5 методов, как приучить ребёнка к порядку

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Вспомним традиции предков

На Руси всегда было принято с малолетства вовлекать детей в трудовую деятельность. И немудрено: ребенок и ползать начинал по полю, и первые шаги делал, держась за печку. А уж когда прочно вставал на ножки, тут и еще младенец в доме появлялся. Детям приходилось рано обслуживать себя и помогать взрослым, и, естественно, они рано становилигь самостоятельными. В наше время считается, что детям нужно оставить детство, потому что наработаться они еще успеют. На самом же деле малыши очень любят осваивать новые для себя виды деятельности и им не так уж важно, игра ли это в кубики, рисование или уборка квартиры. Они все делают одинаково увлеченно, и лучше воспользоваться этим их замечательным качеством до того, как оно отойдет на второй план, уступив место различным занятиям (вроде необходимой подготовки к школе или практически уже неизбежным иностранному языку или бассейну).

Нужно поощрять желание наших малышей обрести независимость в своих мыслях и поступках. Но многое начинается с отработки ежедневных практических навыков (умения одеться, умыться или собрать игрушки).

Самостоятельность и дошкольный возраст

Часто родители задумываются о самостоятельности своего малыша только ближе к школе. Но, суть в том, что «вдруг» ребенок самостоятельным не станет. Это планомерный регулярный процесс должен вырабатываться с младенчества. И чем раньше начнете этот процесс, тем лучше. Чем раньше вы позволите крохе быть самостоятельным, тем быстрее сделаете его жизнь более комфортной. Но вначале хотелось бы выяснить что же такое самостоятельность. И ответ на это вопрос будет разнообразен.

Все зависит от возраста малыша. Самостоятельность — это определенное качество личности, заключающееся в проявлении инициативности. Оно включает в себя умение принимать решения, осознание ответственности за свои действия. Что касаемо детей – это умение самому принимать решение, выполнять простые правила по самообслуживанию. И один из важных навыков в таком воспитании — уметь занимать себя без посторонней помощи. Сразу порекомендую полезное издание для чтения «Как воспитывать в детях ответственность. А также самостоятельность и другие важные качества».

Самостоятельность и дошкольный возраст

Дошкольный возраст еще хорош и тем, что детки в этот период как губка. Вся информация, которая на данный момент поступает к ним остается, как ни громко сказано, на всю жизнь. В том числе это влияет и на их будущую взрослую жизнь. Поэтому, дорогие родители и воспитатели, будем внимательней к нашим деткам. Самостоятельность ребенка начинается с самого простого. Если кроха пожелал сам взять ложку и кушать-позвольте ему.

Малыш захотел сам одеться – дайте ему возможность. Или захотел выбрать сам одежду в садик – разрешите. Вот как раз эти моменты и начинают воспитывать в маленьком человечке самостоятельность. Несомненно, когда вы это будете делать за малыша это все будет быстрее и аккуратнее. Здесь нужно набраться терпения. Вы же любите кроху, тогда достаточно будет у вас времени подождать. А это время очень драгоценно будет для малыша. Порекомендую познакомиться с этой книгой «Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!».

В чем польза такой помощи

1. Ребенок научится справляться с неудачами

Детское мировоззрение во многом зависит от родителей. В наших силах повлиять на то, как ребенок будет относиться к своим победам и поражениям. Уборка и готовка не всегда обходятся без маленьких неприятностей. Разбитая тарелка, упавший цветок, рассыпанный порошок — это случалось с каждым. Бытовые казусы научат детей принимать решения в сложных ситуациях и выносить правильный опыт из неудач. Важность развития бытовых навыков отмечают 60% родителей в России.

Читайте также:  Как ухаживать за новорожденным в роддоме, полезные советы

2. Ребенок научится быть более ответственным

Забота о доме учит нас следить не только за чистотой квартиры. Ребенок понимает, что от него зависит многое: полит ли жасмин, покормлены ли рыбки. Более 70% родителей согласны с необходимостью воспитания ответственности в детях. Ребенок видит: помыл посуду — ест из чистой тарелки, убрал машинки по местам — может привести друзей в чистую комнату. В этот момент он начинает понимать: у поступков есть последствия.

3. Ребенок станет более уверенным

Заниженная самооценка мешает полноценному развитию личности. Чувство собственной значимости — главное «лекарство» от этой «болезни». Выполняя работу по дому, ребенок видит, как родители радуются его успехам. Он понимает, что все старания не напрасны.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Всему своё время

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

С четырёх до шести лет

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Всему своё время

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.

Фундамент успешного воспитания

Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:

  • между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
  • вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
  • откликались на его потребности;
  • не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
  • дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
  • постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)
Фундамент успешного воспитания

Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка в 1 месяц: особенности режима дня и ухода

Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.

Помощь ребенка по дому: зачем

Домашние обязанности чрезвычайно важны и помогают развить ценные личностные качества. Опыт показывает, что такие дети лучше учатся и хорошо налаживают контакт с окружающими. Дети, воспитанные в труде, приобретают:

  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • целеустремленность;
  • волевые качества;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • доброту, отзывчивость, чуткость.

Все эти качества нужны в дальнейшей жизни, и с ними легче создать счастливую семью и добиться высот в карьере.

Помощь ребенка по дому: зачем

Недостаточность трудового воспитания оборачивается задержкой развития личности ребенка.

Ограждение от домашних обязанностей делает детей потребителями, которые думают только о себе. Во взрослом состоянии такой человек будет страдать сам и принесет огорчения окружающим людям.

5 действенных способов, как привить чувство порядка к детям любых возрастов

Первый метод

Основан на определённых задачах, которые мама или папа должны поставить перед ребёнком. Причём, важно, чтобы перечень задач соответствовал возрасту малыша:

  • 2 года — выполняйте большую часть домашних дел вместе с ребёнком. Здесь важно, акцентировать внимание на том, что вы делаете. Для этого просто говорите, чем занимаетесь на данный момент (заправляете кровать, собираете игрушки и т.д.) и для чего это необходимо;
  • 3 года — начинайте поручать дела.

    Речь идёт о самых простых и безопасных задачах. В этом возрасте дитя способно что-то собрать (игрушки), выбросить что-либо в урну и т.д. Хорошо влияет на развитие положительных качеств такое задание, как полив цветочков;

  • 4 года — можно приучать к уборке: убрать грязь (вытереть), собрать самостоятельно разбросанные игрушки. 4-летний кроха, хоть и кажется маленьким, но уже в состоянии заправлять кровать, главное, время и практика. Чем больше и чаще он будет это делать, тем быстрее станет получаться;
  • 5 лет — возраст, когда можно смело давать ребёнку следующие задания: собирать свои вещи, раскладывать их по местам, что-то полоскать или мыть, выносить мусор.

Если вам сложно наблюдать за тем, как ребёнок неумело и совсем неправильно выполняет порученные дела, то наберитесь терпения и помогите ему сделать это. От родителя требуется урок. То есть вы должны научить. С каждым разом у малыша будет получаться всё лучше и лучше.

Учитывайте, что 1 метод будет работать только в том случае, если вы чётко дадите понять ребёнку о наличии у него определённых обязанностей. Постарайтесь объяснить малышу, что это делать необходимо всегда, а не только тогда, когда есть желание.

СОВЕТ: можно использовать словосочетание «такое правило».

К примеру, если вы видите, что ребёнок ушёл, не убрав за собой посуду, говорите: «нужно убрать стакан! Такое правило».

Если регулярно напоминать в таком контексте, данное словосочетание станет хорошим сигналом к действию. По крайней мере вам уже не нужно будет заставлять его что-то делать.

Второе

Нужно заранее договориться с ребёнком о том, за какое время он сделает то, что должен. Просите назвать конкретное время (сегодня вечером, либо завтра утром). А не «Сейчас» и не «потом».

Третье

Выясните заранее, что именно будет делать ребёнок. В том случае, если детей несколько, важно распределить обязанности сразу. Это позволит снизить риск ссор между братьями и сёстрами, а также исключить необходимость вашего участия в этом в последующем.

Отличным дополнением ко всему будет приучение каждого к тому, чтобы они отвечали за часть плана. Это поможет добиться выполнения поручений полностью;

Четвёртое

Поощрения за уборку должны быть, потому что так вы ещё больше будете стимулировать желание сына или дочери, независимо от возраста делать что-то полезное. Особенно это касается тех случаев, когда уже взрослый ребёнок (около 10 лет) выполняет часть взрослых дел;

Пятое

Последний метод основан на напоминаниях. Это предстоит делать каждому родителю, который хочет воспитать чистоплотного человека. И, учитывайте то, что все дети индивидуальны. Кому-то надо будет напомнить 10 раз, а кому-то и 100 будет мало. Никто не знает, сколько предстоит потратить сил и терпения.

Напоследок стоит сказать, а может и напомнить некоторым, о том, что нельзя ругать детей за беспорядок. Особенно до 7 лет. Дети такого возраста просто не готовы психологически выполнять самостоятельно всё то, что могут делать взрослые.

Читайте также:  Как вылечит температуру при грудном вскармливании

Вместо возмущений говорите так: «Мне хотелось бы видеть порядок в твоей комнате», или что-то в таком духе. Ваши слова будут вполне понятными для детских ушей.

Психологи утверждают, что у каждого ребёнка есть феномен. Заключается он в наличии внутреннего слуха. И в большинстве случаев, если часто говорить простые фразы, а именно комментировать всё, что вы видите (я вижу — валяется твоя футболка на полу, я вижу — повсюду раскиданы игрушки, хотелось бы видеть порядок), то ребёнок рано или поздно уловит посыл. Но, к этому способны только дети после 5 лет. Об этом нужно помнить.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Один дома

Если ты-таки оставила ребенка дома, знай, что около телефона должен висеть список «нужных» номеров, в том числе родителей и соседей. Расскажи, что он может поесть в твое отсутствие и как это сделать. Предупреди, когда ты будешь дома, причем в доступной для него форме.

Дай задание малышу, пока мамы нет дома: пусть читает книжку, рисует картинку…

Кстати, следует объяснить малышу также и то, чего делать нельзя. В этот список входит: нельзя никому открывать дверь, сообщать кому-то, что родителей нет дома, выходить на балкон, включать, а тем более играть с электрическими приборами.

Анна Быкова: ленивая мама или самостоятельный ребенок?

Практическую важность вопроса самостоятельности детей в своей книге описала Анна Быкова

Наиболее наглядно проблему самостоятельности детей описала Анна Быкова — психолог и терапевт, а также мама двоих детей.

Прочитав книгу, вы поймёте, что «лпнивая мама» — это не безразличная и равнодушная к детям мама, а человек, который стремится создать своим детям условия для воспитания в них самостоятельности.

Прочитав книгу можно выделить 12 советов, как воспитать в ребенке самостоятельность:

  1. Никогда не упрекайте ребенка в стремлении сделать что-то самостоятельно, даже если это делается неправильно. Вы всегда можете обсудить верное решение вопроса. Запомните, ошибки — это тоже метод обучения.
  2. Необходимо всегда предоставлять ребенку право выбора.
  3. Никогда не решайте все за своих детей. Все важные решения должны приниматься самостоятельно. Вы можете только подтолкнуть ребенка к верному решению.
  4. Создайте ребенку распорядок дня, четко разграничивая время развития и отдыха.
  5. Создайте ребенку условия для проявления самостоятельности: переложите столовые приборы и одежду ребенка на нижние полки. Так он сможет сам себя обслуживать. Попросите его самостоятельно класть грязную одежду в стирку и самому одеваться.
  6. Попросите ребенка убирать после себя грязную посуду в мойку, после приема пищи.
  7. Старайтесь создавать ситуации в которых ребенок может проявить настойчивость, защищая свое мнение.
  8. Поручайте ребенку выполнить определенные задачи, которые под силу в его возрасте.
  9. Не спешите к нему на помощь, если знаете, что с этой проблемой он может справиться самостоятельно. Подождите и если решение не придет к ребенку, помогите советом.
  10. Любите себя и свои увлечения, найдите время для себя, в которое ваш ребенок должен занять себя сам. Жизнь родителей не должна останавливаться с появлением в семье ребенка.
  11. Запомните, если родитель считает, что он знает все желания своего чада, сам ребенок ещё долгое время не научится понимать свои потребности, и тем более просить о помощи.
  12. Не спешите делать все самостоятельно, оставьте ребенку пространство для развития. И вы приятно удивитесь узнав, что ребенок может вполне самостоятельно позавтракать, сделать уроки, собрать портфель, включить мультики, помочь по хозяйству и даже сделать вам чай.

Гиперопека может привести к тому, что ребенок вырастет, но так и не повзрослеет.

Основной причиной стремления ребенка к самостоятельности — это не желание родителей ее воспитать, а внутренняя мотивация. Главное — заметить стремление вовремя и подтолкнуть малыша к правильным решениям

В этот период важно не перебить желание ребенка своим стремлением помочь. Поощряйте его стремления, хвалите за достижения и имейте терпение и мудрость прощать маленькие ошибки

И запомните: несамостоятельность вашего ребенка — это последствие вашей гиперопеки.

О том, как воспитать самостоятельного ребенка рассказывает Наталия Холоденко: