4-й месяц жизни: особенности развития малыша

     Развитие ребенка на 4-м месяце жизни проходит очень заметно, ведь это еще одна, совершенно новая ступень в его развитии. Теперь он начинает меняться не только в характере, но еще и внешне. Он становится все более пропорциональным. Каждый день малыш узнает что-то новое, приобретает для себя какие-то определенные привычки. Для нас они не имеют большого значения, а вот для ребенка это очень важно. Ведь он только начинает жить.

Еще почитать

Физическое развитие ребенка на месяце

     Как только малыш наступает на этот новый период в развитии, то вы заметите, что в весе он не будет много набирать, как было до этого. В рост он будет давать все так же, примерно по 2 сантиметра за месяц. Это будет продолжаться на протяжении всего первого года жизни. Ножки тоже потихоньку начинают становиться все крепче, ведь уже через какие-то пять месяц ребеночек уже будет пытаться на них вставать. Развитие ребенка на 4-м месяце жизни в основном обозначается тем, что у него начинают сильно расти волосы и ногти. Причем если волосы – это дело чисто индивидуальное, то с ногтями дело обстоит совершенно иначе. Обязательно следите за их ростом и постоянно подстригайте. Ведь в обратном случае малыш случайно может пораниться

Развитие ребенка на четвертом месяце жизни

Развитие ребенка на четвертом месяце жизни идет своим чередом. Четвертый месяц – это время большого прогресса. Ребенок начинает хорошо держать головку, а когда находится на животике, то поднимает ее. Ребенок умеет сидеть, если подпереть подушками, а также переворачиваться с боку на спину и со спины на бок.

Ножки ребенка становятся все сильнее. Ребенок умеет уже их выпрямлять, пытается ими отталкиваться, часто тянется рукой к предмету, часто ему удается захватить его. Смотрит на него с любопытством, играет с ним и, наконец, кладет себе в рот.

Когда вы держите его вертикально на руках, вам уже не нужно поддерживать ему головку. Если вы используете шарфы для ношения детей, пришло время изменить положение на более вертикальное.

Четырехмесячный малыш требует еды, в среднем, каждые 3-4 часа, но, он может продержаться и немного дольше. Ночью спит до 7 часов без перерыва, а днем спит 3 раза, в определенное время.

Советы для родителей:

Часто кладите ребенка на животик, например, положив перед ним игрушку. Позовите ребенка по имени из различных мест в комнате и ждите его реакцию. В поисках источника звука, ребенок будет развивать органы чувств, слуха и зрения. Играйте в «велосипед». Двигайте ножками ребенка, как будто он едет на велосипеде – это обеспечивает хорошую моторную координацию, необходимую в дальнейшем для учебы ходить. Для купания используйте плавающие игрушки.

Ребенок на четвертом месяце жизни все больше и больше интересуется окружающим миром. В парке его внимание привлекают разноцветные листья, в саду цветы, на улице громкие автомобили. Мышцы ребенка еще не готовы для того чтобы сидеть. Для того чтобы улучшить видимость маленькому пассажиру, достаточно подложить ему под спину небольшую подушку.

Ребенок четко распознает «своих» и «чужих». Он уже различает знакомый голос, знакомое лицо. На вид незнакомого лица часто реагирует нежеланием и даже страхом. Дома в окружении родных и близких чувствует себя уверенно и безопасно. Часто улыбается, а иногда громко смеется.

Ребенок очень любит, когда мама поет и танцует с ним на руках. Родные могут развлекать так, что ребенок будет пищать от восторга. Мама может говорить ребенку все что захочет, потому что такого хорошего слушателя еще нужно поискать. Ребенок будет внимательно слушать все, что ему рассказывают – это действительно уникальная особенность.

Советы для родителей:

Старайтесь не оставлять ребенка одного, когда он не спит; дети в этом возрасте очень общительны и не любят оставаться одни, а любят общество других детей, поэтому попросите поиграть с ним старшего братика или сестричку. Всегда отвечайте на плач малыша. Ребенок должен чувствовать, что о нем заботятся. Плачь в этот период – это единственный способ общения ребенка с миром.

