которых и прежде был широким, не ограничивался только членами семьи.

У тех малышей, которые редко контактировали с чужими людьми, наблюдаются сложности в социализации, налаживании взаимодействия с окружающими. Неумение общаться, решать конфликты внутри группы вызывает тревогу и стойкое отрицание.

Условия использования материалов, размещенных на Портале

Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Портал содержит материалы, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, включая, но не ограничиваясь, тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения.

При этом все содержание сайта охраняется законом как произведение науки, литературы и искусства, созданное коллективным творческим трудом в соответствии с положениями 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Владельцу принадлежат исключительные права на использование содержания Портала, которые были переданы ему на основании настоящего Пользовательского соглашения авторами произведений науки, литературы и искусства (в том числе, право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Портале, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в настоящем Соглашении и / или в содержании опубликованных на Портале материалов.

Использование любой информации с Портала в любых целях, кроме как в личных, без согласия Владельца не допускается.

Распространяется бесплатно.

Советы родителям

Ниже, перечислены полезные практические рекомендации по отдельным этапам адаптации ребенка к будущему поступлению в детский сад.

Развиваем самостоятельность

Перед поступлением в садик малыш обязан обладать хотя бы начальными навыками самообслуживания — речь не идёт о полноценной самостоятельности в столь юном возрасте. Рекомендуемый минимум включает в себя:

  • Умение проситься и ходить в туалет. Желательно приучить малыша хотя бы к горшку, а также вовремя сообщать о желании сходить по малой либо большой нужде. Для яслей и самой начальной группы ДОУ этого, как правило, достаточно;
  • Одевание и раздевание. Ребенок должен уметь снимать с себя одежду/обувь и надевать её. Начните осваивать этот навык с игровой форме, помогайте только в том случае, если чадо не может справиться с процессом длительные период времени, но не делайте все за него — хотя бы минимальное участие в мероприятии он должен принимать. Для облегчения данного процесса выбирайте наиболее простые вещи без массы пуговиц и застежек, свободно сидящие на малыше. В садик одевайте исключительно по погоде;
  • Употребление пищи. Ребенок должен уметь пользоваться вилкой, ложкой и тарелками — докармливание в садике не практикуется (если это не специализированные ясли для детей от 1 года). Старайтесь научить его аккуратности, а также максимально адаптируйте ежедневный рацион питания под стандартное меню ДОУ, чтобы ваш малыш не отказывался от незнакомой пищи;
  • Личная гигиена. Еще один обязательный пункт — умение мыть руки, ноги, обтираться, умываться. Основные правила личной самостоятельной гигиены нужно прививать с самого раннего детства, параллельно с прочими вышеозначенными мероприятиями. Показывайте на практике, как это делать правильно, используйте развивающие книжки или мультфильмы.
Советы родителям

Защищаем от инфекций в детском саду

Типичная проблема первого года нахождения в детском саду — это частые болезни малыша. Различные инфекции не позволяют ребенку постоянно присутствовать в группе, зачастую количество пропущенных по болезням дней может исчисляться неделями и даже месяцами.

Читайте также:  Аптечка для новорожденного список необходимого

Следует понимать, что данный процесс является естественным — ребенок контактирует с другими детьми, постоянно находясь в тесном контакте с одногруппниками. Иммунитет постепенно развивает защиту к большинству классических детских болезней. Как облегчить этот процесс и болеть меньше?

  • Правильный подбор одежды. Ребенок должен не переохлаждаться, но и не перегреваться как в группе, так и на улице во время прогулок. Одевайте его исключительно по погоде (ориентируясь на себя +1 дополнительный слой), а также текущему температурному режиму в самой группе — зачастую зимой в помещениях ДОУ топят очень сильно, а весной либо осенью наоборот довольно прохладно;
  • Сбалансированное питание. Малыш должен в достаточном количестве употреблять овощи, фрукты, мясо, рыбу и иные полезные продукты, чтобы гармонично развиваться физически и поддерживать иммунитет естественным поступлением необходимых витаминов и микроэлементов;
  • Закаливание. Регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание комнат и прочие мероприятия помогут терморегуляционным механизмам организма малыша работать правильно;
  • Своевременное обращение к врачу. Даже при незначительных признаках болезни следует незамедлительно обращаться к педиатру — правильное лечение снизит риски развития осложнений;
  • Дополнительные меры. В период массовых эпидемий можно давать ребенку специальные действие витаминно-минеральные комплексы, производить профилактическую поддержку противовирусными средствами, интерферонами.

Когда начинать подготовку ребенка к детскому садику

Уже к 2 годам ребенок приобретает некоторую независимость от мамы и других взрослых. Он интенсивно развивается и готов к тому, чтобы самостоятельно удовлетворить некоторые свои потребности. К этому времени дети начинают отказываться от помощи во время еды, умывания, делают попытки самостоятельно одеваться.

Учитывая, что маме придется выйти на работу сразу после того как ребенку исполнится 3 года, отдать его в детский сад лучше за 3-4 месяца до этого события. Поэтому подготовка должна начаться заранее, хотя бы с 2-х лет.

В это время родители, как правило, уже точно знают, отдадут ли они ребенка в детский сад. Поэтому подготовка малыша будет вестись систематически и планомерно. За счет этого разлука с мамой и необходимость выполнять требования дисциплины, установленные в группе, не станут для него стрессом.

Родителям нужно четко понимать, с какими проблемами столкнется «домашний» ребенок, впервые расстающийся с мамой и отправляющийся в детский садик:

  1. Он будет находиться среди незнакомых людей и рядом не будет никого из родных.
  2. Многое ему предстоит делать самостоятельно, хоть воспитатели и будут готовы прийти на помощь.
  3. Если дома малыш находился в центре внимания, в детском садике он окажется одним из многих.
  4. Расширяется круг общения, ребенок становится членом коллектива, и ему потребуется умение взаимодействовать с другими людьми.
  5. Незнакомая ранее женщина – воспитатель – становится тем человеком, которого нужно будет слушаться и чьи указания нужно будет исполнять.
  6. Теперь ребенку потребуется строго соблюдать режим дня: играть, заниматься, гулять, есть и спать по установленному для всех расписанию.

Каждая из перечисленных проблем – направление подготовки ребенка. Чтобы минимизировать неизбежный стресс, перед тем как отдать малыша в детский сад, ему нужно будет привить:

  • начальные понятия о дисциплине и режиме дня;
  • умение бесконфликтного общения с другими детьми;
  • навыки самообслуживания;
  • умение внятно рассказать о своих потребностях.