12 простых правил и советов научить ребенка читать

Несколько десятилетий назад дети учились осваивать чтение, только поступив в первый класс, а теперь дошколята не только различают буквы – они уже могут читать, считать и даже постигают новые языки. Несмотря на то что нагружать ребенка таким объемом знаний в раннем возрасте совсем не обязательно, многие родители готовят свое чадо к школе самостоятельно. Как без педагогического образования научить малыша читать по слогам? Расскажем в этой статье.

Когда учить ребенка читать?

В настоящее время существует множество методик обучения малыша чтению: это и метод Домана, и бархатные буквы Марии Монтессори, и кубики Зайцева, и метод Тюленева. Перечислять можно бесконечно. Все эти способы и пособия рассчитаны на обучения ребенка в домашних условиях самими родителями, но существуют и специальные кружки и курсы, где с малышами занимаются опытные преподаватели.

Но как понять, что пришло время учить ребенка читать? Это раньше родители не предавали большого значения домашнему обучению, а дети учились читать в школе в 6-7 лет. Сейчас ситуация изменилась, и малышей учат чтению чуть ли не с пеленок.

Чтобы понять, что чадо готово к обучению, стоит рассмотреть несколько факторов.

  • Прежде всего, кроха должен хорошо владеть речью, быстро составлять предложения, понимать значения простых слов.
  • У малыша не должно быть проблем со слухом и с произношением.
  • Кроха должен знать базовые направления: лево-право, верх-низ.

Впрочем, многие дети сами проявляют интерес к книгам – маме остается лишь доходчиво объяснить чаду, как это – читать.

Полезно: Лепка из пластилина с детьми – совмещаем приятное с полезным

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Сегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

О подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Читайте также:  Причины возникновения и направления в лечении ОРВИ у детей

Когда можно начинать?

Психологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Готовимся сами

Чтобы не попасть впросак, родителям стоит самим немного освежить в памяти все, что необходимо знать о навыках чтения

Вполне возможно, что родители сами вдруг не смогут вспомнить, что в алфавите 33 буквы или другие нюансы программы первого класса. Для начала откройте азбуку и напомните себе, в чем разница между буквами и звуками, какие называются гласными, а какие согласными.

Вспомните, что последние делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и сонорные. Для начала достаточно, остальное выучите с ребенком, когда он поступит в первый класс.

Готовимся сами

Важно уяснить раз и на долгое время – образовательный процесс занимает много времени, отнимает столько же сил и терпения, поэтому советуем запастись этими ресурсами как следует. Подружитесь с вашими новыми друзьями – регулярностью, повторением, объяснением, систематичностью.

Способы научить ребенка читать по слогам давно придумали за вас великие люди. Осталось только открыть книжку или почитать на хороших сайтах, что же выяснили специалисты для таких заботливых родителей как Вы.

Какие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

  1. Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
  2. Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
    • крупный шрифт
    • интересная тема
    • преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
    • отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
  1. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
  2. Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
  3. Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
  4. Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
  5. Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
  6. Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
  7. Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.
Читайте также:  Как вызвать у ребенка интерес к учебе и вернуть мотивацию

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

Складываем буквы в слоги

  • Когда малыш освоит несколько гласных и согласных – можно переходить к сложению их в слоги. Ведите пальчиком малыша от первой буквы в слове ко второй, просите кроху протянуть первую букву вслух и, когда пальчик дойдет до второй буквы, малыш назовет ее. Например, слово «уа», детка будет сначала тянуть «у-у-у», а затем скажет «а» и у него получится «уа».
  • Сначала ребенок будет складывать в слоги гласные буквы, потому что это довольно легко, можно пропевать их «а-а-а-а-у», «и-и-и-а», «у-у-у-а». Затем предложите детке складывать гласную букву в начале слога и согласную в конце, «ам», «ом», «ум». После этого переходите к слогам, которые начинаются на согласную, а заканчиваются гласной «ма», «му», «на».
Складываем буквы в слоги

Главное – терпение

Чтобы обучение чтению не превратилось бы в нестерпимую пытку для малыша и родителей, приучать ребенка «дружить» с книжкой нужно с 10-11 мес., читая ему вслух. Что еще нужно знать:

  1. Заниматься на первых порах следует не более 5-10 мин. по 3-4 раза в день. Постепенно длительность занятий можно увеличить до 15-20 мин. Самое главное – систематичность.
  2. Буквы легче запомнятся, если лепить из их пластилина или глины. Можно вырезать их из бархатной или наждачной бумаги, наклеить на картон и попросить ребенка обвести пальчиками контуры сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.
  3. Хорошая, хоть и старомодная тренировка – чтение магазинных вывесок. Из более современных методов – многочисленные онлайновые игры и тренажеры, в изобилии представленные в интернете.

Чтение – абсолютно необходимый навык для благополучной жизни ребенка.

С чего начать?

  1. Звуки.
  • Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
  • Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

  • Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги. 

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

     При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Учим различать звуки в словах

Чтобы ребенок научился читать, грамотно писал, надо:

  • научить различать твердые и мягкие, звонкие и глухие, согласные и гласные фонемы;
  • показать, как вычленять звуки в словах;
  • научить составлять новые слова по звуковым схемам.

Обращают внимание на то, что гласные образуются голосом, их можно петь. В произнесении согласных участвуют язык, губы, зубы. Чтобы определить ударный звук, надо произнести это слово с вопросительной интонацией или с удивлением. Строят словарные схемы. Четко произносят слово целиком, потом – каждый звук. Определяют, какой он – гласный или согласный. Если гласный, на стол кладут красный кубик, если согласный, то – синий.

Постепенно выложив все кубики, начинают «читать» схему. Позже учатся ставить ударение, обозначать мягкость звука. Сначала анализируют только те лексемы, у которых все звуки стоят в сильной позиции, затем переходят к более сложным случаям.

Лесенки из слов

Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:

  • коты
  • коты смотрят
  • коты смотрят в окно
  • коты смотрят в окно на облака

Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.

Лесенки из слов

Ключ к космической скорости чтения — в регулярной практике.

Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книгах «Скорочтение» и «Скорочтение на практике».

Обложка поста отсюда

Что советуют логопеды

Если ребенку около 3-4 лет, и процесс обучения затянулся (более 6 месяцев) — не торопитесь, отложите занятия до 5 лет. В этом возрасте интерес к чтению появится самостоятельно, и малыш осилит науку за 1-2 месяца.

Читая малютке книжки, постоянно акцентируйте его внимание на том, как хорошо уметь читать.

Вначале желательно знакомить со слогами, где две гласные («АУ»), потом — где звонкая согласная с гласной («БА», «РО», «МЫ»), напоследок остаются шипящие и глухие («ТА», «ХЕ», «ШИ») и пары гласная-согласная («АМ», «ЕР», «УН»).

Освоив слоги, переходите к чтению простейших слов: МА-МА, МЫ-ЛО, РА-МА. Всегда начинайте занятия с повторения и закрепления пройденного материала. Следите, чтобы будущий ученик не забывал делать паузы между словами, проверяйте усвоение прочитанного.

Что советуют логопеды

Возьмём пример из вышеупомянутого букваря (с. 58).

Длительность первых занятий для дошкольников 4-5 лет — менее 15 минут, далее их увеличивают до получаса.

Дети 5-7 лет быстро утомляются, поэтому постоянно меняйте вид деятельности: почитали – порисуйте или напечатайте буквы. Желательно использовать раскраски с изображением, так дошкольник отдохнёт и моторику потренирует.