Четырехмесячный ребенок поворачивает голову, чтобы взглянуть на человека, который его зовет. Отвечает улыбкой на улыбку. Ребенок в этот период очень голосистый. А уже в конце четвертого месяца от ребенка можно услышать новые звуки. Ребенок начинает учиться играть. Трогает, ощупывает, захватывает подвешенные над кроваткой игрушки.

Четырехмесячный ребенок все кладет себе в рот. Облизывать и сосать – это для него один из основных способов познания действительности. Пробует буквально на вкус окружающий его мир. Ребенок в этот период может распознавать характерные запахи, например, своих игрушек, косметики, хорошо помнит, тоже запах молока мамы.

Ваш ребенок может смотреть в стороны, вверх, вниз. Примерно в четыре месяца у детей появляются первые признаки сознания, что вещи существуют, даже если они исчезнут из поля зрения. Скоро ваш ребенок начнет искать такие «скрытые» сокровища.

Советы для родителей:

Позвольте ребенку познавать новые запахи, например, дайте ему ощутить запах лимона или банана произносите название этих фруктов, и смотрите на реакцию ребенка. Запишите, издаваемые ребенком звуки и включайте их иногда, наблюдая за тем, с каким вниманием он прислушивается к собственному голосу. Позвольте вашему ребенку играть перед зеркалом и наслаждаться своим отражением. Разговаривайте с ребенком, используя простые предложения и ждите «ответа». Носите ребенка на руках, пойте песни – это один из лучших способов развивать ум ребенка.

Ребенок на четвертом месяце жизни может часто ныть и плакать, на это есть свои причины. Так же он имеет, большую потребность в движении, поэтому просто лежать уже не хочет. Если это является причиной, старайтесь разнообразить позы малыша. Другой причиной может быть прорезывание зубов – в этом случае у малыша текут слюни, и он постоянно засовывает ручки в рот.

Занятия с ребенком месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Мифы из интернет-форумов о воспитании четырехмесячной девочки

Существует такое понятие как родительская гиперактивность, которая считается еще более опасным явлением, чем гиперопека над ребенком. Выражается оно в том, что некоторым родителям не терпится добиться новых успехов в физическом развитии малыша, в результате чего они прибегают к различным приемам для стимуляции, чреватым серьезными последствиями.

Смотрите также: Пальчиковая гимнастика для ребенка — полезные упражнения для разного возраста

В таком возрасте можно начинать высаживать

Ни в каком. Ребенок должен сам выработать этот навык, поднимая корпус из горизонтального положения в вертикальное, а со временем и начиная удерживать его в таком положении в течение длительного времени.

Необходимо приучать к ходункам

Ходунки довольно опасная вещь, если начать их использовать раньше положенного времени. И обычно применение этого вспомогательного тренажера становится актуальным не раньше того момента, когда малыш научится стоять на своих двоих.

Мифы из интернет-форумов о воспитании четырехмесячной девочки

В 4 месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает

Можно пользоваться прыгунками

Прыгунки показаны к применению не раньше 12 месяца жизни, поэтому родителям 4-месячного ребенка стоит отложить это развлечение на более поздний период.

Смотрите также: Как выбрать игрушки для детей до года — таблица по месяцам

Уже следует пересадить малышку в прогулочную коляску

Прогулочные коляски подходят для детей, которые могут самостоятельно сидеть, поэтому лучше не прибегать к подобным экспериментам раньше 5-6 месяцев.

Каким видит мир ребенок в месяца?

В течение первых трех месяцев ребенку трудно удается различать цветовые оттенки. Именно поэтому ваш малыш тогда предпочитал яркие цветные или контрастные черно-белые объекты. Теперь, к четвертому месяцу, зрение вашего малыша достигло примерно половины нормы.

Дети в возрасте 4 месяцев уже могут видеть предметы более тонких оттенков, например, они способны разглядеть красную пуговицу на красной рубашке. Они также уже способны обозревать пространство комнаты, хотя все еще предпочитают смотреть на людей и предметы, расположенные близко от них.

Глаза вашего ребенка могут фокусироваться и следить за движущимися объектами. Если вы заметили, что ребенок косит глазами или не реагирует на вас, когда вы проходите мимо, не мешкая покажите его врачу.

К четвертому месяцу вы, скорее всего, заметите, что у вашего крохи радужка глаз поменяла свой цвет — пока что на это не стоит обращать особого внимания. Это совершенно нормальное явление! Цвет глаз у младенцев может время от времени кардинально менять свой оттенок, и только к 7-8 месяцам он окончательно определится.

Но не ждите серьезных перемен! Конечно, такого не произойдет: сегодня у «ляли» глаза ясно-голубые, а завтра — иссиня-черные. Однако в пределах схожей палитры цвет действительно может варьироваться достаточно сильно: от серых оттенков — к голубым и зеленым, от карих — к зеленым или темно-коричневым… И только в 7-8 месяцев цвет глаз у ребенка окончательно установится и меняться уже не будет.

Развитие малыша на втором месяце: умения и навыки грудничка

Малыш растет на радость маме и папе, теперь он уже не новорожденный, а грудничок. Второй месяц – это время активного психического развития ребенка.

Малыш внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой, в это время устанавливается телесный контакт.

Сегодня мы поговорим об особенностях его развития на втором месяце его жизни вне вашего животика – физиологических, физических и психологических, а также, расскажем вам о том, какой должна быть прибавка в весе и росте вашего малыша.

Физиологические особенности грудничка на втором месяце жизни

Вес малыша на 2 месяце жизни составляет около 4,9-5,2 кг., а рост 57 — 58 см

Развитие малыша на втором месяце: умения и навыки грудничка

Новорожденный в 2 месяца уже начинает поднимать головку, если его положить на животик, и грудь, упираясь на ручки. Так укрепляются его мышцы.

К этому времени исчезает рефлекс ползания, ручки свободны в движении.

А вот ножки еще сжаты и согнуты в коленках (повышенный тонус), это говорит о наличии симптома Кернига (невозможность разгибания суставов нижних конечностей в то время, когда они согнуты в тазобедренном).

Слух. В 2 месяца ребенок уже способен узнавать и реагировать соответствующим образом на знакомые звуки: речь родителей, погремушку, музыкальную няню.

Малыш вертит головкой, пытаясь понять, с какой стороны звук доносится. Развиваются глазные мышцы крохи, его взгляд становится сфокусированным.

Он начинает различать формы, цвета, активно интересуется движущимися яркими предметами.

Зрение. Но внимательнее всего рассматривается им человеческое лицо. Лица родных становятся такими близкими, узнаваемыми. Дальность зрения малыша в 2 месяца составляет 40-50 см.

Игрушки, подвешенные на этом расстоянии, попадают в его зрительное поле, и он уже будет пытаться схватить их ручкой.

Но окончательно сформируется координация «глаз-рука» чуть позже, в течение 3-го месяца жизни.

Развитие малыша на втором месяце: умения и навыки грудничка

Также формируется координация работы рук и зрения – когда ребенок видит какой-либо предмет, он не только смотрит на него, но и тянет к нему свои ручки. Он начинает следить за яркими движущимися предметами. Если во время кормления ему показать яркую игрушку, он переключит свое внимание на нее и перестать сосать грудь.

Другими важными физиологическими особенностями развития грудничка в два месяца являются:

  • пищеварительная система уже практически налажена, за счет чего ребенка реже начинают беспокоить колики, вздутия и спазмы живота;
  • повышается иммунная система – организм малыша, столкнувшись с «незнакомыми» инфекциями, начинает активно вырабатывать специфические антитела;
  • центральная нервная система развита не до конца, поэтому в этом возрасте малыши склонны к генерализации болезненных процессов, которые могут протекать судорогами, менингоэнцефалитом или менингитом;
  • температура тела превышает температуру взрослого человека на 0,3 – 0,4 С;
  • снижается тонус рук;
  • формируется координация глаз – теперь малыш не только слышит звук, но и фокусирует свое зрение на предмете, который его издает.

Речь

Зрение, слух и речь четырехмесячного ребенка

К четырем месяцам жизни у детей завершается формирование органа зрения. Они четко видят не только предметы, которые находятся на расстоянии 30-40 сантиметров от них, но и те, что расположены на отдалении в 3,5 метра. Правда фокусировать взгляд на дальних ракурсах детям еще не получается. Четырехмесячный ребенок учится различать цвета, больше всего его интересуют яркий контрастные игрушки и картинки. Малыш поворачивает голову и умеет переводить взгляд на 180 градусов, особенно хорошо это получается в вертикальном положении. Кроха уверено следит глазами за разными предметами, провожает их взглядом. Взяв в руку игрушку, ребенок сначала оценивает ее взглядом, лишь потом тянет в рот. Он также различает лица мамы, папы бабушки и реагирует на появление близких улыбкой. Начинают интересовать малыша движущиеся объекты, чего не было раньше. Он с удовольствием следить за электрическими паровозиками, машинами, домашними животными, старшими братиками и сестричками.

Слух у ребенка сравним с взрослым

Слух у ребенка 4 месяцев также совершенствуется, становится почти таким же, как у взрослых. Он уже умеет определять источник шума и поворачивает туда голову. Правда перед этим на несколько секунд задумывается, мозг анализирует полученную информацию. Малыш начинает различать голоса мамы и папы. Четырехмесячным детям очень нравится слушать самих себя, они экспериментируют со звуками, гулят то тише, то громче, издают громкие крики.

Иногда ребенок несколько секунд мычит, потом лепечет, агукает и опять замолкает. Все это развивающая игра, не следует пугаться. Очень интересно груднички реагируют на музыку. Веселая мелодия у них вызывает возбуждение, а спокойная наоборот, успокаивает. В этом возрасте дети начинают разделяться на визуалов и аудиалов. Первые лучше воспринимают зрительные образы, вторые — слуховые. Существует стереотип, что девочки воспринимают мир ушами, а мальчики глазами. На самом деле это не так, тип восприятия абсолютно не зависит от пола. Чему ребенок будет отдавать предпочтение, звукам или образам, зависит исключительно от его индивидуальных особенностей.

Зрение, слух и речь четырехмесячного ребенка

Развитие слуха у ребенка в 4 месяца жизни идет параллельно с развитием речи. Дети могут не только агукать и произносить простые открытые гласные «а», «о», а начинают соединять их с согласными. Прежде всего они учатся произносить звуки «м», «п», «б». Иногда у них получается сказать слово «мама», «папа» или «баба», но чаще получаются слоги «бо», «ма», «хе», «ый». В детском лепете уже начинают просматриваться особенности языка, на котором разговаривают родители. Ребенок начинает активно общаться с родителями. Он с радостью «отвечает» маме, реагирует на ее интонации, хоть слов еще не понимает. Если общение внезапно прекратить, малыш заходится плачем. Чужих людей он пока не боится, увидев нового человека проявляет к нему интерес и пытается «заговорить». Речевое развитие мальчика может быть более медленным, чем девочки. Хотя на четвертый месяц это еще не так заметно.

Подведем основные достижения малыша в возрасте четырех месяцев, которые связаны с развитием слуха и зрения. Вот чему успели научиться детки:

  • Видеть предметы на расстоянии 3,5 метров
  • Хорошо различать яркие и контрастные цвета
  • Следить за движущимися объектами
  • Менять угол зрения на 180 градусов
  • Определять источник шума и поворачивать туда голову
  • Различать голоса родителей, их интонации
  • Правильно реагировать на разные типы музыки
  • Произносить более сложные звукосочетания
  • Детям нравится общаться со взрослыми, они сами проявляют инициативу.

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют определять время по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно говорить , согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в года
  • Различает части тела человека и животных ;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.

Совет месяца

В шесть месяцев ребенок с удовольствием играет в самые разные игры: от простых «ку-ку» или «ладушек» до более активных с участием игрушек. Во время игры четко произносите названия основных цветов и понятий: «большой – маленький», «верх – низ», «синий – зеленый». Для таких логических занятий отлично подойдет пирамидка из колец, надеваемых на стержень, или из формочек, которые можно ставить друг на друга. Такие игры также помогают развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

Читайте также:  Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей