7 лучших методик раннего развития ребенка

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.

«За» и «против» раннего развития

Плох тот родитель, что не желает, чтобы его ребенок был самым умным. Но, заразившись идеей раннего развития, он забывает о чувстве меры. Услышав однажды о том, что «после 3 уже поздно», родитель в панике пытается наверстать упущенное, иногда забывая о здравом смысле.

Раннее развитие необходимо ребенку, так как формирует:

«За» и «против» раннего развития
  • мелкую моторику (развитие ловкости пальцев и кистей рук, что благотворно влияет на мышление,
  • координацию, ориентацию в пространстве, зрительную память и речь);
  • базовое представление о мире (через специальные карточки ребенок узнает об окружающем мире).

В то же время родителям стоит понимать, что ребенок — не экспериментальный проект, а живой человек, он должен быть не только умным, но и счастливым, и веселым, и здоровым. Необходимо стремиться к тому, чтобы раннее развитие стало лишь частью жизни, наряду с играми, общением и полноценным отдыхом. Так оно принесет максимальную пользу.

Воспитание по месяцам

Условно процесс воспитания малыша до года можно разделить на четыре этапа:

Воспитание до 3-х месяцев — первые и самые главные уроки

В этот период у малыша закладываются основные принципы любви к гигиене и чистоте, а также начинают развиваться первые навыки общения с другими людьми. Для мамы очень важно большое внимание уделять гигиене. Каждое утро должно начинаться со смены подгузника, причем делать это нужно с улыбкой.

Для того чтобы малыш научился издавать какие-либо звуки кроме плача, нужно как можно больше с ним разговаривать. Неважно о чем, главное – ребенок должен слышать речь, комментарии к каждому действию. Тон голоса при этом должен быть ласковым, приятным, таким образом, будет формироваться культура общения. Чтобы вырастить улыбчивого, радостного, оптимистичного ребенка, необходимо часто шутить, смеяться вместе с ним, рассказывать веселые стишки и петь песни. Кроме того, ребенка нужно регулярно переворачивать на животик, даже если ему это не нравится. Только так он сможет научиться держать головку и будет тренировать мышцы спины и шеи.

Воспитание с 3-х до 6-ти месяцев – учимся общению

В этот период у малыша обостряется сенсорное восприятие. В книгах психологи советуют уделять большое внимание познанию малышом окружающего мира. Оно включает в себя прослушивание большого количества песен, различных звуков, причем они должны быть разнообразными. Кроме того, нужно давать ребенку трогать разные материалы, обращая его внимание на разницу в ощущениях. Для того чтобы у ребенка остались положительные впечатления от развивающих игр, играть необходимо тогда, когда он бодр и сыт, в противном случае они принесут только вред. Начиная с трех месяцев, ребенок будет активно искать общения взрослых, и задача родителей – удовлетворять эту его естественную потребность.

Воспитание до 9-ти месяцев – больше игр!

В этот период ребенок становится очень активным, начинает ползать, пытается садиться и проявляет первую самостоятельность. В этом возрасте нужно начинать приучать ребенка к горшку, сажая его после обеда и перед сном.

В 7 месяцев можно начинать учить ребенка мыть руки перед едой, подводя его перед едой к умывальнику и предоставляя возможность поиграть со струей воды. Со временем такая практика сформирует у малыша привычку к чистоплотности. Кроме того, необходимо, чтобы малыш всегда был одет в чистую одежду. Если он запачкался, то его нужно переодеть, при этом объясняя, зачем это делается.

С 8-ми месяцев надо начинать учить ребенка показывать глазки, ушки, носик. Сначала он будет делать это с игрушками, а затем переключится на себя. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка или кричать на него, не объясняя причин. То есть, если малыш ударил маму игрушкой по лицу, то нужно взять его ладошки и серьезным, спокойным тоном сказать, что так нельзя делать, потому что маме больно. Пояснения необходимы, чтобы ребенок реагировал на запретные слова, учился вести себя правильно и в целом, именно они являются ключевыми моментами того, как воспитывать ребенка до года по месяцам. Для развития общей физической формы нужно отказаться от ползунков, так как они стесняют движения. А чтобы развить мелкую моторику нужно начать играть с малышом в ладушки, учить его сжимать и разжимать кулачки и т.п.

Читайте также:  7 способов учить английский всей семьей (даже с малышами)

Как воспитывать ребенка до 1 года

С 9-го месяца нужно начинать учить ребенка ходить. Сначала держа его за обе ручки и поощряя всякое его желание самостоятельно встать. Со временем ребенок начнет чувствовать себя более уверенно, и помощь взрослых ему не понадобится. Очень полезно в этом возрасте устраивать ребенку кукольные представления. Они развивают память и воображение, а также тренируют внимание и усидчивость. Немаловажно также давать ребенку как можно больше игрушек разных текстур и форм для того, чтобы он мог с ними играть. Например, можно научить его строить башни из кубиков, собирать матрешки, крутить юлу и т.п. После 10-ти месяцев надо начинать учить ребенка вежливости и уважительному отношению к другим людям. Так, если малыш делает больно или обижает других детей, или даже взрослых, нужно сразу же пресекать такое поведение, разъясняя, что так делать нельзя, что другому человеку больно и неприятно, что хорошие дети себя так не ведут.

И самое главное, задаваясь вопросом, как воспитывать ребенка возрастом до года, родители должны помнить, что главным примером поведения являются они сами, а потому должны быть более требовательны и внимательны в первую очередь к самим себе.

В чем разница в развитии мальчиков и девочек?

Кроме того, что дети в своем развитии отличаются друг от друга из-за генетических особенностей, важную роль в этом играет еще и половой признак. Врачи утверждают, что мальчики медленнее девочек развиваются и физиологически, и когнитивно. Мы перечислим для вас основные отличия развития по месяцам ребенка-мальчика от девочки:

  • мальчики рождаются обычно с большим весом и ростом, в отличие от девочек (достаточно спорное утверждение, из-за которого педиатры и неонатологи постоянно дискутируют);
  • мальчики начинают на 3 месяца позже ходить, чем девочки;
  • девочки на 4 месяца раньше мальчиков начинают разговаривать;
  • острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но у девочек слух более чувствительный;
  • кожная чувствительность девочек намного сильнее, чем у мальчиков;
  • у девочек более развито ближнее зрение, а у мальчиков дальнее;
  • мальчикам для развития нужно намного больше пространства, чем девочкам.

Опять же хотим особо подчеркнуть, что вышеприведенные данные – это всего лишь статистика. Ваш ребенок никому и ничем не обязан, поэтому не стоит беспокоиться, если ваша девочка, развивается в какой-то месяц не так, как должна. То же самое касается и мальчиков. Ребенок сам знает, когда и что ему нужно.

Развитие нервной системы и психики

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

Возраст Навыки
1 месяц При обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к».
2 месяц Чаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит.
3 месяц Реагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление.
4 месяц Начинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе.
5 месяц Различает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию.
6 месяц Наблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи.
7 месяц Новые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык.
8 месяц Контактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет.
9 месяц Проявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию.
10 месяц Выражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы.
11 месяц Останавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими».
12 месяц Учится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

Социальное развитие и эмоции

  • информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.

  • В два месяца появляется первая улыбка. Хорошо фокусирует взгляд.
  • В три месяца малыш может ответить вам улыбкой или радостным возгласом на эмоциональное обращение к нему.
  • Четырехмесячный карапуз громко и заливисто смеется, общаясь с близкими.
  • На пятом месяце ребенок может начать проявлять интерес к другим деткам, порадоваться их появлению.
  • В полгода карапуз может дать вам понять, что хочет на ручки.
  • Семимесячный малыш проявляет интерес к незнакомым людям, хоть и относится к ним с опаской и страхом. Постоянно требует к себе внимания, особенно от мамы.
  • В восемь месяцев ребенок с интересом наблюдает за детками, общается с ними.
  • Девятимесячный карапуз постоянно копирует поведение взрослых и других малышей. Гораздо меньше боится незнакомцев.
  • Малыш в десять месяцев заинтересованно играет с детьми, четко проявляет свои эмоции – радость, страх, недовольство.
  • В одиннадцать месяцев кроха радуется приходу детей, машет им ручкой, играет с ними.
  • Годовалый карапуз может обнимать, если его попросить, любит и может правильно исполнять легкие поручения, радуется похвале.

Методика профессора Лазарева

Главный принцип: ни дня без сюрприза С какого возраста применяют: с рождения В чем суть: современный метод, разработанный профессором Михаилом Лазаревым — доктором медицинских наук и музыкантом. Лазарев доказал, что если правильно сочетать обучение и музыку, то ребенок будет гораздо быстрее осваивать любую информацию.  Для того чтобы занятия по методике Лазарева нравились не только мамам и папам, но и малышам, была разработана серия специальных развивающих наборов Bimbasket.

Развивающий набор Bimbasket – это коробка с симпатичными игрушками и обучающими материалами, а также специальными карточками, для того чтобы родители могли самостоятельно заниматься с малышом. Особое преимущество заключается в том, что все наборы составлены индивидуально, в зависимости от возраста ребенка. Любой родитель может заказать такой набор и развивать малыша самостоятельно, не тратя время и деньги на походы по центрам раннего развития. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут в день, поэтому карапуз попросту не успеет заскучать или, тем более, устать. Когда один набор будет полностью освоен, можно заказать следующий.

месяцев: первые зубки

Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается  встать на ножки, держась за прутья кроватки.

Могу укусить

месяцев: первые зубки

Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы быстрее ребёнок научился ползать, необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.

У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.

Закаливание, питание и активный образ жизни

Особое место в постулатах методики Евгения Олеговича Комаровского занимает закаливание. Конечно, он не призывает бросать младенца в прорубь, а рекомендует постепенно приучать малыша к прохладной воде. Доктор считает, что закаливание исходит от природных механизмов, поэтому нужно создать условия для развития тех самых адаптационных способностей, которые помогут в развитии ребенка в целом.

Одним словом – попытайтесь приблизить образ жизни малыша к естественным условиям и сделайте его активным. Выезжайте на природу, прогуливайтесь в прохладную погоду, делайте контрастный душ, и тогда малыш вырастет здоровым, утверждает доктор

Как пользоваться таблицами норм для оценки физического развития детей до года и дошкольников?

Особенности составления таблиц ВОЗ, выпущенных в 2006 г.:

  • Изначально мониторинг производился в разных странах и клиниках мира. На основании таких глобальных исследований были выведены численные показатели нормального развития каждого ребенка независимо от места проживания.
  • Принципиальным отличием новой системы оценки физического развития от устаревшей является такой важный показатель, как грудное вскармливание. Именно такая пища считается нормой для младенцев. Предыдущие «справочные» показатели были завышенными, так как были ориентированы на вскармливаемых детскими смесями младенцев. Новые нормы ВОЗ применимы в любом регионе, независимо от расы и национальных особенностей медицины той или иной страны.
  • В течение пяти лет ученые и медики, диетологи и иммунологи, нутриционисты и защитники прав детей проводили исследования, а полученные в итоге графики, таблицы стали прорывом в системе детского здравоохранения.

Как использовать таблицы ВОЗ для оценки развития ребенка?

Таблицы ВОЗ (используемые русскими врачами) разбиты на колонки. В каждой прописаны числовые показатели, по которым определяется насколько развитие ребенка находится в общепризнанной норме. Чтобы оценить правильно ли развивается ребенок, нужно в таблице ВОЗ найти в первой колонке значение, соответствующее возрасту ребенка или близкое к нему, и затем в этой же строке в других колонках найти показатель близкий к значению величины, измеренного у ребенка параметра тела.

  • Нормальными считаются показатели в средней колонке и в прилегающих к ней колонках со значениями выше и ниже среднего. Если измерения, сделанные родителями, идентичны показателям в средних колонках, беспокоится не о чем.
  • Насторожить и побудить обратиться в педиатру родителей должны показатели физического развития ребенка, находящиеся в крайних колонках таблицы с низкими/очень низкими/высокими/очень высокими значениями.

Как пользоваться отечественной центильной таблицей для оценки окружности груди у детей?

Центильная график-таблица элементарна в использовании и доступна для понимания обычным среднестатистическим родителям. Поскольку центили (или иначе проценты) указаны в средних значениях, то не стоит паниковать, если данные ребенка находятся в пределах двух средних колонок. Ниже рассмотрим метод оценки развития ребенка по центильной таблице с нормами окружности груди.

  • Чтобы определить нормально ли развивается ребенок по размеру грудной клетки, в левой крайней колонке таблицы найдите возраст, соответствующий возрасту малыша. Если возраст младенца 3 месяца и 6 дней, то ищем показатель нормы для трехмесячного младенца. Если реальный возраст малыша 3 месяца и 20 дней, то соответствующие показатели ищем в строке «4 месяца».
  • Верхняя строка градуирована по центилям (процентам) – 3, 10, 25, 75, 90, 97. Измерив окружность груди, сверьте полученные данные со средне-нормальным показателем в соответствующей строке.
  • Если величина окружности груди ребенка попадает между 25 и 75 центилями, то это прекрасно, нет поводов для беспокойства.
  • Если величина окружности груди ребенка соответствует значению в колонке 10 или 90, то это свидетельствует о возможном намечающемся дисбалансе в развитии.
  • Если величина окружности груди ребенка соответствует значениям в колонке с 3 или 97 центилями, то это повод проконсультироваться с педиатром или невропатологом.

Важным фактором считается соответствие показателей всех таблиц между собой. Например, у субтильного мелкого ребенка даже показатель в 3 центиля может указывать только на его астеничное сложение, а не на развитие патологий в организме. Обязательно проверяйте соответствие роста возрасту, массы тела росту или объемов головы и груди возрасту.

Второй квартал

К четырёхмесячному возрасту у малыша уже прекрасно развиты мышцы шеи и он может самостоятельно осматривать окружающие его предметы. Поле его зрения существенно расширяется и он может видеть не только общую картину, но и отдельные предметы. Мышцы у крохи тоже стали довольно крепкими и он может не только хватать игрушку, но и пытаться переложить из одной руки в другую.

Второй квартал
Второй квартал
Второй квартал

В этом возрасте у ребенка развивается умение переворачиваться с бока на спину, а также он может подолгу держать голову на весу, высоко поднимая подбородок. Движения ручек уже скоординированы и он старается захватить игрушку, подвешенную над ним.

Второй квартал
Второй квартал
Второй квартал

К концу периода кроха может различать привычные предметы и лица. Он начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Успешно имитирует некоторые звуки, начинает подолгу гулить и отличать маму от других членов семьи. Реагирует на посторонних взрослых настораживанием, но после оживляется и начинает играть.

Второй квартал
Второй квартал
Второй квартал

Согласно таблице развития малыша, в 4 месяца кроха должен:

Второй квартал
Второй квартал
Второй квартал
  • пытаться сесть;
  • лежа на животе пытаться ползти;
  • придерживать бутылочку руками;
  • фиксировать глаза на движущемся объекте;
  • любопытно смотреть на свое отражение в зеркале.
Второй квартал
Второй квартал
Второй квартал

Рост малыша увеличивается на 2−3 см. В весе он прибавляет за месяц еще 700 грамм.

Второй квартал